ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 18 |
|
|
|
Рецепты проявляющих растворов для обработки |
|
|||||||
|
|
|
цветных позитивных кинопленок |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Процесс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отечественный |
ORWO |
|
KodaK |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Наименование вещества |
|
ЦП-8Р |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
7181 |
|
ЕСР-1 |
ЕСР-2 |
|
|
|
|
|
|
|
ЦП-11 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЦПВ-1, |
г/л |
|
|
|
|
2,8 |
2,75 |
|
— |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЦПВ-2, |
г/л |
|
|
|
|
— |
— |
|
3 |
2,95 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
•Сульфит натрия |
безводный, |
г/л |
2 |
2 |
|
4 |
4,35 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Гидроксиламинсульфат, |
г/л |
|
1,2 |
1,2 |
|
— |
— |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Сода безводная |
(моногидрат), |
г/л |
— • |
— |
|
(20) |
— |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поташ, |
г/л |
|
|
|
|
60 |
75 |
|
— |
17,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Бромид |
калия (натрия), |
г/л |
|
2 |
2 |
|
(1,7) |
(1,72) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Гексаметафосфат |
натрия, |
г/л |
|
— |
3 |
|
2 |
— |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трилон |
Б, |
г/л |
|
|
|
2 |
— |
|
— |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Умягчитель |
(фирмы), г/л |
|
|
— |
— |
|
— |
1 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Серная |
кислота |
7 мл/л |
|
|
— |
— |
|
— • |
0,62 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вания обязательны и для контрольных и для эталонных позитивов. Нормируемые значения должны совпадать с показателями, приня тыми для рабочих позитивов.
Продолжительность проявления черно-белых позитивных кино
пленок |
определяют по кривым кинетики проявления y = f(t) или |
g = f(t), |
построенным на основании испытания кинопленок в произ |
водственных условиях.
Продолжительность проявления цветных позитивных кинопленок определяют с учетом достижения заданной контрастности и баланса светочувствительных слоев при режимах и растворах, указанных в табл. 17, 18, 19.
135
Разумеется, все процессы в проявочной машине должны обеспе чивать стандартные результаты, так как даже небольшие колебания в режиме обработки, особенно цветных кинопленок, имеющих высо кую контрастность и весьма чувствительных к нарушениям в процес се, отрицательно скажутся на изображении. Поэтому правильность обработки материала проверяют по сенситограммам, впечатанным в конец рулона кинопленки, и по периодически обрабатываемым в ма шине сенситограммам, изготовленным на контрольной кинопленке.
Определять продолжительность проявления позитивных кинопле нок на основании проб от основного материала не рекомендуется. Этим способом часто добиваются хорошего качества рабочего пози тива с неполноценного негатива, удлиняя проявление позитива с вя лого негатива или сокращая проявление позитива с контрастного негатива, или подбирая специально позитивную кинопленку к нега тиву и т. д. Такие позитивы, как правило, оказываются проявленны ми до различного значения контрастности и дезориентируют опера тора, а часто без достаточного основания заставляют вносить поправ ки в последующие съемки, что приводит к разнобою негативов. Ис пользование таких специально сделанных рабочих позитивов для монтажа фильма приводит к конфликту между съемочной группой и цехом обработки кинопленки, так как контрольный позитив, обраба тываемый целиком в одном режиме, будет хуже по качеству изобра жения, чем смонтированный из позитивов, проявленных по пробам.
§ 27. Звук в позитиве
Непременным элементом фильма является фотографическая или маг нитная фонограмма.
Наибольшее распространение в позитиве находит фотографиче ская фонограмма.
Первичные фонограммы могут содержать запись речи, шумов, музыки и т.д., сделанных синхронно со съемкой изображения, при озвучении изображения и т. д.
Получить одновременно качественное изображение и звучание в цветном фильме на позитивной кинопленке довольно сложно. Фото графическая фонограмма должна быть напечатана на позитивную кинопленку с максимальной резкостью. Достичь этого трудно, так как даже при полном контакте кинопленок во время экспонирования возникает взаимное скольжение относительно друг друга. При этом в позитиве зубцы записи оказываются расширенными и нерезкими, особенно на высоких частотах, что приводит к искажению звука. Для устранения скольжения некоторые копировальные аппараты имеют экспонирующий барабан, с устройствами, компенсирующими разницу между длиной негативной и позитивной кинопленок.
Кроме того, чтобы звучание в фильме было полноценным, фото графическая фонограмма на позитивной кинопленке должна иметь определенную непрозрачность для фотоэлемеща в звуковоспроизво дящем устройстве кинопроектора,
137
Фотографическая фонограмма на цветных позитивных киноплен ках может состоять из серебра, красителей и серебра или только из красителей. Степень непрозрачности двух последних видов фоно грамм зависит от их строения и от того, каким фотоэлементом воспро изводится звук в кинопроекционной установке, так как спектральные чувствительности фотоэлементов, например цезиево-газополного (ЦГ) и сурьмяно-цезиево-вакуумного (СЦВ), различны.
Наилучшее звучание обеспечивает серебряная фонограмма, одина ково непрозрачная для любого фотоэлемента кинопроектора. Однако чисто серебряную фонограмму в цветном позитиве получить трудно. Как правило, в цветном позитиве фонограмма состоит из красителей
и серебра — к р а с о ч н о - с е р е б р я н а я . |
Для получения |
такой |
фонограммы применяют р а з д е л ь н у ю обработку участков |
кино |
|
пленки, занятых изображением и звуковой дорожкой. |
|
|
Раздельная обработка ведется разными |
способами. Чаще |
всего |
кинопленку обрабатывают в растворе цветного проявителя, образую щего одновременно изображение и звуковую дорожку из красителей и серебра. После отбеливания кинопленки на участок, занятый фоно граммой, с помощью аппликаторного устройства наносится вязкий черной-белый проявляющий раствор или раствор сернистого натрия. Под действием вязких растворов отбеленное серебро переходит в ме таллическое или сернистое, нерастворимое в последующих операциях. В результате звуковая дорожка оказывается из красителей и серебра, металлического или сернистого.
Другой способ предусматривает раздельную обработку киноплен ки по такой схеме: до цветного проявления аппликаторным устрой ством наносят вязкий черно-белый проявитель только на участок кинопленки, занятый звуковой дорожкой. После черно-белого прояв ления, образовавшего фонограмму из металлического серебра, кино пленку целиком обрабатывают в цветном проявителе, который создает изображение и фонограмму из металлического серебра и красителей. Затем кинопленку подвергают отбеливанию и фиксированию, рассчи танным так, что из фотографических слоев кинопленки удаляется се ребро, составляющее изображение, и только некоторое количество серебра, составляющего фонограмму. В результате звуковая дорожка на кинопленке оказывается из серебра, оставшегося в слоях кино пленки, и небольшого количества красителей.
Третий способ ведется по схеме — на участок, занятый фонограм мой на кинопленке, обработанной предварительно в цветном прояви теле, создавшем изображение и звуковую дорожку из серебра и кра сителей, наносят защитный слой, который предохраняет звуковую дорожку от действия отбеливающего раствора во время обработки кинопленки аппликаторным устройством. Вязкий отбеливатель уда ляет серебро только с участка, занятого изображением. Фонограмма же состоит из серебра и красителей.
В целях лучшего звучания фонограммы звуковую дорожку в ко пировальном аппарате печатают со светофильтрами, обеспечивающи ми образование фонограммы в зелено-красночувствительных слоях цветной позитивной кинопленки.
Процесс изготовления позитива с изображением и фонограммой, состоящих исключительно из красителей, значительно проще всех других способов. Такой позитив получают путем полного удаления всего серебра из кинопленки отбеливающим и фиксирующим раство рами. Состав фонограммы регулируют светофильтрами во время ее печатания в копировальном аппарате. Однако из каких бы красителей фонограмма не состояла, получить одинаковое звучание ее при вос произведении разными фотоэлементами невозможно. Кроме того, на такой фонограмме сильно сказываются механические дефекты: цара пины, потертости и др., — возникающие при эксплуатации позитива.
§ 28. Контроль позитива
При производстве фильма весьма важен контроль позитива, посколь ку он является завершающим материалом съемки, и потому, что только по нему во многих случаях можно правильно оценить негатив, особенно цветной.
Цель контроля — установить фотографическое и техническое ка чество позитива и негатива.
Контроль позитива осуществляют просмотром его на экране и на монтажном столе, оборудованном лампами для рассматривания кинопленки в проходящем и отраженном свете. Контролируют также сенситометрические показатели фотографической обработки кино пленки и ее размеры.
Контролируя позитив по фотографическому изображению, оцени вают: негативное изображение, позитивное изображение, процессы печатания и обработки позитивной кинопленки.
Негативное изображение рассматривают с точки зрения освещения объекта, экспонирования при съемке, резкости, зернистости, мигания и загрязнений в кадре и т. д.
Позитивное изображение оценивают по плотности, цветовоспроиз ведению, выравненное™ между фрагментами, резкости, плотности вуали и другим характеристикам.
Процессы печатания и обработки позитивной кинопленки оцени вают по значениям, полученным при измерении контрольных сенси тограмм и шкал. Экспозиционный паспорт для печатания позитива ограничивается определенными экспозициями копировального аппа рата, так на отечественных предприятиях принято черно-белые пози тивы печатать с экспозициями от 7-го до 17-го номера, цветные пози тивы по субтрактивному способу — от 7-го до 16-го номера, по адди тивному способу — от 5-й до 35-й ступени. Нормируются и плотности в контрольных шкалах, значения которых зависят от свойств пози тивных кинопленок и технологического процесса их обработки.
Контролируя позитив по техническим показателям, дают оценку поверхностей кинопленки, ее геометрическим размерам, технике обра ботки кинопленки, состоянию оборудования, на котором обрабаты валась кинопленка, и т. д.
При обнаружении дефекта в рабочем позитиве дают указание о его переделке. После переделки вновь проверяют позитив. Если не-
139
138
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
20 |
|
Дефекты в позитиве* |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
№ |
|
|
Вероятные причины появления |
|
|
Вид дефекта |
|
дефекта |
|
||
п/п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
106 |
Злестки на изображении |
Отпечаталась перфорационная пыль |
|||
Зм. 29 |
|
|
|||
107 |
Волнообразная деформация края |
|
|
||
|
|
|
|||
|
кинопленки |
|
См. 30 |
|
|
108 |
Вуаль двухцветная |
|
|
|
|
|
См. 31 |
|
|
||
109 |
Вуаль желтая |
|
|
|
|
|
См. 32 |
|
|
||
110 |
Вуаль коричневая |
|
См. 33 |
|
|
111 |
Вуаль по краю кинопленки |
См. 34 |
|
|
|
112 |
Вуаль серая |
|
а) Печаталось на |
малоконтрастную |
|
113 |
Вялое изображение с |
нормально |
кинопленку, |
|
|
|
|
|
|||
|
го негатива |
|
б) недопроявление |
излишне экспо |
|
|
|
|
нированной кинопленки |
|
|
114 |
Два изображения на |
одной ки- |
Ошибочно дважды напечатано |
изо |
|
|
|
бражение на одну кинопленку |
|
||
|
|
|
|
115Звуковая дорожка смещена в а) Копировальный аппарат неиспра сторону перфорации или изо вен
|
бражения |
|
|
б) негатив записан неправильно |
|
|||||||
116 |
|
|
Засорена щель или |
смещена |
лампа |
|||||||
Звуковая дорожка частично |
не |
|||||||||||
|
|
в копировальном |
аппарате |
|
|
|
||||||
|
отпечаталась |
|
|
|
|
|
|
|||||
117 |
|
|
|
Недостаточный |
|
уровень |
высоких |
|||||
Звучание глухое |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
частот при записи звука |
|
запись |
|||||||
118 |
Звучание недостаточно громкое |
|
а) Неудовлетворительная |
|
||||||||
|
звука по громкости, |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
б) недостаточна плотность фонограм |
|||||||
|
|
|
|
|
мы, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в) фонограмма состоит лишь |
из кра |
||||||
|
|
|
|
|
сителей |
|
|
|
|
|
|
|
119 |
Измятая кинопленка |
|
|
а) Копировальный аппарат неиспра |
||||||||
|
|
вен, |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
б) неправильная |
зарядка |
аппарата |
|||||
120 |
Изображение |
одновременно |
по |
|
а) Засветка во время проявления, |
|||||||
|
б) засветка при обработке |
в |
исто |
|||||||||
зитивное и негативное |
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
щенном фиксаже |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
121 |
Изображение оказалось окрашен |
|
а) Негатив разбалансирован, |
|
|
|||||||
|
б) позитивная |
кинопленка |
разба- |
|||||||||
ным в посторонний тон |
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
лансирована |
по |
|
светочувствитель |
||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
ности, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в) нарушен баланс слоев |
при |
про |
|||||
|
|
|
|
|
явлении, |
|
|
|
|
|
|
|
|
Изображение |
периодически |
не |
- |
г) неправильна |
цветокорректировка |
||||||
122 |
См. 41 |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
123 |
резкое |
|
|
|
а) Печатание |
происходило |
на |
ко- |
||||
Кадр или кадры разных фраг |
я |
пировальном аппарате с |
непрерыв |
|||||||||
|
ментов отличаются по плотност |
|
ным движением кинопленок, |
|
||||||||
|
от основного изображения |
|
|
б) копировальный аппарат с |
преры |
|||||||
|
|
|
|
|
вистым движением |
кинопленок |
не |
|||||
|
|
|
|
|
исправен, |
|
|
|
|
|
|
* См. табл, 2,11.
140
П р о д о л ж е н и е т а б л . 2 0
№ |
|
Вид дефекта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
п/п |
|
|
|
Вероятные причины появления дефекта |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
в) неправильно сделана просечка на |
|||||||||||
124 |
Кадр |
неустойчив вертикально |
негативе |
для переключения паспорта |
|||||||||||||||
Копировальный |
аппарат |
неиспра |
|||||||||||||||||
125 |
Кадр |
неустойчив |
горизонтально |
вен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Копировальный |
аппарат неисправен |
||||||||||||||||||
126 |
Контрастное изображение |
недо |
|||||||||||||||||
Недостаточная экспозиция |
|
при пе |
|||||||||||||||||
|
статочной плотности |
при |
нор |
чатании |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
127 |
мальном проявлении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Крупнозернистое |
изображение |
Недоброкачественный негатив |
|
||||||||||||||||
128 |
Линии ветвистые |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
_ М . OVJ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
129 |
Линии черные |
|
|
|
|
См. 51 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
130 |
Машинное масло на кинопленке |
См. 52 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
131 |
Наброс эмульсии |
|
|
|
См. 53 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
132 |
Надкол перфорации |
|
|
а) Копировальный аппарат неиспра |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
вен, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
133 |
Неодинаковое |
звучание |
в рулоне |
б) |
см. 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
а) Неисправен аппликатор, |
|
нанося |
|||||||||||||||||
|
кинопленки |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
щий вязкий проявитель на фоно |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
грамму , |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
134 |
Неразборчивая |
речь |
|
|
б) |
см. 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
а) Плохая дикция у актеров, |
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
б) |
неудовлетворительная |
|
запись |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
звука, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
в) фонограмма |
отпечатана |
нерезко, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
г) фонограмма |
имеет |
повышенную |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
плотность |
с |
заплыванием |
|
модуля |
|||||||
135 |
Нерезкое изображение |
по всему |
ций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
а) Неисправен |
копировальный |
ап |
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
кадру |
|
|
|
|
|
|
парат, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
136 |
Несинхронно |
|
изображение |
со |
б) |
см. 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
а) Съемочная и |
записывающая |
ап |
||||||||||||||||
|
звуком |
|
|
|
|
|
|
паратура работала |
несинхронно |
во |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
время съемки, |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
б) неправильно |
подобраны |
негативы |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
изображения |
и звука, |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
в) неправильно |
подклеены |
рекорды |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
к изображению и фонограмме, |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
г) нестандартные |
ракорды |
подкле |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ены к изображению и |
фонограмме, |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
д) неправильно заряжены киноплен |
|||||||||||
137 |
Неустойчивое |
изображение |
|
ки в копировальный аппарат |
|
|
|||||||||||||
|
а) Недоброкачественный |
негатив, |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
б) неисправен копировальный |
аппа |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
рат, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
138 |
Одноцветные |
детали воспроизве |
в) |
см. 7, 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
а) |
Недоброкачественный |
|
негатив, |
||||||||||||||||
|
дены разным цветом |
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
б) разбалансирована позитивная ки |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
нопленка, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
в) нарушен баланс |
во время |
обра |
|||||||||
139 |
Одноцветное |
или |
двухцветное |
ботки позитивной кинопленки |
|
||||||||||||||
а) |
Недоброкачественный |
|
негатив,. |
||||||||||||||||
|
изображение |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
б) неправильно |
подобран |
режим |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
цветокорректировки |
|
|
|
|
|||||||
|
|
141 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|