Файл: ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА_Гришина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 573

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

Серия «Мастера психологии»

Гришина Н. В.

Психология конфликта— СПб Питер, 2005 — 464 с ил — (Серия «Мастера психологии»)

ISBN 5-314-00115-2

«Психология конфликта» — первое издание в котором полно и систематично изложены психологические проблемы конфликтов Виды конфликтов, психологи­ческие подходы к их пониманию, анализ взаимодействия людей в конфликтных ситуациях, особенности переживания человеком конфликтов закономерности ре­акций людей на трудные ситуации в общении, переговорные модели разрешения конфликтов, психологическая помощь людям при возникновении конфликтов — это и многое другое представлено на страницах этой, не имеющей аналогов, книги. Она может оказать необходимую помощь в практической работе психологам, педа­гогам, социальным работникам менеджерам, социологам

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Введение Ч ГО ТАКОЕ КОНФЛИКТ. Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой. Классификации видов конфликтных явлений. Научные определения конфликтов. Признаки конфликтов. Резюме.

Часть 1. Основы изучения конфликтов.....................................19

Глава 1 философско социологическая традиция изучения конфликтов 20

Борьба в человеческом обществе

Социал- дарвинизм 21

Функциональная («равновесная») модель 24

«Конфликтная модель» 25

К Маркс и Г Зиммель социология конфликта 26

Р Дарендорф и Л Козер начало конфликтологии 29

Конфликтный функционализм

позитивные функции конфликтов 31

Победа теоретиков конфликта 32

Становление конфликтологии 34

Изучение конфликтов в отечественной науке 35

Как сегодня понимаются конфликты 39

Резюме 40

Глава 2 психологическая традиция

ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 43

Конфликты человеческой души

интрапсихическая интерпретация 44

Ситуационные подходы исследование

конфликта как реакции на внешнюю

ситуацию 51

Когнитивистские подходы конфликт

как когнитивный феномен 57

Разные феноменологии конфликта

и разные объяснительные модели

63

Современные тенденции в подходе

к конфликтам признанное и спорное

65

Резюме

75

Глава 3 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

Личностные конфликты

79

Межличностные конфликты

88

Межгрупповые конфликты

101

Внутригрупповые конфликты

113

Общность конфликтов разных видов

120

Резюме

123


Глава 4 методы изучения конфликта 126

Экспериментальные исследования

конфликта в лабораторных условиях

игровые процедуры и создание

конфликта 127

Эксперименты с провоцированием

конфликтов в естественных условиях 134

Изучение специфических форм

социального взаимодействия как

моделей конфликта 136

Опросные методы 138

Резюме 147

Часть 2. Феноменология конфликтов 149

Глава 5 как описываются конфликты 150

Категории проблемного поля описания конфликтов 150

Содержание понятия конфликта в обыденном сознании 151

Структурные характеристики конфликта 156

Динамические характеристики конфликтов 159

Резюме 160

Глава 6 возникновение конфликтов. Оценка ситуации 161

Критические жизненные ситуации 161

Объективно-субъективная природа конфликтов 163

Восприятие ситуации 165

Определение ситуации 167

Определение ситуации как конфликтной 171

Факторы определения ситуации как конфликтной 175

Синтез ситуационного и личностного подходов 187

Резюме 187


Глава 7 возникновение конфликтов.

ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ 190

Реакция человека на возникающие проблемы 192

Уход от конфликта 195

«Подавление» («Борьба») 202

Диалог 205

Резюме 208

Глава 8 конфликтное взаимодействие 209

Мотивы и цели участников взаимодействия 210

Стратегии и тактики взаимодействия 217

Регуляторы конфликтного взаимодействия 231

Нормативные регуляторы 245

Модели развития межличностной конфликтной ситуации 270

Резюме 279

Часть 3 разрешение конфликтов 283

Глава 9 разрешение конфликтов

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 284

Становление практики управления конфликтами 285

Основные понятия управления конфликтами 291

Работа с конфликтами 303

Участие третьей стороны в разрешении конфликтов 312

Психология людей против усилий конфликтологии 326

Резюме 328

Глава 10 работа с конфликтами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 330

Психотерапии диалог человека с самим собой 331

Психологическое консультирование 354

Групповая психотерапевтическая работа 357

Взаимодействие психолога и клиента 364

Проблема метода: от оппозиции к интеграции,

от запретов к свободе 368

Резюме 372

Глава 11 посредничество психолога

В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТА 375

Работа терапевта с реальными ситуациями

межличностных отношений 376

Принципы психологического посредничества 380

Барьеры коммуникации в конфликте и


возможность взаимопонимания 384

Процесс психологического посредничества 387

Резюме 417


Часть 4. Обучение навыкам эффективного поведения

В КОНФЛИКТАХ И ИХ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ. 419

Глава 12 обучение эффективному поведению

В КОНФЛИКТАХ И ИХ РАЗРЕШЕНИЮ 420

Практика разрешения конфликтов: дети — взрослые 420

Формирование навыков конструктивного поведения

в конфликтах в детском возрасте 424

Обучающие программы для школьников 428

Ориентация взрослых на конструктивное взаимодействие 430

Школьное посредничество 433

Навыки посредничества для профессионалов 439

Резюме 452

Заключение 453

Список литературы 454

ОТ АВТОРА

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование . К проб-лемам возникновения и эффек­тивного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия про­являют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей . К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом р напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребнос­тью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помо­щи в разрешении конфликтов

Мы оказались неподготовлены к этой сложной ситуации Ориентация на «бес­конфликтное» развитие общества делала проблематику конфликтов неперспектив­ной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами Не хватает подготовленных специалистов, а некомпетентные усилия по преодолению конфликтности лишь усугубляют ситуацию Попытки копирова­ния опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных проблем, естественно, не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокуль­турных условиях, оказываются мало успешными.

В какой-то мере это противоречие — осознания необходимости научного осмыс­ления и практической работы с конфликтами и неготовности к ней — касается и психологов В то же время проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки Во многих теоретических подходах психологические кон­фликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являют­ся источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктив­ный жизненный сценарий.