ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.08.2024

Просмотров: 541

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Содержание и сущность «менеджмента»

2 Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

3 Общие характеристики организаций

4 Отличие управленческой от неуправленческой работы

5 Роли руководителя

6 Управленческие функции

7 Внутренняя среда организации

8 Внешняя среда организации

11 Школа научного менеджмента

12 Школа административного управления

13 Школа человеческих отношений и поведения

14 Развитие менеджмента в России

15 Процессный подход

16 Системный подход

17 Ситуационный подход

18 Понятие коммуникации

19 Коммуникационный процесс

20 Виды и роль коммуникаций

21 Природа процесса принятия решений

22 Решения интуитивные и основанные на суждении

23 Рациональное решение проблемы

24 Факторы, влияющие на процесс принятия решений

25 Модели принятия решений

26 Методы принятия решений

27 Качественные методы прогнозирования

30 Анализ внутренней среды

31 Выбор стратегических альтернатив динамики развития

32 Планирование реализации стратегии

33 Концепция бюрократии

34 Функциональная организационная структура

35 Структуры управления

36 Делегирование полномочий и ответственность

37 Типы административного аппарата

38 Единоначалие и норма управляемости

39 Сущность мотивации

40 Содержательные теории мотивации

41 Процессуальные теории мотивации

42 Сущность контроля

43 Виды контроля

44 Влияние контроля на деятельность человека

45 Контроллинг

46 Формальные группы

47 Неформальные группы

48 Управление группами

49 Руководство

50 Понятия и сущность лидерства

52 Основные виды стилей руководства

53. Природа конфликта

54. Типы конфликтов

Причины конфликтов

55 Методы разрешения конфликтов

Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации.

По существу, процедура представляет собой запрограммированное решение, которое исключает необходимость заново изобретать колесо. Процедуры обычно описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. В общем случае индивид, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.

Правила. Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может посчитать необходимым полностью исключить всяческую свободу выбора. Когда руководство хочет ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами, оно составляет правила.

Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.

Одной из основных задач при планировании производства является разработке производственных программ выпуска продукции или оказания услуг, которые предполагают эффективное распределение материальных и людских ресурсов. Этому вопросу уделяется достаточно много внимания, однако часто остаются не решенные вопросы, связанные с финансовым подкреплением производственной деятельности. Чтобы решить эти вопросы руководство составляет бюджет. Бюджетпредставляет собой метод распределения денежных ресурсов для обеспечения достижения поставленных целей.

Процесс планирования реализации стратегии можно показать с помощью рисунка 2.

Реализация стратегии

Тактика

Политика

Процедуры

Правила

Бюджет

Рисунок 2- Этапы процесса реализации стратегии


Схема реализации стратегического плана помогает понять и мысленно охватить его в целом как непрерывный процесс, состоящий из последовательных этапов и действий, которые, в конечном счете, должны обеспечить решение задач направленных на достижение общих целей организации.


33 Концепция бюрократии

Слово бюрократия обычно вызывает в памяти картины канцелярской волокиты, плохой работы, бесполезной деятельности, многочасовых ожиданий для получения справок и форм, которые уже отменены, и попыток борьбы с муниципалитетом. Все это действительно бывает. Однако первопричиной всех этих негативных явлений является не бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил работы и целей организации, обычные трудности, связанные с размером организации, поведением сотрудников, несоответствующим правилам и задачам организации. Концепция бюрократии, первоначально сформуливаронная в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером, по крайней мере, в идеале, - это одна из наиболее полезных идей в истории человечества.

Теория Вебера не содержала описаний конкретных организаций. Вебер предлагал бюрократию скорее как некую нормативную модель, идеал, к достижению которого организации должны стремиться.

Таким образом, бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда. Вебер называл такую структуру рациональной, поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер. Вебер полагал, что личные прихоти собственников организации и ее сотрудников не должны входить в противоречие с целями организации.

Бюрократию часто называют также классической или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.

Концепция социального равенства, заложенная в бюрократической структуре, очень хорошо совпадает с системами ценностей как демократических, так и коммунистических стран. Государственная служба США, например, является бюрократией, созданной первоначально для того, чтобы обуздать политический патронаж и преобразовать правительственные органы в соответствии с идеалами бюрократической системы. Анализ бюрократических структур, проведенный Максом Вебером, продолжает оставаться уникальным и наиболее значительным описанием сущности современных организаций.


По мнению Р.К. Мертона, трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее выполнение сотрудниками своих задач, выполнение запросов других подразделений этой организации, а также взаимодействие с клиентами и общественностью. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения, поскольку все возникающие здесь вопросы и проблемы решаются только исходя из прецедентов. Постепенно тщательный поиск альтернатив начинает сокращаться. Клиенты и общественность могут ощущать неадекватность реакции на их потребности, поскольку все их проблемы будут решаться в соответствии с установленными правилами, процедурами и нормами. Если сотрудникам бюрократических организаций указывают на неадекватность их действий, они, защищаясь, ссылаются на соответствующие правила и инструкцию. Это, в свою очередь, легко может испортить взаимоотношения с клиентами или общественностью. Однако бюрократ не может быть наказан, потому что с официальной точки зрения своей организации он или она действуют правильно.

Такое же отсутствие гибкости может возникать и во взаимоотношениях сотрудников внутри организации. Строгое соблюдение установленных правил может порождать новые проблемы в ходе взаимодействия, обмена информацией и координации деятельности различных частей организации. Еще одним негативным свойством бюрократических структур, по мнению Катца и Канна, является отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия, что существенно необходимо для эффективного функционирования организации. Почти исключительный упор на строгое соблюдение правил ведет к негибкости и полному нарушению способности организации порождать и вводить новые элементы в процесс своей деятельности.


34 Функциональная организационная структура

Бюрократическая модель управления имеет свои положительные свойства, но ее нельзя применить без детальной проработки и совершенствования всех составляющих ее элементов. Хотя различные организации и имеют много общего, во многих важных характеристиках они существенно отличаются друг от друга. Очевидно, что при проектировании организации необходимо принимать во внимание все эти отличия.

Для того, чтобы учесть и отразить все эти различия в задачах, стратегических и оперативных планах организации, руководители используют различные системы департаментализации. Это понятие означает процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами. Первым вариантом бюрократической системы была функциональная организационная структура. Функциональная схема организации деятельности по-прежнему широко используется в компаниях среднего размера. Функциональная департаментализация – это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации. При функциональной департаментализации организация делится на блоки, имеющие четко очерченные задачи.

Традиционные функциональные блоки компании – это отделы производства, маркетинга и финансов. Это – широкие области деятельности или функции, которые имеются в каждой компании для обеспечения достижения целей организации. Однако, конкретные названия таких отделов могут варьировать.

Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно в свою очередь подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными или производными. Основная идея здесь в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства. Имеющийся опыт говорит о том, что функциональную структуру целесообразно использовать в тех организациях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач. Примерами такого рода могут служить фирмы, действующие в металлургической и разнотехнической промышленности, а также в отраслях промышленности, производящих сырьевые материалы. Функциональная структура не подходит для организаций с широкой номенклатурой продукции, действующих в среде с быстро меняющимися потребительскими и технологическими потребностями, а также для организаций, осуществляющих свою деятельность в широких международных масштабах, одновременно на нескольких рынках в странах с различными социально-экономическими системами и законодательством.