ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 0
|
|
|
П р о д о л ж е н и е т а б л . 1 1 |
|
|
|
|
а |
Вид дефекта |
|
Вероятные причины появления дефекта |
|
|
||
|
|
|
|
104 |
Фотографический слой |
хрупкий |
а) Фотографический слой обезво |
|
|
|
жен из-за пересушивания, |
|
|
|
б) см. 11 |
105 |
Фотографический слой |
частично от |
Проявочная машина неисправна |
|
слаивается |
|
|
если переснять или исключить изображение невозможно, то прихо дится использовать бракованный материал. Кроме того, в забрако ванном негативе, представляющем собой целый сценарный фрагмент, могут оказаться отдельные участки без дефекта.
Если забракованный негатив может быть исправлен, его подвер гают соответствующей обработке, затем вновь контролируют.
Обнаруженные дефекты в негативе регистрируют в журнале или
вкарте данного фильма.
Втабл. 11 приведены виды дефектов в негативе и вероятные при чины их возникновения.
Негатив — исходный материал для тиражирования фильма, по этому оператор должен стремиться к тому, чтобы негатив имел з а-
пас и з о б р а з и т е л ь н о й п р о ч н о с т и , обеспечивающий до брокачественное тиражирование фильма по разным технологическим процессам.
Глава IV ПОЗИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Позитивный процесс — процесс получения позитивного изображе ния, в котором шкала плотностей соответствует шкале яркостей объ екта съемки. В позитиве черпо-белое изображение образовано метал лическим серебром, а цветное — красителями: желтым, пурпурным и голубым, создающими изображение, которое по цвету подобно объек ту съемки.
Позитивный процесс включает в себя печатание негатива на по зитивную кинопленку, ее фотографическую обработку и контроль
позитива. Этот |
процесс является заключительным звеном двух- |
с т а д и й н о г о |
негативно-позитивного процесса. |
§ 23. Позитивные кинопленки
Черно-белые позитивные кинопленки чувствительны к излучениям до 480 нм.
Черно-белые позитивные кинопленки изготовляют со следующи ми характеристиками: светочувствительность — 2,8—5,5 ед. ГОСТ; контрастность рекомендуемая — 2,6; контрастность при 4-минутном проявлении — 2,8 — 3,2; разрешающая способность — не менее 108 мм-1; плотность вуали — не более 0,04; максимальная плотность на прямолинейном участке — не менее 3,0; фотографическая широ та— 0,9—1,2; температура плавления эмульсионного слоя — не ме нее 70°С; прочность эмульсионного слоя — не менее 250 г; ударная прочность при 40°С — не менее 50 кгссм/см3; усадка — не бо лее 0,4%.
В табл. 12 приведены характеристики некоторых черно-белых по зитивных кинопленок.
Цветные позитивные кинопленки изготовляют двух видов: кино пленки с к л а с с и ч е с к и м строением — наружный светочувстви тельный слой этих кинопленок чувствителен к синей части спектра,
средний — к зеленой и |
нижний — к красной зонам спектра (см. |
рис. 1.3); и кинопленки |
со с п е ц и а л ь н ы м строением (рис. IV.1); |
наружный светочувствительный слой чувствителен к зеленой части спектра, средний — к красной и нижний — к синей зонам спектра. Эти кинопленки называют также кинопленками с перемещенными слоями.
107
Спектральная чувствительность слоев ограничена узкой зоной спектра, чтобы негативные изображения печатались строго раздель но, причем каждое в определенном слое позитивной кинопленки. При проявлении кинопленки в слоях должны образовываться ча стичные позитивные изображения из красителей, поглощающих по одной трети спектра. Эти красители могут создаваться из недиффундирующих или из защищенных краскообра-
зующих компонент.
Большинство цветных позитивных кино пленок имеет з а щ и т н ы й слой, защищаю щий наружный светочувствительный слой от
механических |
повреждений, два |
проме |
ж у т о ч н ы х |
слоя, препятствующих |
диффу |
зии краскообразующих компонент в свето чувствительные слои и могущих загрязнить частичные изображения; подслой, сцепля ющий нижний светочувствительный слой с подложкой; п р о т и в о о р е о л ь н ы й слой из красителя или сажи, предохраняющий от возникновения ореола отражения.
Есть цветные позитивные кинопленки без промежуточных слоев. У этих кинопленок так подобраны краскообразующие компонен ты, что исключается возможность между-
слоиных загрязнении, повышенная резкость достигается применени ем очень тонкого зеленочувствительного слоя (4,2 мкм), образующе го пурпурное изображение, которое больше, чем два других, опреде ляет впечатление о резкости цветного изображения.
Кинопленки с классическим строением имеют ограниченное при менение, так как по резкости получаемого изображения уступают кинопленкам со специальным строением.
Важными показателями, характеризующими цветные позитивные кинопленки, являются контрастность и баланс контрастности. Эти показатели влияют на градационные и цветоделительные свойства кинопленок. Очень высокая контрастность позитивных кинопленок ограничивает воспроизводимость деталей средней и малой яркостиг поэтому необходимо весьма точно экспонировать негатив во время его печатания. Качество позитива зависит и от формы характери стической кривой позитивной кинопленки. Установлено, что в по строении изображения принимает участие помимо прямолинейного участка и начальный — криволинейный. Удлинение этого участка способствует воспроизведению деталей средней и малой яркости объекта. Разумеется, форма характеристических кривых, в том числе и начальных криволинейных, должна быть одинаковой. Одна ко чрезмерное удлинение начального криволинейного участка, как и его отсутствие, может отрицательно сказаться на качестве изо бражения. Поэтому при оценке позитивной кинопленки целесооб разно определять полезный интервал плотностей (ADg) и средний градиент (g).
109
Кинопленки, на которых печатают позитивы для показа по теле видению, имеют контрастность, пониженную на 15% в области ма лых и на 30 % — в области больших плотностей.
Отечественная цветная позитивная кинопленка ЦП-11 имеет сле
дующие |
характеристики: светочувствительность — 0,75 ед. |
ГОСТ; |
||
баланс |
светочувствительности — не более 2,0; коэффициент |
контра |
||
стности— 3,0±0,3; |
баланс контрастности — не более 0,40; |
средний |
||
градиент—1,9 ±0,2; |
баланс по среднему градиенту — не более |
0,30; |
||
оптическая плотность вуали для каждого из слоев — не более |
0,15; |
Рис. |
IV.2. Контрольная шкала |
для сквозного фотографического контроля: а — |
для |
черно-белого изображения, |
б — для цветного изображения |
максимальная оптическая плотность на прямолинейном участке ха рактеристической кривой — не менее 3,0; гранулярность за зеленым светофильтром — не менее 1,0, за красным светофильтром — не ме нее 1,3; частотно-контрастная характеристика зеленочувствительного
слоя — не менее 0,75, |
красночувствительного |
слоя — не |
менее |
0,4; |
температура плавления |
светочувствительного |
слоя — не |
менее |
50°; |
ударная прочность при 40°С — не менее 50 кгс-см/см3; |
усадка — не |
|||
более 0,4%; скручиваемость — не более 3,5 мм. |
|
|
В табл. 13 даны характеристики цветных позитивных кинопленок. Цветные позитивные кинопленки принято н о р м и р о в а т ь , осо бенно когда они различны по светочувствительности или балансу светочувствительности. Под нормированием понимают подбор усло вий специального экспонирования во время печатания, приводящих разные типы или партии позитивных кинопленок к одинаковым зна чениям по светочувствительности и по балансу светочувствительно сти. Эти условия действительны только для тех копировальных аппа ратов и процессов в проявочных машинах, для. которых они подо
браны.
111
Для нормирования отбирают от каждого типа или партии по од ной коробке кинопленки. Образцы из отобранных коробок склеивают в рулон. Затем на образцах печатают внутрикадровую или покадро вую контрольную шкалу (рис. IV. 2). Печатание ведут со стандарт ными экспозициями копировального аппарата.
Контрольные шкалы снимают на негативных кинопленках того же вида, что и кинопленка, на которую производилась съемка филь ма и с которой будет изготовлен позитив на нормированной позитив ной кинопленке. Для контрольных шкал обязательно их правильное экспонирование при съемке и доброкачественность негативных кино пленок по балансности.
После фотографической обработки образцов визуально или с по мощью денситометра устанавливают условия, обеспечивающие по лучение позитива контрольной шкалы заданной плотности и близкой к нейтрально-серому тону.
Специальную экспозицию (общую и спектральную), приводя щую разные типы или партии позитивных кинопленок к нормирован ной, принято называть б а л а н с н о й . Эту экспозицию в разных копировальных аппаратах осуществляют различно, например дози рованием спектральных зон печатающей лампы, диафрагмами с цвет ными светофильтрами и т. д.
Балансную экспозицию используют во время печатания изобра жения на нормированные кинопленки, дополнительно к цвето-экспо- зиционному паспорту, рассчитанному на негативное изображение.
При нарушениях технологического позитивного процесса, как-то: изменении спектрального излучения печатающего света или уровня освещенности в копировальном аппарате, изменении состава прояви теля или режима проявления и т. д.— балансная экспозиция также изменяется.
§ 24. Копировальный аппарат
Печатание изображения осуществляют на копировальном аппарате. Многочисленные копировальные аппараты различают по спосо бу печатания, транспортированию кинопленок и экспонированию во
время печатания.
Способ печатания может быть контактным и оптическим.
При к о н т а к т н о м печатании фотографический слой негатив ной кинопленки плотно прижат к светочувствительному слою пози тивной кинопленки. Контакт между кинопленками обеспечивается прижимными устройствами механического, пневматического или электромеханического типов. Контактное печатание всегда дает изображение в масштабе 1:1. Этот способ печатания прост, мало из нашивает негатив, так как слои кинопленок защищают друг друга.
При о п т и ч е с к о м печатании негативное изображение проеци руется объективом на светочувствительный слой позитивной кино пленки, расположенной на некотором расстоянии от негатива. Опти ческое печатание позволяет изменять масштаб, т. е. получать увели ченные или уменьшенные изображения по сравнению с негативом.
Транспортирование кинопленок может быть прерывистым и не прерывным.
В |
копировальных аппаратах с п р е р ы в и с т ы м |
передвижени |
ем |
кинопленок происходит покадровое печатание |
изображения. |
Транспортирование кинопленок происходит с помощью грейферных или мальтийских механизмов. Негатив и позитивная кинопленка в момент печатания неподвижны в экспозиционном-окне аппарата, во время перерыва в экспонировании кинопленки перемещаются на один кадр. Передвижение кинопленок и экспозиция имеют регулярно повторяющийся прерывистый характер. Поток экспонирующего света в период передвижения кинопленок перекрывается обтюратором.
Для достижения высокой точности фиксации обеих кинопленок в копировальных аппаратах применяют контргрейферный механизм, исключающий смещение кинопленок относительно друг друга.
В копировальных аппаратах с |
н е п р е р ы в н ы м |
движением |
кинопленок их транспортирование |
производится зубчатым бараба |
ном, между ребордами которого экспонирующий свет проходит к ок ну-щели. Шаг барабана рассчитан на шаг перфорации кинопленки с нормированной усадкой. Однако из-за различия усадок у обрабо танной кинопленки (негативной) и необработанной (позитивной) и разного расположения зубьев на барабане всегда имеет место про
скальзывание кинопленок |
во |
время экспонирования, что приводит |
||
к некоторой потере резкости изображения. |
|
|||
Контакт кинопленок на зубчатом барабане у экспозиционного |
||||
окна-щели достигается за |
счет их |
натяжения |
специальными роли |
|
ками или другими подобными устройствами. |
|
|||
Э к с п о н и р о в а н и е |
во |
время |
печатания |
осуществляется раз |
личными светооптическими системами. |
|
Светооптические системы рассчитывают так, чтобы освещенность в экспозиционном окне копировального аппарата обеспечивала экс позицию, достаточную для получения изображения на кинопленках с наименьшей светочувствительностью. Освещенность зависит и от производительности копировального аппарата. Чем она больше, тем выше должна быть освещенность в экспозиционном окне. Также обя зательным требованием к светооптической системе является равно мерное и постоянное освещение экспозиционного окна.
Равномерность освещения экспозиционного окна достигается при менением специальных оптических устройств или установкой в све товой поток рассеивающих сред, например матового стекла.
Постоянство освещенности экспозиционного окна обеспечивается электропитанием лампы через стабилизатор напряжения. Изменение освещенности может быть вызвано тем, что в процессе горения лам пы происходит распыление вольфрамовой нити и осаждение ее ча стиц на колбе. В результате падает освещенность и меняется состав излучения. Чтобы лампа работала устойчиво, ее до установки в ко пировальный аппарат подвергают предварительному отжигу. Разу меется, что лампа должна быть точно установлена относительно оп тической системы осветителя. На рис. IV. 3, приведено несколько светооптических систем.
112 |
113 |
5—456 |
Рис. |
IV.3. |
|
Светооптические |
системы |
копировальных |
||||||||||||
аппаратов: |
|
а — для |
контактного |
печатания |
с |
непре |
|||||||||||
рывным |
движением кинопленок: |
|
1 — источник |
света; |
|||||||||||||
2 — интерференционный |
|
светофильтр, |
отражающий |
||||||||||||||
красные и |
пропускающий зеленые и синие лучи; |
3 — |
|||||||||||||||
линза; |
|
4 — интерференционный |
светофильтр, отража |
||||||||||||||
ющий |
зеленые |
лучи; |
5 — световой клапан, |
регулиру-1 |
|||||||||||||
ющий |
дозу |
|
экспозиции; |
6 — интерференционный |
све |
||||||||||||
тофильтр, |
отражающий |
синие лучи; |
7 — линза; |
* — |
|||||||||||||
интерференционный |
светофильтр, |
отражающий |
крас |
||||||||||||||
ные |
лучи; |
|
9 — световой |
|
клапан, |
регулирующий |
дозу |
||||||||||
экспозиции; |
10 — интерференционный светофильтр, от |
||||||||||||||||
ражающий |
|
зеленые лучи; |
11— световой клапан, |
регу |
|||||||||||||
лирующий |
дозу |
экспозиции; |
12 — линза; |
13 — интер |
|||||||||||||
ференционный светофильтр, |
отражающий |
дозирован |
|||||||||||||||
ные лучи; |
14 — экспозиционное окно; |
|
|
i : i ; |
l — |
||||||||||||
б — для |
оптического |
печатания |
в |
масштабе |
|||||||||||||
источник света, |
г — конденсор, |
3 — канал |
для |
экспо |
|||||||||||||
зиционного |
|
паспорта, 4 — экспозиционное |
окно |
для |
|||||||||||||
негатива, 5 — объектив, |
в — экспозиционное |
окно |
для |
||||||||||||||
позитивной |
кинопленки; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
в — для |
оптического |
печатания |
с 35-мм кинопленки |
||||||||||||||
на 32-мм кинопленку |
(2x16): |
1 — источник света, 2— |
|||||||||||||||
конденсор, |
|
8 — канал |
для |
экспозиционного |
паспорта, |
||||||||||||
4 — экспозиционное окно для негатива, 5 — объективы, |
|||||||||||||||||
в — экспозиционное окно для позитивной кинопленки; |
|||||||||||||||||
г — для |
оптического |
печатания |
с 35-мм кинопленки |
||||||||||||||
мелкоформатных |
изображений |
(4x6): |
1 — источник |
||||||||||||||
света, 2 — конденсор, 3 — линза, |
4 — канал для экспо |
||||||||||||||||
зиционного паспорта, 5 — экспозиционное окно для не |
|||||||||||||||||
гатива, 6 — осветительные линзы, 7—8 — вспомогатель |
|||||||||||||||||
ные |
линзы, |
9 — экспонирующая |
поверхность, |
|
10 — |
||||||||||||
линза, |
|
11 — система |
объектива, |
|
12 — экспозиционное |
||||||||||||
окно для позитивной кинопленки |
|
|
|
|
|
|
В копировальных аппаратах есть устройства, регулирующие экс позицию и, если нужно, спектральный состав света в экспонирующем окне. Эти устройства называют п а с п о р т н ы м и м е х а н и з м а- м и. Они различны по конструкции и по минимальному времени, в которое возможно установление экспозиции для печатания изобра жения. Паспортные механизмы относятся к наиболее важным узлам копировального аппарата, от них в значительной степени зависит работа копировального аппарата и процесс печатания изображения.
Изменение экспозиции в окне копировального аппарата |
может |
быть механическим и электрическим. |
|
При м е х а н и ч е с к о м регулировании световой пучок, |
осве |
щающий экспозиционное окно копировального аппарата, диафрагми руют различными устройствами: круглыми отверстиями, специальны ми клапанами и т. д.
При |
э л е к т р и ч е с к о м регулировании происходит |
изменение |
яркости |
лампы путем подключения сопротивления к ее |
клеммам. |
При изменении накала нити лампы одновременно с яркостью меня ется и спектр излучения, что недопустимо для печатания на цветные кинопленки. Поэтому электрическое регулирование экспозиции при меняют крайне редко.
Количество возможных экспозиций в копировальном аппарате составляет 20 и больше ступеней. Величина, на которую изменяется
экспозиция |
при переходе от одной ступени |
к другой, называется |
модулем |
э к с п о з и ц и й и обычно равна |
10—15%. |
В копировальных аппаратах с прерывистым движением кинопле нок смена экспозиций происходит в момент, когда световой поток перекрыт обтюратором, поэтому переключение экспозиции незамет но на изображении.
В копировальных аппаратах с непрерывным транспортированием кинопленок переключение экспозиций происходит во время их дви жения. Поэтому участок кинопленки, на котором происходило пере ключение экспозиции, по плотности изображения отличается от нор мально экспонированного. Чем быстрее срабатывает паспортный механизм, тем меньше оказывается кадров с неправильно экспони рованным изображением. Эти изображения заметны при проекции фильма и мешают зрительному восприятию.
Экспозиции в копировальных аппаратах можно устанавливать в различных сочетаниях и неограниченное количество раз. Переключе ние экспозиций в одних аппаратах возможно через 6—9 кадров, в других — через 1—2 кадра и т. д.
Регулирование спектра излучения при печатании цветных изобра жений возможно двумя способами: аддитивным и субтрактивным.
При а д д и т и в н о м способе в экспозиционное окно копироваль ного аппарата направлено три зональных потока (синий, зеленый и красный), которые смешиваются во время экспонирования кино пленки. Зональные потоки создаются различно. Наиболее часто с помощью интерференционных светофильтров. Они изготовляются путем нанесения тонких диэлектрических покрытий с контролируе мыми параметрами. Эти светофильтры почти не обладают собствен-
114 |
115 |
5* |
|