ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 253
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие мировоззрения, его стр-ра и типы.
2. Происхождение философии, её предмет и проблемное поле.
3. Индии.Ортодоксальные и неортодоксальные школы
6. Истоки и идейные основы средневековой философии. Статус и функции.
7. Основные идеи философии Возрождения, её направленность и вклад.
8. Экономич. И духовные предпосылки филос. Нового времени.
9. Духовная атмосфера эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума.
11. Идея «гносеологической революции» и проблема Канта
12. Гегелевское учение о диалектике.
13. Антропологический материализм л. Фейербаха.
14. Основные хар-ки классической и неоклас. Филос.
15. Соц-эк и идейные предпос. Филос. Марксизма.
16. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше)
17. Исторические формы позитивизма
18. Философия постпозитивизма (Поппер, Кун, Лакатос)60-70хх
19. Филос. Экзистенциализма, отчуждение чел-ка и проблема его существ.
20. Проблема чел-ка и религ. Философии 20в.
24. Особенности проблематики русск. Философии
25. Бел. Филос. И обществ-полит. Мысль 11-19 вв.
27. Материя как философская категория и реальность.
28. Движение как способ сущ. Материи.
29. Пространственно-временная стр-ра бытия.
30. Диалектика как с-ма принципов.Ю законов и категорий.
31. Содержание, мировоззренческое и метологич. Зн-е осн. Законов….
32. Филос. Категории, выраж. Целостность и стреукт. Организ. Бытия.
36. Проблема жизни и смерти в философии.
38.Мышление и язык.Сознание и мозг.
40. Специфика познават. Отн-я чел-ка к миру. Проблема познаваемости мира.
41. Предмет и осн. Понятия теории познания
42. Место и роль практики в познании.
47. Структура научного исследования.
48. Понятие метода(м) и методологии.
50. Феномен научной революции.
51. Структура научного сообщества и этич. Нормы науки.
53. Понятие соц. Реальности и общества
54.Матеариальное и дух произ-во.Способ произ-ва. Роль экономики в развит общ-ва
57. Осн. Парадигмы филос. Анализа к-ры. Диалог культур в совр. Об-ве
59. Философия техники. Кризис совр. Техн. Цивилизации.
64. Глобальные проблемы современности. Экологич. Императивы.
36. Проблема жизни и смерти в философии.
Проблема личн-ти и общ-ва включ.в себя след общечел. 1)вопросы: жизни и смерти, 2)смысла жизни.1)Др.-положение о переселении душ-реинкарнации-когда чел умирает, умирает только его физич. Оболочка, а его душа попадает в другую оболочку. В Ант. Трактовалось через понятия-бытие-небытие. Природа чел. биосоциальна, чел рождается 2 раза-как биол. существо и как соц. сущ.Чел. после смерти может продлить своё земное существование, оставив после себя веществ. результат своей деятель-ти. Средневековье. жизнь-дарована Богом, чел.полностью зависим, не способен изменить свою жизнь.Новое время-возник. понятие личности, разв-ся деятельная сторона чел.Жизнь-особая,высшая ценность.Принадлежа к живым сущ., чел тоже смертен,но в отличии от них, он осознаёт свою смертность.Идея обретения бессмертия волнует всех зрелых людей.бессмертие определяют по-разному:1. в генах потомства 2.Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение.3.Результаты чел. тв-ва–произведения, идеологические концепции .Экзистенциальная ф-я: преддверие смерти заставляет чела всерьез ощутить ценность своей жизни. 2.Жизнь сама является смыслом. Смысл жизни имеет биолог. происхождение:1.Жизнь для себя,подпитывается инстинктом самосохранения. 2.Жизня для семьи–подпитывется половым инстинктом.3. Жизнь для вида, для коллектива.Проблема:право на жизнь и право на смерть. Все люди имеют право на жизнь,все живое должно жить. Пробл. эвтаназии
37.Генезис и способы существования сознания. Сознание и бессознательное.Сознание-особый вид отражения. Материя порождает различные формы отражения. Как св-во жив орг-зма выступ раздражимость, кот проявл-ся в виде физиологич реакций.(растения).Дальше– чувствительность - способность иметь ощущения, отражающ св-ва предметов, воздействующих на орг-зм.(низшие животн).Психика - способность жив существ создав чувственные и обобщенные образы внешн действит-ти и реагировать на них сообразно своим потребностям.(высшие животн) Психика чела - совокупность явлений и состояний его внутренн мира.Сознание – часть психики, кот охватывает сознательные, подсознательные и бессознательные процессы. Сознание могло возникнуть лишь как функция мозга, который сформировался под влиянием труда,речи.Сознание включ. мышление, чувства,воля, эмоции.Произвольное действие чела не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В сознании наход-ся, прежде всего, цель.Бессознательное проявл-ся в импульсивных действиях, когда чел не дает себе отчета в последствиях своих поступков. 2 вида неосознанных действий: к 1 относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко 2— ранее осознававшиеся.Многие действия под контролем созн-я автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. В область бессознательного входят: сновидения;ответные реакции, кот вызываются неощущаемыми, но воздействующ раздражителями (головные боли на магнитные бури)
38.Мышление и язык.Сознание и мозг.
Сознание проявляется через материальные формы. Одной из таких форм явл язык. Язык-посредник между мыслью и предметом, о кот мы говорим. Язык-система знаков, которыми обозначаются предметы, представленные в словах.Функции языка:экспрессивная(выраж мысли), когнитивная ( средсво познания), коммуникат, кумулятивная (накопл и сохран знаний). Это отличает сознательную деятельность чела от психических процессов животного. Язык и мышление -неразрывно связаны.Мышл-е-интеллектуальная деятельность по решению проблем.Процесс отражения в сознании чела сущности вещей, закономерных связей и отношений между предметами или явлениями действительности. Когда чел мыслит о каких-либо предметах ,он отражает в своем сознании саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения. Особенности мышления: мышление опирается на имеющиеся знания об общих законах природы и общества;всегда есть отражение связей,отношений м-ду предметами в словесной форме;связано с практической деятельностью,опирается на общественную практику чела. Типы мышления: образно-ассоциативное и абстактно-логич.
Структура и св-ва сознания в сущ степени предопределены структурой мозга. Уровни сознания: надсознательное(свер-я),сознательное, подсознательное, бессознательное(оно).
39Структура индивидуального сознания. Самосознание. Индивид-ое сознание-духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного чела;совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному челу, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей. Сознание чела представляет собой сложн систему. Ядро-знание об определенных процессах и явлениях и формы его проявления и преобразования (ощущения, восприятия, представления,понятия,суждения, умозаключения) Важным компонентами явл эмоции (горе, радость, страх),воля, выражающаяся в целенаправленности действий, преобразовании действительности в соответствии с представлениями. Содержание и характер протекания отдельных актов сознания обусловливаются не только воздействием внешн. мира, но и прошлым опытом субъекта. Челу присуще самосознание.Он выделяет себя из общ. массы и чувствует себя личностью. Он отдает себе отчет о том, что делает, думает.Самосознание - осознание челом своих действий, чувств, мыслей, своего положения в обществе. В формировании самосознания большую роль играют ощущения своего собственного тела, действий. Чел может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми.Результат самосознания- выработка сист представлений о самом себе.
Структура общественного сознания(О.С.)...Общественное сознание(О.С.)-совок-ть идей, взглядов, представлений, верований, эмоций людей, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.С появлением классовых обществ О.С.приобрело классовую структуру. В многонациональных государствах существует национальное сознание различных народов. О.С. складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Обыденное сознание - низший уровень О.С. Отражает простые, зримые отношения между людьми,людьми и вещами,челом и природой; невозможно глубоко проникнуть в сущность явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. Теоретическое возникает на основе обыденного, направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу;делает жизнь более осознанной,несет в себе научные знания о природе и общ-ве. Общественная психология-совок-ть чувств, эмоций,обычаев,традиций,привычек, складывавш. под влиянием непосредственного общественного бытия. Над ней возвышается Идеология-совок-ть идей,взглядов,теорий,отраж-х общественные отношения в стройной системе; включ.: политич. и правовые взгляды, фил-ию, мораль, искусство, религию.Под формами О.С.понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия:политич,правовое, нравственное,религиозн, эстетическое сознания. Они отражают отношения между классами, нациями, гос-вами,это основа политич. программ.
40. Специфика познават. Отн-я чел-ка к миру. Проблема познаваемости мира.
Познание окружающ мира челом-одна из важнейших мировоззренческих проблем. Знание- высший уровень сведений о мире, получаемых челом с помощ сознания.Сущность познавательн-х отношений чела к миру заключ в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел фил-ии, в кот. рассматриваются проблемы познания,наз.гносеологией,или теорией познания. В антич познание рассматр-сь,как особый процесс. Главный метод достижения истинного знания- диалектика, как искусство ведения спора. В средн века гносеология направлена на доказательство существование Бога, как высшей причины всех вещей. Разум-ниже веры.В Новое время интерес к гносеологии возрос.Познание увязано с практикой, мир можно не только познать, но и преобразовать. Познание возм.лишь при помощи языка, как инструмента общения.Первая ступень П.-чувствен познание (эмпирическое). Формы:ощущение, восприятие, представление.Ощущ-е - отражение отдельн признаков и св-в предметов. Восприятие - целостный образ предм/явления. Представление - сохранение образов предметов в памяти. Вторая ступеньП.-рациональное (теоретическое) познан. Формы:понятие,суждение,умозаключение. Понятие отраж общие принципы и св-ва предм-ов. Суждение-связь понятий,с помощью кот.Отраж-ся зависимости между вещами. Умозаключение - связь между несколькими суждениями.
В зависимости от ответа на ? о возможности познания мира, выдел. позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агносцитизма.Мир в той или иной мере доступен познанию.Одни ф-фы полагают,что границ познан нет,чел. может иметь верные сведения о люб. явлении-гносеологический оптимизм.Др.счит-ют, что познават. возм-ти ограничены – гносеологич. пессимизм.К нему относят скептицизм-направл-е, выраж. сомнение в достижении истинного знания. Агносцитизм-филос. учение,согл. кот. не может быть окончательно решён ? об истинности позн-я действительности.
41. Предмет и осн. Понятия теории познания
Теория познания ориентирована на выявление общ характеристик познавательной деятельн-ти. Предм теории познания-всеобщие предпосылки, формы и пути познания,его возможности.Конкретизируется он в основных понятиях теории познания. Основн понятия позволяют системно осмыслить характ-ки познавательных действий чела(их мотивацию, направленность)1.Субъект познания - носитель человеч творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природн,соц. и дух-ой реальности в форме знаний(индивид, социальн группа, человеческое общество,человечество (ныне живущие и жившие ранее)2.Познавательное отношение-отношение м-ду субъектом познания и реальностью, ориентирующее активность субъекта на ее адекватное воспроизведение в форме знаний. 3.Объект познания-то, на что направлена познават деятельность субъекта(выявление происхождения, строения и свойств объекта).4.Отражение —св-тво объектов реальности, состоящее в их способности воспроизводить признаки,св-ства взаимодействующих с ними объектов.5. Информация - отражение разнообразия в объектах и процессах, кот.может передаваться через поток сигналов, накапливаться, преобразов-ся и хран-ся.6.Знание-проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме.