ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 0
ным поглощением света, вследствие чего их коэсрсрициен i > действия заметно выше, чем у абсорбционных — из окрашенного стекла. Многослойное покрытие обеспечивает заданный ход кривой спектрального пропускания легче по сравнению со стеклянными светофильтрами, окрашенными в массе, из-за ограниченного коли чества возможных вариантов красителей для последних. Для интер
ференционных светофильтров могут быть ис пользованы термостойкие стеклянные подлож ки, обеспечивающие большой срок их службы.
Интерференционные светофильтры создают стабильный по спектральному составу свет и обеспечивают высокое качество цветопередачи на кинопленке. Спектральный состав света оп ределяется долей каждого зонального потока до их смешения. Доля участия управляется специ альным устройством, устанавливаемым в зо нальном потоке. Изменение каждой экспозиции происходит точно и в очень короткие промежут ки времени, ступенчато по логарифмическому
закону.
При с у б т р а к т и вном способе регулиро-
• вание спектрального состава света осуществля ется введением в световой поток пленочных светофильтров (желтого, пурпурного и голубо го). Они недостаточно светопрочны и часто бы вают нестандартными по плотности и цвету.
Паспортные механизмы могут быть с автоматическим, полуавто матическим и ручным управлением.
Паспортный механизм с автоматическим управлением имеет про граммное устройство. Оно состоит из датчика импульсов, включаю щего механизм в конце печатаемого фрагмента, и узла, скачкообразно передвигающего экспозиционный паспорт. Датчики импульсов весьма различны. Во мпогих копировальных аппаратах датчики установлены в фильмовом канале (рис. IV. 4) и рассчитаны на боковые просечки, сделанные на негативе. Просечки на участке склейки двух фрагмен тов ослабляют склейку, так как край кинопленки оказывается срезан ным у самой перфорации. В результате края кинопленки легко по вреждаются и вызывают неправильное срабатывание датчиков, что в свою очередь приводит к сбою экспозиционного паспорта.
Существует много способов, исключающих необходимость выру бать боковые просечки на негативе. Например, делать просечки на кинопленке с фонограммой, на специальной сопроводительной ленте, или получать импульсы, создаваемые фотоэлементом, магнитной приставкой и другими приспособлениями, срабатывающими от отме ток на кинопленке, с которой печатается изображение.
Экспозиционный паспорт представляет собой программную лен ту, подобную перфокартам, применяемым в счетно-решающих маши нах. На ленте зафиксированы в должной последовательности вели чины экспозиций для печатания каждого фрагмента фильма. Вид
паспорта обусловливается конструкцией программного устройства в копировальном аппарате. Большинство паспортов регулирует не толь ко экспозицию, но и спектральный состав печатающего света. Наибо лее распространенные экспозиционные паспорта приведены на рис. IV. 5.
Программная лента в паспортном механизме копировального ап парата обеспечивает режим экспонирования каждого фрагмента.
После того как фрагмент напечатан, лента автоматически переме щается и устанавливает экспозицию для следующего фрагмента. Обычно паспорт после окончания печатания всего изображения оста навливает работу копировального аппарата.
Есть приборы, с помощью которых можно пересчитать и изгото вить вместо аддитивного паспорта субтрактивный и наоборот.
В копировальных аппаратах с полуавтоматическим регулировани ем экспозиций переключение их происходит во время движения ки нопленок. В этом случае по звуковому или какому-либо другому сигналу, подаваемому заблаговременно датчиком, устанавливают не обходимую экспозицию для печатания фрагмента. Полуавтомат срабатывает в момент перехода от одного фрагмента к другому и обеспечивает нужное экспонирование изображения.
Копировальные аппараты с ручным регулированием экспозиций обычно имеют сменные диафрагмы, устанавливаемые в светооптической системе.
Копировальные аппараты с полуавтоматическим и ручным ре гулированием экспозиций применяют редко, например для печата ния с выравненных по плотности и цвету контратипов.
Различные сочетания способов печатания, транспортирования ки нопленок и регулирования экспозиций позволили создать четыре типа копировальных аппаратов.
1. Аппараты с контактным печатанием при прерывистом передви жении кинопленок, например копировальный аппарат 25НКТ-1 (рис. IV. 6). Негатив и позитивная кинопленка вытягиваются из кас сет посредством зубчатого барабана и, образуя свободную петлю, поступают в фильмовый канал с экспозиционным окном. Кинопленки
117
116
в фильмовом канале передвигаются прерывисто посредством грей фера. Хрусталик, установленный в пульсирующей рамке, обеспечи вает контакт кинопленок в момент печатания изображения. Экспо нирование производится лампой накаливания через матовое стекло или светооптическую систему. Обтюратор служит для перекрывания светового потока во время смены кадров. После фильмового канала кинопленки, образуя свободную петлю, с помощью барабана наматы ваются на разные приемные кассеты.
Рис. IV.6. Общий вид копировального аппарата |
25HTK-1 (а) |
и его |
схе |
||
ма |
(б) для контактного печатания с прерывистым движением |
кинопленок |
|||
и |
с аддитивным регулированием экспозиций: 1 |
— подающая |
кассета |
для |
|
негатива, |
2 — барабан мальтийского креста, 3 — принимающая кассета |
для |
|||
негатива, |
4 — подающая кассета для позитивной |
кинопленки, |
5 — прини |
мающая кассета для позитивной кинопленки, б — канал для экспозицион ного паспорта, 7 — экспозиционное окно
2-. Аппараты с контактным печатанием при непрерывном движе нии кинопленок. К ним относятся копировальные аппараты: 12Р-23 и фирмы Bell & Howell (рис. IV. 7 и IV.8). Негатив и позитивная кинопленка зубчатыми барабанами вытягиваются из кассет и через натяжные и направляющие ролики поступают на барабан со щелью, через которую происходит экспонирование изображения лампой на каливания, являющейся частью светооптической системы. С помо щью направляющих роликов и зубчатых барабанов кинопленки пос ле экспонирования наматываются на принимающие кассеты. Кон такт кинопленок обеспечивается различными способами: например,
Рис. IV.7. Общий вид копировального аппарата 12Р-23 (а) и его схема (б) для кон тактного печатания с непрерывным движением кинопленок и с аддитивным регули рованием экспозиций: 1 — подающая кассета для негатива, 2 — экспонирующий ба рабан, 3 — принимающая кассета для негатива, 4 — подающая кассета для позитив ной кинопленки, 5 — контактирующее устройство экспонирующего барабана, б — ба рабан, направляющий позитивную кинопленку в принимающую кассету
Рис. IV.8. Общий вид копировального |
аппарата Bell & Howell (а) и его схема ( б ) д л я |
||||
контактного печатания с непрерывным движением кинопленок и с аддитивным р.егули |
|||||
рованием экспозиции: |
i - негативная |
кинопленка, |
« —экспонирующий |
барабан *- |
|
позитивная кинопленка, |
4 - контактирующее устройство |
экспонирующего |
барабана. |
||
5 _ барабаны, направляющие позитивную кинопленку |
для |
печатания фонограммы |
118
натяжением обеих кинопленок специальными барабанами, прижим-* ными роликами, пневматическими устройствами и т. д.
3. Аппараты с оптическим печатанием при прерывистом транс портировании кинопленок, например аппарат 23ЛТО-1 (рис. IV. 9) • Негатив посредством зубчатого барабана вытягивается из кассеты и направляется в фильмовый канал с экспонирующим окном. Пози тивная кинопленка с помощью зубчатого барабана движется из кас сеты к экспонирующему окну фильмового канала в противоположном направлении по отношению к негативу. Экспонирование негатива происходит светооптической системой, имеющей лампы и объектив,, который обеспечивает получение оптического изображения требуе мого размера. Обтюратор во время перехода кинопленок от одного кадра к другому перекрывает световой поток. Важнейшее условна работы такого копировального аппарата — это строгая синхронность грейферных механизмов в обоих фильмовых каналах.
4. Аппараты с оптическим печатанием при непрерывном движе нии кинопленок. С помощью зубчатого барабана из кассеты негатив направляется в фильмовый канал со щелью, через которую ведется экспонирование изображения. Позитивная кинопленка из кассеты зубчатым барабаном направляется во второй фильмовый канал, где она и экспонируется. Печатание осуществляется светооптической си стемой с объективом и источником света. Копировальные аппараты этого типа применяются крайне редко, так как сложно достичь полной синхронности в движении обеих кинопленок.
Лампа или светооптическая система помещается в светонепрони цаемый фонарь, являющийся частью копировального аппарата. При использовании мощного источника света применяют принудительное охлаждение. Почти во всех копировальных аппаратах параллельно с печатанием изображения можно печатать и фотографическую фоно грамму. Печатание фонограммы ведется при непрерывном движении кинопленок в аппарате.
В копировальных аппаратах с прерывистым транспортированием кинопленок для печатания фотографической фонограммы предусмот рен специальный барабан. В копировальных аппаратах с непрерыв ным движением кинопленок фотографическая фонограмма печата ется на том же барабане, на котором печатается изображение.
Копировальные аппараты изготовляют двух типов: для работы в помещении, освещаемом неактиничным для кинопленок светом и: для работы в светлом помещении.
Аппараты, рассчитанные на работу в светлом помещении, имеют светонепроницаемую камеру для лентопротяжного механизма, транс портирующего кинопленки, и кассеты.
Многие копировальные аппараты снабжены блокировочными уст ройствами, предусматривающими автоматическую остановку аппара та при окончании печатаемого изображения, а также в случае обры ва кинопленки, перегорания лампы, нарушения в зарядке и т. д.
Копировальные аппараты с оптическим печатанием предназна чены для различных целей. С их помощью можно получать изобра жения в увеличенном или уменьшенном масштабе по сравнению с
121
120
изображением, с которого производится печатание; делать комбини рованные изображения путем впечатывания нескольких изображе ний; переводить изображение с одного формата кадра на другой с выбором по его полю; печатать изображение на обращаемую кино пленку и т. д. Оснащая копировальный аппарат разными приспособ лениями, можно анаморфированное изображение перевести на нор мальное (дезанаморфировать), и наоборот; сделать затемнения с помощью обтюратора, изменяющего угол раскрытия во время печа тания изображения; размножить или сократить количество кадров в позитиве по отношению к имеющимся кадрам в негативе; впеча тать маски, каше и др.
Копировальные аппараты с оптическим печатанием нашли широ кое применение при производстве разноформатных фильмов.
Многие копировальные аппараты, особенно используемые для
. перевода изображения с одного формата на другой, имеют пристав
ки для и м м е р с и о н н о г о печатания. При |
этом способе печата |
ния на поверхность негативной кинопленки |
наносится жидкость, |
показатель преломления которой близок к показателю преломления фотографического слоя и подложки. Жидкость образует гомогенную систему, благодаря которой царапины, потертости и другие дефек ты на поверхности кинопленки не пропечатываются. Изображение получается без дефектов, повышенной резкости, чистоты, лучше вос производит мелкие детали и с менее заметной зернистостью, чем напечатанное обычным способом.
Приставки устроены так, что жидкость равномерно смачивает кинопленку до экспонирования. В качестве жидкостей используют тетрахлорэтилен, метилхлороформ или во время экспозиции декагидронафталин и др. Они токсичны и летучи, вследствие чего при ставки сделаны герметичными, с устройствами, отсасывающими жид кость с поверхности кинопленки после ее экспонирования. Кино пленку, предназначенную для иммерсионного печатания, подвергают ультразвуковой очистке.
На предприятиях, занимающихся контратипированием изобраячения, промежуточные материалы всегда печатаются с иммерсионны
ми приставками.
К наиболее сложным копировальным аппаратам с оптическим печатанием относятся аппараты для изготовления комбинированных изображений и других специальных способов печатания. Такие ап параты часто называют трюкмашинами. Они обычно состоят из од ного или нескольких проекторов, используемых для проекции изо бражения, и киносъемочного аппарата, который можно перемещать вниз, вверх, вправо и влево по отношению к проецируемому изобра жению. Между проекционными и съемочными аппаратами помеще ны оптическая система и другие устройства. Этими копировальными аппаратами можно делать следующие работы: ускорять или замед лять движение в фильме путем уменьшения или увеличения количе ства кадров по отношению к оригиналу, с которого производится печатание; изменять направление движения объекта в кадре; накло нять, качать, вращать изображение; вводить в фильм затемнения,
наплывы, шторки и маски; впечатывать в кадр разные изображения; размножать один или несколько кадров; изменять характер изобра жения диффузионными, цветными и прочими светофильтрами и т. д.
Все копировальные аппараты в процессе их эксплуатации перио дически проверяют на устойчивость изображения — качание кадра по вертикали и горизонтали, на резкость печатания, на отсутствие скольжения и т. п. Для этого на копировальном аппарате печатают специальные контрольные фильмы, изготовленные на безусадочной кинопленке.
§25. Печатание
Впроцессе производства фильма изготовляют различные виды пози тивов: рабочие, контрольные, промежуточные и эталонные.
Ра б о ч и й — позитив, сделанный с негатива, снятого в процессе работы по фильму. Рабочий позитив служит черновым материалом, который многократно просматривают и монтируют. Чтобы темп съемок был ритмичным и съемочная группа в случае необходимости могла внести коррективы в свою работу, рабочий позитив должен быть изготовлен в наикратчайший срок — желательно в промежуток времени между съемками.
К о н т р о л ь н ы й — позитив, отпечатанный со смонтированного негатива изображения и негатива фонограммы, синхронных между
собой. Контрольный |
позитив по изображению и звучанию должен |
||||
отвечать художественному замыслу |
создателей |
фильма. |
|||
П р о м е ж у т о ч н ы й — позитив |
с негатива |
для |
изготовления |
||
комбинированных |
изображений, |
для |
печатания |
контратнпов |
|
(стр. 174) и других подобных работ. |
|
|
|
|
|
Э т а л о н н ы й — позитив, оптимальный по |
изготовлению и слу |
||||
жащий образцом для производства фильмокопий (стр. 188). |
|||||
При изготовлении любых видов позитивов необходимо корректи |
|||||
рование или цветокорректирование. |
|
|
|
|
|
К о р р е к т и р о в а н и е — определение |
экспозиции |
для печата |
ния изображения. Доброкачественные негативы отдельных сюжетов часто оказываются различными по плотности. Даже тщательный экспонометрический расчет во время съемки и сенситометрический контроль технологии обработки кинопленок не всегда могут обеспе чить стандартность негативов по плотности.
Позитив, изготовленный с различных по плотности негативов, без соответствующих экспозиционных поправок при печатании, оказы вается не выравненным по плотности. Эта пестрота в позитиве пор тит впечатление о фильме и мешает нормальному восприятию его зрителем. Выравненный по плотности позитив получают путем под бора в копировальном^ аппарате экспозиций, корректирующих и вы равнивающих плотности изображения. Этот процесс корректирования иногда называют у с т а н о в к о й света.
Определение режима печатания позитива с черно-белого негати ва возможно несколькими способами: по экспозиционным пробам с негатива, сделанным в киносенситометре; по экспозиционным про-
122 |
123 |
|