Файл: Iofis-Obwie_svedenija_o_kinoplenkah.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. IV.4. Схема дей­ ствия боковой про­ сечки на кинопленке для переключения экспозиции в копи­ ровальном аппарате: 2 — боковая просеч­ ка на кинопленке, 2 — щуп датчика пе­ реключателя в филь­ мовом канале копи­ ровального аппарата

ным поглощением света, вследствие чего их коэсрсрициен i > действия заметно выше, чем у абсорбционных — из окрашенного стекла. Многослойное покрытие обеспечивает заданный ход кривой спектрального пропускания легче по сравнению со стеклянными светофильтрами, окрашенными в массе, из-за ограниченного коли­ чества возможных вариантов красителей для последних. Для интер­

ференционных светофильтров могут быть ис­ пользованы термостойкие стеклянные подлож­ ки, обеспечивающие большой срок их службы.

Интерференционные светофильтры создают стабильный по спектральному составу свет и обеспечивают высокое качество цветопередачи на кинопленке. Спектральный состав света оп­ ределяется долей каждого зонального потока до их смешения. Доля участия управляется специ­ альным устройством, устанавливаемым в зо­ нальном потоке. Изменение каждой экспозиции происходит точно и в очень короткие промежут­ ки времени, ступенчато по логарифмическому

закону.

При с у б т р а к т и вном способе регулиро-

• вание спектрального состава света осуществля­ ется введением в световой поток пленочных светофильтров (желтого, пурпурного и голубо­ го). Они недостаточно светопрочны и часто бы­ вают нестандартными по плотности и цвету.

Паспортные механизмы могут быть с автоматическим, полуавто­ матическим и ручным управлением.

Паспортный механизм с автоматическим управлением имеет про­ граммное устройство. Оно состоит из датчика импульсов, включаю­ щего механизм в конце печатаемого фрагмента, и узла, скачкообразно передвигающего экспозиционный паспорт. Датчики импульсов весьма различны. Во мпогих копировальных аппаратах датчики установлены в фильмовом канале (рис. IV. 4) и рассчитаны на боковые просечки, сделанные на негативе. Просечки на участке склейки двух фрагмен­ тов ослабляют склейку, так как край кинопленки оказывается срезан­ ным у самой перфорации. В результате края кинопленки легко по­ вреждаются и вызывают неправильное срабатывание датчиков, что в свою очередь приводит к сбою экспозиционного паспорта.

Существует много способов, исключающих необходимость выру­ бать боковые просечки на негативе. Например, делать просечки на кинопленке с фонограммой, на специальной сопроводительной ленте, или получать импульсы, создаваемые фотоэлементом, магнитной приставкой и другими приспособлениями, срабатывающими от отме­ ток на кинопленке, с которой печатается изображение.

Экспозиционный паспорт представляет собой программную лен­ ту, подобную перфокартам, применяемым в счетно-решающих маши­ нах. На ленте зафиксированы в должной последовательности вели­ чины экспозиций для печатания каждого фрагмента фильма. Вид

паспорта обусловливается конструкцией программного устройства в копировальном аппарате. Большинство паспортов регулирует не толь­ ко экспозицию, но и спектральный состав печатающего света. Наибо­ лее распространенные экспозиционные паспорта приведены на рис. IV. 5.

Программная лента в паспортном механизме копировального ап­ парата обеспечивает режим экспонирования каждого фрагмента.

После того как фрагмент напечатан, лента автоматически переме­ щается и устанавливает экспозицию для следующего фрагмента. Обычно паспорт после окончания печатания всего изображения оста­ навливает работу копировального аппарата.

Есть приборы, с помощью которых можно пересчитать и изгото­ вить вместо аддитивного паспорта субтрактивный и наоборот.

В копировальных аппаратах с полуавтоматическим регулировани­ ем экспозиций переключение их происходит во время движения ки­ нопленок. В этом случае по звуковому или какому-либо другому сигналу, подаваемому заблаговременно датчиком, устанавливают не­ обходимую экспозицию для печатания фрагмента. Полуавтомат срабатывает в момент перехода от одного фрагмента к другому и обеспечивает нужное экспонирование изображения.

Копировальные аппараты с ручным регулированием экспозиций обычно имеют сменные диафрагмы, устанавливаемые в светооптической системе.

Копировальные аппараты с полуавтоматическим и ручным ре­ гулированием экспозиций применяют редко, например для печата­ ния с выравненных по плотности и цвету контратипов.

Различные сочетания способов печатания, транспортирования ки­ нопленок и регулирования экспозиций позволили создать четыре типа копировальных аппаратов.

1. Аппараты с контактным печатанием при прерывистом передви­ жении кинопленок, например копировальный аппарат 25НКТ-1 (рис. IV. 6). Негатив и позитивная кинопленка вытягиваются из кас­ сет посредством зубчатого барабана и, образуя свободную петлю, поступают в фильмовый канал с экспозиционным окном. Кинопленки

117

116


в фильмовом канале передвигаются прерывисто посредством грей­ фера. Хрусталик, установленный в пульсирующей рамке, обеспечи­ вает контакт кинопленок в момент печатания изображения. Экспо­ нирование производится лампой накаливания через матовое стекло или светооптическую систему. Обтюратор служит для перекрывания светового потока во время смены кадров. После фильмового канала кинопленки, образуя свободную петлю, с помощью барабана наматы­ ваются на разные приемные кассеты.

Рис. IV.6. Общий вид копировального аппарата

25HTK-1 (а)

и его

схе­

ма

(б) для контактного печатания с прерывистым движением

кинопленок

и

с аддитивным регулированием экспозиций: 1

— подающая

кассета

для

негатива,

2 — барабан мальтийского креста, 3 — принимающая кассета

для

негатива,

4 — подающая кассета для позитивной

кинопленки,

5 — прини­

мающая кассета для позитивной кинопленки, б — канал для экспозицион­ ного паспорта, 7 — экспозиционное окно

2-. Аппараты с контактным печатанием при непрерывном движе­ нии кинопленок. К ним относятся копировальные аппараты: 12Р-23 и фирмы Bell & Howell (рис. IV. 7 и IV.8). Негатив и позитивная кинопленка зубчатыми барабанами вытягиваются из кассет и через натяжные и направляющие ролики поступают на барабан со щелью, через которую происходит экспонирование изображения лампой на­ каливания, являющейся частью светооптической системы. С помо­ щью направляющих роликов и зубчатых барабанов кинопленки пос­ ле экспонирования наматываются на принимающие кассеты. Кон­ такт кинопленок обеспечивается различными способами: например,

Рис. IV.7. Общий вид копировального аппарата 12Р-23 (а) и его схема (б) для кон­ тактного печатания с непрерывным движением кинопленок и с аддитивным регули­ рованием экспозиций: 1 — подающая кассета для негатива, 2 — экспонирующий ба­ рабан, 3 — принимающая кассета для негатива, 4 — подающая кассета для позитив­ ной кинопленки, 5 — контактирующее устройство экспонирующего барабана, б — ба­ рабан, направляющий позитивную кинопленку в принимающую кассету

Рис. IV.8. Общий вид копировального

аппарата Bell & Howell (а) и его схема ( б ) д л я

контактного печатания с непрерывным движением кинопленок и с аддитивным р.егули

рованием экспозиции:

i - негативная

кинопленка,

« —экспонирующий

барабан *-

позитивная кинопленка,

4 - контактирующее устройство

экспонирующего

барабана.

5 _ барабаны, направляющие позитивную кинопленку

для

печатания фонограммы

118


натяжением обеих кинопленок специальными барабанами, прижим-* ными роликами, пневматическими устройствами и т. д.

3. Аппараты с оптическим печатанием при прерывистом транс­ портировании кинопленок, например аппарат 23ЛТО-1 (рис. IV. 9) • Негатив посредством зубчатого барабана вытягивается из кассеты и направляется в фильмовый канал с экспонирующим окном. Пози­ тивная кинопленка с помощью зубчатого барабана движется из кас­ сеты к экспонирующему окну фильмового канала в противоположном направлении по отношению к негативу. Экспонирование негатива происходит светооптической системой, имеющей лампы и объектив,, который обеспечивает получение оптического изображения требуе­ мого размера. Обтюратор во время перехода кинопленок от одного кадра к другому перекрывает световой поток. Важнейшее условна работы такого копировального аппарата — это строгая синхронность грейферных механизмов в обоих фильмовых каналах.

4. Аппараты с оптическим печатанием при непрерывном движе­ нии кинопленок. С помощью зубчатого барабана из кассеты негатив направляется в фильмовый канал со щелью, через которую ведется экспонирование изображения. Позитивная кинопленка из кассеты зубчатым барабаном направляется во второй фильмовый канал, где она и экспонируется. Печатание осуществляется светооптической си­ стемой с объективом и источником света. Копировальные аппараты этого типа применяются крайне редко, так как сложно достичь полной синхронности в движении обеих кинопленок.

Лампа или светооптическая система помещается в светонепрони­ цаемый фонарь, являющийся частью копировального аппарата. При использовании мощного источника света применяют принудительное охлаждение. Почти во всех копировальных аппаратах параллельно с печатанием изображения можно печатать и фотографическую фоно­ грамму. Печатание фонограммы ведется при непрерывном движении кинопленок в аппарате.

В копировальных аппаратах с прерывистым транспортированием кинопленок для печатания фотографической фонограммы предусмот­ рен специальный барабан. В копировальных аппаратах с непрерыв­ ным движением кинопленок фотографическая фонограмма печата­ ется на том же барабане, на котором печатается изображение.

Копировальные аппараты изготовляют двух типов: для работы в помещении, освещаемом неактиничным для кинопленок светом и: для работы в светлом помещении.

Аппараты, рассчитанные на работу в светлом помещении, имеют светонепроницаемую камеру для лентопротяжного механизма, транс­ портирующего кинопленки, и кассеты.

Многие копировальные аппараты снабжены блокировочными уст­ ройствами, предусматривающими автоматическую остановку аппара­ та при окончании печатаемого изображения, а также в случае обры­ ва кинопленки, перегорания лампы, нарушения в зарядке и т. д.

Копировальные аппараты с оптическим печатанием предназна­ чены для различных целей. С их помощью можно получать изобра­ жения в увеличенном или уменьшенном масштабе по сравнению с

121

120



изображением, с которого производится печатание; делать комбини­ рованные изображения путем впечатывания нескольких изображе­ ний; переводить изображение с одного формата кадра на другой с выбором по его полю; печатать изображение на обращаемую кино­ пленку и т. д. Оснащая копировальный аппарат разными приспособ­ лениями, можно анаморфированное изображение перевести на нор­ мальное (дезанаморфировать), и наоборот; сделать затемнения с помощью обтюратора, изменяющего угол раскрытия во время печа­ тания изображения; размножить или сократить количество кадров в позитиве по отношению к имеющимся кадрам в негативе; впеча­ тать маски, каше и др.

Копировальные аппараты с оптическим печатанием нашли широ­ кое применение при производстве разноформатных фильмов.

Многие копировальные аппараты, особенно используемые для

. перевода изображения с одного формата на другой, имеют пристав­

ки для и м м е р с и о н н о г о печатания. При

этом способе печата­

ния на поверхность негативной кинопленки

наносится жидкость,

показатель преломления которой близок к показателю преломления фотографического слоя и подложки. Жидкость образует гомогенную систему, благодаря которой царапины, потертости и другие дефек­ ты на поверхности кинопленки не пропечатываются. Изображение получается без дефектов, повышенной резкости, чистоты, лучше вос­ производит мелкие детали и с менее заметной зернистостью, чем напечатанное обычным способом.

Приставки устроены так, что жидкость равномерно смачивает кинопленку до экспонирования. В качестве жидкостей используют тетрахлорэтилен, метилхлороформ или во время экспозиции декагидронафталин и др. Они токсичны и летучи, вследствие чего при­ ставки сделаны герметичными, с устройствами, отсасывающими жид­ кость с поверхности кинопленки после ее экспонирования. Кино­ пленку, предназначенную для иммерсионного печатания, подвергают ультразвуковой очистке.

На предприятиях, занимающихся контратипированием изобраячения, промежуточные материалы всегда печатаются с иммерсионны­

ми приставками.

К наиболее сложным копировальным аппаратам с оптическим печатанием относятся аппараты для изготовления комбинированных изображений и других специальных способов печатания. Такие ап­ параты часто называют трюкмашинами. Они обычно состоят из од­ ного или нескольких проекторов, используемых для проекции изо­ бражения, и киносъемочного аппарата, который можно перемещать вниз, вверх, вправо и влево по отношению к проецируемому изобра­ жению. Между проекционными и съемочными аппаратами помеще­ ны оптическая система и другие устройства. Этими копировальными аппаратами можно делать следующие работы: ускорять или замед­ лять движение в фильме путем уменьшения или увеличения количе­ ства кадров по отношению к оригиналу, с которого производится печатание; изменять направление движения объекта в кадре; накло­ нять, качать, вращать изображение; вводить в фильм затемнения,

наплывы, шторки и маски; впечатывать в кадр разные изображения; размножать один или несколько кадров; изменять характер изобра­ жения диффузионными, цветными и прочими светофильтрами и т. д.

Все копировальные аппараты в процессе их эксплуатации перио­ дически проверяют на устойчивость изображения — качание кадра по вертикали и горизонтали, на резкость печатания, на отсутствие скольжения и т. п. Для этого на копировальном аппарате печатают специальные контрольные фильмы, изготовленные на безусадочной кинопленке.

§25. Печатание

Впроцессе производства фильма изготовляют различные виды пози­ тивов: рабочие, контрольные, промежуточные и эталонные.

Ра б о ч и й — позитив, сделанный с негатива, снятого в процессе работы по фильму. Рабочий позитив служит черновым материалом, который многократно просматривают и монтируют. Чтобы темп съемок был ритмичным и съемочная группа в случае необходимости могла внести коррективы в свою работу, рабочий позитив должен быть изготовлен в наикратчайший срок — желательно в промежуток времени между съемками.

К о н т р о л ь н ы й — позитив, отпечатанный со смонтированного негатива изображения и негатива фонограммы, синхронных между

собой. Контрольный

позитив по изображению и звучанию должен

отвечать художественному замыслу

создателей

фильма.

П р о м е ж у т о ч н ы й — позитив

с негатива

для

изготовления

комбинированных

изображений,

для

печатания

контратнпов

(стр. 174) и других подобных работ.

 

 

 

 

Э т а л о н н ы й — позитив, оптимальный по

изготовлению и слу­

жащий образцом для производства фильмокопий (стр. 188).

При изготовлении любых видов позитивов необходимо корректи­

рование или цветокорректирование.

 

 

 

 

К о р р е к т и р о в а н и е — определение

экспозиции

для печата­

ния изображения. Доброкачественные негативы отдельных сюжетов часто оказываются различными по плотности. Даже тщательный экспонометрический расчет во время съемки и сенситометрический контроль технологии обработки кинопленок не всегда могут обеспе­ чить стандартность негативов по плотности.

Позитив, изготовленный с различных по плотности негативов, без соответствующих экспозиционных поправок при печатании, оказы­ вается не выравненным по плотности. Эта пестрота в позитиве пор­ тит впечатление о фильме и мешает нормальному восприятию его зрителем. Выравненный по плотности позитив получают путем под­ бора в копировальном^ аппарате экспозиций, корректирующих и вы­ равнивающих плотности изображения. Этот процесс корректирования иногда называют у с т а н о в к о й света.

Определение режима печатания позитива с черно-белого негати­ ва возможно несколькими способами: по экспозиционным пробам с негатива, сделанным в киносенситометре; по экспозиционным про-

122

123