ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.09.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

интерес зрителей к тому, чем же кончится дело, как разрешится конфликт. Психологический «механизм» привлечения интереса зрителей уже запущен в работу. Зритель уже не выключит телевизор и не перейдет на другую программу пока не узнает, чем закончится это противостояние. Отец даже угрожает дочери плохим исходом, если ее требование будет выполнено. Кто же победит?

. Разрешение конфликта. Развязка

- Пап, а ты налей и отойди.

Дочь предлагает отцу совершенно неожиданный выход из положения. Ее не страшит исход, который предполагает отец. Наоборот, она пугает отца в ответ на его угрозу. Конфликт разрешается в остро комедийной форме. Ни отец, ни зрители не могли предполагать, что последует такой ответ. Его неожиданность и остроумие создают резкий поворот в ходе событий. После такого заявления дочери, папе, что называется, и сказать нечего. Только довольная мама рассмеялась, услышав эту фразу.

В драматургии рекламного ролика отсутствуют только перипетии. Нет долгого развития ситуации. Конфликт сразу переходит к стадии разрешения - к неожиданному повороту в сюжете. Дочь выходит победителем словесной дуэли с отцом.

Полное драматургическое построение

То была реклама, сверхкороткое произведение. А как же строится драматургия более крупных фильмов?

Попробуем сочинить драматургический план такого сценария, следуя описанным принципам, и постараемся заставить работать «механизмы» нашей психики. Название мы придумаем позже. А пока пойдем классическим путем. Перед вами стоит задача развернуто, с диалогами и подробными описаниями, в красках и жизненных образах представить себе по конспективному изложению либо рассказ, либо фильм на внутреннем экране.

7.Начало сюжета. Экспозиция, раскрытие ситуации

Водном маленьком южном городе жил необыкновенно крепкого сложения старый человек с женой. EMV бьио под семьде-

124

сят. Он зарабатывал себе на жизнь тем, что делал и продавал гробы. Гробы он делал хорошо. А умирали в этом городе редко. И жил он потому бедно. Иногда он подрабатывал игрой на скрипке. Играл он отменно. И скрипка у него была великолепной.

Часть ситуации мы раскрыли. Дали характеристику героя. Показали некоторые его черты, особенности. Он был крепкого сложения. Все, что он делал—делал на совесть. Но жил бедно.

Пока в этом куске нет ни слова об обстановке, о внешнем окружении. Не заявлено, с кем и как он общался, кроме жены. Если гробовщика можно рассматривать как некую драматическую силу, то явно недостает ее противоположности. Ей не с кем в будущем бороться. А это значит, что такую противоположность следует придумать. Попробуем.

2.Возникновение конфликта

Вэтом городке был еврейский оркестр, который играл на всех свадьбах. Иногда гробовщика приглашали играть в этот оркестр. Отсюда и его дополнительный заработок. Обычно рядом с ним во время игры оказывался щуплый флейтист, который даже веселые мелодии играл нестерпимо жалобно. Гробовщик за это ненавидел флейтиста, ругал его и даже собирался побить. А тот с трудом терпел его угрозы за талант.

Так мы продолжаем раскрывать ситуацию. Оказывается, что

самостоятельно заработать игрой на скрипке гробовщик не мог. Он получал деньги только тогда, когда играл в оркестре. Но еврейский оркестр приглашал редко. И к тому же, игра в оркестре вызывала у него раздражение из-за плохо играющего флейтиста. У них была активная взаимная неприязнь.

Налицо — первый симптом конфликтной ситуации. Откажется бедный гробовщик играть в оркестре — не заработает денег. А деньги ему очень нужны. Приходится терпеть, преодолевать собственное раздражение ради заработка. Таким образом, проявляется и первый элемент интриги. Читатель уже может задать себе вопрос: будет ли гробовщик и дальше терпеть ненавистного флейтиста ради получения дополнительного дохода или сорвется и откажется от очередного приглашения.

Можно считать, что мы уже включили второй психологический «механизм» читателя в работу. Мы заинтриговали его ожиданием развития хода событий. Что же будет дальше? Чи-

125


татель, может быть, еще не осознавая, уже начал гадать, предчувствовать нарастание конфликта.

Наша задача — дальше не упустить интерес к происходящим событиям. А с другой стороны — углубить ситуацию, обострить ее. Сделать ее для читателя более явственной и убедительной. Постараемся справиться и с этой задачей.

3. Развитие действия. Перипетии

Гробовщик никогда не был в хорошем расположении духа. Вечером он сел подсчитывать свои убытки за год. Получилась огромная сумма. От грусти он заиграл на скрипке. А еще богатый чиновник уехал умирать в большой город, евреи много раз не приглашали его играть на свадьбах. Тоже убыток. А ест бы всю эту сумму положить в банк, то были бы весьма приличные проценты.

В третьем куске мы еще больше раскрыли черты характера героя. Показали те, что характеризуют его не с лучшей стороны. Но вместе с тем, продолжили рассказ о его жизни и поведении. Получилась небольшая передышка в нагнетании информации.

4. Первый поворот в событиях

Неожиданно жена его заболела. Она позвала мужа к себе и сказала, что умирает. Он увидел в ее глазах, что она радуется приближению смерти. И он вспомнил, что ни разу не приласкал ее, не подарил платочек, не принес со свадьбы сладенького, а только кричал, ругался и нагонял на нее страх. Он понял, почему она радуется смерти, и ему стало жутко.

Поворот в событиях чрезвычайно неожиданен. В первых отрывках наметился конфликт между гробовщиком — с одной стороны, и еврейским оркестром и флейтистом—с другой. Там, в этом предполагаемом конфликте, читатель, ждал неожиданностей или новых событий, а беда пришла совсем с другой стороны. Мы, для увеличения степени неожиданности хода событий, сделали поворот в сюжете не там, где его ждали, а совсем на другой линии. Первоначально о второй сюжетной линии мы не дали читателю никакой информации. Мы как бы усыпили его бдительность.

А когда происходит такое резкое и непредсказуемое изменение в развитии действия, это означает, что мы подбросили

126

читателю огромное количество информации. И вам, и будущему читателю, требуется некоторое время, чтобы осмыслить и прочувствовать это.

Но мы пошли дальше. Нагружать читателя, так нагружать. Мы рассказали о том, что привело гробовщика к осмыслению прожитой жизни. Теперь одно открытие в характере героя следует за другим. Получается целых три поворота. Он думал о деньгах, а в это время жена объявляет ему о своей наступающей смерти. Он вспоминает все свое плохое отношение к ней в прожитой жизни и делает в себе открытие. Он осознает, что был к ней несправедлив, жесток и непорядочен. Ему стыдно за себя. В нем проснулась совесть.

Попробуйте проанализировать свои мысли и чувства в моменты, когда вы читали последний кусок рассказа. Если вы не были озабочены проблемой понимания сути драматургии, то, вероятно, в процессе чтения подумали: «как ужасна была жизнь этой робкой и покорной женщины». Возможно, вы подумали также, что гробовщик был бездушным скрягой. Какая-то подобная мысль должна была пробежать в глубинах вашего сознания и вызвать эмоции. Если этого не случилось, то прочитайте кусок еще раз. Смоделируйте процесс восприятия читателем этого куска и проанализируйте результат. Ведь страшно подумать, какую жизнь прожила жена этого скрипача-гробовщика.

Но дальше наступает самое страшное: гробовщик понимает, что жена на пороге смерти; на исходе своей жизни он вдруг осознает, что творил всю жизнь. Ему стало жутко, страшно за себя. А это тоже не может не вызвать эмоции у читателя. Разговор героя с совестью всегда привлекает интерес. Гробовщик не вызывает симпатии, но так как в нем проснулось чувство вины перед женой, он заслуживает сочувствия.

Наступил момент, когда мы включили еще один психологический «механизм» читателя: мы побудили его отнестись к герою неравнодушно, не позволили ему остаться безучастным.

Двинемся дальше.

5. Новые перипетии

Взял гробовщик у соседа лошадь и повез старуху в больницу. Там принимал фельдшер, знающий больше доктора. Фельдшер

127


осмотрел старуху и заключил, что у нее или грипп, или тиф. Узнал возраст и сказал, что полсила достаточно. Назначил порошки. По разговору муж: понял, что дело плохо. Гробовщик умолял фельдшера поставить банки. Получил грубый отказ. Попросил поставить хоть пиявки. И получил еще большую грубость в ответ. Старик еле сдержался, но молча повез жену домой.

Совесть у гробовщика начала работать. Может быть, впервые в жизни он проявил к жене участие: повез в больницу. Следовательно, он понял, что она ему нужна, понял то, что не осознавал раньше. Он повез ее в больницу с надеждой, что ей помогут, продлят ее жизнь. Но получил в ответ обрушение надежды и грубое и незаслуженное хамство медика, напоролся на удар по пробудившемуся сердцу. Такой поворот — от надежды до безнадежности — да еще в грубой форме, не может не вызвать сопереживание с персонажем и щемящее чувство досады за героя.

Обратите внимание на поворот событий: надежда скачком переходит в свою противоположность — обреченность. Конечно, это удар по эмоциям читателя, преднамеренный авторский удар. Так достигается еще большее срастание интереса читателя с происходящими событиями. Несправедливость фельдшера, поставленная на пути первого благородного порыва персонажа, не может никого оставить равнодушным. Происходит некоторый всплеск эмоций.

Кое-какие авторские цели уже можно считать достигнутыми. Читатель с интересом внимает развитие действий. Он начал сопереживать с героем. Можно сказать, отрицательный герой на его глазах начинает меняться, проявляя положительные человеческие качества. За этим уже интересно следить. Психологические «механизмы» наращивают обороты. Читатель оказался во власти автора. И пока он осознает и переживает эту часть содержания, можно дальше развить и поддержать его эмоции, раскрыть новые грани характера человека или подтвердить известные. Не следует спешить с новым поворотом событий.

Дома он подумал, что впереди четыре дня праздников и работать будет грех. Снял со старухи мерку. Сделал гроб. Жена слегла. Подозвала к постели мужа и напомнила ему, что пятьдесят лет назад у них родилась белокурая дочка. Они радовались, пели песни под вербой. Но дочка померла. Гробовщик не смог этого

128

вспомнить. К утру старуха испустила дух. Все обряды были соблюдены. Прощаясь, он потрогал гроб и подумал, что сделал его хорошо. А по дороге с кладбища его охватила тоска. Сам почувствовал жар и ломоту. Ему вспоминалось, что за пятьдесят два года он ни разу не приласкал свою благоверную, не пожалел ее. А ведь она готовила и стирала, колола дрова и укладывала его пьяного в постель. Бережно убирала скрипку после игры на свадьбах.

Очень долго нельзя без ярких событий в фильме удерживать интерес зрителей. То же самое и с читателями. Активность внимания у человека имеет периодический характер. Чуть дали ему перевести дух и подумать, а дальше — опять нужно искать новый поворот. Иначе интерес к произведению может пропасть.

Сюжет на этом этапе развивался предсказуемо, неожиданностей не было. Но ситуация изменилась: гробовщик остался вдовцом, и его посетили грустные мысли, подсказанные совестью. Его размышления о жизненных ошибках прошлого, естественно, опять вызывает двойственные эмоции у читателя: и долю сочувствия и пригоршню досады. Но автор уже думает о подготовке почвы для следующего серьезного события. Такой подготовкой служит погружение вдовца в воспоминания. Мысли читателей перед поворотом необходимо отвлечь в сторону от предстоящего изменения ситуации. Мы так и поступили.

6. Второй поворот в событиях. Обострение конфликта

Гробовщик понуро брел домой. На дороге его встретил флейтист и сказал, что его приглашает к себе руководитель оркестра. Вдовцу показался противным и жалким щуплый музыкант. Гробовщик нагрубил флейтисту, а потом даже оскорбил его. Еврей вспылил, пытался противостоять, но тогда верзила бросился на него с кулаками и мерзкими оскорблениями. Музыканту пришлось спасаться бегством под лай собак и смех мальчишек.

Оркестр для гробовщика, как мы уже знаем, был источником дополнительного дохода, которым он дорожил. А потому по мере возможности сдерживал свою неприязнь к флейтисту, но в этот раз он выплеснул всю свою нелюбовь наружу, не задумываясь о последствиях. Так с оркестром было покончено, и с дополнительными заработками тоже. Он обидел флейтиста несправедливо и незаслуженно.

129


Все шло одно к одному: жена заболела, заговорила совесть, умерла жена, сам почувствовал плохо, с оркестром разругался. Произошло накопление отрицательных событий, каждое следующее усугубляло ситуацию и дополнительно усложняло жизнь героя. Он оказался в почти в тупике.

К этому моменту читатель уже глубоко втянут в переживания и размышления героя. Он уже задумывается над вопросом: а чем же это все кончится? Вероятно, строит предположения и догадки. Читатель втянут в игру сюжета и стремится предугадать финал. А благодаря тому, что сопереживает герою, то отчасти сам становится участником этой игры. Такое состояние психики читателя позволяет нам подбросить ему еще одну порцию философии и размышлений гробовщика. Этим мы и займемся. Читатель в наших руках.

7. Дополнительные перипетии

Гробовщик вышел к реке, увидел вербу с дуплом и вспомнил, о чем говорила жена, вспомнил белокурого младенца. Сколько же лет прошло с тех пор! Верба постарела. Он увидел, что вырубили красивый бор на том берегу, и река уже не та. А в ней можно было бы рыбу ловить и продавать. Доход был бы. Гусей разводить... плавать на лодке от одного богатого человека к другому и играть на скрипке... И платили бы... А если бы все вместе, то какой доход сложился бы... Но он всего этого не сделал. И почему это люди не делают то, что нужно? Зачем он всю жизнь бранился, бросался с кулаками, обижал жену? Спрашивается, для какой надобности обидел вчера бедного евреямузыканта? Зачем люди мешают друг другу жить?Ведь от этого только одни убытки!

На следующее утро, уже совсем больной, сам пошел к фельдшеру, получил от него порошки и понял, что его дело тоже плохо.

Вернулся домой, с трудом взял скрипку и, присев на ступеньки, заиграл жалобную песню.

Казалось бы, все — жизнь кончена. Герой заиграл себе отходной марш. Но так получился бы мрачный финал, а мысль автора осталась бы невыраженной до конца. Конфликт героя с самим собой и конфликт героя с флейтистом не получили бы разрешения. А без разрешения конфликта, без прохождения конф-

130

ликта через кульминацию, драматургическая конструкция окажется не завершенной. Требуется еще один неожиданный поворот, а может быть, и двойной поворот, самый неожиданный, который окончательно выявит и авторскую мысль, и авторскую позицию, и завершит сюжет. Попробуем сочинить такой финал.

У нас было два конфликта. Первый — конфликт гробовщика с флейтистом. Второй - гробовщика с самим собой. Он осуждал себя за свой дурной характер, с ним в спор вступила совесть. В этом направлении, в сфере этих конфликтов и нужно искать неожиданные перемены в действии.

Неожиданно появился улыбающийся флейтист. Увидел гробовщика и весь сжался от ужаса. Но тот ласково подозвал его к себе поближе. Флейтист изложил цель визита: руководитель оркестра просит сыграть с ними на богатой свадьбе. Гробовщик, еле дыша, сказал ему, что занемог, и опять заиграл на скрипке. Музыка повергла флейтиста в восторг и растрогала до слез.

Вечером к гробовщику пришел батюшка, исповедовать. Спросил про грехи. Старик вспомнил несчастное лицо жены и истошный крик флейтиста, когда его, убегающего от кулаков, кусала собака. И велел батюшке отдать скрипку еврею.

8. Эпилог

Теперь флейтист играл на скрипке, и все в городе восхищались его инструментом и его новой музыкой.

Что же произошло в последнем отрывке? С какими мыслями и чувствами подошел читатель, а если бы это было на экране, то и зритель, к финалу?

Когда гробовщик осознал, что неправильно прожил жизнь, нам его стало чуточку жалко, его раскаяние вызвало в нас сочувствие к нему. Мы понимаем, что в нем были глубоко запрятаны добрые человеческие черты, которые он, вероятно, подавлял в себе пятьдесят лет. Может быть, кто-то сопоставил его жизнь со своей и даже задумался над собственными поступками и собственной жизнью: правильно ли он живет и действует? Следовательно, психологические механизмы нашего воспринимающего субъекта были включены в работу и привели его такому состоянию и к таким мыслям, которые мы собирались у него вызвать. Вопрос, чем же кончится рассказ, чем за-

131