Файл: Смирнова Е.Е. Гендерология пр. РИО.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Электронная версия

ТЕМА 11 ПРОБЛЕМЫ МАСКУЛИННОСТИ

Характеристика современного кризиса маскулинности. Факторы, определяющие социальную жизнь мужчин.

Изменения в мужской гендерной модели в условиях трансформации гендерной системы современного общества. Особенности мужских гендерных стереотипов и их эволюция в России

Одна из особенностей современного этапа гендерных исследований состоит в том, что их объектом, наряду с женщинами, все чаще становятся мужчины. Данное обстоятельство имеет свои интеллектуальные и социально-политические предпосылки.

Начиная с 1970-х гг. сначала на Западе, а затем и в СССР стали много говорить и писать о том, что традиционный мужской стиль жизни, а возможно, и сами психологические свойства мужчины не соответствуют современным социальным условиям и что мужчинам приходится платить за свое господствующее положение слишком большую цену. Однако причины этого кризиса маскулинности и возможные пути его преодоления трактуются по-разному и даже противоположно.

С одной стороны, проблема заключается в том, что мужчины как гендерный класс или социальная группа отстают от требований времени, их установки, деятельность и особенно групповое самосознание, представления о том, каким может и должен быть мужчина, не соответствуют изменившимся социальным условиям и подлежат радикальному изменению и перестройке. С другой стороны, социальные процессы, расшатывающие мужскую гегемонию, несут в себе угрозу вековым «естественным» устоям человеческой цивилизации и призывают мужчин как традиционных защитников стабильности и порядка положить конец этой деградации и вернуть общество назад, в спокойное и надежное прошлое.

В последней трети ХХ в. исторический кризис привычного гендерного порядка стал вызывать растущую озабоченность и недовольство как мужчин, так и женщин. Если в ХIХ в. в европейском общественном сознании появился так называемый женский вопрос, то теперь можно говорить о появлении особого мужского вопроса.

Появление организованного и идеологически оформленного женского движения воспринимается мужчинами одновременно как угроза, интеллектуальный вызов и пример для подражания, порождая потребность защищать свои собственные групповые интересы.

Мужская общественная жизнь обусловливается тремя специфическими факторами:

73


Электронная версия

1)мужчины как группа пользуются институциональными привилегиями за счет женщин как группы;

2)за узкие определения маскулинности, обещающие им высокий статус и привилегии, мужчины расплачиваются поверхностными межличностными отношениями, плохим здоровьем и преждевременной смертью;

3)неравенство в условиях патриархата распространяется не только на женщин, но и на мужчин: гегемонистская маскулинность белых гетеросексуальных мужчин среднего и высшего класса конструируется в противовес не только фемининностям, но и подчиненным (расовым, сексуальным и классовым) маскулинностям.

Кризис маскулинности связан в первую очередь с изменением социальных условий, социального положения и характера деятельности мужчин и женщин.

Всовременных условиях трансформации общества, его гендерной системы наблюдаются следующие изменения в мужской гендерной модели:

1. В сфере производственных отношений происходит постепенное и ускоряющееся разрушение традиционной системы гендерного разделения труда, ослабление дихотомизации и поляризации мужских и женских социально-производственных функций, ролей, занятий и сфер деятельности. Ведущей, динамической силой этого процесса являются женщины, которые быстро осваивают мужские профессии, сравниваются с мужчинами по уровню образования и т. д.

2. В политической сфере параллельно этому, хотя с некоторым отставанием, меняются гендерные отношения власти. Мужчины постепенно утрачивают былую монополию на публичную власть. Всеобщее избирательное право, принцип гражданского равноправия полов, увеличение номинального и реального представительства женщин во властных структурах – общие тенденции нашего времени.

3. В том же направлении, но с гораздо большим хронологическим отставанием и количеством вариаций эволюционируют брачно-семейные отношения. В современном браке гораздо больше равенства, понятие отцовской власти все чаще заменяется понятием родительского авторитета, а «справедливое распределение домашних обязанностей» становится одним из важнейших признаков семейного благополучия.

4. В ХХ в. существенно изменился характер социализации мальчиков. Более раннее и всеобщее школьное обучение повышает степень

влияния общества сверстников по сравнению с влиянием родителей. А поскольку школьное обучение большей частью является совместным, это уменьшает половую сегрегацию и облегчает взаимопонимание мальчиков и девочек, создавая предпосылки для более равных и широких

74


Электронная версия

кооперативных отношений между взрослыми мужчинами и женщинами в разных сферах общественной и личной жизни.

5.Изменения в структуре гендерных ролей преломляются в социокультурных стереотипах маскулинности. Хотя в массовом сознании нормативные мужские и женские свойства по-прежнему выглядят альтернативными и взаимодополнительными, многие социальнозначимые черты личности считаются гендерно-нейтральными или допускающими существенные социально-групповые и индивидуальные вариации.

6.Социокультурные перемены распространяются на социальные представления о специфике мужского тела, критериях мужской красоты

играницах мужской эмоциональной чувствительности. В условиях жестких иерархических отношений мужская привлекательность ассоциировалась преимущественно с качествами, основанными на силе и власти. «Воспитание чувств» у мальчика практически сводилось к самообладанию, нежность и чувствительность считались проявлениями слабости и женственности. Сегодня социально эмансипированные и образованные женщины предъявляют к мужчинам повышенные требования психологического характера, которые многим мужчинам трудно удовлетворить. Это способствует развитию у мужчин более сложных и тонких форм саморефлексии, расшатывая образ монолитного мужского «Я».

7.Усложняются и взаимоотношения между мужчинами. Мужские отношения всегда были и остаются соревновательными и иерархическими. По мере того как элементарный биологический отбор, обеспечивающий выживание наиболее приспособленных особей, был дополнен и отчасти заменен социокультурным отбором, преимущество получили не столько самые физически сильные и агрессивные, сколько наиболее умные и креативные мужчины, социальные достижения которых обеспечивают более высокий статус им самим и их потомству. Однако в разных средах и на разных стадиях жизненного пути критерии успеха могут быть разными.

8.Меняется характер мужской сексуальности. Сексуальная революция ХХ в. была прежде всего женской. Идея равенства прав и обязанностей полов в интимной жизни – отражение общего принципа социального равенства. Сравнительно-исторический анализ динамики сексуального поведения, установок и ценностей за последние полстолетия показывает повсеместное резкое уменьшение поведенческих и мотивационных различий между мужчинами и женщинами в возрасте сексуального дебюта, в числе сексуальных партнеров, в проявлении сексуальной инициативы, отношении к эротике и т. д.

9.Частный, но очень важный аспект этого процесса – рост терпимости к гомосексуальности. Однополая любовь уже самим фактом

своего существования подрывает иллюзию абсолютной

75


Электронная версия

противоположности мужского и женского. В современном обществе гомофобия постепенно ослабевает, причем наибольшую терпимость к гомосексуальности обнаруживают молодые и лучше образованные люди.

Степень и темпы изменения гендерного порядка и соответствующих ему образов маскулинности очень неравномерны: в разных странах, в разных социально-экономических слоях, в разных социально-возрастных группах и среди разных типов мужчин.

Многие традиционные константы мужского самоутверждения и самооценки не исчезают, а скорее смягчаются и видоизменяются.

Общая модель мужского поведения и мотивации по-прежнему предполагает проекцию вовне, потребность в достижении и инструментальный, в противоположность экспрессивному, стиль жизни.

Сохраняется и мужская потребность отличаться от женщин. Отделение от изначально женского, материнского начала – необходимый аспект мужской самоидентификации.

Важнейшим социальным институтом, способствующим формированию и поддержанию специфических маскулинных ценностей, самосознания и стиля жизни, остается иерархическое мужское сообщество.

Гомосоциальность, ориентация на общение преимущественно или исключительно с представителями собственного пола, отличающая мужчин от женщин, существует и за пределами подросткового возраста. Несмотря на резкое уменьшение в современном обществе числа и удельного веса исключительно мужских сообществ (даже армия перестала быть чисто мужским институтом), потребность в общении с себе подобными у мужчин по-прежнему велика, а исключительное мужское товарищество и мужская дружба остаются предметами культа и возрастной ностальгии.

Сохраняются, несмотря на ломку гендерного разделения труда и ослабление соционормативных канонов маскулинности, и определенные когнитивные гендерные различия, особенно в направленности интересов и содержании деятельности. Даже когда мужчины и женщины делают практически одну и ту же работу, они часто делают ее не совсем одинаково и руководствуются разными мотивами.

Сохраняет актуальность и такая особенность мужского характера, как агрессивность и склонность к насилию. В науке существуют противоречивые точки зрения на эту проблему. Одни авторы утверждают, что мужчины самой природой предназначены быть насильниками и агрессорами, потому что агрессивное поведение детерминируется и стимулируется тестостероном. Другие, напротив, считают мужскую агрессивность следствием неправильного воспитания мальчиков и требуют его изменения.

76


Электронная версия

Сохраняются и некоторые особенности мужской сексуальности. При всем выравнивании мужских и женских сексуальных сценариев, молодые мужчины по-прежнему отождествляют маскулинность с сексуальностью, осмысливая последнюю главным образом количественно (размеры пениса, сила эрекции, частота сношений и количество женщин). Мужская сексуальность остается более экстенсивной, предметной, не связанной с эмоциональной близостью и переживается не как отношение, а как завоевание и достижение.

Гендерный порядок и стереотипы маскулинности в России всегда были противоречивыми. Хотя древнерусское общество было типично мужским и патриархатным, женщины играли заметную роль не только в его семейной, но и в политической и культурной жизни. В русских сказках присутствуют не только образы воинственных амазонок, но и беспрецедентный по европейским стандартам образ Василисы Премудрой. Европейских путешественников и дипломатов ХVIII – начала ХIХ в. удивляла высокая степень самостоятельности русских женщин, то, что они имели право владеть собственностью, распоряжаться имениями и т. д.

В русской семье существовало особое почтение к женщине-матери, тогда как отцы и мужья часто выглядели слабыми и несамостоятельными. Маскулинность часто проявлялась главным образом в деструктивной и антисоциальной форме – в бесшабашной удали, пьянстве, драках и т. п.

Советское «равенство полов» молчаливо предполагало подгонку женщин, включая и их тело, к традиционному мужскому стандарту (все одинаково работают, все готовятся к труду и обороне, никаких особых женских проблем и т. д.). Одним из аспектов этой политики была и лицемерная большевистская сексофобия.

Советский тоталитаризм был по своей сути мужской культурой. Однако гипертрофия одних «маскулинных» ценностей (коллективизм, дисциплина, самоотверженность) достигалась за счет атрофии других, не менее важных черт – энергии, инициативы, независимости и самостоятельности.

Экономическая неэффективность советской системы в сочетании с политическим деспотизмом и бюрократизацией общественной жизни оставляли мало места для индивидуальной инициативы и независимости. Чтобы добиться экономического и социального успеха, нужно было быть не смелым, а хитрым, не самостоятельным, а конформным. С раннего детства и до самой смерти советский мужчина чувствовал себя социально и сексуально зависимым и ущемленным.

Социальная несвобода усугублялась глобальной феминизацией институтов социализации и персонифицировалась в доминантных женских образах. Это начиналось с раннего детства в родительской семье. Из-за высокого уровня нежеланных беременностей и огромного количества

77