Файл: Iofis-Obwie_svedenija_o_kinoplenkah.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. IV. 10. Схема киносенситометра: 1 — негатив, г — позитивная кинопленка, 3 — фильмовый канал, 4 — тянущий зубчатый барабан, протягивающий позитивную кино­ пленку после экспонирования, 5 — экспози­ ционное окно, в — модулятор экспозиций, 7 — осветительное устройство
Рис. IV.1I. Фонарь для просмотра экс­ _ позиционных проб

бам со срезок негатива, напечатанным в копировальном аппарате; по сопоставлению рабочего негатива с эталонными негативами и по визуальной оценке негатива.

Корректирование с помощью киносенситометра (рис. IV. 10) поз­ воляет получить с каждого фрагмента негатива ряд позитивов — экспозиционную пробу. По конструкции киносенситометры различ­ ны, многие из них приспособлены для работы в светлом помещении. Экспозиции в этих приборах регулируют барабанами с вырезами, серыми светофильтрами и другими способами. Экспозиции в киносен­ ситометре строго согласованы с копировальным аппаратом, на кото­ ром производят печатание позитива. Обычно количество кадров в

экспозиционной пробе вдвое меньше числа экспозиций копи­ ровального аппарата.

Экспозиционную пробу де­ лают так: зарядив в киносенси­ тометр позитивную кинопленку и негатив, печатают изображе­ ние, наиболее характерное для рабочего негатива или фрагмен­ та смонтированного фильма. Участок в негативе выбирают во время его перемотки в филь­ мовом канале прибора. Экспо­ зиционную пробу делают на по­ зитивной кинопленке, на кото­ рой будет печататься весь нега­ тив, и обрабатывают пробу в стандартных условиях.

Рассматривая экспозицион­ ные пробы в смотровом фонаре (рис. IV. 11) или на монтажном столе, корректор определяет экспозицию для печатания каж­ дого изображения, обеспечива­ ющую получение позитива наи­ лучшего качества. При корректировании смонтированного не­ гатива фильма подбирают та­

кой режим печатания, который позволит получить не только опти­ мальное изображение по каждому фрагменту, но и выравненный по плотности позитив. Киносенситометр упрощает операцию по опреде­ лению режима печатания негатива и позволяет корректору устано­ вить режим печатания, не прибегая к повторному корректированию. Однако большого распространения прибор не получил, так как на изготовление экспозиционных проб требуется много времени.

Корректирование по экспозиционным пробам со срезок негати­ ва, напечатанным в копировальном аппарате, ведут так: четырехкадровые и десятикадровые срезки разных по плотности негативов печа-

тают при рабочих экспозициях копировального аппарата. До печа­ тания срезки номеруют в порядке склейки негативов в рулон. Изготовление экспозиционных проб должно полностью соответство­ вать производственным условиям. По изображениям в пробах кор­ ректор устанавливает экспозицию для печатания каждого рабочего негатива. При корректировании смонтированного негатива срезки от

каждого фрагмента

склеивают в рулон, называемый у с т а н о в о ч ­

ным р о л и к о м ,

в том порядке, в каком смонтирован негатив

фильма. Этот ролик печатают в копировальном аппарате при рабо­ чих экспозициях. После фотографической обработки ролика коррек­ тор определяет экспозицию для печатания каждого фрагмента, доби­ ваясь нормального и ровного по плотности позитива по всему фильму. Чтобы правильно установить экспозицию для всех смонтированных негативов, установочный ролик корректируют несколько раз. Как правило, контрольный позитив, напечатанный на основании устано­ вочного ролика, требует дополнительного корректирования, так как срезки не всегда точно соответствуют основному негативу, смонти­ рованному в фильм.

Корректирование негатива путем сопоставления с эталонными негативами, представляющими собой набор срезок различных по плотности негативов, на которых указан режим печатания, обеспе­ чивающий получение удовлетворительных позитивов, ведется так: корректор подбирает к рабочим негативам эталоны и по ним уста­ навливает экспозицию для печатания каждого негатива. Этот способ также требует многократного перепечатывания негатива с внесени­ ем экспозиционных поправок.

Часто режим печатания устанавливают без печатания экспози­ ционных проб. В этом случае корректор просматривает в проходящем свете на монтажном столе негатив, оценивает визуально его плот­ ность и определяет экспозицию для копировального аппарата.

Многочисленные наблюдения показывают, что даже высококва­ лифицированные корректоры один и тот же негатив оценивают неоди­ наково. Колебания в оценке негатива выражаются в одну-две экс­ позиционные ступени копировального аппарата. Визуальное коррек­ тирование смонтированного негатива фильма сложнее, чем рабочего материала, так как при печатании смонтированного негатива необ­ ходимо не только выбрать правильную экспозицию для каждого фраг­ мента, но и выравнять позитив по плотности. Это выравнивание усложняется тем, что одинаковые фрагменты, находящиеся в разных частях фильма, должны быть напечатаны одинаково. Поэтому кор­ ректор должен обладать очень хорошей зрительной памятью, чтобы запоминать экспозиции при которых следует печатать фрагменты, повторяющиеся в разных частях фильма. Визуальный способ опреде­ ления режима печатания требует многократного корректирования позитива. Во время корректирования на негативе делают отметки — боковые просечки, металлические наклейки, магнитные пометки и т. д., по которым датчики копировального аппарата переключают экспозиционный паспорт. После определения режима печатания изго­ товляют экспозиционный паспорт для печатания негатива.

125

124


Рис. IV. 13. Эталонное изобра­ жение, по которому калибру­ ют цветоанализатор для рабо­ ты

При печатании позитивов с цветных негативов помимо экспози­ ционного корректирования необходимо ц в е т о к о р р е к т и р о в а - н и е — подбор печатающего света по спектральному составу, с по­ мощью которого достигается правдивое по цвету и плотности изобра­ жение в позитиве.

Необходимость в цветокорректировании вызывается отклонения­ ми баланса частичных слоев в негативе. Нарушение баланса может происходить от свойств негативных кинопленок, условий съемки, ре­ жимов фотографической обработки и многих других причин.

Рис. IV.12. Цветоанализатор (а)

и его

схема (б):

1 — проекционный

кинескоп,

2 — объектив, 3 — негатив,

4 — интерференционные

свето­

фильтры,

6 — фотоумножители,

в — усилители-корректоры; 7 — регу­

ляторы экспозиций, * — преобразователи, 9 — гамма-корректоры;

Ю

матрица,

11 — экспоненциальные

преобразователи,

12 — цветной

кине­

скоп, 13 — диапроектор, 14 — экран для диапроекции

 

В зависимости от конструкции копировального аппарата цветокорректирование ведут по аддитивному или субтрактивному способу.

При а д д и т и в н о м способе определяют ступени в трех спек­ тральных световых потоках, действующих во время печатания изо­ бражения, и интенсивность экспонирующего света в копировальном аппарате.

Для цветокорректирования пользуются ц в е т о а н а л и з а т о р а- ми. Большинство цветоанализаторов представляет собой замкну­ тую телевизионную систему, основанную на развертке корректируе­ мого изображения бегущим лучом через синий, зеленый и красный светофильтры — интерференционные светофильтры. Цветоделенные изображения воспроизводятся на экране электронно-лучевой трубки в виде трехцветного изображения. С помощью специального пульта можно регулировать яркость и цвет в изображении на экране. Вы­ бранные условия для печатания изображения отмечают на паспорт­ ной ленте — цветоэкспозиционном паспорте. С этим паспортом и производят печатание в копировальном аппарате.

По упрощенной схеме цветоанализатор (рис. IV. 12), моделируя получение цветного позитивного изображения, преобразует в элек­ трические сигналы кривые спектрального пропускания красителей, составляющих негативное изображение и его градационные харак­ теристики. Также преобразуются кривые спектральной чувствитель­ ности слоев позитивной цветной кинопленки и ее характеристиче­ ские кривые. Одновременно моделиру­ ются операции печатания негатива ко­ пировальным аппаратом на позитивную кинопленку и ее фотографическая обра­ ботка.

Прежде чем начать работать с цветоанализатором, его необходимо согла­ совать с процессом печатания в копи­ ровальном аппарате по эталонному изо­ бражению. Это изображение обычно со­ держит шкалу и портрет (рис. IV.13). Для согласования эталонного негатива изготовляют эталонный позитив. Эта­ лонный негатив и позитив с него долж­ ны быть сделаны на тех кинопленках, которые участвуют в данном процессе. Согласование цветоанализатора осу­

ществляют ежедневно перед началом работы и дополнительно, если определение экспонирования ведут для разных кинопленок. Согла­ совывая цветоанализатор, сличают два изображения — изображе­ ние с негатива на кинескопе и изображение с позитива на экране диапроектора. Достигнув идентичности изображений, приступают к производственной работе.

Устанавливая экспозиционый режим печатания рабочего негати­ ва, его помещают в фильмовый канал цветоанализатора. Затем ре­ гулируют каждый из его каналов, добиваясь правдоподобного пози­ тивного изображения, придерживаясь табл. 14. Регулирование кана­ лов осуществляют по правилу: при вращении ручки красного канала по часовой стрелке в изображении усиливается красный цвет, а при вращении в обратную сторону происходит ослабление красного цве­ та и усиление голубого. При вращении по часовой стрелке ручки зеленого канала усиливается зеленый цвет, а при вращении в об-

127

126


 

Т а б л и ц а 14

Корректирование изображения по аддитивному способу

 

 

Изображение цветоанализатора

Следует увеличить при экспониро­

имеет излишне много цвета

вании количество света

 

 

синего

синего

зеленого

зеленого

красного

красного

желтого

зеленого-{-красного

пурпурного

синсго-|-красного

голубого

синего+зеленого

 

 

ратную сторону — пурпурный. При вращении ручки синего канала по часовой стрелке усиливается синий цвет, а при вращении в об­ ратную сторону — желтый.

Если нужно сохранить цветовой баланс, но сделать изображение темнее или светлее, все три ручки цветовой настройки поворачивают соответственно по часовой стрелке или наоборот на одинаковое ко­ личество делений.

Хороших результатов, работая с цветоанализатором, можно до­ стичь лишь в том случае, если стабильна вся производственная ли­

 

нейка,

т. е. цветоанализатор,

копиро­

 

вальный аппарат и проявочная маши­

 

на, а также хорошо нормирована пози­

 

тивная кинопленка.

 

 

 

 

 

 

Работа сильно

усложняется,

если

 

фильм смонтирован из негативов, сня­

 

тых на разных кинопленках, например

 

на отечественных и импортных или на

 

цветных и черно-белых и т. д.

 

 

 

 

Есть цветоанализаторы, в

которых

 

цветокорректирование

 

изображения

 

осуществляется с

помощью оптических

 

систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение, получаемое

на экра­

 

не

цветоанализатора,

 

отличается

по

 

впечатлению

от того же изображения,

 

показанного на киноэкране. Это объяс­

 

няется разной природой

экранов, раз-

 

 

меров изображения и адаптацией зре-

РИС. iv.14. Аппарат PROOF

н и я - В

результате

позитив, напечатан-

PRINTER для печатания проб-

НЫИ

С

ЭКСПОЗИЦИОННЫМ

ПаСПОртОМ, СО-

ных роликов

 

ставленным с помощью

цветоанализа­

 

 

тора,

иногда

требует

дополнительного

цветокорректирования, особенно

по фрагментам,

содержащим не­

обычные изображения, сложные по освещению объекты съемки и т. д. Чтобы исключить дополнительное цветокорректирование позити­ ва со смонтированного негатива фильма, изготовляют п р о б н ы й

позитивный ролик. Для этого используют специальный корректирую­ щий аппарат (рис. IV. 14), позволяющий сделать позитивные изо­ бражения со всех фрагментов негатива с экспозиционным паспортом, составленным по цветоанализатору. Печатая фрагменты в аппарате, выбирают в них наиболее важные изображения, иногда несколько и на разных участках негатива. Пробный ролик печатают на той же позитивной кинопленке, на которой будет изготовляться контроль­ ный позитив. Просматривая на монтажном столе или на киноэкране обработанный в проявочной машине пробный ролик, вносят в экс­ позиционный паспорт необходимые поправки и вновь печатают пробный ролик. Исправление паспорта ведут до тех пор, пока не по­ лучат пробный ролик, отвечающий требованиям авторов фильма. С окончательно выправленным экспозиционным паспортом печатают контрольный и эталонный позитивы.

Естественно, что у цветоанализатора, аппарата для печатания пробного ролика и у копировального аппарата должны быть одина­ ковые светооптические системы и все прочие устройства. Только при полной согласованности их работы возможно полноценное использо­ вание аппаратуры.

При с у б т р а к т и в н о м способе определяют величину диа­ фрагм, регулирующих интенсивность экспонирующего света, и

плотность

корректирующих

светофильт­

 

ров, регулирующих

спектральный

состав

 

света в копировальном аппарате.

 

 

При цветокорректировании

по

с у б -

 

т р а к т и в н о м у

способу

используют

 

пленочные корректирующие

светофильт­

 

ры трех цветов: желтого, пурпурного и го­

 

лубого. Светофильтры

каждого цвета по

 

плотности разделены на 20 ступеней. Са­

 

мый плотный обозначен цифрой 99, самый

 

прозрачный — цифрой 5. Эти цифры пока­

 

зывают условный

процент светофильтра.

Рис. IV. 15. Касса для кор­

Три разных

по цвету

корректирующих

ректирующих светофиль­

светофильтра, но одинаковых по процент­

тров

ному показателю, сложенные вместе, при

печатании на сбалансированную позитивную кинопленку действуют как ахроматическая плотность, величина которой зависит от про­ центного показателя корректирующих светофильтров.

Помимо корректирующих светофильтров применяют серые свето­ фильтры, изготовленные из черно-белой фотопленки. Этими свето­ фильтрами, параллельно с диафрагмами в паспортной ленте, регули­ руют экспозицию во время печатания изображения. Серия серых светофильтров состоит из 20 штук, отличающихся друг от друга по оптической плотности на 0,06. Оптическая плотность 0,06 эквива­ лентна одной ступени экспозиции копировального аппарата.

Корректирующие и серые светофильтры сохраняют в кассе (рис. IV. 15), имеющей для каждой серии светофильтров одну полоч­ ку с 20 ячейками.

128

129


Цветокорректирование ведут по ц в е т о п р о б а м , представляю­ щим собой серию изображений на позитивной кинопленке, напеча­ танных со с т а н д а р т н ы м экспозиционным паспортом с вырезки негатива. Этот паспорт составляется по табл. 15. Корректируя изо-

бражение, придерживаются следующего правила: избыточный цвет в позитивном изображении ослабляется с увеличением плотности корректирующего светофильтра того же цвета или с уменьшением

плотности двух других

по цвету корректирующих

светофильтров.

На основании этого правила составлена табл. 16.

 

 

 

 

 

 

Таблица 16

Корректирование по субтрактивному способу

 

 

 

 

 

 

 

Избыточный цвет в позитивном изображении

В позитивном изображе­

 

ослабляется тем больше,

чем:

 

 

 

 

 

нии требуется ослабить

 

выше плотность свето­

 

 

 

 

 

ниже плотность светофильтра

 

 

фильтра

 

 

 

 

Желтый

 

желтого

пурпурного -f- голубого

Пурпурный

 

пурпурного

желтого -j- голубого

Голубой

 

голубого

желтого

4"

пурпурного

Синий

 

пурпурного -f- голубого

желтого

 

 

Зеленый

 

желтого -f- голубого

пурпурного

 

Красный

 

желтого -J- пурпурного

голубого

 

 

Фиолетовый

 

пурпурного -\- голубого

желтого

+

голубого

Оранжевый

 

желтого -f- пурпурного

голубого

-f-

пурпурного

 

 

 

 

 

 

Руководствуясь таблицей, по которой составлен стандартный экс­ позиционный паспорт, и просматривая цветопробу в фонаре с лам­ пами дневного света, корректор устанавливает, при каком режиме получилось изображение, наиболее близкое к правдоподобному. Например, это изображение в цветопробе соответствует номеру 11, следовательно, изображение печаталось с диафрагмой № 1 и с кор­ ректирующими светофильтрами: пурпурным 20% и голубым 60%.

Изображения в цветопробе отличаются друг от друга на 20%-ный корректирующий светофильтр. Вследствие большого интервала меж­ ду корректирующими светофильтрами в цветопробе часто нельзя найти удовлетворительного по цвету изображения. В этом случае корректор использует светофильтры с промежуточными плотностя­ ми — 15% -ный, 10%-ный и т. д.

Полный стандартный экспозиционный паспорт для печатания цветопробы применяют только тогда, когда негативная или позитив­ ная кинопленка неизвестна по балансу слоев, а также тогда, когда паспорт содержит три группы комбинаций корректирующих све­ тофильтров. Первая группа состоит из комбинации пурпурных и голубых светофильтров, вторая — из желтых и голубых, третья — из желтых и пурпурных. Разные по цвету корректирующие свето­ фильтры неодинаково влияют на величину экспозиции в копироваль­ ном аппарате. Наибольшим пропусканием обладают желтые свето­ фильтры, наименьшим — голубые светофильтры. Чтобы стандартный паспорт обеспечивал одинаковую экспозицию для любых вариантов корректирующих светофильтров, одновременно с диафрагмами в паспортной ленте используют и серые светофильтры.

130

131

 


Стандартный паспорт предусматривает печатание цветопробы с 71 вариантом экспонирования с каждого корректируемого негатива.

Цветопробы печатают со срезок от негатива. Четырехкадровые или другого размера срезки делают от начала или с конца фрагмента негатива. Одна срезка может представлять серию дублей фрагмента или ряда фрагментов, снятых в одинаковых условиях, на одной и той же кинопленке, одновременно обработанной. Важно, чтобы срез­ ки соответствовали негативу по изображению сюжетно важной детали.

Негативные срезки с ахроматической таблицей в кадре облегчают цветокорректирование, так как правильное воспроизведение таблицы в позитиве, как правило, сопутствует правдоподобному цветовоспро­ изведению объекта съемки. Поэтому корректор, определяя режим пе­ чатания негатива по цветопробе, устанавливает такую экспозицию и такие корректирующие светофильтры, при которых серые ступени таблицы получаются серыми, а цветные изображения — нормальной

плотности.

Корректируя изображение, придерживаются следующего правила: и з б ы т о ч н ы й цвет в позитиве о с л а б л я е т с я , когда одно­ временно печатаются негативы, сделанные на кинопленках, разных по природе красителей или сенсибилизаторов, например на отечест­ венных и зарубежных.

Как правило, цветопробы печатают с экспозиционным паспортом, содержащим одну определенную группу корректирующих светофиль­ тров, например состоящую из светофильтров пурпурного и голубого или пурпурного и желтого. Эта так называемая рабочая цветопроба короче стандартной и позволяет подобрать режим печатания негатива.

Изображение в цветопробе без серой таблицы корректируют по наиболее часто встречающимся деталям объекта съемки — изображе­ нию лица, неба, деревьев и т. д.

Для печатания контрольного позитива со смонтированного нега­ тива вначале составляют ориентировочный паспорт, руководствуясь цветопробами со срезок от каждого фрагмента негатива, вошедшего

в фильм.

Затем с

ориентировочным паспортом печатают устано ­

в о ч н ы й

ролик,

представляющий собой набор удлиненных срезок

(10-кадровых или другой длины) от каждого фрагмента негатива, склеенных в ролик в монтажном порядке. Позитив с установочного ролика просматривают на монтажном столе или на экране и вносят в экспозиционный паспорт необходимые поправки. Установочный ролик печатают несколько раз, добиваясь изображения, выравнен­ ного по плотности и правдоподобного по цвету. После должной вы­ верки паспорта с ним печатают контрольный позитив фильма. Часто окончательный контрольный позитив получают после дополнительных поправок в паспорте, так как установочный ролик не всегда полно­ стью соответствует смонтированному негативу фильма по сюжетно

важным изображениям.

Независимо от способа печатания р а б о ч и й позитив должен быть о п т и м а л ь н о г о качества, так как по этому позитиву не только судят о проведенной съемке, но и отбирают материал в фильм.

На некоторых студиях не придерживаются этого правила и рабо-

чие позитивы всего фильма печатают при каком-либо одном экспози­ ционном режиме. Изготовление невыравненного по плотности и Heкорректированного по цвету изображения мотивируют тем, что такой позитив позволяет оператору видеть экспозиционные и цветовые ошибки, допущенные во время съемки, а также тем, что такой пози­ тив можно сделать очень быстро.

Иногда в целях удешевления фильма и быстрого получения рабо­ чего позитива цветные негативы печатают на черно-белую позитив­ ную кинопленку. Черно-белый позитив не позволяет полноценно оце­ нить съемку по цветовоспроизведению, поэтому часто параллельно с черно-белым позитивом изготовляют и цветной позитив с одного-двух фрагментов негатива.

Печатая

к о н т р о л ь н ы й

позитив любым способом, корректор,

добиваясь

выравненных по

плотности и правдоподобных по цвету

изображений, согласовывает фрагменты между собой по тональности, учитывая явление п о с л е д о в а т е л ь н о г о цветового контраста. Суть этого явления в том, что во время демонстрации фильма цвет одного изображения оказывает влияние на восприятие цвета другого изобра­ жения, смонтированного рядом. Иногда это согласование требует некоторого отказа от правдоподобия по цвету объекта съемки.

В цветной фильм по творческим соображениям или по техниче­ ским причинам могут быть включены изображения, снятые на чернобелой негативной кинопленке, например фрагменты хроникальных сюжетов, недостаточно освещенные объекты и т. д. При печатании таких негативов на цветную позитивную кинопленку можно подоб­ рать режим экспонирования в копировальном аппарате, при котором изображение будет черно-белым или окрашенным в какой-либо тон, например вечерние и ночные сюжеты— в синеватый тон, портреты — в тон сепии, пейзажи — в зеленоватый и т. д.

Если цветной фильм содержит трансформированные изображе­ ния, выполненные по способам псевдосоляризации, изогелии, графики и т. д., режим печатания таких изображений ведется при консульта­ ции с оператором фильма. Корректор пользуется консультацией опе­ ратора и в случаях, когда необходимо напечатать необычные явле­ ния природы, необычные пейзажи и т. п.

Промежуточные и эталонные позитивы печатают с экспозицион­ ными паспортами контрольного позитива, принятого авторами фильма.

§ 26. Фотографическая обработка позитивных кинопленок

Рабочие позитивы будут оптимальными по качеству изображения и правильно показывать результаты съемки, если позитивные кино­ пленки по всему фильму будут обработаны до п о с т о я н н о г о зна­ чения коэффициента контрастности (у) или среднего градиента (g), характеризующих степень проявления материала.

Для цветных позитивов дополнительно необходимо соблюдение баланса контрастности (Бк ) или баланса градиентов (Bg). Эти требо^

133

132