ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 573
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Основы изучения конфликтов.....................................19
Глава 1 философско социологическая традиция изучения конфликтов 20
Глава 2 психологическая традиция
Глава 4 методы изучения конфликта 126
Часть 2. Феноменология конфликтов 149
Глава 5 как описываются конфликты 150
Глава 6 возникновение конфликтов. Оценка ситуации 161
Глава 7 возникновение конфликтов.
Глава 8 конфликтное взаимодействие 209
Часть 3 разрешение конфликтов 283
Глава 10 работа с конфликтами.
Глава 11 посредничество психолога
Часть 4. Обучение навыкам эффективного поведения
ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
Серия «Мастера психологии»
Гришина Н. В.
Психология конфликта— СПб Питер, 2005 — 464 с ил — (Серия «Мастера психологии»)
ISBN 5-314-00115-2
«Психология конфликта» — первое издание в котором полно и систематично изложены психологические проблемы конфликтов Виды конфликтов, психологические подходы к их пониманию, анализ взаимодействия людей в конфликтных ситуациях, особенности переживания человеком конфликтов закономерности реакций людей на трудные ситуации в общении, переговорные модели разрешения конфликтов, психологическая помощь людям при возникновении конфликтов — это и многое другое представлено на страницах этой, не имеющей аналогов, книги. Она может оказать необходимую помощь в практической работе психологам, педагогам, социальным работникам менеджерам, социологам
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Введение Ч ГО ТАКОЕ КОНФЛИКТ. Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой. Классификации видов конфликтных явлений. Научные определения конфликтов. Признаки конфликтов. Резюме.
Часть 1. Основы изучения конфликтов.....................................19
Глава 1 философско социологическая традиция изучения конфликтов 20
Борьба в человеческом обществе
Социал- дарвинизм 21
Функциональная («равновесная») модель 24
«Конфликтная модель» 25
К Маркс и Г Зиммель социология конфликта 26
Р Дарендорф и Л Козер начало конфликтологии 29
Конфликтный функционализм
позитивные функции конфликтов 31
Победа теоретиков конфликта 32
Становление конфликтологии 34
Изучение конфликтов в отечественной науке 35
Как сегодня понимаются конфликты 39
Резюме 40
Глава 2 психологическая традиция
ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 43
Конфликты человеческой души
интрапсихическая интерпретация 44
Ситуационные подходы исследование
конфликта как реакции на внешнюю
ситуацию 51
Когнитивистские подходы конфликт
как когнитивный феномен 57
Разные феноменологии конфликта |
|
и разные объяснительные модели |
63 |
Современные тенденции в подходе |
|
к конфликтам признанное и спорное |
65 |
Резюме |
75
|
Глава 3 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ |
|
|
|
Личностные конфликты |
79 |
Межличностные конфликты |
88 |
Межгрупповые конфликты |
101 |
Внутригрупповые конфликты |
113 |
Общность конфликтов разных видов |
120 |
Резюме |
123 |
|
|
Глава 4 методы изучения конфликта 126
Экспериментальные исследования
конфликта в лабораторных условиях
игровые процедуры и создание
конфликта 127
Эксперименты с провоцированием
конфликтов в естественных условиях 134
Изучение специфических форм
социального взаимодействия как
моделей конфликта 136
Опросные методы 138
Резюме 147
Часть 2. Феноменология конфликтов 149
Глава 5 как описываются конфликты 150
Категории проблемного поля описания конфликтов 150
Содержание понятия конфликта в обыденном сознании 151
Структурные характеристики конфликта 156
Динамические характеристики конфликтов 159
Резюме 160
Глава 6 возникновение конфликтов. Оценка ситуации 161
Критические жизненные ситуации 161
Объективно-субъективная природа конфликтов 163
Восприятие ситуации 165
Определение ситуации 167
Определение ситуации как конфликтной 171
Факторы определения ситуации как конфликтной 175
Синтез ситуационного и личностного подходов 187
Резюме 187
Глава 7 возникновение конфликтов.
ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ 190
Реакция человека на возникающие проблемы 192
Уход от конфликта 195
«Подавление» («Борьба») 202
Диалог 205
Резюме 208
Глава 8 конфликтное взаимодействие 209
Мотивы и цели участников взаимодействия 210
Стратегии и тактики взаимодействия 217
Регуляторы конфликтного взаимодействия 231
Нормативные регуляторы 245
Модели развития межличностной конфликтной ситуации 270
Резюме 279
Часть 3 разрешение конфликтов 283
Глава 9 разрешение конфликтов
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 284
Становление практики управления конфликтами 285
Основные понятия управления конфликтами 291
Работа с конфликтами 303
Участие третьей стороны в разрешении конфликтов 312
Психология людей против усилий конфликтологии 326
Резюме 328
Глава 10 работа с конфликтами.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 330
Психотерапии диалог человека с самим собой 331
Психологическое консультирование 354
Групповая психотерапевтическая работа 357
Взаимодействие психолога и клиента 364
Проблема метода: от оппозиции к интеграции,
от запретов к свободе 368
Резюме 372
Глава 11 посредничество психолога
В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТА 375
Работа терапевта с реальными ситуациями
межличностных отношений 376
Принципы психологического посредничества 380
Барьеры коммуникации в конфликте и
возможность взаимопонимания 384
Процесс психологического посредничества 387
Резюме 417
Часть 4. Обучение навыкам эффективного поведения
В КОНФЛИКТАХ И ИХ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ. 419
Глава 12 обучение эффективному поведению
В КОНФЛИКТАХ И ИХ РАЗРЕШЕНИЮ 420
Практика разрешения конфликтов: дети — взрослые 420
Формирование навыков конструктивного поведения
в конфликтах в детском возрасте 424
Обучающие программы для школьников 428
Ориентация взрослых на конструктивное взаимодействие 430
Школьное посредничество 433
Навыки посредничества для профессионалов 439
Резюме 452
Заключение 453
Список литературы 454
ОТ АВТОРА
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование . К проб-лемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей . К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом р напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов
Мы оказались неподготовлены к этой сложной ситуации Ориентация на «бесконфликтное» развитие общества делала проблематику конфликтов неперспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами Не хватает подготовленных специалистов, а некомпетентные усилия по преодолению конфликтности лишь усугубляют ситуацию Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных проблем, естественно, не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях, оказываются мало успешными.
В какой-то мере это противоречие — осознания необходимости научного осмысления и практической работы с конфликтами и неготовности к ней — касается и психологов В то же время проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий.