ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 0
показать в кадре и номер ЖЭКа, и фамилию директора или главного инженера этого ЖЭКа. В этом проявилось неуважение к давшим согласие сниматься работникам-коммунальщикам.
Текст десятого кадра гласит, что дирекция единого заказчика выплатила компенсацию жильцу в размере 100 рублей. Если это — итог судебного разбирательства, то, следовательно, суд признал правоту претензий пенсионера. Да, сумма компенсации смехотворная. А, может быть, сам директор ДЕЗа сунул жалобщику сотню, чтобы он заткнулся? Ответ на этот принципиальный вопрос дал бы зрителям возможность понять, кто прав в этом конфликте, кого осуждать и кому сочувствовать. Но ответа нет.
Водиннадцатом кадре мы видим работницу ЖЭКа за столом, а в тексте говорится, что Царев ведет дневник аварий. В огороде — бузина, а в Киеве— дядька.
Двенадцатый кадр показывает нам журнал ЖЭКа с записью: «был сантехник». Журналистка комментирует, что коммунальщики не признают претензий жильца. Здесь сопоставление изображения и текста говорит нам, что жэковцы откликаются на каждый вызов жалобщика, но все они оказываются ложными.
Втринадцатом кадре работница ЖЭКа синхронно подтверждает эту мысль
ипредъявляет акты проверки с выводом: «необоснованно». Если претензии пустые, то почему Цареву выплачена компенсация? Полная неувязка фактов.
С14-го по 17-й кадры рассказывают нам, что Царев обращался даже к президенту и депутатам Госдумы, но получил отписки. Этот кусок сюжета для непосвященного зрителя повествует о том, что и президент России, и депутаты Госдумы отмахнулись от «бедного» пенсионера, как от назойливой мухи, что высочайшие избранники — плохие люди.
Для грамотного зрителя этот же фрагмент сюжета говорит совсем о другом. О том, что Царев некомпетентен в юридических вопросах. Его проблема — предмет только судебного разбирательства. Ни президент, ни Госдума и ее депутаты на самом деле не в праве разбираться в этих вопросах. Те же четыре кадра с текстом дискредитируют пенсионера в глазах грамотных зрителей.
Апо большому счету, данный кусок не имеет прямоте") от-
90
ношения к теме сюжета. Для обращения в Европейский суд достаточно прохождения всех судебных инстанций России. Ответы президента и Думы совсем не нужны.
Что мы узнаем из последующих кадров?
ВВерховный суд России Царев обращался, есть штамп на письме с Ответом. Есть мнение пенсионера: «российские не могут, пусть тогда европейские»...А далее идет полный повтор текста, что «Европейский суд принял»... В который раз! Правда, появляется подтверждение: конверт с эмблемой Европейского суда. Из разряда «новое» сообщается только статья, по которой будет рассматриваться дело, срок рассмотрения, возможность оплаты судом дороги до Страсбурга и уверенность пенсионера в победе, потому что, по его словам, доказательства неопровержимые.
Но это только слова Царева. Зрители никаких подтверждений не получено. Остался открытым вопрос о личности пенсионера: пустомеля-жалобщик или пострадавший правдоискатель?
Витоге зрителям приходится довольствоваться только любопытным моментом, что Европейский суд принял жалобу рядового российского пенсионера. Две с половиною минуты зрителю морочили голову на тему: кто
—прав, кто -виноват, чтобы так и не ответить на больной вопрос миллионов: на чьей стороне правда. Ожидания зрителей оказались обманутыми из-за ложной доктрины информационного телевещания. Говоря словами С. Эйзенштейна, зрителей «обворовали на полноту» информации. На языке же теории информации это называется ввести в заблуждение с помощью информации.
Критика — это хорошо! Критиковать все умеют. А как сделать этот же сюжет в соответствии с требованиями восприятия и драматургии?
Информации, которая дана в сюжете, недостаточно, чтобы выстроить модель. Поэтому вам предлагается модель-версия.
Сначала выберем главное, тему сюжета: что заставило российского пенсионера обратиться в Европейский суд по правам человека? Под этим углом зрения мы и начнем монтировать сюжет. Такой вопрос сразу вызовет повышенный интерес.
91
Мы выкинем все повторяющееся и лишнее, но постараемся максимально использовать материал журналистки, привнеся некоторые уточнения. Нумерация кадров взята из первой записи.
/. На экране ведущий. Ср. пл.
Текст: Еще новости из регионов.
Жалоба ярославского пенсионера в Европейский суд по правам человека. Из Ярославля —репортаж; Ольги Башиловой.
2.Ср. пл. О. Башилова с микрофоном на фоне набережной Волги.
Говорит О. Башилова:
Рядовой российский пенсионер Владимир Царев вынужден был обратиться в Европейский суд, чтобы защитить свои права, не найдя правды в родном отечестве.
3.Ср. пл. Пенсионер в ванной комнате у стояков труб,
что-то говорит.
Голос журналистки:
Пять лет назад Владимир Аркадьевич получил новую квартиру. И уже пять лет одна за другой появляются протечки на потолке его ванной.
4.Кр. пл. Угол потолка квартиры с легкой протечкой
ис уходящими вверх трубами.
Голос журналистки: Только что сделал ремонт, и опять появляются пятна.
5. Кр. пл. Вантус для прочистки канализационных труб.
Голос журналистки: Начинается 35-й потоп.
11. Ср. пл. Снято сверху: женщина сидит за письменным столом. Перед ней множество бумаг и папок.
Голос журналистки: Он с самого начала обратился в ЖЭК с требованием устранить неполадки. Но не тут-то было.
12. Кр. пл. В журнале запись: «Был сантехник».
Голос журналистки: Там посчитали жалобу необоснованной.
13. Ср. пл. Женщина, работник ЖЭКа. Синхрон. Женщина: ...необоснованной. Это указано во всех актах ему,
...выдается. Вот видите: жалобу гражданина Царева признать необоснованной.
6. Ср. пл. Говорит Царев. Синхрон.
Приходят чиновники с убеждением: v тебя еще не дтж<л
92
г других. Мне это совсем не надо, чтобы у меня быпо хуже, чем у других.
7.Ср. пл. Книги на полках по вопросам строительства.
Вцентре корешок с надписью: «Водопровод и канализация». (Кадр снят иначе).
Голос журналистки:
Царев по профессии — инженер-строитель,..
8. Ср. пл. Царев на диване перебирает документы.
Голос журналистки:
...поэтому без труда определил причину утечек: неправильная \становка труб еще при строительстве...
9. Кр. пл. Чертеж-схема Царева. Карандаш показывает, где текут трубы. (Кадр снят иначе.)
Голос журналистки:
...дома. Специалист сразу понимает, где допущена ошибка.
6. Ср. пл. Говорит Царев. Синхрон. (Вторая половина кадра.)
Если я гражданин Российской Федерации... с достоинством. Если они без достоинства, значит им не место в аппарате чиновников.
10. Кр.-Общ. пл. ЖЭК № 16. Отъезд. Из дверей ЖЭКа выходит какой-то человек. (Кадр снят иначе.)
Голос журналистки:
Он подал на коммунальщиков в суд и выиграл его. Дирекция единого заказчика выплатила жильцу моральный ущерб в размере 100рублей. Но сточные воды по-прежнему капают у него с потолка.
14. Ср. пл. Царев с чертежами и схемами что-то говорит.
Голос журналистки:
Тогда он подал кассацию в Верховный суд России, потому что областной не обязал коммунальщиков устранить конструктивную ошибку.
J8. Деталь. На конверте штамп: «Верховный суд России».
Голос журналистки: Но Верховный суд оставил дело без рассмотрения.
19. Ср. пл. Царев продолжает говорить в кадре. Вот это система российского правосгдия. Раз не могут российские, пусть тогда европейские занимаются нашими проблемами.
93
11. Деталь. Фрагмент письма на русском языке: «Ваши жалоба будет рассмотрена...»
Голос журналистки: Статья, по которой будет рассматриваться иск: «Право на справедливое судебное разбирательство».
20. Общ. пл. Царев стоит и показывает журналистке какие-то документы.
Голос журналистки: Слушания назначены на апрель. В случае необходимости...
22. Деталь. Угол письма с эмблемой Европейского суда.
Голос журналистки продолжает: ...европейцы оплатят ему дорогу в Страсбург.
23. Ср. пл. Царев говорит, сидя на диване. Синхрон.
Царев: Я думаю, я этот суд выиграю. Потому что доказательства неопровержимые.
28. Общ. Окно панельного дома.
Голос журналистки: Агентство «Трио», Ярославль,..
29. Общ. Пл. Двор. На переднем плане мужчина играет с девочкой на снежном сугробе.
Голос журналистки: ...специально для ТВС. Проанализируем то, что получилось.
Сюжет перемонтирован. Изменился порядок кадров, порядок изложения мысли, частично изменен комментарий. Сюжет стал на треть короче из-за того, что вырезаны куски изображения и текста, не имеющие прямого отношения к теме, а также все назойливые повторы.
Но главное — новый принцип построения сюжета, новая драматургия. После укороченной вводки, которая дает только начало интриги и адрес, начинается сам сюжет. Он открывается вопросом, завязывающим интригу, вызывающим интерес к дальнейшему рассказу: как случилось, что пенсионер за поиском правды полез в Европу?
Дальше рассказывается история по принципу: аргумет - контраргумент, ход одной стороны конфликта чередуется с ходом другой стороны конфликта, как в шахматах. Показывается борьба двух противоположно направленных сил, двух мнений. Борьба - всегда предмет повышенного интереса зри-
94
it. А на такую животрепещущую тему для нашей страны тему гем более. В предложенной модели-версии сюжета сделана попытка не просто
сообщить зрителям мнение двух сторон, а в какой-то степени докопаться до истины, попытаться приблизиться к ней, насколько это было возможно в данной истории. Но категорически отсутствует подход: мы раздадим «всем сестрам по серьгам», а вы, зрители, разбирайтесь сами, гадайте на кофейной гуще. Здесь присутствует четкая позиция автора: «Я ищу суть конфликта, оперирую фактам, и, если факты говорят в пользу одной из сторон, пусть так и будет». В результате журналистского расследования должно быть ясно, кто прав и кто виноват. В содержании предложенного варианта сюжета нет ложного и демонстративного подчеркивания показной объективности. Автор не погрешил против истины, не спрятал ее под нагромождением разнокалиберных фактов, не замазал ее, а это - главное.
Оператору на съемках при таком подходе пришлось, как и журналисту, разбираться в сути дела, чтобы донести до зрителя в пластике смысл каждого кадра. Не просто снять дежурный «общий план» входа в ЖЭК, а начать кадр с крупного плана вывески, где виден номер и название учреждения (ЖЭКа), и лишь с отъездом на общий план показать аккуратный и ухоженный подъезд.
Не тупо снять какую-то схему Царева, а, разобравшись, снять объяснение этой схемы инженером так, чтобы всем стало понятно, где причина протечек. Сначала понять самому, а потом раскрыть свое понимание через действие в кадре. Оператор — полноценный соавтор создания маленького произведения, а не безмозглый исполнитель любых прихотей журналиста.
Подведем итог.
Публицистика - публичное обсуждение насущных социальных проблем. Информационные передачи - один из жанров публицистики, один из рычагов управления сознанием общества. Отсюда проистекает огромная ответственность перед теми
•ми, к которым вы обращаете свои сообщения.
- Субъективность — неотрезаемая часть человека. Не пы- '-•сь быть демонстративно объективными, старайтесь быть
95
честными. Ваша совесть должна во всех случаях остаться чистой (даже если на вас «давит» начальство).
2.Информация и новости совсем не одно и то же. Сообщение или сюжет может содержать информацию о событиях, которые произошли не сегодня и не вчера, а много времени назад, но имеют отношение к развитию современной жизни, способны вызвать интерес в данный момент.
3.Человек всегда стремится узнать что-то новое для своей безопасности или самосовершенствования. Чтобы поддержать
внем интерес к сообщению в коротком сюжете, может быть применена урезанная ломоносовская формула: 2-3-4. Это означает, что каждый следующий кусок в сюжете должен нести чтото новое, неожиданное и более интересное, чем предыдущий.
4.Зритель, наделенный всеми человеческими слабостями, стремится не только узнать что-то новое, но еще узнать мнение компетентного человека или очевидца, способного анализировать событие.
5.Нельзя излагать набор фактов. Нужно раскрывать логику события, его причины. Следствия без причины не бывает. Показ следствия без объяснения причины — дезинформация зрителя, завуалированный обман.
6.Оператор — не инструмент журналиста, а полноценный соавтор. Нельзя послать оператора на съемку, напутствуя словами: «Сними мне школу на три минуты». Журналист должен сам присутствовать на съемке во всех случаях, даже когда рядом свистят пули.
7.Журналисту и оператору необходимо уметь раскры-
вать содержание не текстом, но с помощью сочетания в кадре образов и текста, не повторяющего содержание изображения.
8. Изучив материал, четко определите тему сюжета и дайте ему название. Тогда у вас сформируется точка зрения на то, что именно нужно снимать, что увидеть в кадре, как раскрыть смысл события или явления.
Новости — это не сухая и безжизненная информация, а волнующий рассказ о событиях и проблемах в жизни людей.
96
ия документального фильма и передачи. Повествовательные формы
Кино начпналосьсдокументапистики. Еще Л. Люмьер показал всему миру, что документальные ленты способны производить волнующее и неизгладимое впечатление на зрителей. Очень часто они бывают куда более глубокими и умными, чем те, которым насильственно присваивают эпитет «художественные».
Было время (60-70 годы XX века), когда стояли очереди в кинотеатры, чтобы посмотреть новый интересный документальный или научно-популярный фильм. Документальное кино может быть столь же увлекательным, интересным, захватывающим, как игровое.
Проблема выбора между игровым и документальным кино — что смотреть, что предпочесть—для зрителей состоит не в том, что в одном снимаются звезды и кого-то изображают, а в другом — обычные люди и никого не изображают. Она скрывается в другой плоскости тайны человеческой психики. Люди образованные и интеллектуально подготовленные имеют более глубокие и широкие интересы, более взыскательный вкус и большую потребность осмысливать происходящие вокруг события. На пригорке интеллектуальной развитости происходит разделение людей на две группы. Людей с обыденными невысокими духовными потребностями, которых устраивает развлечение даже на уровне пошлости, и людей, которых пошлость раздражает, которым нужны беседа и информация при условии уважения их интеллектуального багажа. Но, конечно, существует и группа зрителей, готовых смотреть и то, и другое. Так что, потенциальная аудитория документалистики достаточно велика и обширна.
Задача творцов сводится в данном случае к тому, чтобы Драматургическая организация материала, построение рассказа на экране вовлекало, втягивало зрителей в познание реальных, «энкретных жизненных событий и явлений. Задачу можно даже сформулировать иначе: чтобы драматургия в документалистике не проигрывала соревнование драматургии игровых жанров,
97