Файл: ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА_Гришина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 578

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципиальная возможность сотрудничества в рамках конфликтного взаимо­действия допускается и другими авторами. Так, Л. А. Петровская указывает: «Со­трудничающее партнерство — наиболее адекватно гуманистической ориентации контакта, однако богатство реального общения вряд ли можно исчерпать одной-единственной позицией. Конфликтная компетентность сегодня — это, прежде все­го, освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне владения, конечно, и другими поведенческими стратегиями тоже» (Петровская, 1989, с. 106-107). Исхо­дя из перечисленных характеристик конфликта, используемые партнерами страте­гии разрешения конфликта могут быть определены как ДИАЛОГ.

Кооперация в данном контексте означает такой тип взаимодействия, участники которого стремятся к разрешению возникших между ними противоречий, незави­симо от фактора взаимоотношений между ними, опираясь на формальные возмож­ности решения проблемы (существующий порядок, предписания, нормы и т. д.). Как указывает Г. М. Андреева, «кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников» (Андреева, 1994, с. 91), подчер­кивая, что «кооперация и конкуренция лишь формы "психологического рисунка" взаимодействия» (с. 93).

При кооперации из взаимодействия исключаются неформальные компоненты, противостоящая сторона воспринимается как оппонент, воздействие участников ситуации друг на друга осуществляется в формальных рамках (не убеждение, но апелляция к законам, к власти, к нормам).

Кооперация с ее преимущественной ориентацией на решение проблемы, т. е. не на то, чтобы «договориться», но опираясь на формальные установления, прийти к удовлетворительному решению, развивается на основе опыта прежних разногла­сий, которые не были успешно преодолены и закрепились у участников ситуации в виде опыта «недоговоренности». Стратегия, направленная скорее на достижение формальных решений и оставляющая нерешенными проблемы их отношений, мо­жет быть обозначена как УХОД.

Конкуренция — это такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники не стремятся к разрешению существующих между ними проти­воречий. Целью их взаимодействия становится «победа» над противостоящей сто­роной, для чего применяются разнообразные средства, используемые при «борьбе с противником».

Конкуренция связана с опытом негативного взаимодействия, включавшего негатив ные эмоциональные компоненты — неприязнь, враждебность и т. д., актуализирующи­еся в новой ситуации и превращающие ее в новый этап «борьбы» между индивидами


При конкуренции неформальные компоненты — выход за рамки формального общения — присутствуют, но «с отрицательным знаком», т. к. выполняют функцию не поддержания отношений, но проявления враждебности; противостоящая сторо­на воспринимается как «противник»; используемые средства воздействия участни­ков конфликта друг на друга подчинены цели «победить». Перечисленные признаки соответствуют такому типу взаимодействия, которое ранее было определено нами как БОРЬБА. Таким образом, модель развития конфликта представляет собой про­цесс, основанный на прежнем опыте участников взаимодействия, порождающем их отношение к новой ситуации противоречия, что, в свою очередь, «задает» сценарий их нового взаимодействия (см. табл. 8-9).

Развитые выше соображения нашли свое практическое развитие в предложен­ной нами модели психологического посредничества как формы практической рабо­ты психолога по разрешению межличностных конфликтов.

Модели развития конфликта

Таблица 8-9

Прежний опыт

Позитивный опыт

Опыт непреодолен-

Опыт непреодолен-

взаимодействия

отсутствия разногла-

ных разногласий и

ных разногласий и

участников

сий или их успешного

«недоговоренности»

негативного эмоциональ-

конфликта

преодоления

ного взаимодействия

Отношение к

Уверенность в воз-

Отсутствие уверен-

Нежелание договари-

новой ситуации

можности договорен-

ности в возможности

ваться, актуализация

ности, стремление к

договориться, поиск

негативных чувств

поиску взаимопони-

формального выхода

мания

из ситуации

1

1

Параметры

взаимодействия

Цель

Договориться

Решить проблему

«Победить»

Неформальные

Позитивные нефор-

«Формализация

Негативные нефор-

компоненты

мальные компоненты

общения»

мальные компоненты

в общении

Восприятие проти-

Партнер

Оппонент

Противник

востоящей стороны

Средства воздей-

Использование не-

Использование фор-

Использование средств

ствия

формальных компо-

мальных компонентов,

борьбы — силовое

нентов — убеждения,

апелляция к формаль-

давление, эмоциональ-

аргументации, попы-

ному порядку

ные удары, «ловушки»

тки договориться

и т. п.

1

|

1

Тип взаимодействия

Сотрудничество

Кооперация

Конкуренция


Резюме

1. Биполярность конфликта обнаруживается во взаимодействии его сторон, ко­торое реализуется в разных стратегиях и тактиках действия.

2. Цели участников конфликтного взаимодействия связаны с предметной сто­роной конфликта (мотивы получения желаемого), его эмоциональными ас­пектами (эмоциональными установками участников конфликта относитель­но друг друга) и нормативным обоснованием своей позиции/действий для себя и/или для других (мотив «быть понятым» и «быть справедливым»).

3. Достижение целей участников конфликта может обеспечиваться использо­ванием ими разных стратегий: они могут ориентироваться на «выигрыш» обо­их или на достижение односторонних преимуществ. Эти установки могут различаться в разных целях, цели разных участников конфликта с точки зре­ния их значимости образуют иерархию, которая может изменяться в ходе конфликта. Цели могут соотноситься по-разному, в силу чего хотя они и яв­ляются регулятором поведения участников конфликта, но не могут одно­значно определять характер их взаимодействия.

4. Процесс взаимодействия в конфликте представляет собой серию взаимона­правленных интеракций, в ходе которых участники взаимодействия исполь­зуют разнообразные приемы и техники влияния на партнера, часть из кото­рых специфична для кооперативного или конкурентного взаимодействия, а остальные могут использоваться и в том и в другом контексте.

5. Различия между «борьбой» или «диалогом» как способами преодоления про­тиворечий связаны с тем, что участники конфликта либо пытаются оказать одностороннее влияние друг на друга, либо строят свое общение таким обра­зом, что и сами оказываются открыты влиянию партнера, поддерживая с ним диалог, результат которого может быть заранее неизвестен обоим и рождает­ся в ходе совместного поиска.

6. «Борьба» как категория методов воздействия на партнера, связанного с его использованием или устранением как помехи с пути достижения цели, вклю­чает в себя «жесткие» приемы силового давления и «мягкие» приемы манипу­лирования.

7. Трудности определения техник эффективной коммуникации связаны с от­сутствием четкой грани между конструктивными и деструктивными приема­ми, а также с методическими проблемами их вычленения.

8. Стратегии взаимодействия, развиваемые участниками конфликта, имеют ре­шающее значение для его протекания и исхода.

9. Общий характер отношений сторон — ситуационный контекст — оказывает влияние на их взаимодействие в конфликте. Кооперативные отношения по­рождают ориентацию участников не только на достижение своих целей, но и на сохранение хороших отношений в дальнейшем. Помимо этого, к факторам ситуации можно отнести прежний опыт отношений сторон, наличие благо приятных и неблагоприятных условий, в том числе «третьих сил», заинтере сованных в усилении или ослаблении конфликта, а также поведение партне ра по ситуации.


10 Факторы ситуации имеют безусловное влияние на поведение участников конфликта, однако это влияние не имеет однозначного характера и опосреду­ется другими факторами.

11. Выбор стратегии поведения осуществляется под влиянием психологической установки (ориентации), которая включает когнитивные, мотивационные и моральные компоненты. Психологические ориентации возникают как под влиянием объективных характеристик каждой из сторон, так и в силу инди­видуальных особенностей людей, обнаруживающих преимущественную склонность к выбору тех или иных стратегий взаимодействия.

12. Образы конфликтной ситуации, включающие отражение происходящего, об­разы участников конфликта (в том числе и собственных переживаний) и их интерпретацию, являются важнейшими регуляторами поведения участни­ков конфликтной ситуации; независимо от степени своей «истинности» именно они детерминируют поведение участников конфликта.

13. Процессы межличностного познания в конфликтной ситуации характеризу­ют повышенная заинтересованность в построении адекватного психологи­ческого образа партнера, интенсивная работа по интерпретации и прогнози­рованию его поведения, высокая степень «пристрастности» к партнеру, «зак­рытость» общения партнера — реальная или подозреваемая.

14. Образы «другого» пристрастны и отражают тенденцию к возложению ответ­ственности за конфликт на «другого» и к наделению его «плохими чертами», с помощью чего обесценивается его позиция и усиливается своя. Тем самым противопоставление «Я — Другой» (как и «Мы — Они») выполняет защит­ную функцию.

15. Конфликт — это явление социальное. В этом своем качестве он характеризу­ется ценностно-нормативными свойствами. Нормативный аспект конфликта проявляется в трех отношениях: стремление участника конфликта к норма­тивному обоснованию своих позиций и действий, существование правил кон­фликтного взаимодействия, существование культурных и этических норм конфликтного взаимодействия.

16. В конфликте может наблюдаться явление «двойного стандарта», проявляю­щееся в существовании разных нормативов «для себя» и «для другого», за которым стоит приписывание разного смысла одним и тем же действиям уча­стников конфликта. При этом свое поведение интерпретируется как предо­пределенное в большей мере ситуационными факторами, как вынужденная реакция на сложившиеся обстоятельства и действия противостоящей сторо­ны. «Другой» воспринимается как более «свободный» в своих действиях, ко­торые интерпретируются как преднамеренные и за которые он, следователь­но, несет полную ответственность.


17. В условиях конфликта его участники могут иметь тенденцию к противопо­ставлению «себя» и «другого», причем если «Я» описывается в позитивном ключе, то другой — «Он» — наделяется различными негативными чертами, что выполняет функцию поддержки и обоснования человеком своей пози­ции. Через соответствующее построение образа себя и образа другого проис­ходит обоснование своей и дискредитация чужой позиции.

1 О 1\рИ ЮрИОМ, К КО I Орому II уыЦЖИМЛ рсиличпыл liujniinn cniliMjiri^yiu i poi. i ми

ки конфликтных ситуаций, является понятие справедливости. В значении того, что должно быть, того, что является само собой разумеющимся, «пра­вильным» оно становится одним из принципов морального обоснования сво­ей позиции участниками конфликта. Однако представление о справедливос­ти не может выступать действительно реальным критерием в регуляции от­ношений участников конфликта в силу возможности его различной интер­претации.

19. Характер и последовательность действий участников конфликта определя­ются системой их представлений о «правильном» поведении. Развитие конф­ликта происходит по «правилам», которые могут иметь скрытый характер, принимаются участниками взаимодействия за «нечто само собой разумею­щееся» и потому не всегда рефлексируются ими.

20. Правила конфликта отражают представления его участников о «правиль­ной» логике развития конфликта, причем правила варьируют в зависимости от особенностей ситуации (например, для ситуаций конфликта с руководите­лем, коллегой и подчиненным могут существовать разные правила).

21. Конфликты — это явление культуры. Само их содержание определяется культурными факторами. Процесс возникновения и развития конфликтов ре­гулируется культурными нормами, приводящими в ряде случаев к появле­нию особых культурных ритуалов, связанных с возникновением и разреше­нием конфликта, а также с действиями его участников.

22. Взаимодействие в противоречивых ситуациях, где цели участников оказыва­ются либо несовместимыми, либо противоречивыми, актуализирует этиче­ский аспект. Конфликт может вестись по правилам «честной» или «нечест­ной игры». Этическая проблема возникает тогда, когда партнер рассматрива­ется каксредство достижения цели или, напротив, помеха на пути к ней, т. е. должен быть или использован, или нейтрализован.

23. Важнейшим фактором, «задающим» установку человека на тот или иной тип взаимодействия с партнером, является прежний опыт их отношений. Уста­новки участников конфликта, в свою очередь, начинают определять такие характеристики конфликта, как преследуемые цели, восприятие партнера по ситуации, «объем» предмета разногласий, характер взаимодействия с парт­нером, используемые средства воздействия на него. На основе обобщения результатов анализа отмеченных характеристик конкретных конфликтов можно выделить разные модели развития конфликта: модель сотрудниче­ства, модель кооперации, модель конкуренции.