Файл: Iofis-Obwie_svedenija_o_kinoplenkah.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 221

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 18

 

 

Рецепты проявляющих растворов для обработки

 

 

 

 

цветных позитивных кинопленок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отечественный

ORWO

 

KodaK

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование вещества

 

ЦП-8Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7181

 

ЕСР-1

ЕСР-2

 

 

 

 

 

 

ЦП-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦПВ-1,

г/л

 

 

 

 

2,8

2,75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦПВ-2,

г/л

 

 

 

 

 

3

2,95

 

 

 

 

 

 

 

 

•Сульфит натрия

безводный,

г/л

2

2

 

4

4,35

 

 

 

 

 

 

 

 

Гидроксиламинсульфат,

г/л

 

1,2

1,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сода безводная

(моногидрат),

г/л

— •

 

(20)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поташ,

г/л

 

 

 

 

60

75

 

17,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бромид

калия (натрия),

г/л

 

2

2

 

(1,7)

(1,72)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гексаметафосфат

натрия,

г/л

 

3

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трилон

Б,

г/л

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умягчитель

(фирмы), г/л

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серная

кислота

7 мл/л

 

 

 

— •

0,62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вания обязательны и для контрольных и для эталонных позитивов. Нормируемые значения должны совпадать с показателями, приня­ тыми для рабочих позитивов.

Продолжительность проявления черно-белых позитивных кино­

пленок

определяют по кривым кинетики проявления y = f(t) или

g = f(t),

построенным на основании испытания кинопленок в произ­

водственных условиях.

Продолжительность проявления цветных позитивных кинопленок определяют с учетом достижения заданной контрастности и баланса светочувствительных слоев при режимах и растворах, указанных в табл. 17, 18, 19.

135


Разумеется, все процессы в проявочной машине должны обеспе­ чивать стандартные результаты, так как даже небольшие колебания в режиме обработки, особенно цветных кинопленок, имеющих высо­ кую контрастность и весьма чувствительных к нарушениям в процес­ се, отрицательно скажутся на изображении. Поэтому правильность обработки материала проверяют по сенситограммам, впечатанным в конец рулона кинопленки, и по периодически обрабатываемым в ма­ шине сенситограммам, изготовленным на контрольной кинопленке.

Определять продолжительность проявления позитивных кинопле­ нок на основании проб от основного материала не рекомендуется. Этим способом часто добиваются хорошего качества рабочего пози­ тива с неполноценного негатива, удлиняя проявление позитива с вя­ лого негатива или сокращая проявление позитива с контрастного негатива, или подбирая специально позитивную кинопленку к нега­ тиву и т. д. Такие позитивы, как правило, оказываются проявленны­ ми до различного значения контрастности и дезориентируют опера­ тора, а часто без достаточного основания заставляют вносить поправ­ ки в последующие съемки, что приводит к разнобою негативов. Ис­ пользование таких специально сделанных рабочих позитивов для монтажа фильма приводит к конфликту между съемочной группой и цехом обработки кинопленки, так как контрольный позитив, обраба­ тываемый целиком в одном режиме, будет хуже по качеству изобра­ жения, чем смонтированный из позитивов, проявленных по пробам.

§ 27. Звук в позитиве

Непременным элементом фильма является фотографическая или маг­ нитная фонограмма.

Наибольшее распространение в позитиве находит фотографиче­ ская фонограмма.

Первичные фонограммы могут содержать запись речи, шумов, музыки и т.д., сделанных синхронно со съемкой изображения, при озвучении изображения и т. д.

Получить одновременно качественное изображение и звучание в цветном фильме на позитивной кинопленке довольно сложно. Фото­ графическая фонограмма должна быть напечатана на позитивную кинопленку с максимальной резкостью. Достичь этого трудно, так как даже при полном контакте кинопленок во время экспонирования возникает взаимное скольжение относительно друг друга. При этом в позитиве зубцы записи оказываются расширенными и нерезкими, особенно на высоких частотах, что приводит к искажению звука. Для устранения скольжения некоторые копировальные аппараты имеют экспонирующий барабан, с устройствами, компенсирующими разницу между длиной негативной и позитивной кинопленок.

Кроме того, чтобы звучание в фильме было полноценным, фото­ графическая фонограмма на позитивной кинопленке должна иметь определенную непрозрачность для фотоэлемеща в звуковоспроизво­ дящем устройстве кинопроектора,

137


Фотографическая фонограмма на цветных позитивных киноплен­ ках может состоять из серебра, красителей и серебра или только из красителей. Степень непрозрачности двух последних видов фоно­ грамм зависит от их строения и от того, каким фотоэлементом воспро­ изводится звук в кинопроекционной установке, так как спектральные чувствительности фотоэлементов, например цезиево-газополного (ЦГ) и сурьмяно-цезиево-вакуумного (СЦВ), различны.

Наилучшее звучание обеспечивает серебряная фонограмма, одина­ ково непрозрачная для любого фотоэлемента кинопроектора. Однако чисто серебряную фонограмму в цветном позитиве получить трудно. Как правило, в цветном позитиве фонограмма состоит из красителей

и серебра — к р а с о ч н о - с е р е б р я н а я .

Для получения

такой

фонограммы применяют р а з д е л ь н у ю обработку участков

кино­

пленки, занятых изображением и звуковой дорожкой.

 

Раздельная обработка ведется разными

способами. Чаще

всего

кинопленку обрабатывают в растворе цветного проявителя, образую­ щего одновременно изображение и звуковую дорожку из красителей и серебра. После отбеливания кинопленки на участок, занятый фоно­ граммой, с помощью аппликаторного устройства наносится вязкий черной-белый проявляющий раствор или раствор сернистого натрия. Под действием вязких растворов отбеленное серебро переходит в ме­ таллическое или сернистое, нерастворимое в последующих операциях. В результате звуковая дорожка оказывается из красителей и серебра, металлического или сернистого.

Другой способ предусматривает раздельную обработку киноплен­ ки по такой схеме: до цветного проявления аппликаторным устрой­ ством наносят вязкий черно-белый проявитель только на участок кинопленки, занятый звуковой дорожкой. После черно-белого прояв­ ления, образовавшего фонограмму из металлического серебра, кино­ пленку целиком обрабатывают в цветном проявителе, который создает изображение и фонограмму из металлического серебра и красителей. Затем кинопленку подвергают отбеливанию и фиксированию, рассчи­ танным так, что из фотографических слоев кинопленки удаляется се­ ребро, составляющее изображение, и только некоторое количество серебра, составляющего фонограмму. В результате звуковая дорожка на кинопленке оказывается из серебра, оставшегося в слоях кино­ пленки, и небольшого количества красителей.

Третий способ ведется по схеме — на участок, занятый фонограм­ мой на кинопленке, обработанной предварительно в цветном прояви­ теле, создавшем изображение и звуковую дорожку из серебра и кра­ сителей, наносят защитный слой, который предохраняет звуковую дорожку от действия отбеливающего раствора во время обработки кинопленки аппликаторным устройством. Вязкий отбеливатель уда­ ляет серебро только с участка, занятого изображением. Фонограмма же состоит из серебра и красителей.

В целях лучшего звучания фонограммы звуковую дорожку в ко­ пировальном аппарате печатают со светофильтрами, обеспечивающи­ ми образование фонограммы в зелено-красночувствительных слоях цветной позитивной кинопленки.

Процесс изготовления позитива с изображением и фонограммой, состоящих исключительно из красителей, значительно проще всех других способов. Такой позитив получают путем полного удаления всего серебра из кинопленки отбеливающим и фиксирующим раство­ рами. Состав фонограммы регулируют светофильтрами во время ее печатания в копировальном аппарате. Однако из каких бы красителей фонограмма не состояла, получить одинаковое звучание ее при вос­ произведении разными фотоэлементами невозможно. Кроме того, на такой фонограмме сильно сказываются механические дефекты: цара­ пины, потертости и др., — возникающие при эксплуатации позитива.

§ 28. Контроль позитива

При производстве фильма весьма важен контроль позитива, посколь­ ку он является завершающим материалом съемки, и потому, что только по нему во многих случаях можно правильно оценить негатив, особенно цветной.

Цель контроля — установить фотографическое и техническое ка­ чество позитива и негатива.

Контроль позитива осуществляют просмотром его на экране и на монтажном столе, оборудованном лампами для рассматривания кинопленки в проходящем и отраженном свете. Контролируют также сенситометрические показатели фотографической обработки кино­ пленки и ее размеры.

Контролируя позитив по фотографическому изображению, оцени­ вают: негативное изображение, позитивное изображение, процессы печатания и обработки позитивной кинопленки.

Негативное изображение рассматривают с точки зрения освещения объекта, экспонирования при съемке, резкости, зернистости, мигания и загрязнений в кадре и т. д.

Позитивное изображение оценивают по плотности, цветовоспроиз­ ведению, выравненное™ между фрагментами, резкости, плотности вуали и другим характеристикам.

Процессы печатания и обработки позитивной кинопленки оцени­ вают по значениям, полученным при измерении контрольных сенси­ тограмм и шкал. Экспозиционный паспорт для печатания позитива ограничивается определенными экспозициями копировального аппа­ рата, так на отечественных предприятиях принято черно-белые пози­ тивы печатать с экспозициями от 7-го до 17-го номера, цветные пози­ тивы по субтрактивному способу — от 7-го до 16-го номера, по адди­ тивному способу — от 5-й до 35-й ступени. Нормируются и плотности в контрольных шкалах, значения которых зависят от свойств пози­ тивных кинопленок и технологического процесса их обработки.

Контролируя позитив по техническим показателям, дают оценку поверхностей кинопленки, ее геометрическим размерам, технике обра­ ботки кинопленки, состоянию оборудования, на котором обрабаты­ валась кинопленка, и т. д.

При обнаружении дефекта в рабочем позитиве дают указание о его переделке. После переделки вновь проверяют позитив. Если не-

139

138


 

 

 

 

Т а б л и ц а

20

 

Дефекты в позитиве*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вероятные причины появления

 

Вид дефекта

 

дефекта

 

п/п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

106

Злестки на изображении

Отпечаталась перфорационная пыль

Зм. 29

 

 

107

Волнообразная деформация края

 

 

 

 

 

 

кинопленки

 

См. 30

 

 

108

Вуаль двухцветная

 

 

 

 

См. 31

 

 

109

Вуаль желтая

 

 

 

 

См. 32

 

 

110

Вуаль коричневая

 

См. 33

 

 

111

Вуаль по краю кинопленки

См. 34

 

 

112

Вуаль серая

 

а) Печаталось на

малоконтрастную

113

Вялое изображение с

нормально­

кинопленку,

 

 

 

 

 

 

го негатива

 

б) недопроявление

излишне экспо­

 

 

 

нированной кинопленки

 

114

Два изображения на

одной ки-

Ошибочно дважды напечатано

изо­

 

 

бражение на одну кинопленку

 

 

 

 

 

115Звуковая дорожка смещена в а) Копировальный аппарат неиспра­ сторону перфорации или изо­ вен

 

бражения

 

 

б) негатив записан неправильно

 

116

 

 

Засорена щель или

смещена

лампа

Звуковая дорожка частично

не

 

 

в копировальном

аппарате

 

 

 

 

отпечаталась

 

 

 

 

 

 

117

 

 

 

Недостаточный

 

уровень

высоких

Звучание глухое

 

 

 

 

 

 

частот при записи звука

 

запись

118

Звучание недостаточно громкое

 

а) Неудовлетворительная

 

 

звука по громкости,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) недостаточна плотность фонограм­

 

 

 

 

 

мы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) фонограмма состоит лишь

из кра­

 

 

 

 

 

сителей

 

 

 

 

 

 

119

Измятая кинопленка

 

 

а) Копировальный аппарат неиспра­

 

 

вен,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) неправильная

зарядка

аппарата

120

Изображение

одновременно

по

 

а) Засветка во время проявления,

 

б) засветка при обработке

в

исто­

зитивное и негативное

 

 

 

 

 

 

 

 

щенном фиксаже

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

121

Изображение оказалось окрашен

 

а) Негатив разбалансирован,

 

 

 

б) позитивная

кинопленка

разба-

ным в посторонний тон

 

 

 

 

 

 

 

 

лансирована

по

 

светочувствитель­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ности,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) нарушен баланс слоев

при

про­

 

 

 

 

 

явлении,

 

 

 

 

 

 

 

Изображение

периодически

не

-

г) неправильна

цветокорректировка

122

См. 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

123

резкое

 

 

 

а) Печатание

происходило

на

ко-

Кадр или кадры разных фраг­

я

пировальном аппарате с

непрерыв­

 

ментов отличаются по плотност

 

ным движением кинопленок,

 

 

от основного изображения

 

 

б) копировальный аппарат с

преры­

 

 

 

 

 

вистым движением

кинопленок

не­

 

 

 

 

 

исправен,

 

 

 

 

 

 

* См. табл, 2,11.

140

П р о д о л ж е н и е т а б л . 2 0

 

Вид дефекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

 

 

 

Вероятные причины появления дефекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) неправильно сделана просечка на

124

Кадр

неустойчив вертикально

негативе

для переключения паспорта

Копировальный

аппарат

неиспра­

125

Кадр

неустойчив

горизонтально

вен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Копировальный

аппарат неисправен

126

Контрастное изображение

недо­

Недостаточная экспозиция

 

при пе­

 

статочной плотности

при

нор­

чатании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

127

мальном проявлении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крупнозернистое

изображение

Недоброкачественный негатив

 

128

Линии ветвистые

 

 

 

 

 

 

 

_ М . OVJ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

129

Линии черные

 

 

 

 

См. 51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

130

Машинное масло на кинопленке

См. 52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

131

Наброс эмульсии

 

 

 

См. 53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

132

Надкол перфорации

 

 

а) Копировальный аппарат неиспра­

 

 

 

 

 

 

 

 

вен,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

133

Неодинаковое

звучание

в рулоне

б)

см. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) Неисправен аппликатор,

 

нанося­

 

кинопленки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щий вязкий проявитель на фоно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грамму ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

134

Неразборчивая

речь

 

 

б)

см. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) Плохая дикция у актеров,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

неудовлетворительная

 

запись

 

 

 

 

 

 

 

 

звука,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) фонограмма

отпечатана

нерезко,

 

 

 

 

 

 

 

 

г) фонограмма

имеет

повышенную

 

 

 

 

 

 

 

 

плотность

с

заплыванием

 

модуля­

135

Нерезкое изображение

по всему

ций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) Неисправен

копировальный

ап­

 

 

кадру

 

 

 

 

 

 

парат,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

136

Несинхронно

 

изображение

со

б)

см. 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) Съемочная и

записывающая

ап­

 

звуком

 

 

 

 

 

 

паратура работала

несинхронно

во

 

 

 

 

 

 

 

 

время съемки,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) неправильно

подобраны

негативы

 

 

 

 

 

 

 

 

изображения

и звука,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) неправильно

подклеены

рекорды

 

 

 

 

 

 

 

 

к изображению и фонограмме,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) нестандартные

ракорды

подкле­

 

 

 

 

 

 

 

 

ены к изображению и

фонограмме,

 

 

 

 

 

 

 

 

д) неправильно заряжены киноплен­

137

Неустойчивое

изображение

 

ки в копировальный аппарат

 

 

 

а) Недоброкачественный

негатив,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) неисправен копировальный

аппа­

 

 

 

 

 

 

 

 

рат,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

138

Одноцветные

детали воспроизве­

в)

см. 7, 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

Недоброкачественный

 

негатив,

 

дены разным цветом

 

 

 

 

 

 

б) разбалансирована позитивная ки­

 

 

 

 

 

 

 

 

нопленка,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) нарушен баланс

во время

обра­

139

Одноцветное

или

двухцветное

ботки позитивной кинопленки

 

а)

Недоброкачественный

 

негатив,.

 

изображение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) неправильно

подобран

режим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цветокорректировки

 

 

 

 

 

 

141