ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
Электронная версия
разводов каждый пятый ребенок в СССР воспитывался без отца или хотя бы отчима. В середине 1980-х гг. только в так называемых материнских семьях воспитывалось около 13,5 млн детей. То же самое наблюдается и сегодня.
Вдетском саду и в школе главные властные фигуры – женщины. В официальных подростковых и юношеских организациях (пионерская организация, комсомол) тон задавали девочки (среди секретарей школьных комсомольских организаций они составляли три четверти). Мальчики и юноши находили отдушину только в неформальных уличных компаниях и группах, где власть и символы были исключительно мужскими.
После женитьбы молодому мужчине приходилось иметь дело с любящей, заботливой, но часто доминантной женой, которая, как некогда его мама, лучше него самого знала, как планировать семейный бюджет и что нужно для дома, для семьи. А в общественно-политической жизни все контролировалось властной «материнской» заботой КПСС.
Этот стиль социализации, несовместимый ни с индивидуальным человеческим достоинством, ни с традиционной моделью маскулинности, вызывал противоречивые психологические реакции.
На идеологическом уровне безотцовщина и тоска по мужскому началу способствовали трансформации образа отсутствующего реального отца в характерный для всякого тоталитарного сознания мифологизированный унитарный образ Вождя, Отца и Учителя.
Несколько ниже располагались идеализированные образы коллективной маскулинности, мужского (особенно воинского) товарищества и дружбы. Принадлежность к коллективному мужскому телу, сочетающая гомосоциальность с неосознанным гомоэротизмом, психологически компенсировала мужчине его слабость и несамостоятельность в качестве отдельного индивидуума: каков бы я ни был сам по себе, в рамках группового «мы, мужики», я силен и непобедим.
На бытовом уровне компенсация и гиперкомпенсация «слабой» маскулинности имеет несколько вариантов.
Водном случае это идентификация с традиционным образом сильного и агрессивного мужика, утверждающего себя пьянством, драками, жестокостью, членством в агрессивных мужских компаниях, социальным и сексуальным насилием.
Во втором случае покорность и покладистость в общественной жизни компенсируется жестокой тиранией дома, в семье, по отношению к жене и детям.
Втретьем случае социальная пассивность и связанная с нею выученная беспомощность компенсируется бегством от личной ответственности в беззаботный игровой мир вечного мальчишества. Не выучившись в детстве самоуправлению и преодолению трудностей, такие
78
Электронная версия
мужчины навсегда отказываются от личной независимости, а вместе с нею – от ответственности, передоверяя социальную ответственность начальству, а семейную – жене.
Крушение советской системы не изменило прежних стереотипов маскулинности, но сделало их более артикулированными и разнообразными.
Агрессивная маскулинность активно насаждается и проигрывается в сфере «силового предпринимательства», субъектами которого являются организованные преступные группировки, частные охранные предприятия и близкие к ним структуры. Рекрутируясь из спортсменов, «качков» и бывших уголовников, подростки переносят в деловую и общественную жизнь понятия и нравы культа физической силы, пренебрежения к ценности человеческой жизни, готовности к применению насилия и т. д., рассматриваемые как проявления подлинной «мужской жизни». Распространение подобных нравов и ценностей среди подростков угрожает самим устоям цивилизованного и правового общества.
Классический канон гегемонной маскулинности успешно эксплуатируется действующими политиками и имиджмейкерами.
Однако, несмотря на популярность, он не является безраздельно господствующим. Важным показателем его дезорганизации может служить трансформация образа солдата. Солдат всегда считался живым воплощением маскулинности, а армия – школой воспитания мужества. Теперь солдат часто рисуется как слабый и беспомощный мальчик, над которым безнаказанно издеваются его начальники и старослужащие (дедовщина), а выручать его из всех бед должна мама, которая может даже увезти его из армии.
Вопросы для самопроверки и контроля
1.В чем заключается сущность и каковы причины современного кризиса маскулинности?
2.Какими факторами определяется общественная жизнь мужчин?
3. Дайте характеристику |
основным |
направлениям |
изменений |
в мужской гендерной модели в |
условиях |
трансформации |
гендерной |
системы современного общества. |
|
|
|
4.Каким образом изменяются традиционные характеристики мужского поведения на современном этапе развития общественных отношений?
5.Назовите особенности стереотипов маскулинности в России.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1.Эволюция маскулинных стереотипов в европейском и российском обществе.
2.Факторы воздействия на динамику маскулинности.
79
Электронная версия
3.Мужские исследования и мужские общественные движения.
4.Пути решения проблем современных российских мужчин в рамках социальной работы.
Рекомендуемая литература
Гендер для «чайников». – М.: Звенья, 2006. – 262 с.
Гендерное общество: пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» РОССПЭН, 2006. – 464 с.
Гилмор Д. Становление мужественности: Культурные концепты
маскулинности: пер. с англ. / Д. Гилмор. – М.: РОССПЭН, 2005. – 264 с. |
|
||||
Ерохина Л. Д. |
Гендерология |
и |
феминология: учеб. |
пособие |
/ |
Л. Д. Ерохина. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 384 с. |
|
|
|||
Зуйкова Е. М. |
Феминология |
и |
гендерная политика: |
учебник |
/ |
Е. М. Зуйкова, Р. И, Ерусланова. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 300 с.
Калабихина И. Е. Гендерные вопросы в России в конце ХХ века: фокус-групповое исследование в городской и сельской местности / И. Е. Калабихина. – М.: Акисфлат, 2004. – 274 с.
Кон И. Мужчина в меняющемся мире / И. Кон. – М.: Время, 2009. –
496 с.
Малышева М. М. Современный патриархат: Социально-экономическое эссе/ М. М. Малышева. – М.: Academia, 2001. – 352 с.
Наслаждение быть мужчиной: западные теории маскулинности и постсоветские практики / под ред. Ш. Берд и С. Жеребкина. – СПб., 2008. – 296 с.
О муже(N)ственности: сб. статей / сост. С. Ушакин. – М.: Новое лит.
обозрение, 2002. – 720 с.
Основы гендерной политики (гендерология). – М.: Перспектива, 2008. – 208 с.
Петрова Р. Г. Гендерология и феминология: учеб. пособие / Р. Г. Петрова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд.-торг. корпорация
«Дашков и Ко», 2009. – 272 с.
Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной – 2-е
изд. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. – М.: Информация, 2002. – 256 с.
Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Е. ЯрскойСмирновой. – М.: РОССПЭН, 2004. – 292 с.
Ушакин С. Поле пола / С. Ушакин. – М.: Вариант: Европ. гуманит.
ун-т, 2007. – 320 с.
80
Электронная версия
ТЕМА 12 ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МОЛОДЕЖЬЮ
Особенности гендерной социализации юношей и девушек на современном этапе развития общества. Основные направления социальной работы с девушками, юношами, молодыми женщинами и мужчинами
В современной ситуации изменения структуры социальных норм и ценностей использование идей гендерного подхода в социальной работе с молодежью приобретает особое значение.
Социальная интеграция молодежи в социально-экономических условиях индустриального и информационного развития человеческой цивилизации XXI в. оказывает заметное влияние на демографическую тенденцию и планирование брачно-семейных отношений.
Смещение интересов современных женщин в сферы производства и выход из узких рамок семьи в силу различных объективных
(необходимость |
содержать семью) и субъективных (стремление |
|
к саморазвитию, |
самосовершенствованию, |
самоутверждению) |
обстоятельств не способствуют развитию брачно-семейных отношений среди молодежи.
С дестабилизацией отношений в семье и разрушением норм и ценностей, определяющих особенности и характер взаимоотношений между полами, связаны такие явления, как юное отцовство и материнство и проблема насилия среди молодежи. Факторами риска являются возможные нарушения социализации и развитие девиаций материнского поведения у юной женщины.
Работа по оказанию социальной поддержки данной категории осложняется отсутствием нормативно-правовой базы. На уровне государства пока не принято ни одной целевой программы, ни одного нормативного документа, который бы определял основы и правовое поле работы с юными матерями. Важным шагом на пути решения данной проблемы может стать официальное введение такой социальной категории, как «несовершеннолетние матери».
Одним из путей оказания помощи данной категории может стать социальная реабилитация юных матерей. Особое внимание следует уделить прежде всего проведению психокоррекционной работы. Кроме этого, важным направлением социальной работы является профилактика раннего материнства, в которой важное значение имеет половое воспитание, которое наиболее эффективно может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных, медицинских и социальных учреждениях.
81