ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.08.2024

Просмотров: 529

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Содержание и сущность «менеджмента»

2 Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

3 Общие характеристики организаций

4 Отличие управленческой от неуправленческой работы

5 Роли руководителя

6 Управленческие функции

7 Внутренняя среда организации

8 Внешняя среда организации

11 Школа научного менеджмента

12 Школа административного управления

13 Школа человеческих отношений и поведения

14 Развитие менеджмента в России

15 Процессный подход

16 Системный подход

17 Ситуационный подход

18 Понятие коммуникации

19 Коммуникационный процесс

20 Виды и роль коммуникаций

21 Природа процесса принятия решений

22 Решения интуитивные и основанные на суждении

23 Рациональное решение проблемы

24 Факторы, влияющие на процесс принятия решений

25 Модели принятия решений

26 Методы принятия решений

27 Качественные методы прогнозирования

30 Анализ внутренней среды

31 Выбор стратегических альтернатив динамики развития

32 Планирование реализации стратегии

33 Концепция бюрократии

34 Функциональная организационная структура

35 Структуры управления

36 Делегирование полномочий и ответственность

37 Типы административного аппарата

38 Единоначалие и норма управляемости

39 Сущность мотивации

40 Содержательные теории мотивации

41 Процессуальные теории мотивации

42 Сущность контроля

43 Виды контроля

44 Влияние контроля на деятельность человека

45 Контроллинг

46 Формальные группы

47 Неформальные группы

48 Управление группами

49 Руководство

50 Понятия и сущность лидерства

52 Основные виды стилей руководства

53. Природа конфликта

54. Типы конфликтов

Причины конфликтов

55 Методы разрешения конфликтов

ПС – это носитель механизма, посредством которого осуществляется развитие системы управления. Она отражает возникновение в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкости и адаптивность к изменениям, ориентация на новшество.

Системный подход рассматривает организацию как сложную открытую динамическую систему, встроенную во внешнюю среду. Организация получает из внешней среды ресурсы, преобразует их и выдает во внешнюю среду. Организация получает из внешней среды ресурсы, преобразует их и выдает во внешнюю среду товары и услуги. (рисунок 1)

Входы:

Преобразование

Выходы:

Сырье

Энергия

Информация и т.д.

входов в продукцию и услуги

продукция

услуги

Рисунок 6 – Организация, открытая система

Отдел

Отдел

Подразделение

Подразделение

Теория систем помогает понять взаимозависимость между отдельными частями организации и внешней средой. (Воропаев)


17 Ситуационный подход

Многие ученые выделяют в управлении ситуацию, то есть конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс управления одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель, могут значительно различаться. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют. При этом выделяют четыре шага, которые должны осуществлять менеджеры.

Во-первых, это анализ того, какие требования предъявляются к организации и что характерно для ситуации.

Во-вторых, это выбор правильного подхода к управленческой деятельности с учетом требований ситуации.

В-третьих, это поиск нового стиля в соответствии с ситуацией.

В-четвертых, принятие соответствующих мер, которые помогут подстроиться к ситуации.

Ситуационные теории отрицают наличие универсальных подходов к управлению. С точки зрения этих теорий, управлении – это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уже потом следовать общепринятым рекомендациям, носящим универсальный характер. (Воропаев)

18 Понятие коммуникации

Управление организацией осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления для менеджера является направление им сигналов или посланий своим подчиненным об их поведении, необходимом для достижения организационных целей. Используя это и получая от подчиненных обратную связь, менеджер организует, мотивирует и руководит починенными. Многое зависит от способности менеджера эффективно передавать и получать и такие сигналы и послания, чтобы достигалось их наиболее адекватное восприятие теми, кому они предназначены. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.

В процессе коммуникации сигналы или послания о поведении передаются от одного субъекта к другому и обратно. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и организации в целом. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в вербальной (устной или письменной) форме, а также в невербальной (позы, жесты, тон голоса, время передачи) форме с целью получения желательного ответа.


Во втором и третьем случаях речь идет об организационной коммуникации, то есть о том как, кем и когда посылаются сигналы в контексте групп и организации (совещания, презентации, инструкции и процедуры, деловая документация, приказы и распоряжения, планы) и как организовано получение обратной связи (наблюдения, отчеты, оценка). Существующие в организации коммуникационные связи отражают ее действительную структуру, и задачей высшего руководства в этом случае является приведение в соответствие того и другого. Расхождение между утвержденной структурой и существующим в организации процессом коммуникации существенно снижает эффективность ее деятельности.

Необходимо отметить, что коммуникация и информация – это различные (два понятия, которые очень часто путают), но связанные между собой понятия. Информация – это природная и содержательная часть посылаемого или получаемого сигнала или послания, дающая возможность придать им определенную значимость. Проще говоря, информация- это внутренняя интерпретация внешних событий. Например, крик от страха и есть такая интерпретация информации, которая может даже быть измерена в децибелах.

Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того, чтобы коммуникация состоялась в межличностном варианте, необходимо, как минимум, наличие двух людей.

Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах, вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.

Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий сигналы или послания пытается установить «общность» с получающим их. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей в рамках различных событий.

Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.



19 Коммуникационный процесс

Информацию получают и передают посредством процесса, который называется коммуникацией.

Коммуникация – это первое условие существования всякой организации.

Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и, наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна.

На обыденном уровне коммуникацию определяют как передачу информации от человека к человеку, как общение. В менеджменте коммуникация – это обмен информацией между людьми. На основе этого обмена руководитель получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятие решения до работников организации.

Коммуникация может иметь место, лишь если общающиеся люди понимают друг друга, то есть у них имеется общий социальный опыт, или они говорят на одном языке.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми, основная цель которого обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. (Мескон)

В качестве примера приведем фирму «Дженерал Моторс». Эта фирма выпустила на латиноамериканский рынок новую модель автомобиля и назвала его «Чеви Нова». Модель на рынке успеха не имела. Пытаясь понять, в чем дело, фирма проводила маркетинговые исследования и установила, что слово «нова» на испанском языке означает «она не едет».

Простейшая модель коммуникации представлена на рисунке 1.

А СООБЩНИЕ В

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Рисунок 1 Модель коммуникации

Аристотель выделял такие компоненты коммуникации: оратор-речь –аудитория. Сегодня мы сказали: коммуникатор-сообщение-коммуникант. Эта триада присутствует во всех моделях коммуникации, составляя ее ядро.