ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.08.2024

Просмотров: 512

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Содержание и сущность «менеджмента»

2 Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

3 Общие характеристики организаций

4 Отличие управленческой от неуправленческой работы

5 Роли руководителя

6 Управленческие функции

7 Внутренняя среда организации

8 Внешняя среда организации

11 Школа научного менеджмента

12 Школа административного управления

13 Школа человеческих отношений и поведения

14 Развитие менеджмента в России

15 Процессный подход

16 Системный подход

17 Ситуационный подход

18 Понятие коммуникации

19 Коммуникационный процесс

20 Виды и роль коммуникаций

21 Природа процесса принятия решений

22 Решения интуитивные и основанные на суждении

23 Рациональное решение проблемы

24 Факторы, влияющие на процесс принятия решений

25 Модели принятия решений

26 Методы принятия решений

27 Качественные методы прогнозирования

30 Анализ внутренней среды

31 Выбор стратегических альтернатив динамики развития

32 Планирование реализации стратегии

33 Концепция бюрократии

34 Функциональная организационная структура

35 Структуры управления

36 Делегирование полномочий и ответственность

37 Типы административного аппарата

38 Единоначалие и норма управляемости

39 Сущность мотивации

40 Содержательные теории мотивации

41 Процессуальные теории мотивации

42 Сущность контроля

43 Виды контроля

44 Влияние контроля на деятельность человека

45 Контроллинг

46 Формальные группы

47 Неформальные группы

48 Управление группами

49 Руководство

50 Понятия и сущность лидерства

52 Основные виды стилей руководства

53. Природа конфликта

54. Типы конфликтов

Причины конфликтов

55 Методы разрешения конфликтов

6 Управленческие функции

Хорошо воспринятый анализ Минцберга о содержании управленческой работы является полезным объяснением того, чем занимается руководитель. Однако не все авторы согласны с Минцбергом в части его определений и классификаций. Не существует такого описания работы менеджера, которое устраивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда. Даже в таких простых вопросах, каким, на первый взгляд, кажется определение управления, в управленческой мысли нет готовых ответов.

Однако, широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. В настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Хотя все руководители играют отдельные роли и выполняют определенные функции, это не означает, что они заняты выполнением одной и той же работы. Крупные организации обычно имеют такой объем управленческой работы, что она должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успехов в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь также координируют работу руководителей и это происходит до тех пор, пока не доходит до уровня руководителей, которые координируют работу непосредственных исполнителей. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления. Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на 3 категории:

1 Руководители низового звена. В основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения информации о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена отвечают за непосредственное использование выделенных подразделением ресурсов (основных, оборотных фондов, земли). К ним относятся: звеневые, бригадиры, мастера. Работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями, она характеризуется частыми перерывами, переходами от решения первой задачи к решению другой.


2 Руководители среднего звена. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Это руководители отделениями, начальники цехов, заведующими фермами, комплексами. Руководители среднего звена часто возглавляют крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организация в целом. Он является посредником между руководителями высшего и низового звена, они готовят информацию для принятия решений руководителем высшего звена и передают эти решения в технологически удобной форме после их обработки низовым руководителем.

3 Руководители высшего звена. Отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик предприятия. Они выполняют большое количество работы. Темп работы напряженный. Работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения (Мескон).


7 Внутренняя среда организации

Совокупность внутренних элементов организации (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю сред.

Речь идет о целях, ресурсах, горизонтальном и вертикальном разделении труда, технологии, организационной структуре, системе коммуникаций и обмена информацией, поведении сотрудников и прочее.

Такие элементы, как существующие изначально, так и возникающие в результате управленческих решений, могут контролироваться и корректироваться.

Разделением труда является качественное разграничение и обособление различных его видов, закрепляемых за теми субъектами, которые их могут выполнить более успешно. Оно служит основой дальнейшей специализации деятельности, ведущей к усилению зависимости участников организации друг от друга.

Горизонтальное разделение труда касается тех его видов и подвидов, которые организация осуществляет в соответствии со своим предназначением.

Вертикальное разделение труда существует между руководителями и исполнителями. Оно образует иерархию, то есть подчиненность одних звеньев организации другим.

Технология, или способ соединения отдельных видов работ, бывает складывающейся, последовательной, связанной, групповой.

Складывающаяся технология предполагает, что все работы в рамках организации слабо связаны друг с другом и завершенность им придает последняя операция. Например, участники процесса по отдельности изготавливают детали, которые объединяются в конечный продукт лишь на сборочном стенде.

Последовательная технология характеризуется тем, что работы по созданию продукции вытекают друг из друга и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая. Так происходит, например, на конвейерной сборке автомобиля.

Связанная технология означает, что операции взаимно обусловливают друг друга, но не обязательно в однозначной последовательности. Так, например, происходит работа над документом, который руководителем может неоднократно передаваться разным подчиненным на доработку, пока не будет создан нужный вариант.

Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте последовательно или параллельно в зависимости от ситуации.


Элементом внутренней среды являются отношения участников организации. По содержанию они могут быть либо деловыми (устанавливаются между должностями в соответствии с разделением труда), либо эмоциональными, основанными на симпатиях и антипатиях, по форме – отношениями силы или, наоборот, партнерства.

Поскольку равновесие сил субъектов (отдельных лиц, подразделений и неформальных групп) постоянно нарушается из-за их стремления добиться превосходства и укрепить свои позиции, власть, основанная на силовых отношениях, неустойчива.

Партнерские отношения, базирующиеся на осознании субъектами зависимости друг от друга, более стабильны. Организации, где они господствуют, напоминают рынок, в то время как предыдущие – гладиаторскую арену.

Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок, то есть совокупность социальных связей, правил и норм, позволяющих исполнителям действовать автоматически, не обращаясь за указаниями к руководителю.

Такой порядок может формироваться стихийно, но чаще конструируется искусственно, особенно если его основы задаются технологией.

Внутренняя среда характеризуется степенью дифференциации и интеграции производственных процессов.

Дифференциация означает распределение работ между отдельными субъектами, при котором каждая из них получает завершение в конкретном самостоятельном результате, не являющемся, однако, с точки зрения решения задач организации законченным целым (изготовление отдельной детали автомобиля). Поэтому дифференциация всегда должна дополнятьсяинтеграцией, предполагающей сотрудничество исполнителей. Ее необходимость обусловлена реальной взаимосвязанностью отдельных трудовых процессов.


8 Внешняя среда организации

Внешняя среда организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов, с которыми та взаимодействует. Она сложна, иерархична, изменчива. Большинство современных управленческих теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой.

На различные стороны организации внешние факторы оказывают неодинаковое влияние, но в целом она полностью зависит от среды.

Внешняя среда по-другому называется организационным окружением, которое бывает деловым и фоновым.

Деловоеокружение образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них воздействие. Оно постоянно меняется, в том числе и под влиянием деятельности самой организации.

К фоновомуокружению относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большинству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а приходится либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтрализовать негативные последствия.

Организация всегда приходится действовать с учетом особенностей окружения. Ее руководство должно быстро улавливать изменения в нем, правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ресурсов.

Так, при стабильном окружении у организации преобладает консервативная ориентация на повторение прежних действий, принесших успех.

При расширяющемся окружении имеет место производственная ориентация, характеризующаяся линейным ростом и экономией на масштабах деятельности.

При плавно изменяющемся окружении преобладает рыночная ориентация.

При неожиданных дискретных изменениях в окружении на первое место выходит стратегическая ориентация, ставящая во главу угла гибкость, адаптивность, освоение новых технологий, изделий, рынков.

Поскольку ограниченность ресурсов труднопреодолима, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать.

9 Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия.

Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование. В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно. Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Внутренняя среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или способные оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причём, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы. Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. До 50-х годов XX века основным объектом изучения различных школ управления были внутренние переменные организации. Каждая школа уделяла внимание, прежде всего, тем аспектам организации, на которые, по её мнению, руководство должно было бы обращать большее внимание для успешного функционирования и достижения целей организации. Школа научного управления акцентировала своё внимание на задачах и технологии управления работой, школа административного управления – на создании структуры и реализации универсальных функций управления, которые должны были бы обеспечить достижение целей организации, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук – на людях, на их взаимоотношениях и поведении в ответ на мотивацию и стимулы. Вклад каждой школы оценивался с позиций повышения эффективности достижения целей организации за счет направленного изменения внутренних переменных организации. Факторам вне организации практически не уделялось внимания. Однако современным организациям в большей мере приходится приспосабливаться к изменениям именно во внешнем окружении организации и соответствующим образом осуществлять изменения внутренних переменных. Представление о необходимости учитывать внешние по отношению к организации факторы (внешние силы воздействия на деятельность организации) появилось в конце 50-х годов XX века в связи с развитием системного подхода к организации, которую стали рассматривать как открытую систему, действующую во внешней среде. Ситуационный подход к менеджменту позволил расширить теорию организационных систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации вариант поведения организации с внешним миром определяется конкретными внутренними и внешними факторами, соответствующим образом влияющие на него. Системный и ситуационный подходы стали своего рода реакцией на изменения внешних факторов, которые в возрастающей степени оказывают влияние на успешность деятельности организации. Окружающая организацию среда имеет множество факторов, учесть которые в полном объеме практически невозможно. Кроме того, не все факторы внешней среды в равной степени оказывают влияние на результаты деятельности организации. Поэтому необходимо ограничить понятие внешней среды для организации только теми факторами, которые существенно влияют на её успех. Таким образом, внешняя среда организации определяется как совокупность факторов её внешнего окружения, воздействующих на организацию и оказывающих влияние на эффективность её функционирования. Влияние внешней среды проявляется через воздействие ее факторов на результаты деятельности организации. Это воздействие обладает следующими характерными чертами: 1) Сложностью, характеризующейся количеством и многообразием воздействующих факторов. Чем больше число переменных, тем больше сложность и неоднозначность окружающей среды, в которой существует организация. Сложность измеряется степенью географической дисперсии или концентрации, таких элементов окружающей среды организации, как конкуренты, поставщики и регулирующие органы. Она также является измерением разнообразия рынка, который формируется под воздействием изменений в социокультурном,  экономическом, технологическом, экологическом и политическом аспектах окружающей среды. Можно перечислить ряд элементов, которые определяют сложность окружающей среды: - количество различных поставщиков одной категории материалов в определённой рыночной нише; - уровень географической концентрации (дисперсии) поставщиков, труда, отраслевых продаж, компаний-конкурентов в определённом секторе рынка; - уровень продуктовой дифференциации по сегментам отрасли внутри определённого сектора рынка; - уровень социокультурной диверсификации в рыночной нише; - уровень диверсификации всех форм бизнеса в рыночной нише; - уровень технологической диверсификации внутри отрасли. 2) Взаимозависимостью, характеризующейся степенью взаимосвязанности взаимодействующих факторов. Так, у предприятий, работающих с использованием комплектующих деталей, получаемых от внешних партнёров, степень зависимости от внешних факторов будет выше, чем при производстве этих деталей на собственном предприятии. Характеристика взаимосвязи факторов внешней среды особенно важна и значима для мирового рынка. Руководители организаций не могут больше рассматривать внешние факторы изолированно. В качестве примера можно привести снижение поставок нефти в 70-е годы, что привело к росту цен на продукты и нефтепереработки. Это, в свою очередь, привело к росту цен почти на все виды продукции, и в конечном итоге – к мировому кризису экономики рыночно ориентированных стран. 3) Неопределённостью, характеризующейся непредсказуемым, случайным характером многих процессов, сопровождающих бизнес и менеджмент, и динамичностью, характеризующейся скоростью изменения факторов внешней среды организации. Существуют следующие общие переменные, предназначенные для измерения неопределённости или динамизма окружающей среды: - степень изменения цен поставщиков; - степень изменения цен конкурентов; - степень изменения в предложении труда; - степень изменения в кривой спроса на продукт; - степень изменения цены капитала; - степень изменения в возможностях финансирования; - степень изменения в методах конкуренции; - степень изменений в политике регулирования рынка; - уровень продаж в отрасли по результатам выхода на рынок с новой продукцией; - уровень активности, обусловленный новыми конкурентами, появившимися на рынке; - степень изменения в результате отклонений от нормы жизненного цикла товара; - степень изменения в результате влияний новой технологии, появившейся в отрасли. Как можно увидеть при тщательном анализе этих переменных, они определяют степень изменений в таких категориях, как покупатели, поставщики и конкуренты. В свою очередь, переменные также могут изменяться по мере того, как происходят изменения в бизнесе. Поэтому их обязательно необходимо учитывать в процессе анализа окружающей среды при попытках воздействовать на динамику внешнего окружения. Все факторы внешней среды организации можно разделить на две большие группы: факторы прямого воздействия (микросреда) и факторы косвенного воздействия (макросреда). К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фирма не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны). Факторы прямого воздействия.Факторами прямого воздействия являются: поставщики, потребители, конкуренты, законодательство и органы государственного и муниципального управления.