ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 0
бам со срезок негатива, напечатанным в копировальном аппарате; по сопоставлению рабочего негатива с эталонными негативами и по визуальной оценке негатива.
Корректирование с помощью киносенситометра (рис. IV. 10) поз воляет получить с каждого фрагмента негатива ряд позитивов — экспозиционную пробу. По конструкции киносенситометры различ ны, многие из них приспособлены для работы в светлом помещении. Экспозиции в этих приборах регулируют барабанами с вырезами, серыми светофильтрами и другими способами. Экспозиции в киносен ситометре строго согласованы с копировальным аппаратом, на кото ром производят печатание позитива. Обычно количество кадров в
экспозиционной пробе вдвое меньше числа экспозиций копи ровального аппарата.
Экспозиционную пробу де лают так: зарядив в киносенси тометр позитивную кинопленку и негатив, печатают изображе ние, наиболее характерное для рабочего негатива или фрагмен та смонтированного фильма. Участок в негативе выбирают во время его перемотки в филь мовом канале прибора. Экспо зиционную пробу делают на по зитивной кинопленке, на кото рой будет печататься весь нега тив, и обрабатывают пробу в стандартных условиях.
Рассматривая экспозицион ные пробы в смотровом фонаре (рис. IV. 11) или на монтажном столе, корректор определяет экспозицию для печатания каж дого изображения, обеспечива ющую получение позитива наи лучшего качества. При корректировании смонтированного не гатива фильма подбирают та
кой режим печатания, который позволит получить не только опти мальное изображение по каждому фрагменту, но и выравненный по плотности позитив. Киносенситометр упрощает операцию по опреде лению режима печатания негатива и позволяет корректору устано вить режим печатания, не прибегая к повторному корректированию. Однако большого распространения прибор не получил, так как на изготовление экспозиционных проб требуется много времени.
Корректирование по экспозиционным пробам со срезок негати ва, напечатанным в копировальном аппарате, ведут так: четырехкадровые и десятикадровые срезки разных по плотности негативов печа-
тают при рабочих экспозициях копировального аппарата. До печа тания срезки номеруют в порядке склейки негативов в рулон. Изготовление экспозиционных проб должно полностью соответство вать производственным условиям. По изображениям в пробах кор ректор устанавливает экспозицию для печатания каждого рабочего негатива. При корректировании смонтированного негатива срезки от
каждого фрагмента |
склеивают в рулон, называемый у с т а н о в о ч |
ным р о л и к о м , |
в том порядке, в каком смонтирован негатив |
фильма. Этот ролик печатают в копировальном аппарате при рабо чих экспозициях. После фотографической обработки ролика коррек тор определяет экспозицию для печатания каждого фрагмента, доби ваясь нормального и ровного по плотности позитива по всему фильму. Чтобы правильно установить экспозицию для всех смонтированных негативов, установочный ролик корректируют несколько раз. Как правило, контрольный позитив, напечатанный на основании устано вочного ролика, требует дополнительного корректирования, так как срезки не всегда точно соответствуют основному негативу, смонти рованному в фильм.
Корректирование негатива путем сопоставления с эталонными негативами, представляющими собой набор срезок различных по плотности негативов, на которых указан режим печатания, обеспе чивающий получение удовлетворительных позитивов, ведется так: корректор подбирает к рабочим негативам эталоны и по ним уста навливает экспозицию для печатания каждого негатива. Этот способ также требует многократного перепечатывания негатива с внесени ем экспозиционных поправок.
Часто режим печатания устанавливают без печатания экспози ционных проб. В этом случае корректор просматривает в проходящем свете на монтажном столе негатив, оценивает визуально его плот ность и определяет экспозицию для копировального аппарата.
Многочисленные наблюдения показывают, что даже высококва лифицированные корректоры один и тот же негатив оценивают неоди наково. Колебания в оценке негатива выражаются в одну-две экс позиционные ступени копировального аппарата. Визуальное коррек тирование смонтированного негатива фильма сложнее, чем рабочего материала, так как при печатании смонтированного негатива необ ходимо не только выбрать правильную экспозицию для каждого фраг мента, но и выравнять позитив по плотности. Это выравнивание усложняется тем, что одинаковые фрагменты, находящиеся в разных частях фильма, должны быть напечатаны одинаково. Поэтому кор ректор должен обладать очень хорошей зрительной памятью, чтобы запоминать экспозиции при которых следует печатать фрагменты, повторяющиеся в разных частях фильма. Визуальный способ опреде ления режима печатания требует многократного корректирования позитива. Во время корректирования на негативе делают отметки — боковые просечки, металлические наклейки, магнитные пометки и т. д., по которым датчики копировального аппарата переключают экспозиционный паспорт. После определения режима печатания изго товляют экспозиционный паспорт для печатания негатива.
125
124
При печатании позитивов с цветных негативов помимо экспози ционного корректирования необходимо ц в е т о к о р р е к т и р о в а - н и е — подбор печатающего света по спектральному составу, с по мощью которого достигается правдивое по цвету и плотности изобра жение в позитиве.
Необходимость в цветокорректировании вызывается отклонения ми баланса частичных слоев в негативе. Нарушение баланса может происходить от свойств негативных кинопленок, условий съемки, ре жимов фотографической обработки и многих других причин.
Рис. IV.12. Цветоанализатор (а) |
и его |
схема (б): |
1 — проекционный |
||
кинескоп, |
2 — объектив, 3 — негатив, |
4 — интерференционные |
свето |
||
фильтры, |
6 — фотоумножители, |
в — усилители-корректоры; 7 — регу |
|||
ляторы экспозиций, * — преобразователи, 9 — гамма-корректоры; |
Ю — |
||||
матрица, |
11 — экспоненциальные |
преобразователи, |
12 — цветной |
кине |
|
скоп, 13 — диапроектор, 14 — экран для диапроекции |
|
В зависимости от конструкции копировального аппарата цветокорректирование ведут по аддитивному или субтрактивному способу.
При а д д и т и в н о м способе определяют ступени в трех спек тральных световых потоках, действующих во время печатания изо бражения, и интенсивность экспонирующего света в копировальном аппарате.
Для цветокорректирования пользуются ц в е т о а н а л и з а т о р а- ми. Большинство цветоанализаторов представляет собой замкну тую телевизионную систему, основанную на развертке корректируе мого изображения бегущим лучом через синий, зеленый и красный светофильтры — интерференционные светофильтры. Цветоделенные изображения воспроизводятся на экране электронно-лучевой трубки в виде трехцветного изображения. С помощью специального пульта можно регулировать яркость и цвет в изображении на экране. Вы бранные условия для печатания изображения отмечают на паспорт ной ленте — цветоэкспозиционном паспорте. С этим паспортом и производят печатание в копировальном аппарате.
По упрощенной схеме цветоанализатор (рис. IV. 12), моделируя получение цветного позитивного изображения, преобразует в элек трические сигналы кривые спектрального пропускания красителей, составляющих негативное изображение и его градационные харак теристики. Также преобразуются кривые спектральной чувствитель ности слоев позитивной цветной кинопленки и ее характеристиче ские кривые. Одновременно моделиру ются операции печатания негатива ко пировальным аппаратом на позитивную кинопленку и ее фотографическая обра ботка.
Прежде чем начать работать с цветоанализатором, его необходимо согла совать с процессом печатания в копи ровальном аппарате по эталонному изо бражению. Это изображение обычно со держит шкалу и портрет (рис. IV.13). Для согласования эталонного негатива изготовляют эталонный позитив. Эта лонный негатив и позитив с него долж ны быть сделаны на тех кинопленках, которые участвуют в данном процессе. Согласование цветоанализатора осу
ществляют ежедневно перед началом работы и дополнительно, если определение экспонирования ведут для разных кинопленок. Согла совывая цветоанализатор, сличают два изображения — изображе ние с негатива на кинескопе и изображение с позитива на экране диапроектора. Достигнув идентичности изображений, приступают к производственной работе.
Устанавливая экспозиционый режим печатания рабочего негати ва, его помещают в фильмовый канал цветоанализатора. Затем ре гулируют каждый из его каналов, добиваясь правдоподобного пози тивного изображения, придерживаясь табл. 14. Регулирование кана лов осуществляют по правилу: при вращении ручки красного канала по часовой стрелке в изображении усиливается красный цвет, а при вращении в обратную сторону происходит ослабление красного цве та и усиление голубого. При вращении по часовой стрелке ручки зеленого канала усиливается зеленый цвет, а при вращении в об-
127
126
|
Т а б л и ц а 14 |
Корректирование изображения по аддитивному способу |
|
|
|
Изображение цветоанализатора |
Следует увеличить при экспониро |
имеет излишне много цвета |
вании количество света |
|
|
синего |
синего |
зеленого |
зеленого |
красного |
красного |
желтого |
зеленого-{-красного |
пурпурного |
синсго-|-красного |
голубого |
синего+зеленого |
|
|
ратную сторону — пурпурный. При вращении ручки синего канала по часовой стрелке усиливается синий цвет, а при вращении в об ратную сторону — желтый.
Если нужно сохранить цветовой баланс, но сделать изображение темнее или светлее, все три ручки цветовой настройки поворачивают соответственно по часовой стрелке или наоборот на одинаковое ко личество делений.
Хороших результатов, работая с цветоанализатором, можно до стичь лишь в том случае, если стабильна вся производственная ли
|
нейка, |
т. е. цветоанализатор, |
копиро |
|||||||
|
вальный аппарат и проявочная маши |
|||||||||
|
на, а также хорошо нормирована пози |
|||||||||
|
тивная кинопленка. |
|
|
|
|
|||||
|
|
Работа сильно |
усложняется, |
если |
||||||
|
фильм смонтирован из негативов, сня |
|||||||||
|
тых на разных кинопленках, например |
|||||||||
|
на отечественных и импортных или на |
|||||||||
|
цветных и черно-белых и т. д. |
|
|
|||||||
|
|
Есть цветоанализаторы, в |
которых |
|||||||
|
цветокорректирование |
|
изображения |
|||||||
|
осуществляется с |
помощью оптических |
||||||||
|
систем. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Изображение, получаемое |
на экра |
|||||||
|
не |
цветоанализатора, |
|
отличается |
по |
|||||
|
впечатлению |
от того же изображения, |
||||||||
|
показанного на киноэкране. Это объяс |
|||||||||
|
няется разной природой |
экранов, раз- |
||||||||
|
|
меров изображения и адаптацией зре- |
||||||||
РИС. iv.14. Аппарат PROOF |
н и я - В |
результате |
позитив, напечатан- |
|||||||
PRINTER для печатания проб- |
НЫИ |
С |
ЭКСПОЗИЦИОННЫМ |
ПаСПОртОМ, СО- |
||||||
ных роликов |
|
ставленным с помощью |
цветоанализа |
|||||||
|
|
тора, |
иногда |
требует |
дополнительного |
|||||
цветокорректирования, особенно |
по фрагментам, |
содержащим не |
обычные изображения, сложные по освещению объекты съемки и т. д. Чтобы исключить дополнительное цветокорректирование позити ва со смонтированного негатива фильма, изготовляют п р о б н ы й
позитивный ролик. Для этого используют специальный корректирую щий аппарат (рис. IV. 14), позволяющий сделать позитивные изо бражения со всех фрагментов негатива с экспозиционным паспортом, составленным по цветоанализатору. Печатая фрагменты в аппарате, выбирают в них наиболее важные изображения, иногда несколько и на разных участках негатива. Пробный ролик печатают на той же позитивной кинопленке, на которой будет изготовляться контроль ный позитив. Просматривая на монтажном столе или на киноэкране обработанный в проявочной машине пробный ролик, вносят в экс позиционный паспорт необходимые поправки и вновь печатают пробный ролик. Исправление паспорта ведут до тех пор, пока не по лучат пробный ролик, отвечающий требованиям авторов фильма. С окончательно выправленным экспозиционным паспортом печатают контрольный и эталонный позитивы.
Естественно, что у цветоанализатора, аппарата для печатания пробного ролика и у копировального аппарата должны быть одина ковые светооптические системы и все прочие устройства. Только при полной согласованности их работы возможно полноценное использо вание аппаратуры.
При с у б т р а к т и в н о м способе определяют величину диа фрагм, регулирующих интенсивность экспонирующего света, и
плотность |
корректирующих |
светофильт |
|
||||
ров, регулирующих |
спектральный |
состав |
|
||||
света в копировальном аппарате. |
|
|
|||||
При цветокорректировании |
по |
с у б - |
|
||||
т р а к т и в н о м у |
способу |
используют |
|
||||
пленочные корректирующие |
светофильт |
|
|||||
ры трех цветов: желтого, пурпурного и го |
|
||||||
лубого. Светофильтры |
каждого цвета по |
|
|||||
плотности разделены на 20 ступеней. Са |
|
||||||
мый плотный обозначен цифрой 99, самый |
|
||||||
прозрачный — цифрой 5. Эти цифры пока |
|
||||||
зывают условный |
процент светофильтра. |
Рис. IV. 15. Касса для кор |
|||||
Три разных |
по цвету |
корректирующих |
|||||
ректирующих светофиль |
|||||||
светофильтра, но одинаковых по процент |
тров |
ному показателю, сложенные вместе, при
печатании на сбалансированную позитивную кинопленку действуют как ахроматическая плотность, величина которой зависит от про центного показателя корректирующих светофильтров.
Помимо корректирующих светофильтров применяют серые свето фильтры, изготовленные из черно-белой фотопленки. Этими свето фильтрами, параллельно с диафрагмами в паспортной ленте, регули руют экспозицию во время печатания изображения. Серия серых светофильтров состоит из 20 штук, отличающихся друг от друга по оптической плотности на 0,06. Оптическая плотность 0,06 эквива лентна одной ступени экспозиции копировального аппарата.
Корректирующие и серые светофильтры сохраняют в кассе (рис. IV. 15), имеющей для каждой серии светофильтров одну полоч ку с 20 ячейками.
128 |
129 |
Цветокорректирование ведут по ц в е т о п р о б а м , представляю щим собой серию изображений на позитивной кинопленке, напеча танных со с т а н д а р т н ы м экспозиционным паспортом с вырезки негатива. Этот паспорт составляется по табл. 15. Корректируя изо-
бражение, придерживаются следующего правила: избыточный цвет в позитивном изображении ослабляется с увеличением плотности корректирующего светофильтра того же цвета или с уменьшением
плотности двух других |
по цвету корректирующих |
светофильтров. |
|||
На основании этого правила составлена табл. 16. |
|
|
|||
|
|
|
|
Таблица 16 |
|
Корректирование по субтрактивному способу |
|
||||
|
|
|
|
||
|
|
Избыточный цвет в позитивном изображении |
|||
В позитивном изображе |
|
ослабляется тем больше, |
чем: |
||
|
|
|
|
|
|
нии требуется ослабить |
|
выше плотность свето |
|
|
|
|
|
ниже плотность светофильтра |
|||
|
|
фильтра |
|||
|
|
|
|
||
Желтый |
|
желтого |
пурпурного -f- голубого |
||
Пурпурный |
|
пурпурного |
желтого -j- голубого |
||
Голубой |
|
голубого |
желтого |
4" |
пурпурного |
Синий |
|
пурпурного -f- голубого |
желтого |
|
|
Зеленый |
|
желтого -f- голубого |
пурпурного |
|
|
Красный |
|
желтого -J- пурпурного |
голубого |
|
|
Фиолетовый |
|
пурпурного -\- голубого |
желтого |
+ |
голубого |
Оранжевый |
|
желтого -f- пурпурного |
голубого |
-f- |
пурпурного |
|
|
|
|
|
|
Руководствуясь таблицей, по которой составлен стандартный экс позиционный паспорт, и просматривая цветопробу в фонаре с лам пами дневного света, корректор устанавливает, при каком режиме получилось изображение, наиболее близкое к правдоподобному. Например, это изображение в цветопробе соответствует номеру 11, следовательно, изображение печаталось с диафрагмой № 1 и с кор ректирующими светофильтрами: пурпурным 20% и голубым 60%.
Изображения в цветопробе отличаются друг от друга на 20%-ный корректирующий светофильтр. Вследствие большого интервала меж ду корректирующими светофильтрами в цветопробе часто нельзя найти удовлетворительного по цвету изображения. В этом случае корректор использует светофильтры с промежуточными плотностя ми — 15% -ный, 10%-ный и т. д.
Полный стандартный экспозиционный паспорт для печатания цветопробы применяют только тогда, когда негативная или позитив ная кинопленка неизвестна по балансу слоев, а также тогда, когда паспорт содержит три группы комбинаций корректирующих све тофильтров. Первая группа состоит из комбинации пурпурных и голубых светофильтров, вторая — из желтых и голубых, третья — из желтых и пурпурных. Разные по цвету корректирующие свето фильтры неодинаково влияют на величину экспозиции в копироваль ном аппарате. Наибольшим пропусканием обладают желтые свето фильтры, наименьшим — голубые светофильтры. Чтобы стандартный паспорт обеспечивал одинаковую экспозицию для любых вариантов корректирующих светофильтров, одновременно с диафрагмами в паспортной ленте используют и серые светофильтры.
130 |
131 |
|
Стандартный паспорт предусматривает печатание цветопробы с 71 вариантом экспонирования с каждого корректируемого негатива.
Цветопробы печатают со срезок от негатива. Четырехкадровые или другого размера срезки делают от начала или с конца фрагмента негатива. Одна срезка может представлять серию дублей фрагмента или ряда фрагментов, снятых в одинаковых условиях, на одной и той же кинопленке, одновременно обработанной. Важно, чтобы срез ки соответствовали негативу по изображению сюжетно важной детали.
Негативные срезки с ахроматической таблицей в кадре облегчают цветокорректирование, так как правильное воспроизведение таблицы в позитиве, как правило, сопутствует правдоподобному цветовоспро изведению объекта съемки. Поэтому корректор, определяя режим пе чатания негатива по цветопробе, устанавливает такую экспозицию и такие корректирующие светофильтры, при которых серые ступени таблицы получаются серыми, а цветные изображения — нормальной
плотности.
Корректируя изображение, придерживаются следующего правила: и з б ы т о ч н ы й цвет в позитиве о с л а б л я е т с я , когда одно временно печатаются негативы, сделанные на кинопленках, разных по природе красителей или сенсибилизаторов, например на отечест венных и зарубежных.
Как правило, цветопробы печатают с экспозиционным паспортом, содержащим одну определенную группу корректирующих светофиль тров, например состоящую из светофильтров пурпурного и голубого или пурпурного и желтого. Эта так называемая рабочая цветопроба короче стандартной и позволяет подобрать режим печатания негатива.
Изображение в цветопробе без серой таблицы корректируют по наиболее часто встречающимся деталям объекта съемки — изображе нию лица, неба, деревьев и т. д.
Для печатания контрольного позитива со смонтированного нега тива вначале составляют ориентировочный паспорт, руководствуясь цветопробами со срезок от каждого фрагмента негатива, вошедшего
в фильм. |
Затем с |
ориентировочным паспортом печатают устано |
в о ч н ы й |
ролик, |
представляющий собой набор удлиненных срезок |
(10-кадровых или другой длины) от каждого фрагмента негатива, склеенных в ролик в монтажном порядке. Позитив с установочного ролика просматривают на монтажном столе или на экране и вносят в экспозиционный паспорт необходимые поправки. Установочный ролик печатают несколько раз, добиваясь изображения, выравнен ного по плотности и правдоподобного по цвету. После должной вы верки паспорта с ним печатают контрольный позитив фильма. Часто окончательный контрольный позитив получают после дополнительных поправок в паспорте, так как установочный ролик не всегда полно стью соответствует смонтированному негативу фильма по сюжетно
важным изображениям.
Независимо от способа печатания р а б о ч и й позитив должен быть о п т и м а л ь н о г о качества, так как по этому позитиву не только судят о проведенной съемке, но и отбирают материал в фильм.
На некоторых студиях не придерживаются этого правила и рабо-
чие позитивы всего фильма печатают при каком-либо одном экспози ционном режиме. Изготовление невыравненного по плотности и Heкорректированного по цвету изображения мотивируют тем, что такой позитив позволяет оператору видеть экспозиционные и цветовые ошибки, допущенные во время съемки, а также тем, что такой пози тив можно сделать очень быстро.
Иногда в целях удешевления фильма и быстрого получения рабо чего позитива цветные негативы печатают на черно-белую позитив ную кинопленку. Черно-белый позитив не позволяет полноценно оце нить съемку по цветовоспроизведению, поэтому часто параллельно с черно-белым позитивом изготовляют и цветной позитив с одного-двух фрагментов негатива.
Печатая |
к о н т р о л ь н ы й |
позитив любым способом, корректор, |
добиваясь |
выравненных по |
плотности и правдоподобных по цвету |
изображений, согласовывает фрагменты между собой по тональности, учитывая явление п о с л е д о в а т е л ь н о г о цветового контраста. Суть этого явления в том, что во время демонстрации фильма цвет одного изображения оказывает влияние на восприятие цвета другого изобра жения, смонтированного рядом. Иногда это согласование требует некоторого отказа от правдоподобия по цвету объекта съемки.
В цветной фильм по творческим соображениям или по техниче ским причинам могут быть включены изображения, снятые на чернобелой негативной кинопленке, например фрагменты хроникальных сюжетов, недостаточно освещенные объекты и т. д. При печатании таких негативов на цветную позитивную кинопленку можно подоб рать режим экспонирования в копировальном аппарате, при котором изображение будет черно-белым или окрашенным в какой-либо тон, например вечерние и ночные сюжеты— в синеватый тон, портреты — в тон сепии, пейзажи — в зеленоватый и т. д.
Если цветной фильм содержит трансформированные изображе ния, выполненные по способам псевдосоляризации, изогелии, графики и т. д., режим печатания таких изображений ведется при консульта ции с оператором фильма. Корректор пользуется консультацией опе ратора и в случаях, когда необходимо напечатать необычные явле ния природы, необычные пейзажи и т. п.
Промежуточные и эталонные позитивы печатают с экспозицион ными паспортами контрольного позитива, принятого авторами фильма.
§ 26. Фотографическая обработка позитивных кинопленок
Рабочие позитивы будут оптимальными по качеству изображения и правильно показывать результаты съемки, если позитивные кино пленки по всему фильму будут обработаны до п о с т о я н н о г о зна чения коэффициента контрастности (у) или среднего градиента (g), характеризующих степень проявления материала.
Для цветных позитивов дополнительно необходимо соблюдение баланса контрастности (Бк ) или баланса градиентов (Bg). Эти требо^
133
132