Файл: Iofis-Obwie_svedenija_o_kinoplenkah.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 9

Рецепты проявляющих растворов для обработки цветных негативных кинопленок

 

 

Наименование вещества

 

Отечествен

ORWO

ECN-1

 

 

 

 

ный

ECN-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦПВ-1

 

 

 

 

 

2,3

2,75

-

 

 

 

 

 

 

 

CD-3 (фирмы)

 

 

-

-

5

4

 

 

 

 

 

 

Сульфит натрия безводный,

г

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

Гидроксиламин,

г/л

 

1,2

1,2

 

 

 

 

 

 

 

 

Сода

безводная,

г/л

 

60

75

-

25,6

 

 

 

 

 

 

 

 

Сода

моногидрат,

г/л

 

-

-

50

-

 

 

 

 

 

 

 

 

Бромистый

калий

(натрий),

г/л

2

2

(0,86)

1,2

 

 

 

 

 

Гексаметафосфат натрия -, г/л

2

2

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трилон

Б,

г/л

 

 

2

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

Едкий

натр, г/л

 

 

0,5

-

 

 

 

 

 

 

 

Бикарбонат

натрия, г/л

 

-

2,7

 

 

 

 

 

 

Бензиловый спирт

 

3,8

-

 

 

 

 

 

 

 

Умягчитель

(фирмы)

 

2

 

 

 

 

 

 

Активатор (фирмы)

 

-

0,22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

постоянными у каждой партии обрабатываемой кинопленки. При конфликте в оценке процесса обработки цветных кинопленок допол­ нительно определяют баланс светочувствительных слоев по контра­ стности и другим характеристикам, используя для построения кри­ вых три или два светочувствительных слоя. В последнем случае

S9


используют, характеристические кривые зелено- и красночувствительных слоев.

Фотографическая обработка цветных негативных кинопленок по пробе от изображения совершенно недопустима. Проба не позво­ ляет оценивать баланс частичных слоев в изображении, она показы­ вает лишь общую его плотность. Визуально правильный по плотно­ сти негатив может быть сильно разбалансированным по контрастно­ сти слоев, поэтому напечатать доброкачественный позитив с него будет невозможно.

Если все же обстоятельства заставляют вести съемку в заведомо неблагоприятных условиях, тогда пробы от рабочего материала обра­ батывают в проявочной машине при различных режимах. Затем пробы оценивают с помощью цветоанализатора (§ 25), и по изобра­ жению в нем устанавливают оптимальное проявление для каждой пробы.

Обработка черно-белых и цветных негативных кинопленок по за­ данным сенситометрическим характеристикам дает положительные результаты, если весь технологический процесс в проявочной маши­ не стандартный. Постоянный контроль процесса обработки осущест­ вляется с помощью контрольных сенситограмм, сделанных на стан­ дартной кинопленке, через строго определенное время. Эти сенсито­ граммы показывают состояние технологического процесса в машине. Характеристики сенситограмм регистрируют в журнале или на спе­ циальном бланке.

Черно-белый и цветной негативы из-за экспозиционных, свето­ вых и прочих ошибок, допущенных при съемке, могут оказаться недоброкачественными и при правильных сенситометрических харак­ теристиках, полученных по сенситограммам. Эти характеристики оценивают лишь фотографическую обработку кинопленки или тех­ нологический процесс. Напомним, что коэффициент контрастности

(v) и средний градиент (g) — это значения, "характеризующие только степень проявления кинопленки, но не само изображение, которое может быть с завышенным или заниженным контрастом по условиям освещения объекта съемки.

Иногда в целях повышения светочувствительности кинопленки применяют ф о р с и р о в а н н у ю фотографическую обработку. Под которой понимают удлинение времени проявления, повышение тем­ пературы растворов или введение в растворы специальных активизаторов. Форсированная обработка неодинаково действует на разные кинопленки, и не все кинопленки могут быть обработаны при форси­ рованных режимах. Рост светочувствительности у кинопленок при форсированной их обработке ограничен и обычно не превышает двойного увеличения. Как правило, форсированная обработка кино­ пленки приводит и ухудшению ее структурных характеристик: по­ вышается зернистость, снижается проработка мелких деталей и т. д. У цветных кинопленок дополнительно возникают и градационные искажения.

Для фотографической обработки экспонированные кинопленки должны поступать упакованными в светонепроницаемые пакеты и в

91


коробки, крышки которых по стыку с корпусом заклеивают липкой лентой. На крышку коробки следует наклеить этикетку, характери­ зующую кинопленку, условия съемки и другие сведения, необходи­ мые для ее обработки. Каждая партия сдаваемой в обработку кино­ пленки сопровождается бланком заказа или другим подобным доку­ ментом, в который заносят сведения о технологии обработки и о замеченных дефектах в негативе. Одновременно с бланком заказа передают монтажные карты или другие документы, указывающие материал, с которого необходимо напечатать позитив.

§ 19. Негативное изображение

Негатив — фотографическое изображение объекта съемки, характе­ ризуемого формой, размером, цветом и фактурой деталей. Они стано­ вятся различимыми в том случае, если излучают свет или отражают

падающий на них свет, т. е. обладают

я р к о с т ь ю (В). Упрощая,

объект съемки можно представить как

ш к а л у я р к о с т е й , распо­

ложенных беспорядочно на

площади

кадра

кинопленки. Шкала

оценивается

и н т е р в а л о м

я р к о с т и (1о) в виде десятичного

логарифма.

 

 

 

 

Объекты,

детали которых

приблизительно

одинаково освещены,

имеют интервал яркости, определяемый отношением крайних значе­ ний коэффициента отражения, около 1,6. Объекты с неодинаковой освещенностью деталей могут иметь очень большой интервал ярко­ стей. Наиболее распространенные объекты съемки характеризуются интервалом яркостей в пределах 1,5—2,5. Только некоторые объекты имеют интервал яркостей до 6,0.

Оптическое изображение объекта на светочувствительном слое кинопленки в съемочном аппарате создается светом, слагаемым из двух величин: одна — светом, образующим оптическое изображение объекта, вторая — светом, возникающим в результате рассеяния и от­ ражения поверхностями объектива, светофильтром, оптической на­ садкой и др.

К о н т р а с т о м о б ъ е к т а называют отношение яркостей са­ мой светлой и самой темной деталей объекта. Контраст объекта опоеделяют по уравнению:

К о н т р а с т о п т и ч е с к о г о и з о б р а ж е н и я — есть отноше­ ние освещенностей самой светлой и самой темной деталей в оптиче­ ском изображении объекта. Контраст оптического изображения оп­ ределяют по уравнению:

И н т е р в а л о с в е щ е н н о с т е й оптического изображения со­ ответствует уравнению:

Посторонний свет, налагаясь на оптическое изображение, умень­ шает контраст объекта. Эту потерю контраста можно определить по уравнению:

где B — коэффициент потери контраста.

Потеря контраста для светлых и темных деталей оптического изображения различна. Действие постороннего света сказывается тем сильнее, чем ниже освещенность деталей изображения или чем бли­ же они расположены к источникам рассеянного света. Это объясня­ ется тем, что сравнительно небольшое количество постороннего света существенно не изменяет и без того большую освещенность в светах. В то же время величина постороннего света довольно велика по сравнению с освещенностью в тенях объекта.

Неодинаковое уменьшение контраста оптического изображения по отношению к контрасту объекта съемки зависит и от вида объ­ екта. Например, оптическое изображение зимнего пейзажа, имеюще­ го большую интегральную яркость, следовательно, и большое свето­ рассеяние, будет искажено значительно сильнее, чем оптическое изо­ бражение летнего пейзажа.

Не менее заметно влияние светорассеяния на ц в е т о п е р е д а ч у объекта съемки, так как цвета в оптическом изображении могут раз­ беливаться или приобретать другой цветовой оттенок, если в рас­ сеянном свете преобладает какой-нибудь один цвет.

Точное воспроизведение яркостей и цветов объекта съемки оп­ тическим изображением невозможно. Оно всегда передает только общий характер их распределения в объекте. Распределение ярко­ стей и цветов в оптическом изображении тем ближе к действитель­ ности, чем ниже уровень яркости рассеянного света.

Воспроизведение оптического изображения объекта в негативе зависит от очень многих причин: свойств негативных кинопленок, условий съемки, фотографической обработки кинопленок и обраще­ ния с ними. Степень влияния каждого фактора на негатив различна.

Характеристическая кривая кинопленки выражает связь между количествами освещения, полученными светочувствительным слоем при съемке и оптическими плотностями, вызванными этими количе­ ствами освещения. Для различных кинопленок положение характе­ ристической кривой относительно начала координат, угла наклона и формы отдельных участков могут быть разными.

Интервал количеств освещения, сообщаемых светочувствительно­ му слою во время съемки объекта, соответствует отрезку оси абсцисс характеристической кривой. Длина этого отрезка постоянная и рав­ на интервалу оптического изображения. Общая экспозиция опреде­ ляет величины максимальной и минимальной внутрикадровых экс­ позиций, вследствие чего положение интервала количеств освещения на оси абсцисс зависит от общей экспозиции. С увеличением экспо­ зиции интервал смещается вправо, а с уменьшением — влево. Следо­ вательно, характер передачи оптического изображения зависит от

93

92


общей экспозиции и от формы и положения характеристической кри­ вой кинопленки. Области характеристической кривой неравноценны в смысле воспроизведения яркостей объекта съемки. На криволиней­ ных участках имеет место непропорциональное воспроизведение яр­ костей объекта.

Практически негативное изображение строится не только на пря­ молинейном, но и на начальном криволинейном участке характери­ стической кривой. Использование части нижнего криволинейного участка способствует обогащению изображения за счет проработки темных деталей объекта. Верхний, конечный участок характеристи­ ческой кривой редко бывает полезным, так как детали, создающие эти экспозиции, практически невоспроизводимы в позитиве.

Если интервал яркости объекта превосходит фотографическую широту кинопленки, то некоторые детали в изображении могут ока­ заться недоэкспонированными или переэкспонированными. В ре­ зультате негатив будет недоброкачественным. Напечатанные с тако­ го негатива позитивы воспроизводят темные детали окрашенными в один цвет, яркие детали — в другой цвет, обычно разбеленный. В этом случае красные и желтовато-зеленые цвета желтеют, синие — приоб­ ретают фиолетовый оттенок.

§ 20. Подготовка негативов к печатанию

При подготовке негатива к печатанию из каждого рулона киноплен­ ки вырезают засвеченные и прозрачные куски, места сшивок, забра­ кованные съемочной группой дубли фрагментов (по формуляру, приложенному к заказу-наряду) и другие материалы, не подлежа­ щие печатанию. Подготовленный таким образом негатив склеивают в рулоны до 300 м длиной. Склейку кинопленки производят специ­ альными прессами, обеспечивающими получение узкой и чистой склейки. Склеивание кусков негатива идет по ходу копировального аппарата, чтобы место склейки во время печатания не вызвало скач­ ка в позитиве.

Склеивают кинопленки различными растворами, например тако­

го состава:

 

 

 

Подложка кинопленки со смытым

 

 

 

эмульсионным слоем

10 г

 

Ацетон

300

мл

 

Метиленхлорид

300

мл

 

Метилгликольацетат

300

мл

 

Диметиловый эфир фталевой

 

 

 

кислоты

100

мл

 

Склеивать кинопленку можно и с помощью

липкой

ленты или

сваркой в специальных аппаратах.

 

 

 

К концам рулона, склеенного точно в рамку

кадра

негатива,

присоединяют по несколько метров прозрачной кинопленки. Эта ки-

нопленка служит ракордом, предохраняющим негатив от механиче­ ских повреждений во время перемотки. На ракорде пишут или печа­ тают название фильма, номер заказа, номер рулона или другие обо­ значения, принятые на данном предприятии. Все надписи должны пропечатываться в позитиве.

При подготовке к печатанию цветного, а иногда и черно-белого негатива на некоторых предприятиях от каждого фрагмента делают вырезки по 4 и по 10 кадров (обычно изображение объекта с ахро­ матической таблицей). Эти вырезки применяют для определения ре­ жима печатания позитива (стр. 123). Десятикадровые вырезки склеивают в рулон в том же порядке, что и рабочий негатив. На каж­ дом куске обеих кадровых вырезок и на рабочем негативе ставят одинаковый порядковый номер склеенных фрагментов.

Подготовленный к печатанию и перемотанный на начало негатив укладывают в коробки. Если есть кадровые вырезки, то их помеща­ ют в те же коробки, что и рабочий негатив. Предварительно всю вы­ резанную из негатива кинопленку измеряют метромером. Метраж изъятой кинопленки записывают в заказ-наряд для учета бухгал­ терией.

Перемотку негативов перед печатанием часто производят аппара­ тами, очищающими кинопленку от пыли.

§ 21. Монтаж негатива

Монтаж негатива — склеивание рабочего негатива в строгом соответ­ ствии со смонтированным рабочим позитивом.

Монтаж негатива изображения производят после завершения съемок и утверждения фильма на двух кинопленках (смонтирован­ ный рабочий позитив и синхронная к нему фонограмма).

Подготовку негатива к монтажу начинают с момента запуска фильма в производство. Прикрепленная к фильму монтажница, по­ лучив негатив изображения после печатания с него рабочего пози­ тива, разбирает негатив по дублям эпизода — фрагмента. Затем на наружном защитном ракорде каждого отрезанного дубля пишет на­ чальные и конечные цифры, размещенные по краю кинопленки за перфорациями (метражные или футажные номера). На этикетке коробки с негативами указывает название фильма и начально-конеч­ ные цифры каждого дубля. Эти же надписи делают на узкой полоске бумаги, которой заклеивают пазы коробки.

Одновременно с разборкой негатива в журнал или карточку филь­ ма заносят номер заказа-наряда, порядковый номер коробок и на­ чально-конечные цифры дублей негативов, уложенных в коробку.

Карточки для записей предпочтительнее журнала, так как в даль­ нейшем их можно разместить в порядке возрастающих номеров на

кинопленке.

Вероятно, в будущем сведения о хранимых рабочих негативах будут помещаться в память ЭВМ.

95

94


Подготовленный к хранению негатив передают на склад. Короб­ ки с негативом ставят одну на другую так, чтобы их номера легко читались.

Смонтированный рабочий позитив поступает к ведущей монтаж­ нице. Она просматривает позитив и составляет ведомость на каждую часть фильма с перечислением порядковых номеров смонтированных фрагментов и указывает начально-конечные цифры вошедшего дубля негатива с точным отсчетом кадров от границ этих цифр. Например, из дубля 567432 — 586927 в фильм вошел материал с обозначением 573421—582734 + 2 кадра с начала и 3 кадра с конца.

Получив со склада по требованиям, составленным по журналу или карточкам, коробки с нужным для монтажа материалом и вы­ брав из коробок только необходимые негативы, монтажница распо­

лагает

их в монтажном порядке на полочках своего рабочего

стола.

 

Часто для ускорения работы отбор материала и монтаж негатива ведут несколько работниц одновременно. В этом случае каждой мон­ тажнице выделяют определенные части фильма.

Приступая к монтажу, монтажница, отрезав весь лишний мате­ риал от отобранных негативов (оставляя на склейки по полкадра с обоих концов пегатива), склеивает эти негативы, строго придержи­ ваясь порядка и длины фрагментов, указанных в рабочем позитиве. Для склейки используют различные аппараты.

Негативы после подрезки сматывают в рулон и передают склейщице.

Требования к прочности и чистоте склеек смонтированного не­ гатива еще выше, чем к склейкам рабочего материала.

После склейки к смонтированному рулону негатива с обоих кон­ цов подклеивают зарядные ракорды. Ракорды подклеивают и к нега­ тиву фонограммы, перезаписанному с магнитной записи звука. Дли­ на ракордов и их форма зависят от вида фильма, к которому они под­ клеиваются. С негативов изображения и фонограммы, заряженных в копировальный аппарат по отметкам на стандартных ракордах, изготовляют позитив, в котором изображение синхронно со звуком. Помимо стандартных ракордов к негативам подклеивают зарядные ракорды, предохраняющие кинопленку от износа во время пере­ моток.

Если разборка негативов ведется лишь по названиям фрагмен­ тов, в журнал заносят номер заказа, название фрагмента и номер коробки, в которой помещается этот материал. Эти же надписи дела­ ют на коробках с негативом.

До монтажа негативы сохраняют па складе. При этом методе работы съемочная группа со смонтированным рабочим позитивом передает в цех монтажные формуляры, содержащие записи номеров дублей с указанием, из каких фрагментов они состоят и в каком по­ рядке смонтированы в фильме. Руководствуясь записями в журнале и в монтажных формулярах, работница получает со склада нужные коробки с негативом. Затем, вырезав из этих негативов указанные в монтажном формуляре дубли, располагает их в должном порядке на

полочках своего стола. После такой подготовки работница приступает к монтажу негатива фильма.

Монтаж осуществляют с помощью синхронизатора (рис. III. 5). Зарядив в синхронизатор смонтированный рабочий позитив и сличая каждый фрагмент с соответствующим отобранным дублем, отрезают от него весь лишний материал (оставляя по полкадра на склейку) и склеивают негативы в монтажном порядке. Затем подклеивают ракорды.

Рис. III.5. Синхронизатор кинопленок

При способе монтажа по названиям фрагментов негативы пред­ варительно не разбирают по дублям, поэтому их приходится разыски­ вать во многих коробках. Кроме того, из-за возможных ошибок в монтажных формулярах, которые составляются в крайне напряжен­ ных условиях в конце работы над фильмом, розыск нужных негати­ вов усложняется.

Для корректирования, изготовления допечаток, проверки целост­ ности фильма и других целей смонтированный негатив маркируют по фрагментам.

Маркировку производят с помощью печатающей машины, надпи­ сывая номера несмываемой тушью и другими способами. Порядковые номера наносят на межкадровое пространство, между перфорация­ ми или на других свободных от изображения участках кинопленки, но с таким расчетом, чтобы маркировка пропечатывалась в пози­ тиве.

Длина каждой части фильма должна быть близкой к метражу позитивной кинопленки, используемой для печатания. В этом случае уменьшаются потери позитивной кинопленки в виде малометражных кусков, остающихся при печатании смонтированных негативов. От­ клонение от стандартного метража допустимо лишь для последней части фильма.

96

97