ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 9
Рецепты проявляющих растворов для обработки цветных негативных кинопленок
|
|
Наименование вещества |
|
Отечествен |
ORWO |
ECN-1 |
|
||
|
|
|
ный |
ECN-2 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЦПВ-1 |
|
|
|
|
|
2,3 |
2,75 |
- |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|||
CD-3 (фирмы) |
|
|
- |
- |
5 |
4 |
|||
|
|
|
|
|
|
||||
Сульфит натрия безводный, |
г |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
Гидроксиламин, |
г/л |
|
1,2 |
1,2 |
— |
— |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Сода |
безводная, |
г/л |
|
60 |
75 |
- |
25,6 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Сода |
моногидрат, |
г/л |
|
- |
- |
50 |
- |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Бромистый |
калий |
(натрий), |
г/л |
2 |
2 |
(0,86) |
1,2 |
||
|
|
|
|
|
|||||
Гексаметафосфат натрия -, г/л |
— |
2 |
2 |
- |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трилон |
Б, |
г/л |
|
|
2 |
- |
— |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Едкий |
натр, г/л |
|
|
— |
— |
0,5 |
- |
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
Бикарбонат |
натрия, г/л |
|
— |
— |
- |
2,7 |
|||
|
|
|
|
|
|
||||
Бензиловый спирт |
|
— |
— |
3,8 |
- |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
Умягчитель |
(фирмы) |
|
— |
— |
— |
2 |
|||
|
|
|
|
|
|
||||
Активатор (фирмы) |
|
- |
— |
— |
0,22 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
постоянными у каждой партии обрабатываемой кинопленки. При конфликте в оценке процесса обработки цветных кинопленок допол нительно определяют баланс светочувствительных слоев по контра стности и другим характеристикам, используя для построения кри вых три или два светочувствительных слоя. В последнем случае
S9
используют, характеристические кривые зелено- и красночувствительных слоев.
Фотографическая обработка цветных негативных кинопленок по пробе от изображения совершенно недопустима. Проба не позво ляет оценивать баланс частичных слоев в изображении, она показы вает лишь общую его плотность. Визуально правильный по плотно сти негатив может быть сильно разбалансированным по контрастно сти слоев, поэтому напечатать доброкачественный позитив с него будет невозможно.
Если все же обстоятельства заставляют вести съемку в заведомо неблагоприятных условиях, тогда пробы от рабочего материала обра батывают в проявочной машине при различных режимах. Затем пробы оценивают с помощью цветоанализатора (§ 25), и по изобра жению в нем устанавливают оптимальное проявление для каждой пробы.
Обработка черно-белых и цветных негативных кинопленок по за данным сенситометрическим характеристикам дает положительные результаты, если весь технологический процесс в проявочной маши не стандартный. Постоянный контроль процесса обработки осущест вляется с помощью контрольных сенситограмм, сделанных на стан дартной кинопленке, через строго определенное время. Эти сенсито граммы показывают состояние технологического процесса в машине. Характеристики сенситограмм регистрируют в журнале или на спе циальном бланке.
Черно-белый и цветной негативы из-за экспозиционных, свето вых и прочих ошибок, допущенных при съемке, могут оказаться недоброкачественными и при правильных сенситометрических харак теристиках, полученных по сенситограммам. Эти характеристики оценивают лишь фотографическую обработку кинопленки или тех нологический процесс. Напомним, что коэффициент контрастности
(v) и средний градиент (g) — это значения, "характеризующие только степень проявления кинопленки, но не само изображение, которое может быть с завышенным или заниженным контрастом по условиям освещения объекта съемки.
Иногда в целях повышения светочувствительности кинопленки применяют ф о р с и р о в а н н у ю фотографическую обработку. Под которой понимают удлинение времени проявления, повышение тем пературы растворов или введение в растворы специальных активизаторов. Форсированная обработка неодинаково действует на разные кинопленки, и не все кинопленки могут быть обработаны при форси рованных режимах. Рост светочувствительности у кинопленок при форсированной их обработке ограничен и обычно не превышает двойного увеличения. Как правило, форсированная обработка кино пленки приводит и ухудшению ее структурных характеристик: по вышается зернистость, снижается проработка мелких деталей и т. д. У цветных кинопленок дополнительно возникают и градационные искажения.
Для фотографической обработки экспонированные кинопленки должны поступать упакованными в светонепроницаемые пакеты и в
91
коробки, крышки которых по стыку с корпусом заклеивают липкой лентой. На крышку коробки следует наклеить этикетку, характери зующую кинопленку, условия съемки и другие сведения, необходи мые для ее обработки. Каждая партия сдаваемой в обработку кино пленки сопровождается бланком заказа или другим подобным доку ментом, в который заносят сведения о технологии обработки и о замеченных дефектах в негативе. Одновременно с бланком заказа передают монтажные карты или другие документы, указывающие материал, с которого необходимо напечатать позитив.
§ 19. Негативное изображение
Негатив — фотографическое изображение объекта съемки, характе ризуемого формой, размером, цветом и фактурой деталей. Они стано вятся различимыми в том случае, если излучают свет или отражают
падающий на них свет, т. е. обладают |
я р к о с т ь ю (В). Упрощая, |
|||
объект съемки можно представить как |
ш к а л у я р к о с т е й , распо |
|||
ложенных беспорядочно на |
площади |
кадра |
кинопленки. Шкала |
|
оценивается |
и н т е р в а л о м |
я р к о с т и (1о) в виде десятичного |
||
логарифма. |
|
|
|
|
Объекты, |
детали которых |
приблизительно |
одинаково освещены, |
имеют интервал яркости, определяемый отношением крайних значе ний коэффициента отражения, около 1,6. Объекты с неодинаковой освещенностью деталей могут иметь очень большой интервал ярко стей. Наиболее распространенные объекты съемки характеризуются интервалом яркостей в пределах 1,5—2,5. Только некоторые объекты имеют интервал яркостей до 6,0.
Оптическое изображение объекта на светочувствительном слое кинопленки в съемочном аппарате создается светом, слагаемым из двух величин: одна — светом, образующим оптическое изображение объекта, вторая — светом, возникающим в результате рассеяния и от ражения поверхностями объектива, светофильтром, оптической на садкой и др.
К о н т р а с т о м о б ъ е к т а называют отношение яркостей са мой светлой и самой темной деталей объекта. Контраст объекта опоеделяют по уравнению:
К о н т р а с т о п т и ч е с к о г о и з о б р а ж е н и я — есть отноше ние освещенностей самой светлой и самой темной деталей в оптиче ском изображении объекта. Контраст оптического изображения оп ределяют по уравнению:
И н т е р в а л о с в е щ е н н о с т е й оптического изображения со ответствует уравнению:
Посторонний свет, налагаясь на оптическое изображение, умень шает контраст объекта. Эту потерю контраста можно определить по уравнению:
где B — коэффициент потери контраста.
Потеря контраста для светлых и темных деталей оптического изображения различна. Действие постороннего света сказывается тем сильнее, чем ниже освещенность деталей изображения или чем бли же они расположены к источникам рассеянного света. Это объясня ется тем, что сравнительно небольшое количество постороннего света существенно не изменяет и без того большую освещенность в светах. В то же время величина постороннего света довольно велика по сравнению с освещенностью в тенях объекта.
Неодинаковое уменьшение контраста оптического изображения по отношению к контрасту объекта съемки зависит и от вида объ екта. Например, оптическое изображение зимнего пейзажа, имеюще го большую интегральную яркость, следовательно, и большое свето рассеяние, будет искажено значительно сильнее, чем оптическое изо бражение летнего пейзажа.
Не менее заметно влияние светорассеяния на ц в е т о п е р е д а ч у объекта съемки, так как цвета в оптическом изображении могут раз беливаться или приобретать другой цветовой оттенок, если в рас сеянном свете преобладает какой-нибудь один цвет.
Точное воспроизведение яркостей и цветов объекта съемки оп тическим изображением невозможно. Оно всегда передает только общий характер их распределения в объекте. Распределение ярко стей и цветов в оптическом изображении тем ближе к действитель ности, чем ниже уровень яркости рассеянного света.
Воспроизведение оптического изображения объекта в негативе зависит от очень многих причин: свойств негативных кинопленок, условий съемки, фотографической обработки кинопленок и обраще ния с ними. Степень влияния каждого фактора на негатив различна.
Характеристическая кривая кинопленки выражает связь между количествами освещения, полученными светочувствительным слоем при съемке и оптическими плотностями, вызванными этими количе ствами освещения. Для различных кинопленок положение характе ристической кривой относительно начала координат, угла наклона и формы отдельных участков могут быть разными.
Интервал количеств освещения, сообщаемых светочувствительно му слою во время съемки объекта, соответствует отрезку оси абсцисс характеристической кривой. Длина этого отрезка постоянная и рав на интервалу оптического изображения. Общая экспозиция опреде ляет величины максимальной и минимальной внутрикадровых экс позиций, вследствие чего положение интервала количеств освещения на оси абсцисс зависит от общей экспозиции. С увеличением экспо зиции интервал смещается вправо, а с уменьшением — влево. Следо вательно, характер передачи оптического изображения зависит от
93
92
общей экспозиции и от формы и положения характеристической кри вой кинопленки. Области характеристической кривой неравноценны в смысле воспроизведения яркостей объекта съемки. На криволиней ных участках имеет место непропорциональное воспроизведение яр костей объекта.
Практически негативное изображение строится не только на пря молинейном, но и на начальном криволинейном участке характери стической кривой. Использование части нижнего криволинейного участка способствует обогащению изображения за счет проработки темных деталей объекта. Верхний, конечный участок характеристи ческой кривой редко бывает полезным, так как детали, создающие эти экспозиции, практически невоспроизводимы в позитиве.
Если интервал яркости объекта превосходит фотографическую широту кинопленки, то некоторые детали в изображении могут ока заться недоэкспонированными или переэкспонированными. В ре зультате негатив будет недоброкачественным. Напечатанные с тако го негатива позитивы воспроизводят темные детали окрашенными в один цвет, яркие детали — в другой цвет, обычно разбеленный. В этом случае красные и желтовато-зеленые цвета желтеют, синие — приоб ретают фиолетовый оттенок.
§ 20. Подготовка негативов к печатанию
При подготовке негатива к печатанию из каждого рулона киноплен ки вырезают засвеченные и прозрачные куски, места сшивок, забра кованные съемочной группой дубли фрагментов (по формуляру, приложенному к заказу-наряду) и другие материалы, не подлежа щие печатанию. Подготовленный таким образом негатив склеивают в рулоны до 300 м длиной. Склейку кинопленки производят специ альными прессами, обеспечивающими получение узкой и чистой склейки. Склеивание кусков негатива идет по ходу копировального аппарата, чтобы место склейки во время печатания не вызвало скач ка в позитиве.
Склеивают кинопленки различными растворами, например тако
го состава: |
|
|
|
Подложка кинопленки со смытым |
|
|
|
эмульсионным слоем |
10 г |
|
|
Ацетон |
300 |
мл |
|
Метиленхлорид |
300 |
мл |
|
Метилгликольацетат |
300 |
мл |
|
Диметиловый эфир фталевой |
|
|
|
кислоты |
100 |
мл |
|
Склеивать кинопленку можно и с помощью |
липкой |
ленты или |
|
сваркой в специальных аппаратах. |
|
|
|
К концам рулона, склеенного точно в рамку |
кадра |
негатива, |
присоединяют по несколько метров прозрачной кинопленки. Эта ки-
нопленка служит ракордом, предохраняющим негатив от механиче ских повреждений во время перемотки. На ракорде пишут или печа тают название фильма, номер заказа, номер рулона или другие обо значения, принятые на данном предприятии. Все надписи должны пропечатываться в позитиве.
При подготовке к печатанию цветного, а иногда и черно-белого негатива на некоторых предприятиях от каждого фрагмента делают вырезки по 4 и по 10 кадров (обычно изображение объекта с ахро матической таблицей). Эти вырезки применяют для определения ре жима печатания позитива (стр. 123). Десятикадровые вырезки склеивают в рулон в том же порядке, что и рабочий негатив. На каж дом куске обеих кадровых вырезок и на рабочем негативе ставят одинаковый порядковый номер склеенных фрагментов.
Подготовленный к печатанию и перемотанный на начало негатив укладывают в коробки. Если есть кадровые вырезки, то их помеща ют в те же коробки, что и рабочий негатив. Предварительно всю вы резанную из негатива кинопленку измеряют метромером. Метраж изъятой кинопленки записывают в заказ-наряд для учета бухгал терией.
Перемотку негативов перед печатанием часто производят аппара тами, очищающими кинопленку от пыли.
§ 21. Монтаж негатива
Монтаж негатива — склеивание рабочего негатива в строгом соответ ствии со смонтированным рабочим позитивом.
Монтаж негатива изображения производят после завершения съемок и утверждения фильма на двух кинопленках (смонтирован ный рабочий позитив и синхронная к нему фонограмма).
Подготовку негатива к монтажу начинают с момента запуска фильма в производство. Прикрепленная к фильму монтажница, по лучив негатив изображения после печатания с него рабочего пози тива, разбирает негатив по дублям эпизода — фрагмента. Затем на наружном защитном ракорде каждого отрезанного дубля пишет на чальные и конечные цифры, размещенные по краю кинопленки за перфорациями (метражные или футажные номера). На этикетке коробки с негативами указывает название фильма и начально-конеч ные цифры каждого дубля. Эти же надписи делают на узкой полоске бумаги, которой заклеивают пазы коробки.
Одновременно с разборкой негатива в журнал или карточку филь ма заносят номер заказа-наряда, порядковый номер коробок и на чально-конечные цифры дублей негативов, уложенных в коробку.
Карточки для записей предпочтительнее журнала, так как в даль нейшем их можно разместить в порядке возрастающих номеров на
кинопленке.
Вероятно, в будущем сведения о хранимых рабочих негативах будут помещаться в память ЭВМ.
95
94
Подготовленный к хранению негатив передают на склад. Короб ки с негативом ставят одну на другую так, чтобы их номера легко читались.
Смонтированный рабочий позитив поступает к ведущей монтаж нице. Она просматривает позитив и составляет ведомость на каждую часть фильма с перечислением порядковых номеров смонтированных фрагментов и указывает начально-конечные цифры вошедшего дубля негатива с точным отсчетом кадров от границ этих цифр. Например, из дубля 567432 — 586927 в фильм вошел материал с обозначением 573421—582734 + 2 кадра с начала и 3 кадра с конца.
Получив со склада по требованиям, составленным по журналу или карточкам, коробки с нужным для монтажа материалом и вы брав из коробок только необходимые негативы, монтажница распо
лагает |
их в монтажном порядке на полочках своего рабочего |
стола. |
|
Часто для ускорения работы отбор материала и монтаж негатива ведут несколько работниц одновременно. В этом случае каждой мон тажнице выделяют определенные части фильма.
Приступая к монтажу, монтажница, отрезав весь лишний мате риал от отобранных негативов (оставляя на склейки по полкадра с обоих концов пегатива), склеивает эти негативы, строго придержи ваясь порядка и длины фрагментов, указанных в рабочем позитиве. Для склейки используют различные аппараты.
Негативы после подрезки сматывают в рулон и передают склейщице.
Требования к прочности и чистоте склеек смонтированного не гатива еще выше, чем к склейкам рабочего материала.
После склейки к смонтированному рулону негатива с обоих кон цов подклеивают зарядные ракорды. Ракорды подклеивают и к нега тиву фонограммы, перезаписанному с магнитной записи звука. Дли на ракордов и их форма зависят от вида фильма, к которому они под клеиваются. С негативов изображения и фонограммы, заряженных в копировальный аппарат по отметкам на стандартных ракордах, изготовляют позитив, в котором изображение синхронно со звуком. Помимо стандартных ракордов к негативам подклеивают зарядные ракорды, предохраняющие кинопленку от износа во время пере моток.
Если разборка негативов ведется лишь по названиям фрагмен тов, в журнал заносят номер заказа, название фрагмента и номер коробки, в которой помещается этот материал. Эти же надписи дела ют на коробках с негативом.
До монтажа негативы сохраняют па складе. При этом методе работы съемочная группа со смонтированным рабочим позитивом передает в цех монтажные формуляры, содержащие записи номеров дублей с указанием, из каких фрагментов они состоят и в каком по рядке смонтированы в фильме. Руководствуясь записями в журнале и в монтажных формулярах, работница получает со склада нужные коробки с негативом. Затем, вырезав из этих негативов указанные в монтажном формуляре дубли, располагает их в должном порядке на
полочках своего стола. После такой подготовки работница приступает к монтажу негатива фильма.
Монтаж осуществляют с помощью синхронизатора (рис. III. 5). Зарядив в синхронизатор смонтированный рабочий позитив и сличая каждый фрагмент с соответствующим отобранным дублем, отрезают от него весь лишний материал (оставляя по полкадра на склейку) и склеивают негативы в монтажном порядке. Затем подклеивают ракорды.
Рис. III.5. Синхронизатор кинопленок
При способе монтажа по названиям фрагментов негативы пред варительно не разбирают по дублям, поэтому их приходится разыски вать во многих коробках. Кроме того, из-за возможных ошибок в монтажных формулярах, которые составляются в крайне напряжен ных условиях в конце работы над фильмом, розыск нужных негати вов усложняется.
Для корректирования, изготовления допечаток, проверки целост ности фильма и других целей смонтированный негатив маркируют по фрагментам.
Маркировку производят с помощью печатающей машины, надпи сывая номера несмываемой тушью и другими способами. Порядковые номера наносят на межкадровое пространство, между перфорация ми или на других свободных от изображения участках кинопленки, но с таким расчетом, чтобы маркировка пропечатывалась в пози тиве.
Длина каждой части фильма должна быть близкой к метражу позитивной кинопленки, используемой для печатания. В этом случае уменьшаются потери позитивной кинопленки в виде малометражных кусков, остающихся при печатании смонтированных негативов. От клонение от стандартного метража допустимо лишь для последней части фильма.
96 |
97 |
|