ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.09.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Его можно выразить исконно русским вопросом: что делать? Что делать героине? Требовать денег с бедной соседки за помощь в воспитании сына? Отказаться ей помогать без оплаты? Поступать так же, как это сделали другие, выбросившие своих собак на улицу? Или жить по совести? Конфликты, в которых участвует совесть — сложнейшие внутренние столкновения различных сторон личности человека.

Бабуля перед выбором: отсидеться в квартире и ничего не делать или помочь другим в ущерб себе, но приобрести радость от сотворенного добра?

Ее выбор вы знаете. На конфликтности ситуации держится и развивается интерес аудитории к происходящим событиям. Мало ей было соседского сына, она еще и собак приютила.

Но, допустим, в вашей теме нет социального конфликта. Нет такой борьбы, когда люди портят друг другу лицо. А есть внешне спокойный рассказ о работе ученого, о его науке. В чем тогда искать конфликт и борьбу?

В общем случае такой вариант выглядит как конфликт незнания со знанием, как борьба знания с незнанием. При таком понимании конфликта и борьбы принципиально важно определить социальную группу, на которую рассчитано ваше произведение, уровень ее знаний, а следовательно, интересов и потребностей в информации. Тогда вам удастся удерживать интерес зрителей к рассказу. Необходимо только понимать, что каждая следующая сцена должна содержать в себе то новое знание, которое в какой-то степени будет неожиданным для выделенной вами аудитории, будет для нее своего рода откровением. Позже мы рассмотрим такой пример.

Конфликт в повествовательном произведении, конечно, представляет собой не ту мощную пружину игрового фильма, которая раскручивает его сюжет, а скорее, небольшую пружинку. Но и такая пружинка должна быть предварительно сжата, чтобы распрямиться по мере развития мысли. Иногда такую пружинку можно упаковать всего лишь в одной из сцен. И в этом случае она даст толчок к пробуждению дальнейшего интереса зрителей.

Ищите и выявляйте противоположные силы, противостоящие друг другу начала, чтобы через этот скрытый или явный конфликт раскрыть черты характера героя, качества его личности.

106

8. Сопереживание

Здесь приходится напомнить одну из главных истин экрана.

Что бы ни показали нам в кино или по телевизору, мы все воспринимаем как происходящее сейчас, сию минуту. И фильмы Ч. Чаплина, и хронику коронации Николая II, и записанную на пленку передачу «Поле чудес». Стоит внимательно всмотреться в действие на экране, вникнуть в него, как мы тут же оказываемся соучастниками события. Мы забываем, что это было вчера, и переживаем как происходящее на наших глазах. Таков феномен живого движущегося в реальном течении времени изображения. Не даром А. Тарковский называл кино «запечатленным временем».

Этот феномен родился на первом сеансе Л. Люмьера и не подает никаких признаков старения. Поэтому немыслимые потуги и затраты на то, чтобы показать событие именно в тот момент, когда оно происходит, в режиме с неверным названием «он лайн» (on line-англ.), в 95 случаях из 100 не стоят и гроша.

Искусство — всегда отбор, выбор. В прямом эфире выбор всегда сведен к минимуму. Отсюда перед вами другой выбор, чего вы хотите добиться: произвести на зрителя впечатление своей могучей техникой и технологией, похвастаться, показать, что вы не хуже других работаете в струе моды, или произвести впечатление добротным содержанием своей работы.

Косноязычный, запинающийся и внешне несимпатичный журналист в прямом эфире никогда не вызовет сочувствия и сопереживания, будь он семи пядей во лбу. Таков суровый приговор экрана. Сочувствие и сопереживание способны вызывать только герои и персонажи ваших экранных повестей, а не журналисты, которые о них рассказывают. Чем меньше присутствие журналиста в кадре, тем больше оснований надеяться, что зрители проникнутся сочувствием к герою. Лучший вариант для фильма, когда там вообще нет говорящей головы, а есть только реальные герои.

Все свершающиеся на планете события - результат деятельности человека, если не считать природных явлений. И принятый государственный закон отражается на жизни людей, и новое научное открытие ведет к переменам. Каждый человек испытывает на себе давление со стороны государства, общества,

107


соседей, начальства и даже семьи. А в этих условиях неизбежно возникают конфликты. Людям приходится постоянно преодолевать разные препятствия, вступать в борьбу, добиваться своих целей. Человек в центре всех событий, о нем и для него создается произведение.

В любом экранном рассказе, о новом ли токарном станке, или о проблеме экономики, лучше вести изложение через человека, через его радости и беды, показывая его в работе и в общении. Когда мы видим незаурядного человека, следим за его поступками и действиями, мы невольно сравниваем себя с ним, ставим себя на его место, совершая, тем самым, определенную мысленную работу, которая втягивает нас в экранные события. Уверяю вас, что вы мысленно где-то сбоку сидели в классе, когда учитель задавал школьникам задачу про бассейн. Вы только не могли и не старались обнаружить себя, но ваш внутренний взгляд был в этом классе в этот момент. И так происходит со зрителями всегда, когда они смотрят достойное их внимания произведение.

Если на ваших глазах произошел несчастный случай, то в вашей душе немедленно возникает сочувствие, вы невольно испытываете волнение и сострадание, сопереживание пострадавшему. Точно также все происходит, когда вы смотрите на экран: «на ваших глазах». Нужно только уметь так снять событие, чтобы оно в кадрах и образах последовательно разворачивалось перед зрителем. Не рассказать о нем словами, а показать в реальном виде, чтобы человек, о котором идет рассказ, предстал во всем своем величии или кошмаре, с блеском глаз на крупном плане, с мыслями во взгляде или со слезами на лице. К великому сожалению, журналисты не понимают, что в этом состоит суть телевидения—показывать, а не только наговаривать текст.

Да! Такая работа требует больше усилий и времени, обязывает владеть определенным уровнем мастерства режиссера и оператора. От этого никуда не уйдешь - такова профессия.

Стоит дать зрителю вглядеться в человека, в то, как он работает, как движутся его руки, как он думает, о чем рассуждает -тут же начинается процесс сопоставления себя с героем. А если у персонажа на экране возникли какие-то проблемы или случилось несчастье, то сопереживание утраивается. Дайте зрителю подробности событий с участием героя — и зритель в вашей власти.

108

Повествовательная драматургическая форма — совсем не значит скучная и сухая, как корка прошлогоднего хлеба. Не стоит браться за камеру, если у вас нет потребности поделиться со зрителем своими переживаниями, своими мыслями, своим удивлением, если ваше сердце холодно, как лед в якутские морозы.

Вам изложены некие принципы, подходы, основы драматургических построений повествовательного произведения на экране. Попробуем проанализировать с этих позиций одну из современных телевизионных работ. Фильм был в эфире в 2003 году.

Тема — фрирайд. опасный вид спорта и образ жизни. Жанр — репортаж, как назвали сами авторы. Название — «Обгоняя лавину». Размер — 20 минут.

Создателей фильма четверо: журналист, режиссер, оператор и звукорежиссер.

1.Пролог. Подборка эффектных кадров спуска на лыжах с гор. Место действия - Австрийские Альпы.

2.Улица горного поселка. Аксель Кесли живет в фургоне.

3.Помещегоге фургона. Аксель рассказывает и показывает, как он живет.

4.Помещение фургона. Аксель показывает и рассказывает, как он экипирован. Последняя фраза: «Можно ехать кататься».

5.Стенд ап. Журналист в горах. Рассказывает, чем отличаются горные лыжи от фрирайда. «Это красивая и опасная игра с жизнью.»(Сказано первый раз.) Иллюстрация кадрами рискованной игры.

6.Аксель в кабине подъемника Синхрон. Рассказывает: «Для меня лыжи все. В Австрии, в горах, все живут так».

7.Иллюстрация кадрами жизни в горах.

8.Кабина подъемника. Аксель продолжает синхронно говорить о том, что фрирайд — самое замечательное, что у него есть... Заканчивает словами: «...подготовиться и шлем надеть».

9.Аксель на снегу. Показывает шлем, одевает, снимает.

10.Кабина подъемника. Синхрон Акселя. Показывает шрам на лбу. Рассказывает, как получил.

Иллюстрация кадрами падений сноубордистов.

-. Кабина подъемника. Аксель заканчивает речь. «Упал — надо скорей возвращаться к новому спуску». Акселя в фильме мы больше не увидим.

109


13.Подборка кадров: горы, люди в горах, прилетел вертолет, топчут снег ногами, улетел вертолет, идут вверх. Журналист за кадром говорит, что спуск начинается с подъема в горы. Поясняет как ходить на снегоступах.

14.Набор кадров с людьми на снегоступах и с лыжами и досками за спиной. Текст повторяет изображение.

15.Набор кадров: лыжники перед спуском. За кадром — разговор по рации о готовности. Какой-то сноубордист счищает лед с доски и синхронно комментирует свое действие. Потом говорит: «Ну, что'.''Поехали».

16.Набор эффектных кадров: спускается один, потом два, затем три и т.д. — шесть, много.

17.Четыре синхронных высказывания разных фрирайдеров:

«Это - удовольствие, наслаждение, свобода, лучше, чем летать, опасность добавляет красок». (Все это мы уже слышали

ипоняли).

18.Набор кадров на тему: «дети и родители в горах». Гово-

рит фрау Херстинг: «Австрийцы рождаются с лыжами. Ни дня без лыж;». Кадры с детьми на лыжах. Журналист поясняет: «Ла-

уру учили стоять на лыжах с трех лет в детском саду». Говорит Мартин Зербрук: «У детей в 8-9 лет появляется страх. Начинать лучше в 3-4». Говорит лыжница: «Мы боимся за взрослых. Здесь работает закон самоуважения». Несколько кадров падений.

19.Историческая хроника, ч/б. Первые лыжники. Серия кадров падений с повтором. Журналист рассказывает, как все начиналось в 1925 году, когда открыли первую школу, и как начал работать подъемник.

20.В доме—пожилая пара за столом. Нарез кадров без связи в развитии действия. Они рассказывают, что гордятся постоянными клиентами, а русские были здесь один раз, из Франции. 21. Фабрика, где делают лыжи. Рассказ о качестве технологии.

22.Нарез кадров гор, лыжников, пейзажей, спусков на доске. Представление еще одного героя — Эрика Темеля. «Бабуш-

ка в 70 катается с гор, поэтому стал фрирайдером». (На экра-

не его нет.)

23.Нарез кадров героя на улице, в горах, с доской, в комнате. Входит в двадцатку лучших, а хотел быть поваром.

ПО


24.Кухня. Кр. пл. Синхрон. Герой приглашает посмотреть приготовление пиццы. Кадр в горах. Кр. пл. в комнате, синхрон. Объясняет, что такое фрирайд: удовольствие, опасность. Надо уметь говорить себе «нет».

25.Кухня. Герой начинает готовить пиццу с объяснениями.

26.Герой в горах. Показывает и объясняет, каков сноуборд для фрирайда.

27.Кухня. Герой продолжает готовить пиццу и дает пояс-

нения.

28.Герой в горах. Синхрон. Рассказывает, что фрирайдер должен знать о снеге.

29.Кухня. Продолжается приготовление пиццы с комментариями.

30.Герой в горах. Синхрон. Показывает и поясняет, зачем нужен шлем фрирайдеру. Кадры других лыжников. Синхрон. Рассказ про бипер (радиомаяк).

31.Кухня. Продолжение приготовления пиццы с пояснени-

ями.

32.Герой в горах. Синхрон. Показывает и объясняет, зачем ему зонд и лопата.

33.Кухня. Синхрон. Завершение приготовления пиццы.

34.В горах на снегу. Синхрон. Герой показывает складную лопату. Он без снаряжения в горы не уходит.

35.Кухня. Герой заигрывает с девушками, достает пиццу из печи. Говорит: «Приятного аппетита!»

36.Один за другим следуют кадры: спуск на доске, герой открывает дверь, горы, закрывает дверь, спуск, он в помещении. Журналист сообщает, что его дом стоит у подножия гор.

7.Набор синхронных кадров. Эрик дома показывает сно-уборды, плакат, доску виндсерфинга, приз, комнату, бар, рисунки мамы, татуировку на себе, объясняет, как живет. Герой демонстрирует фотографии мест, где он был — от Австрии до Камчатки. Объясняет, что любит нетронутые места. На протяжении этого куска пять раза не к месту мелькает один и тот же кадр с фотоаппаратом.

!• Горы, кадры спуска другого человека на доске. Журалист повторяет, что Эрик объехал весь мир и зарабатывает а жизнь тестированием экипировки.

39.Эрик стоите доской. Синхрон. Говорит, что причисляет себя к двадцати лучшим (это мы слышим уже в третий раз), ч i о он - «наркоман по адреналину».

40.Последовательность кадров спуска Эрика с вершины

на Аляске. Видно, как рядом с ним катится снежная лавина. (Снято американцами.) Журналист поясняет, что это герой летит, опережая лавину. (Отсюда и название.)

41.Эрик в комнате. Синхрон. Говорит, как начинал, что живет с горами и наслаждается своим миром.

42.Набор кадров горных пейзажей с лыжниками. Журналист заключает за кадром, что фрирайд—«это всегда красота и опас-

ность, что десятки лыжников гибнут, а они катаются».

43.Три кадра человека с фотоаппаратом «Олимпус». Голос журналиста: «В эт\' поездку мы брали с собой фотокамеры «Олимпус».

44.Титры. Спонсор «Олимпус».

А теперь перед вами задача: проанализировать и оценить с позиций драматургии фильм «Обгоняя лавину». Рассуждайте, думайте, выносите свое суждение. Фильм изложен достаточно подробно, чтобы дать вам возможность о нем судить.

Начнем по порядку.

Тема фильма интересная? Да. Бесспорно. О фрирайдерах и этом виде спорта мы мало что знаем.

Название фильма привлекает интерес зрителей? Да, интригует. Совершенно не понятно, как можно обогнать лавину.

Идея фильма открывает нам что-то новое? Неожиданное понимание автором, например, выбранной темы? В поисках ответа на этот вопрос возникают первые сложности. Если авторы хотели сказать, что фрирайд — опасный вид спорта, то это слишком примитивно и банально. Если они хотели нам сказать, что этим видом спорта способна заниматься только особая категория людей, то у них это не получилось. Особые качества таких смельчаков не раскрыты. Они только названы. А этого недостаточно.

Если они хотели сказать нам, что фрирайдом могут заниматься только люди, живущие в Австрийских Альпах, то это

112


совсем не получилось. В таком предположении больше нашей догадки, чем намерения авторов. А, кроме того, такое утверждение не соответствует действительности.

Приходится с печалью констатировать, что у журналиста и режиссера не было четкой задачи выразить или раскрыть нам, зрителям, собственное, уникальное понимание темы. А это обстоятельство потянуло за собой все дальнейшие просчеты авторов.

Чтобы проверить правильность оценок автора учебника, фильм был показан нескольким зрителям. Ни один из них не пришел в восторг от просмотра. Более того, разными словами они говорили, что информация интересная, но через три-четыре минуты все становилось ясно, и можно было бы переключаться на другую программу. Дальше было скучно, шли повторы. Еще один массовый спуск с горы, еще один набор падений сноубордистов и только. В тексте в качестве комментария к изображению много очевидных «истин», где не нужны пояснения.

Такая оценка означает, что не выполнена главная задача (и даже не самая трудная: удержать интерес и внимание телеаудитории к своему каналу. Почему?

Казалось бы, имеется полный набор стандартных, обычно вызывающих интерес сцен: история начала горнолыжного спорта, дети, старики, супертехнология изготовления лыж, интервью, эффектные кадры спусков и падений, есть два основных героя, их быт. И, несмотря на это, некоторые зрители даже говорили, что фильм у них вызывал не только скуку, но и раздражение.

Вывод прост: отсутствие основной мысли в произведении, руководившей всей творческой работой авторов. А между тем, сновной мысли в фильме должно подчиняться все — от ракурса съемки кадров до хода развития самой мысли. Не было целенаправленности в отборе того, что снимать и как снимать.

Четвертым и пятым качествами повествовательной драматургии мы определили деление на сцены и их взаиморасположение.

Судите сами: фильм идет на экране 20 минут. Он разбит на *4 куска. Это меньше, чем по 30 секунд на каждую сцену. Слиш-

113