ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 0
и интересно, в это время у экранов не оказалось. Семь сюжетов носят чисто политический характер, один — рассказывает о большом человеческом несчастье, один — о заботе президента о детях-сиротах, один—несет научнопознавательную информацию. Общий счет 7:3 в пользу чистой политики, две трети сюжетов выпуска никакой связи с жизнью зрителей не имеют.
Конечно, найдутся единицы, которые смотрят все подряд и смотрели эти новости тоже. Но не миллионы, не десятки миллионов, к которым адресуется телевидение.
Подавляющее большинство трудоспособного населения в это время на работе.
Политикой в меньшей степени интересуются женщины, чем мужчины. Тем более, в эти часы они заняты производственной деятельностью. Старшеклассники еще на уроках, хотя некоторых могла бы привлечь политическая тематика. Основные социальные группы зрителей этого времени—домохозяйки, пенсионеры и дошкольники. Домохозяйки мало интересуются политикой, а детям она еще не нужна. Нетрудно заключить, что «выстрел» телевидения получился из огромной пушки по самым мелким воробьям.
Первый сюжет, конечно, вызовет сочувствие к пострадавшим, но вызовет и страх. Вспомните: почти год после 11 сентября вся Америка боялась летать на самолетах и старалась свести любые поездки к минимуму. Страх обуял Новый Свет. Сработал инстинкт самосохранения. Но это была колоссальная трагедия нации, о ней нельзя было не говорить и ее не показывать. Она изменила мышление и установки американцев на жизнь. Перед Америкой встал вопрос: как жить дальше? Об этом было важно узнать всем и во всем мире. Это была трагедия, прямо связанная с политикой Америки, с ударом по убеждениям американцев об их превосходстве и неуязвимости, с противостоянием процветания и нищеты, с упрямым навязыванием сверхдержавой своей воли слабым.
Совсем другое дело — очередная трагедия по вине сумасшедшего, как в Южной Корее. Нужно ли нагнетать страх на зрителей показом всех подряд трагедий в мире? Страх — это чувство, которое распространяется быстрее вируса гриппа и может сделать неуправляемым поведение людей. Представьте ссос.
74
что произойдет в Москве, если в одночасье все жители откажутся пользоваться метро из-за страха там погибнуть! Начнется хаос.
Кроме прочего, сюжет содержал «инструкцию» для психически больных людей, у которых крутится в голове мысль, как навредить соседу или отомстить службе социальной защиты населения, где ему отказались повысить пенсию. До просмотра этого сюжета больной искал варианты, но никак не мог додуматься. А теперь он знает, что нужно взять пакет из-под молока, налить в него бензин, взять зажигалку, спуститься в метро, поджечь пакет, бросить его в открытые двери вагона, — и цель будет достигнута.
Подробно рассказывать, как было выполнено преступление нельзя категорически, чтобы рассказ не послужил инструкцией к следующему преступлению.
Что показывать — важнейший вопрос.
Телевидение призвано обслуживать интересы зрителей. Зрительские интересы в получении информации первичны. На их удовлетворение должна быть направлена вся деятельность журналистов. Каковы же эти интересы?
Население самой богатой в мире природными ресурсами и интеллектом страны живет неизмеримо хуже населения крохотной и бедной по запасам природы Швейцарии. Головы подавляющей части людей в нашей стране заняты решением сложнейшей проблемы — как выжить, как прокормить детей, как найти работу в маленьком городе на Волге или в Сибири. Что изменится в их жизни от того, что Евросоюз пришел к внутреннему соглашению по Ираку, чем поможет им самолет-разведчик над Ираком, какие перемены произойдут в их скудном бюджете после ареста министра обороны Ирака?
Все перечисленные события никакого реального воздействия на жизнь рядового человека в нашей стране не окажут. Хуже уже не будет. Люди с нетерпением и угасающей надеждой ждут улучшения своего существования — известный и очевидный факт. А теперь судите о том, как соотносятся интересы зрителей и их потребности в информации с предложенными темами сюжетов. Может быть, через 30-50 лет, когда страх за существование
75
будет отодвинут благополучной жизнью на второй план, у массового зрителя появится активная потребность узнать, что происходит в Ираке и Евросоюзе.
Пятый сюжет оказался вообще бессодержательным. Двумя часами позже можно было бы сообщить о том, что принято какое-то важное для населения решение, если бы оно было принято. Целая минута пустословия на тему «а вот будет» не дала никакой содержательной информации зрителям. Предложенный журналисткой текст мог только дать повод для едкого высказывания скептиков: «Опять будут переставлять пешки на доске игры в чиновников»!
Приезд президента Нурсултана Назарбаева - серьезное событие в отношениях стран-соседей. Но зачем делать два сюжета, да еще приезд высокого гостя показывать после вручения ему почетного диплома доктора МГУ? Информация о дипломатической деятельности официальных лиц требует определенной строгости подачи. Это сухая, последовательная хроника событий.
И, наконец, лишь восьмой сюжет принес зрителям информацию, имеющую отношение к их существованию. Президент России выделил из своего фонда 15 миллионов рублей на поддержание нескольких вконец обнищавших детских домов и приютов для сирот. Только на восьмом сюжете у зрителей появится положительная оценка информации: президент думает о своем народе, пытается в меру возможностей помочь самым обездоленным. Такая информация совпадет с ожиданиями и потребностями массового зрителя и будет положительно характеризовать руководителя страны в глазах большинства.
Надеюсь, что оценку темы девятого сюжета вы сможете дать сами по аналогии с сюжетами об Ираке.
Последний сюжет об американском марсоходе отвечает любопытству большинства зрителей в связи с общим интересом к развитию техники. Такая тема в контексте выпуска новостей имеет полное право на существование. Не отвечает самым главным интересам и ожиданиям, но и не вступает с ними в конфликт.
Попробуем подвести итог и сделать выводы по поводу выбора тем сюжетов.
Рейтинги показывают, что до 43 % зрителей смотрят новости и информацию.
Этим показателем, как победным знаменем, размахивают руководители и владельцы телекомпаний. Но такое знамя стыдливо прикрывает отсутствие главной оценки: как относятся зрители к подобным новостям, оправдывают ли новости их ожидания, соответствуют ли их интересам?
Проведенные научные исследования соответствия целей коммуникаторов потребностям телеаудитории показали, что телевидение в информационных программах главным образом обслуживает интересы властных структур и узкий круг интересов крупного бизнеса, но лишь незначительно интересы зрителей — там, где они смыкаются с первыми целями.
Резонен вопрос: так почему же так много зрителей смотрят информационные передачи? На этот счет есть несколько взаимодополняющих разъяснений.
Во-первых, рейтинг не фиксирует, кто из зрителей, сидя у включенного телевизора, во время передачи новостей занимается другим делом в ожидании чего-нибудь «интересненького». А по существу ни во что не вникает—то есть все пропускает мимо глаз и ушей.
Во-вторых, часть зрителей просиживает у телевизоров в ожидании сообщений о положительных переменах в их жизни и, даже не получая таких сообщений, продолжают смотреть, не вникая ни на йоту в суть политических сентенций.
В-третьих, существует обширная категория зрителей, которые смотрят новости, чтобы подогреть в себе ненависть к окружающей действительности и власти, чтобы получить материал для злорадства.
В-четвертых. Когда голод, люди даже мякину едят. Потому, что другого нет. Наши зрители смотрят подобные новости, потому что других нет. А новости им очень нужны для выработки стратегии самосохранения. Все без исключения центральные или столичные каналы работают по одному шаблону отбора тем информации для новостей, — по западному шаблону, где другой уровень жизни и обеспечения семьи.
Если из рейтинга выбросить всю сумму зрителей, которых не устраивает тематическое наполнение передач, то от дутой цифры останется меньше десятка процентов.
77
Выбор темы, что рассказывать с экрана, какую информацию предложить зрителям, — ключевая позиция успеха или провала информационной передачи. Главная ориентация должна опираться на интересы самой обширной группы зрителей, но к ней может быть добавлена и специфическая информация в расчете на отдельные узкие зрительские группы.
Некоторые телекомпании на западе строят свои выпуски по принципам: очень коротко несколько сообщений о событиях в мире и блок подробных сюжетов о важных социальных и социально значимых политических и экономических событиях в стране. По этой схеме шесть сюжетов из десяти в рассмотренном выпуске можно было бы свести к одной минуте, а в остальное время добавить еще пять — на темы о жизни людей в стране. Тогда можно будет заявить о реальной свободе слова. А пока об этом только говорят.
Вопрос как структурировать материал в сюжете, в какой последовательности, какими приемами вызывать повышенный интерес к повседневной событийной хронике — вопрос профессионализма журналистов, редакторов, операторов, режиссеров монтажа. Он не связан с делением зрителей на социальные группы и их интересами или связан очень слабо. Суть заключается в знании общих секретов восприятия.
Впереводе на язык профессиональный сие означает, что перечисленные участники творческого процесса создания информационных передач обязаны владеть некоторыми драматургическими приемами, знанием и искусством монтажа изображения и звука, а также мастерством укладки текста на изображение. Многое из этого уже изложено в первой и второй частях учебника «Монтаж». Осталось вторгнуться в тонкости драматургии.
Существуют простейшие драматургические способы привлечь внимание человека, заинтересовать его предстоящим рассказом.
Вгазетной публицистике принято привлекать внимание броским заголовком. Этот метод имеет не только полное право на существование, но и оправдывает себя. В заголовке должна присутствовать некая доля неожиданности и парадокса, чтобы
обратить на себя внимание. Но нельзя раскрывать смысл дальнейшего сообщения. Если смысл станет понятен из заголовка, талыле читать (или смотреть) уже не обязательно — и так все ясно, не нужны никакие подробности. Прием интригующего заголовка вполне способен привлечь внимание зрителя, и таким приемом следует пользоваться.
Здесь действует жестокий закон теории информации: сообщение, несущее известные получателю сведения, не содержит в себе информацию или содержит ее в очень малых количествах, неспособных вызвать интерес воспринимающего. Если заголовок раскрыл общий смысл, само сообщение уже не вызовет повышенного интереса.
На телевидении распространен прием анонсирования передач и выпусков. Такой анонс может быть пущен в эфир загодя или непосредственно в начале передачи.
Часто ведущий в начале передачи сообщает темы основных новостей и в нескольких фразах раскрывает эти темы. Или говорит: «Главные темы дня:
ВИране разбился военно-транспортный самолет. Погибло, по первым данным, 293 человека.
Бастующие коммунальщики Камчатки не пришли к соглашению с администрацией области. Забастовка продолжается.
Закончился официальный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Переговоры прошли успешно.
ВГосударственной думе после долгих дебатов принят закон о русском языке. Он передан в Верхнюю палату парламента».
Если у вас остался в памяти 4-й пункт перечисления основных особенностей восприятия и усвоения информации, то вы сразу догадаетесь, к чему клонит автор. Такое раскрытие тем ведет к потере интереса к дальнейшему рассказу о событиях — главное зрителю стало известно, дальше можно не смотреть.
Жду ваших возражений: «Но ведь все-таки смотрят!» — скажете вы.
Да. смотрят, потому что боятся пропустить в конце сводку погоды, надеются, что в дополнительных новостях будет что-то интересное, или просто потому, что всегда смотрят все под79
ряд без разбора, другого дела нет. А человек, дорожащий ев временем, после такого сообщения прервет свой контакт с экраном. Но есть — другая форма анонсирования выпуска, которая повышает интерес зрителей.
Например.
Трагедия в Иране.
Коммунальщики Камчатки не сдаются.
Новые выгодные договоры России и Казахстана.
К чему привели очередные дебаты в Государственной dv.Me.
Заголовок или анонс могут быть в форме вопроса. Вопрос подразумевает, что далее последует ответ. В вопросе скрывается некоторая интрига. Вопрос всегда привлекает внимание тех, кто его слышит — им невольно хочется узнать ответ — если вопрос, конечно, задан с умом, с расчетом на то, что он волнует не только вас, но и зрителей.
Точный заголовок, название любого произведения организует мышление автора. Свидетельствует о том, что его создатель понимает, что является главным в его сообщении и как выделить это главное. А потому более точно расставляет акценты и отбрасывает лишнее, второстепенное. В информационных сюжетах умение отбросить второстепенное, просеять через сито здравого смысла всю имеющуюся у журналиста информацию, кадры и тексты, уже можно назвать частью мастерства. Точное присвоение сюжету имени направляет отбор и логику рассказа.
Еще Михаиле Ломоносов учил своих современников искусству так преподносить свое сообщение, чтобы его до конца выслушали с полным вниманием. Допустим, у вас имеется какой-то материал из четырех кусков. Обозначим куски цифрами по величине значимости, неожиданности и возможности вызвать интерес
— 1, 2, 3 и 4. За цифрой один скрывается самый малозначимый и скучный кусок, но важный для понимания общего смысла. За цифрой четыре - самый неожиданный и интересный. В каком порядке расположить их в изложении? Пробуйте! Перебирайте варианты!
А пока небольшой экскурс в психологию, опирающуюся на общую теорию информации. Наукой установлено, что количество информации прямым образом зависит от меры неожидан-
80
ности сообщения в сравнении с ожиданием получателя. Человек всегда находится в состоянии ожидания информации и осознанно или бессознательно пытается предугадать смысл предстоящей порции сообщения. Можно наговорить кучу слов и фраз и не дать зрителю никакой информации. Речь идет о том, что в русском языке называется пустословием. И наоборот: можно сказать несколько слов и показать несколько кадров, а количество информации в таком сообщении окажется весьма значительным. Ведь прелесть анекдота состоит в неожиданности последнего поворота в рассказе, в неожиданности раскрытия его квинтэссенции. В заключительном повороте и содержится наибольшее количество информации. Надо еще принять во внимание, что степень неожиданности или, что почти то же самое, «упаковка» в небольшом по времени куске значительного количества информации вызывает повышенную эмоциональную реакцию зрителей.
Вернемся к задаче М. Ломоносова. Если расположить его условные куски сообщения в порядке 1-2-3-4, то многие зрители посчитают, что предстоящее сообщение для них скучно и малоинтересно. С драматургических позиций вариант совсем непродуктивный.
Если расположить куски в обратном порядке (4-3-2-1), как в большинстве случаев сегодня делают информационные службы, то, узнав самое главное и интересное, зритель откажется смотреть оставшиеся части. Это - газетный вариант, но не лучший порядок изложения информации. Как же более эффективно воздействовать на своего адресата?
Нужно поймать зрителя на крючок интереса, дать ему проглотить наживку, и тогда он окажется в вашей власти. Или, говоря другими словами, набросить поводок интереса на восприятие зрителя и на нем вести пойманного к завершающему всплеску эмоций.
Совершенно ясно, что четвертое должно остаться на закуску. Остается решить, что сделать первым, вторым и третьим блюдом для зрителя.
Самый скучный кусок (под первым номером), как мы решили, для начала не годится. Приходится выбирать всего из двух.
Составим последовательность 3-2-1-4 и порассуждаем на
81