Файл: Iofis-Obwie_svedenija_o_kinoplenkah.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

П р о д о л ж е н и е т а б л . 1 1

 

 

 

 

а

Вид дефекта

 

Вероятные причины появления дефекта

 

 

 

 

 

 

104

Фотографический слой

хрупкий

а) Фотографический слой обезво­

 

 

 

жен из-за пересушивания,

 

 

 

б) см. 11

105

Фотографический слой

частично от­

Проявочная машина неисправна

 

слаивается

 

 

если переснять или исключить изображение невозможно, то прихо­ дится использовать бракованный материал. Кроме того, в забрако­ ванном негативе, представляющем собой целый сценарный фрагмент, могут оказаться отдельные участки без дефекта.

Если забракованный негатив может быть исправлен, его подвер­ гают соответствующей обработке, затем вновь контролируют.

Обнаруженные дефекты в негативе регистрируют в журнале или

вкарте данного фильма.

Втабл. 11 приведены виды дефектов в негативе и вероятные при­ чины их возникновения.

Негатив — исходный материал для тиражирования фильма, по­ этому оператор должен стремиться к тому, чтобы негатив имел з а-

пас и з о б р а з и т е л ь н о й п р о ч н о с т и , обеспечивающий до­ брокачественное тиражирование фильма по разным технологическим процессам.

Глава IV ПОЗИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Позитивный процесс — процесс получения позитивного изображе­ ния, в котором шкала плотностей соответствует шкале яркостей объ­ екта съемки. В позитиве черпо-белое изображение образовано метал­ лическим серебром, а цветное — красителями: желтым, пурпурным и голубым, создающими изображение, которое по цвету подобно объек­ ту съемки.

Позитивный процесс включает в себя печатание негатива на по­ зитивную кинопленку, ее фотографическую обработку и контроль

позитива. Этот

процесс является заключительным звеном двух-

с т а д и й н о г о

негативно-позитивного процесса.

§ 23. Позитивные кинопленки

Черно-белые позитивные кинопленки чувствительны к излучениям до 480 нм.

Черно-белые позитивные кинопленки изготовляют со следующи­ ми характеристиками: светочувствительность — 2,8—5,5 ед. ГОСТ; контрастность рекомендуемая — 2,6; контрастность при 4-минутном проявлении — 2,8 — 3,2; разрешающая способность — не менее 108 мм-1; плотность вуали — не более 0,04; максимальная плотность на прямолинейном участке — не менее 3,0; фотографическая широ­ та— 0,9—1,2; температура плавления эмульсионного слоя — не ме­ нее 70°С; прочность эмульсионного слоя — не менее 250 г; ударная прочность при 40°С — не менее 50 кгссм/см3; усадка — не бо­ лее 0,4%.

В табл. 12 приведены характеристики некоторых черно-белых по­ зитивных кинопленок.

Цветные позитивные кинопленки изготовляют двух видов: кино­ пленки с к л а с с и ч е с к и м строением — наружный светочувстви­ тельный слой этих кинопленок чувствителен к синей части спектра,

средний — к зеленой и

нижний — к красной зонам спектра (см.

рис. 1.3); и кинопленки

со с п е ц и а л ь н ы м строением (рис. IV.1);

наружный светочувствительный слой чувствителен к зеленой части спектра, средний — к красной и нижний — к синей зонам спектра. Эти кинопленки называют также кинопленками с перемещенными слоями.

107


Спектральная чувствительность слоев ограничена узкой зоной спектра, чтобы негативные изображения печатались строго раздель­ но, причем каждое в определенном слое позитивной кинопленки. При проявлении кинопленки в слоях должны образовываться ча­ стичные позитивные изображения из красителей, поглощающих по одной трети спектра. Эти красители могут создаваться из недиффундирующих или из защищенных краскообра-

зующих компонент.

Большинство цветных позитивных кино­ пленок имеет з а щ и т н ы й слой, защищаю­ щий наружный светочувствительный слой от

механических

повреждений, два

проме­

ж у т о ч н ы х

слоя, препятствующих

диффу­

зии краскообразующих компонент в свето­ чувствительные слои и могущих загрязнить частичные изображения; подслой, сцепля­ ющий нижний светочувствительный слой с подложкой; п р о т и в о о р е о л ь н ы й слой из красителя или сажи, предохраняющий от возникновения ореола отражения.

Есть цветные позитивные кинопленки без промежуточных слоев. У этих кинопленок так подобраны краскообразующие компонен­ ты, что исключается возможность между-

слоиных загрязнении, повышенная резкость достигается применени­ ем очень тонкого зеленочувствительного слоя (4,2 мкм), образующе­ го пурпурное изображение, которое больше, чем два других, опреде­ ляет впечатление о резкости цветного изображения.

Кинопленки с классическим строением имеют ограниченное при­ менение, так как по резкости получаемого изображения уступают кинопленкам со специальным строением.

Важными показателями, характеризующими цветные позитивные кинопленки, являются контрастность и баланс контрастности. Эти показатели влияют на градационные и цветоделительные свойства кинопленок. Очень высокая контрастность позитивных кинопленок ограничивает воспроизводимость деталей средней и малой яркостиг поэтому необходимо весьма точно экспонировать негатив во время его печатания. Качество позитива зависит и от формы характери­ стической кривой позитивной кинопленки. Установлено, что в по­ строении изображения принимает участие помимо прямолинейного участка и начальный — криволинейный. Удлинение этого участка способствует воспроизведению деталей средней и малой яркости объекта. Разумеется, форма характеристических кривых, в том числе и начальных криволинейных, должна быть одинаковой. Одна­ ко чрезмерное удлинение начального криволинейного участка, как и его отсутствие, может отрицательно сказаться на качестве изо­ бражения. Поэтому при оценке позитивной кинопленки целесооб­ разно определять полезный интервал плотностей (ADg) и средний градиент (g).

109


Кинопленки, на которых печатают позитивы для показа по теле­ видению, имеют контрастность, пониженную на 15% в области ма­ лых и на 30 % — в области больших плотностей.

Отечественная цветная позитивная кинопленка ЦП-11 имеет сле­

дующие

характеристики: светочувствительность — 0,75 ед.

ГОСТ;

баланс

светочувствительности — не более 2,0; коэффициент

контра­

стности— 3,0±0,3;

баланс контрастности — не более 0,40;

средний

градиент—1,9 ±0,2;

баланс по среднему градиенту — не более

0,30;

оптическая плотность вуали для каждого из слоев — не более

0,15;

Рис.

IV.2. Контрольная шкала

для сквозного фотографического контроля: а

для

черно-белого изображения,

б — для цветного изображения

максимальная оптическая плотность на прямолинейном участке ха­ рактеристической кривой — не менее 3,0; гранулярность за зеленым светофильтром — не менее 1,0, за красным светофильтром — не ме­ нее 1,3; частотно-контрастная характеристика зеленочувствительного

слоя — не менее 0,75,

красночувствительного

слоя — не

менее

0,4;

температура плавления

светочувствительного

слоя — не

менее

50°;

ударная прочность при 40°С — не менее 50 кгс-см/см3;

усадка — не

более 0,4%; скручиваемость — не более 3,5 мм.

 

 

В табл. 13 даны характеристики цветных позитивных кинопленок. Цветные позитивные кинопленки принято н о р м и р о в а т ь , осо­ бенно когда они различны по светочувствительности или балансу светочувствительности. Под нормированием понимают подбор усло­ вий специального экспонирования во время печатания, приводящих разные типы или партии позитивных кинопленок к одинаковым зна­ чениям по светочувствительности и по балансу светочувствительно­ сти. Эти условия действительны только для тех копировальных аппа­ ратов и процессов в проявочных машинах, для. которых они подо­

браны.

111


Для нормирования отбирают от каждого типа или партии по од­ ной коробке кинопленки. Образцы из отобранных коробок склеивают в рулон. Затем на образцах печатают внутрикадровую или покадро­ вую контрольную шкалу (рис. IV. 2). Печатание ведут со стандарт­ ными экспозициями копировального аппарата.

Контрольные шкалы снимают на негативных кинопленках того же вида, что и кинопленка, на которую производилась съемка филь­ ма и с которой будет изготовлен позитив на нормированной позитив­ ной кинопленке. Для контрольных шкал обязательно их правильное экспонирование при съемке и доброкачественность негативных кино­ пленок по балансности.

После фотографической обработки образцов визуально или с по­ мощью денситометра устанавливают условия, обеспечивающие по­ лучение позитива контрольной шкалы заданной плотности и близкой к нейтрально-серому тону.

Специальную экспозицию (общую и спектральную), приводя­ щую разные типы или партии позитивных кинопленок к нормирован­ ной, принято называть б а л а н с н о й . Эту экспозицию в разных копировальных аппаратах осуществляют различно, например дози­ рованием спектральных зон печатающей лампы, диафрагмами с цвет­ ными светофильтрами и т. д.

Балансную экспозицию используют во время печатания изобра­ жения на нормированные кинопленки, дополнительно к цвето-экспо- зиционному паспорту, рассчитанному на негативное изображение.

При нарушениях технологического позитивного процесса, как-то: изменении спектрального излучения печатающего света или уровня освещенности в копировальном аппарате, изменении состава прояви­ теля или режима проявления и т. д.— балансная экспозиция также изменяется.

§ 24. Копировальный аппарат

Печатание изображения осуществляют на копировальном аппарате. Многочисленные копировальные аппараты различают по спосо­ бу печатания, транспортированию кинопленок и экспонированию во

время печатания.

Способ печатания может быть контактным и оптическим.

При к о н т а к т н о м печатании фотографический слой негатив­ ной кинопленки плотно прижат к светочувствительному слою пози­ тивной кинопленки. Контакт между кинопленками обеспечивается прижимными устройствами механического, пневматического или электромеханического типов. Контактное печатание всегда дает изображение в масштабе 1:1. Этот способ печатания прост, мало из­ нашивает негатив, так как слои кинопленок защищают друг друга.

При о п т и ч е с к о м печатании негативное изображение проеци­ руется объективом на светочувствительный слой позитивной кино­ пленки, расположенной на некотором расстоянии от негатива. Опти­ ческое печатание позволяет изменять масштаб, т. е. получать увели­ ченные или уменьшенные изображения по сравнению с негативом.

Транспортирование кинопленок может быть прерывистым и не­ прерывным.

В

копировальных аппаратах с п р е р ы в и с т ы м

передвижени­

ем

кинопленок происходит покадровое печатание

изображения.

Транспортирование кинопленок происходит с помощью грейферных или мальтийских механизмов. Негатив и позитивная кинопленка в момент печатания неподвижны в экспозиционном-окне аппарата, во время перерыва в экспонировании кинопленки перемещаются на один кадр. Передвижение кинопленок и экспозиция имеют регулярно повторяющийся прерывистый характер. Поток экспонирующего света в период передвижения кинопленок перекрывается обтюратором.

Для достижения высокой точности фиксации обеих кинопленок в копировальных аппаратах применяют контргрейферный механизм, исключающий смещение кинопленок относительно друг друга.

В копировальных аппаратах с

н е п р е р ы в н ы м

движением

кинопленок их транспортирование

производится зубчатым бараба­

ном, между ребордами которого экспонирующий свет проходит к ок­ ну-щели. Шаг барабана рассчитан на шаг перфорации кинопленки с нормированной усадкой. Однако из-за различия усадок у обрабо­ танной кинопленки (негативной) и необработанной (позитивной) и разного расположения зубьев на барабане всегда имеет место про­

скальзывание кинопленок

во

время экспонирования, что приводит

к некоторой потере резкости изображения.

 

Контакт кинопленок на зубчатом барабане у экспозиционного

окна-щели достигается за

счет их

натяжения

специальными роли­

ками или другими подобными устройствами.

 

Э к с п о н и р о в а н и е

во

время

печатания

осуществляется раз­

личными светооптическими системами.

 

Светооптические системы рассчитывают так, чтобы освещенность в экспозиционном окне копировального аппарата обеспечивала экс­ позицию, достаточную для получения изображения на кинопленках с наименьшей светочувствительностью. Освещенность зависит и от производительности копировального аппарата. Чем она больше, тем выше должна быть освещенность в экспозиционном окне. Также обя­ зательным требованием к светооптической системе является равно­ мерное и постоянное освещение экспозиционного окна.

Равномерность освещения экспозиционного окна достигается при­ менением специальных оптических устройств или установкой в све­ товой поток рассеивающих сред, например матового стекла.

Постоянство освещенности экспозиционного окна обеспечивается электропитанием лампы через стабилизатор напряжения. Изменение освещенности может быть вызвано тем, что в процессе горения лам­ пы происходит распыление вольфрамовой нити и осаждение ее ча­ стиц на колбе. В результате падает освещенность и меняется состав излучения. Чтобы лампа работала устойчиво, ее до установки в ко­ пировальный аппарат подвергают предварительному отжигу. Разу­ меется, что лампа должна быть точно установлена относительно оп­ тической системы осветителя. На рис. IV. 3, приведено несколько светооптических систем.

112

113

5—456


Рис.

IV.3.

 

Светооптические

системы

копировальных

аппаратов:

 

а — для

контактного

печатания

с

непре­

рывным

движением кинопленок:

 

1 — источник

света;

2 — интерференционный

 

светофильтр,

отражающий

красные и

пропускающий зеленые и синие лучи;

3

линза;

 

4 — интерференционный

светофильтр, отража­

ющий

зеленые

лучи;

5 — световой клапан,

регулиру-1

ющий

дозу

 

экспозиции;

6 — интерференционный

све­

тофильтр,

отражающий

синие лучи;

7 — линза;

* —

интерференционный

светофильтр,

отражающий

крас­

ные

лучи;

 

9 — световой

 

клапан,

регулирующий

дозу

экспозиции;

10 — интерференционный светофильтр, от­

ражающий

 

зеленые лучи;

11— световой клапан,

регу­

лирующий

дозу

экспозиции;

12 — линза;

13 — интер­

ференционный светофильтр,

отражающий

дозирован­

ные лучи;

14 — экспозиционное окно;

 

 

i : i ;

l

б — для

оптического

печатания

в

масштабе

источник света,

г — конденсор,

3 — канал

для

экспо­

зиционного

 

паспорта, 4 — экспозиционное

окно

для

негатива, 5 — объектив,

в — экспозиционное

окно

для

позитивной

кинопленки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в — для

оптического

печатания

с 35-мм кинопленки

на 32-мм кинопленку

(2x16):

1 — источник света, 2

конденсор,

 

8 — канал

для

экспозиционного

паспорта,

4 — экспозиционное окно для негатива, 5 — объективы,

в — экспозиционное окно для позитивной кинопленки;

г — для

оптического

печатания

с 35-мм кинопленки

мелкоформатных

изображений

(4x6):

1 — источник

света, 2 — конденсор, 3 — линза,

4 — канал для экспо­

зиционного паспорта, 5 — экспозиционное окно для не­

гатива, 6 — осветительные линзы, 7—8 — вспомогатель­

ные

линзы,

9 — экспонирующая

поверхность,

 

10

линза,

 

11 — система

объектива,

 

12 — экспозиционное

окно для позитивной кинопленки

 

 

 

 

 

 

В копировальных аппаратах есть устройства, регулирующие экс­ позицию и, если нужно, спектральный состав света в экспонирующем окне. Эти устройства называют п а с п о р т н ы м и м е х а н и з м а- м и. Они различны по конструкции и по минимальному времени, в которое возможно установление экспозиции для печатания изобра­ жения. Паспортные механизмы относятся к наиболее важным узлам копировального аппарата, от них в значительной степени зависит работа копировального аппарата и процесс печатания изображения.

Изменение экспозиции в окне копировального аппарата

может

быть механическим и электрическим.

 

При м е х а н и ч е с к о м регулировании световой пучок,

осве­

щающий экспозиционное окно копировального аппарата, диафрагми­ руют различными устройствами: круглыми отверстиями, специальны­ ми клапанами и т. д.

При

э л е к т р и ч е с к о м регулировании происходит

изменение

яркости

лампы путем подключения сопротивления к ее

клеммам.

При изменении накала нити лампы одновременно с яркостью меня­ ется и спектр излучения, что недопустимо для печатания на цветные кинопленки. Поэтому электрическое регулирование экспозиции при­ меняют крайне редко.

Количество возможных экспозиций в копировальном аппарате составляет 20 и больше ступеней. Величина, на которую изменяется

экспозиция

при переходе от одной ступени

к другой, называется

модулем

э к с п о з и ц и й и обычно равна

10—15%.

В копировальных аппаратах с прерывистым движением кинопле­ нок смена экспозиций происходит в момент, когда световой поток перекрыт обтюратором, поэтому переключение экспозиции незамет­ но на изображении.

В копировальных аппаратах с непрерывным транспортированием кинопленок переключение экспозиций происходит во время их дви­ жения. Поэтому участок кинопленки, на котором происходило пере­ ключение экспозиции, по плотности изображения отличается от нор­ мально экспонированного. Чем быстрее срабатывает паспортный механизм, тем меньше оказывается кадров с неправильно экспони­ рованным изображением. Эти изображения заметны при проекции фильма и мешают зрительному восприятию.

Экспозиции в копировальных аппаратах можно устанавливать в различных сочетаниях и неограниченное количество раз. Переключе­ ние экспозиций в одних аппаратах возможно через 6—9 кадров, в других — через 1—2 кадра и т. д.

Регулирование спектра излучения при печатании цветных изобра­ жений возможно двумя способами: аддитивным и субтрактивным.

При а д д и т и в н о м способе в экспозиционное окно копироваль­ ного аппарата направлено три зональных потока (синий, зеленый и красный), которые смешиваются во время экспонирования кино­ пленки. Зональные потоки создаются различно. Наиболее часто с помощью интерференционных светофильтров. Они изготовляются путем нанесения тонких диэлектрических покрытий с контролируе­ мыми параметрами. Эти светофильтры почти не обладают собствен-

114

115

5*