ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
Электронная версия
Особую социальную значимость приобретают изменения в образе жизни современной молодежи. Поведение современного молодого человека формируется в условиях, которые не являются гендернонейтральными. Это влияет на то, что у молодых людей, живущих в одном социальном и временном пространстве, по поводу одного и того же явления существуют различные ценностные модели и стереотипы поведения, что совсем не способствует взаимодействию и организации совместной жизнедеятельности.
Беспокойство в современной ситуации развития общества вызывает растущая гендерная асимметрия в сфере образования. Анализ данного явления свидетельствует о снижении уровня образованности юношей. Такая ситуация, сопряженная с менее пристальным вниманием общества к соблюдению молодыми людьми социальных норм и интенсивной эксплуатацией классического канона гегемонной маскулинности обуславливает более низкий уровень социальной зрелости и ответственности у юношей.
Такое положение актуализирует необходимость оперативных действий со стороны педагогов, специалистов, работающих в молодежной сфере, по нейтрализации негативных факторов социализации в отношении молодых людей и целенаправленной работы по организации процесса их социальной адаптации в современных условиях.
Вопросы для самопроверки и контроля
1. Обоснуйте актуальность использования гендерного подхода
всоциальной работе с молодежью.
2.Каковы различия гендерной социализации юношей и девушек на современном этапе развития общества?
3. Определите основные направления социальной работы
сдевушками и молодыми женщинами.
4.Определите основные направления социальной работы с юношами
имолодыми мужчинами.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1.Гендерно-ориентированные технологии социальной работы с молодежью.
2.Моделирование программ социальной реабилитации юных
матерей.
3.Девиантное поведение молодежи как социальная проблема: гендерный аспект.
4.Гендерно-нейтральная молодежная политика государства.
5.Опыт социальной работы с молодежью за рубежом.
82
Электронная версия
Практическое задание
Проведите исследование с помощью метода опроса в студенческой среде с целью выявления наиболее острых социальных проблем молодежи и разработайте программу социальной защиты различных категорий, опираясь на результаты исследования, используя знания из курса «Технология социальной работы» и положения нормативных документов, регламентирующих социальную работу с данными типами клиентов.
Рекомендуемая литература
Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-
ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с.
Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред И. В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 255 с.
Гендерная социализация в современном обществе: взгляд молодежи : материалы межвуз. науч.-практ. студенческой конф., 23–24 марта 2006 г. / ред. и сост. В. А. Фокин, Т. П. Лысенко. – Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2006. – 250 с.
Григорьев С. И. Социальная работа с молодежью. Основные направления и современные формы: учеб. пособие / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. Н. Павлов. – М., 2011. – 216 с.
Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М. : ИЦ
«Академия», 2004. – 224 с.
Калабихина И Е. Гендерные вопросы в России в конце ХХ века: фокус-групповое исследование в городской и сельской местности / И. Е. Калабихина. – М.: Акисфлат, 2004. – 274 с.
Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. – М. : Издательство «Институт социологии РАН», 2000. – 264 с.
Основы гендерной политики (гендерология). – М.: Перспектива,
2008. – 208 с. |
|
|
|
Петрова Р. Г. Гендерология |
и |
феминология: учеб. |
пособие / |
Р. Г. Петрова. – 5-е изд., перераб. |
и |
доп. – М.: Изд.-торг. |
корпорация |
«Дашков и Ко», 2009. – 272 с. |
|
|
|
Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной – 2-е
изд. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. – М.: Информация, 2002. – 256 с.
Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – 2-е изд. – М. : Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 364 с.
Социальная работа с молодежью // Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – 2-е изд. – М.: Изд.-торг. корпорация
«Дашков и Ко», 2010. – 364 с.
Юзефавичус Т. А. Проблемы социальной работы с молодежью /
Т. А. Юзефавичус – М., 2010. – 208 с.
83
|
Электронная версия |
|
|
|
СПИСОК ТЕРМИНОВ |
|
|
Андрогиния |
– психологическая черта |
гибкого |
отношения |
к гендерным ролям, |
позволяющая мужчинам и |
женщинам |
вести себя |
в соответствии с индивидуальными особенностями личности, а не с жесткими предписаниями половой роли, не всегда соответствующими ситуации.
Вертикальная (иерархическая) профессиональная сегрегация –
наличие гендерных различий в структуре занимаемых должностей. Поддерживается она либо набором на различные профессии в рамках одной и той же профессиональной группы, либо удерживанием женщин на более низких ступенях организации труда.
Гендер – социально-психологический пол, отражающий психологические характеристики и особенности социального поведения, индивида.
Гендерная идентичность – аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.
Гендерная дифференциация – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации.
Гендерная профессиональная сегрегация – распределение мужчин и женщин на работах различного статуса в рамках профессиональной структуры. Различают горизонтальную и вертикальную профессиональную сегрегацию.
Гендерная роль – дифференциация статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нормативна, выражает определенные социальные ожидания, проявляется в поведении.
Гендерная (дифференциальная) социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Гендерные стереотипы – обобщенные представления (убеждения) о моделях (нормах) поведения мужчин и женщин, cформировавшиеся в культуре.
84
Электронная версия
Гендерный анализ – это процесс оценки различного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим курсом во всех сферах жизни общества и государства; сбор качественной информации и понимание гендерных тенденций в экономике и обществе, использование этих знаний для выявления потенциальных проблем и поиска решений в ежедневной работе; инструмент для понимания социальных процессов.
Гендерный мейнстриминг – стратегия, ориентированная на реализацию комплексного подхода к проблеме равенства мужчин и женщин. Разработана Отделом равенства между мужчинами и женщинами Совета Европы в 1998 г. Данная стратегия предполагает инкорпорацию аспектов, связанных с равенством между мужчинами и женщинами, во все сферы и на все уровни жизнедеятельности с учетом интересов, потребностей и жизненных ситуаций мужчин и женщин. Использование идей гендерного мейнстриминга имеет особое значение при разработке законов и государственных программ по гендерному равноправию в интересах обеспечения более высокого качества жизни мужчин и женщин.
Гендерология – научная дисциплина, с помощью которой изучается то, как тот или иной социум определяет, формирует и закрепляет в общественном сознании и в сознании личности социальные роли женщины и мужчины, а также, то какие последствия это распределение имеет для них.
Горизонтальная профессиональная сегрегация возникает, когда мужчины и женщины работают в разных отраслях (отраслевая сегрегация) или на разных профессиях (выполняют разные виды труда).
Дискриминация – любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.
Дифференциальное подражание – процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать поведению ее представителей.
Дифференциальное усиление – процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением.
85
Электронная версия
Домохозяйство – группа лиц, объединенных общим бюджетом. В отличие от семьи, оно может быть представлено одинокими людьми и содержать неродственников.
Женский вопрос – это осмысление положения женщин в обществе, обоснование программы их эмансипации, достижения полного равенства с мужчинами во всех сферах общественной жизни. Женский вопрос является частью общей социально-политической проблемы, включающей выбор пути развития страны, развития всего общества, в том числе коренного изменения экономического, политического и социального положения женщин.
Женское движение – социальная, культурная, политическая деятельность женщин, женских групп и организаций, направленная на сближение интересов различных слоев женщин и изменение системы гендерных отношений.
Жесткая квота – это количественно фиксированная норма представительства, при которой сразу оговаривается количество или тот количественный предел мест для представителей обоего пола, сокращение которого не допускается.
Маскулинность (мужественность) – комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику группы, объединенной по признаку мужского пола.
Мягкое квотирование – норма представительства, при которой участие в конкурсе на одно место представителей обоих полов обязательно.
Пол – биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомофизиологическими характеристиками и детородными функциями.
Полотипизированность – характеристика человека, чье самоопределение и поведение совпадает с тем, которое считается в данном обществе гендерно-соответствующим.
Современное женское движение – совокупность женских инициатив, направленных на продвижение интересов различных слоев женщин для преодоления гендерной асимметрии.
Фейсизм – тенденция в разной степени выделять в изображениях мужчин и женщин лицо и тело.
86
Электронная версия
Феминизация бедности – явление, при котором женщины по сравнению с мужчинами более часто попадают в группу бедных.
Феминизм – теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение; разного рода действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов (в этом случае термин может употребляться как синоним женского движения).
Фемининность (феминность, женственность) – характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе, или же социально определенное выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине.
Феминология – наука о положении и социальных ролях женщины. Феминология рассматривает совокупность социально-экономических, политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни.
87