ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 0
какими средствами воспользовалась творческая команда создателей картины для того, чтобы заворожить зрителей, приковать их внимание к экрану, по сути дела, принудить смотреть кино1?
Красочное крупномасштабное зрелище на гигантском экране, конечно, привлекает внимание. Без сомнения, приключенческий сюжет тоже работает на выполнение этой задачи. Но пристальный анализ показывает, что зрители приходят в восторг от этого фильма, даже при слабой и невыразительной работе актеров, исполняющих ведущие роли, огрехах и нестыковках некоторых элементов сюжета, примитивности идеи этого произведения. В других экранных работах такие просчеты привели бы к провалу, а в этом фильме зритель все прощает? В чем секрет успеха?
Один из методов привлечения внимания путем психофизиологического воздействия через зрительный канал был описан в первой части учебника. В нашем мозгу имеется группа нейронов, которая отвечает за приоритетное восприятие любого движения в поле зрения глаза. Если глаз уловил какое-либо движение, то эти нейроны тут же «отдают команду» усилить внимание и ни на секунду не выпускать из виду то, что движется. Потому зрители, не осознавая причины своего повышенного внимания к чему-то движущемуся, неизбежно следят за его перемещением.
Весь фильм «Властелин колец» построен на динамичной композиции. Во всех кадрах без исключения происходят различные виды движения. Камера то перемещается на кране, то едет на тележке, то идет вместе с оператором, то панорамирует на штативе. За счет этого постоянно происходит изменение содержания, изменение видимых объектов, беспрерывно появляется что-то новое, - и все это невольно приковывает внимание зрителей, «околдовывает» их. Причем, скорость движения панорам достаточно точно согласуется с возможностями и естественным ходом восприятия зрительными органами, входит с ними в резонанс. Эти обстоятельства и обеспечивают авторам возможность удерживать почти беспрерывное внимание зрителей к экрану. Но только одно зрительное воздействие не смогло бы обеспечить такой шумный успех фильму.
64
Не смогу ответить на вопрос: преднамеренно или интуитивно авторы нашли путь психофизиологического воздействия на зрителей и через слуховой канал.
Известно (и многократными опытами подтверждено), что на физиологические ритмы человека можно эффективно воздействовать звуковыми ритмами. Можно замедлять и учащать даже ритм работы сердца, навязывая ему извне другой ритм звуком.
Можно войти в резонанс и с эмоциональным переживанием зрителей, чередуя возвышение и ослабление музыкального напряжения. Как раз этими особенностями функционирования эмоционального состояния зрителей воспользовались создатели фильма, сочиняя музыкальную составляющую звукозрительных образов на экране.
Авторам и, в первую очередь, режиссеру удалось «завязать» в единую структуру звуковые и зрительные ряды: действия персонажей, движение в кадрах и музыкальные ритмы. Одновременность и жесткая взаимосвязь ритмов утраивала силу активизации внимания зрителей. В этом проявилось высокое профессиональное мастерство создателей фильма. Им удалось войти в резонанс с психофизиологическими системами функционирования человеческого организма и благодаря этому управлять и удерживать внимание зрителей на протяжении более двух часов. Разговор о ритмах — отбельный разговор. Пока отложим его до лучших времен.
Использование воздействия на психофизиологический аппарат зрителей привело эту экранную работу к коммерческим победам. Хотя с точки зрения искусства фильм не представляет собой ровным счетом ничего особенного.
Драматургия зиждется на большом комплексе психических особенностей человека. Человек не меняется от того, что смотрит игровой сериал или новости по телевидению. А из этого следует вывод: драматургическими приемами могут пользоваться авторы всех видов экранных произведений — от журналиста и корреспондента, до сценариста и режиссера самого длинного сериала.
Корни человеческой психики питают живительными соками драматургию, ее ствол, ветви и листья.
Глава 2. ДРАМАТУРГИЯ В ДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ На подступах к драматургии
О том, что в документалистике драматургии нет, говорили много и давно. О том, что ее использование игнорируют на телевидении и в кино, стоит подумать и сегодня. А если кто-то с пеной у рта будет вас убеждать, что драматургия документалистике просто не нужна, не верьте! Не поддавайтесь на обман несведущих!
Почти о любом событии или человеке можно рассказать или показать его так интересно и увлекательно, что заслушаешься или засмотришься. А можно так скучно, что завянешь на первых кадрах и словах или сразу сбежишь. Надеюсь, что эта истина ни у кого не вызывает сомнений. Она банальна, как дважды два. Весь секрет скрывается всего лишь в двух сакраментальных вопросах: о чем рассказывать и как рассказывать. И оказывается, что поиск ответов на два внешне простых вопроса представляет собой нешуточную задачу. Если бы знали, если бы владели этой истиной тележурналисты и их начальники, то мы бы с великим и нескрываемым интересом смотрели не только боевики и мелодрамы, а все новости и информационные передачи. Но сейчас многие телезрители делают это в пол-уха и в полглаза, а некоторые — игнорируют вовсе.
По этой проблеме защищаются диссертации, а воз обратно катится с горы времени, ибо в шестидесятые и семидесятые годы кинорепортеры в многочисленных киножурналах делали свое дело куда более ловко и умело, чем современные тележурналисты. Слепое подражание западным и американским канонам, вошедшее в моду на отечественном телевидении, особенно на ведущих телеканалах Москвы, задушило в тележурналистах и их хозяевах способность самостоятельно думать и творить.
Пример из телевизионных новостей. Может быть, через десять или двадцать лет такое покажется невообразимым, в этот
66
факт весьма трудно будет поверить, но то, что это произошло, видел и слышал своими глазами.
Ночные новости на ОРТ. Ведущий рассказывает о поездке президента России во Францию с трехдневным визитом. А в этот момент внизу на экране возникает красная полоса, а по ней движется так называемая «бегущая строка». Строка сообщает зрителям о целом ряде мелких и крупных событиях, произошедших в этот день. О совершенно других, не имеющих никакой связи с визитом президента.
Перед зрителями возникла дилемма: что выбрать — слушать устный рассказ ведущего или читать бегущую строку?
Психология давно и однозначно ответила на этот вопрос: человек не способен одновременно воспринимать по слуховому и зрительному каналам два самостоятельных и не связанных между собой словесных сообщения. Ибо наш мозг обладает возможность распознавать и перерабатывать только одно, логически связанное сообщение в каждый отдельно взятый момент. Легенда о том, что Гай Юлий Цезарь был способен одновременно писать, слушать сообщение и отдавать приказы, так и осталась легендой.
Зрители, смотревшие эти ночные новости, в лучшем случае смогли выхватывать отдельные куски из устного рассказа ведущего и отдельные куски из бегущей строки. А если бы их попросили рассказать, что они усвоили из такой информационной передачи даже сразу после ее окончания, то полный сумбур в головах был бы очевиден. Ни о том, ни о другом сообщении они бы не смогли сказать ничего внятного и путного. Зато невольное раздражение возникло тут же, при первой же попытке воспринять оба потока информации одновременно. А раздражение и неудовольствие — наихудший спутник восприятия.
Приведенный пример к драматургии не имеет никакого отношения. Но он прямо подтверждает, что журналистам, редакторам и директорам телевидения необходимо иметь полноценное образование. Нормальный студент-режиссер получает подобные знания на первом курсе института. А кроме общего образования и элементарных знаний в области психологии, каждому, кто берется за экранное творчество, необходимо приобрести еще большую сумму специальных знаний и научиться ими пользоваться. В том числе, и в области драматургии.
67
Вопрос вопросов: как поступать творцу? Идти наперекор природе зрителя и навязывать ему силой противоестественные коммуникативные структуры по своему усмотрению или согласовать свои сообщения с природой восприятия и мышления человека? Ответ ищите сами.
Попробуем перечислить некоторые основные природные качества психики человека, на которых зиждутся принципы драматургической организации документального материала, подходы к построению документальных произведений.
Апотом с этих позиций проведем анализ.
7.Поведением человека во многом руководит инстинкт самосохранения. По этой причине его интересует все, что может угрожать его существованию или облегчить его существование. Это распространяется и на действия на улице, когда автомобиль может угрожать его жизни, и на политические события, способные привести к катастрофе или резкому ухудшению его бытия.
2.У человека существует постоянная потребность в по-
лучении информации для непрерывной работы мозга. Лучший вариант, когда поступающая в сознание информация отвечает потребностям и интересам личности. Принцип своей рубашки, которая ближе к телу.
3.Все общество или все зрители делятся на социальные группы, у которых могут быть совпадающие, мало совпадающие и противоположные потребности в информации. Одни группы чрезвычайно велики, другие - ничтожно малы. Конечно, есть и средние по численности группы с близкими интересами.
4.Согласно общей теории информации (об этом же го-
ворят психологические исследования), если человек получает сообщение, содержание которого ему уже известно (повтор), такое сообщение передает ему ноль информации Оно для него лишено смысла. После получения сообщения с повторным содержанием человек теряет интерес к источнику информации. Это даже может вызвать у него неудовольствие.
5. Когда человек уверен в своей безопасности, то наступает потребность в получении другой информации, духовной в широком смысле этого слова — от науки и искусства до деятель-
68
ности соседей. В каждой социальной группе главенствуют присущие только ей духовные интересы.
6.У подавляющего большинства людей существует потреб-
ность в самосовершенствовании для расширения перспектив своей деятельности. Особенно ярко это проявляется в детском
июношеском возрасте, в молодости.
7.Наибольший интерес и активней привлекают внимание
к получаемым сообщениям неожиданные сведения. Они содержат большее количество информации. А потому вызывают наиболее яркую эмоциональную реакцию.
8.Человек так устроен, что постоянно находится в состоянии ожидания новых сведений и даже пытается предугадать, что ему предложат с экрана. Это слабо осознаваемая зрителем потребность активно участвует в процессах восприятия.
9.Зритель (слушатель, читатель или собеседник) всегда хочет получить не только голую констатацию факта, но и мнение, оценку этого факта знающим человеком, чтобы выработать собственное отношение и выбрать стратегию своего поведения. И если же он не получает оценки, то его настигает чувство неудовлетворенности в полученной информации, а иногда
исостояние растерянности.
Закономерно, что все перечисленные принципы действуют и «работают» в нашем сознании, руководят нашим поведением не раздельно, каждый сам по себе, а сложно переплетаясь, выступая группами, и даже, иногда, отрицая друг друга.
Вооружась копьями знаний, двинемся дальше.
Драматургия сюжета телевизионных новостей
Телевизионные новости как жанр прекрасены тем, что коро-токи. В некотором смысле они могут служить моделью более крупных жанров произведений—таких, к примеру — как очерк.
Первая ошибка современной телевизионной журналистики состоит в том, что она переносит структуры подачи материала газетной журналистики на экраны.
В этой связи в который раз приходится объяснять несовпадение процессов восприятия и переработки информации нашим сознанием, когда мы читаем газету и когда воспринимаем информацию с экрана.
69
Да! Зритель, как и читатель, может по своему усмотрению выбрать источник информации. Ту или иную газету, тот или иной канал. На этом совпадения кончаются и начинаются различия.
Первое и главное состоит в том, что, держа газету в руках, читатель сам принимает решение: с чего начать чтение, бегло или вдумчиво вникать в материал, с какой скоростью вести усвоение информации, что пропустить, не читая, а что перечитать два раза. Он — сам себе хозяин.
Вэкранном творчестве, в экранной публицистике в том числе, зритель лишен права свободно распоряжаться ходом своего восприятия. Ему жестко навязывается все. Выбор тем делает журналист. Порядок изложения тем определяет журналист. Порядок кадров в монтаже сюжета задает монтажор. Порядок изложения мыслей, что очень важно, тоже сочиняет журналист. Зритель перед экраном практически бесправен. У него нет возможности остановить поток информации, сказать ведущему: подожди, я кое-что не уловил, повтори еще раз и покажи еще раз.
В/шножурналистике, в /шножурналах все решения — что, как и в каком порядке подать с экрана — принимали режиссеры или специально обученные этому непростому делу мастера. Именно поэтому сегодня психологическое знание процессов восприятия так необходимо всем, кто создает информационные передачи. Но мало владеть этим знанием, им нужно еще уметь пользоваться. Хотите вы или нет, но это называется режиссурой.
Сразных сторон поступают оправдания небрежной и непрофессиональной работы телевизионщиков—якобы, сегодня человечество перешло на «клиповое мышление». Между тем, процессы восприятия и механизмы мышления у человека не менялись последние 50-100 тысяч лет и не изменятся в обозримом будущем. Это подтверждено психологической наукой и теоретически, и экспериментально. Пустословие о клиповом мышлении — всего лишь пустышка, которой затыкают рот здравомыслию.
Кроме всего прочего, журналист и ведущий обязаны прогнозировать эффект последействия. Какие мысли, какую оценку, какие эмоции вызовет у зрителей просмотренный сюжет.
Еще один из числа общих постулатов.
Руководители крупнейших телевизионных компаний, стуча
70
себя в грудь, заявляют, что их передачи новостей и информационные передачи отличаются исключительной объективностью, что их журналисты предлагают зрителям только сухую информацию без всякой собственной оценки и комментариев.
Такое изречение иначе определить нельзя: врут и не стесняются! Цель — ввести в заблуждение непосвященного зрителя для привлечения его к своему каналу.
Каждый человек, получивший высшее гуманитарное образование, обязан знать, что любая информация, выданная человеком из его сознания, всегда и без исключения носит субъективный характер. Другого человеку просто не дано от природы. Будем ловить таких лихих мистификаторов на слове.
По различным каналам связи и от собственных корреспондентов в службу новостей поступает в день несколько десятков сюжетов и информационных сообщений. Для краткости будем считать, что пришло пять. Перечислим их.
1.Забастовка коммунальщиков на Камчатке.
2.Убийство коммерсанта в подъезде дома.
3.Приезд президента Казахстана в Россию.
4.Голодовка учителей в небольшом городе на Волге.
5.Урегулирование конфликта внутри Евросоюза.
Ввыпуск помещается только три. Редактор и ведущий поставлены перед выбором: какие три сюжета из пяти включить.
Допустим, они выбрали 1-й, 2-й и 4-й: забастовка, убийство, голодовка. После такого выпуска у зрителей естественно сложится впечатление, что в стране непорядок. За такой выбор ни власть, ни владелец компании по головке не погладят.
Сложим другой вариант. 3-й, 4-й и 5-й: приезд президента, голодовка учителей, дела в Евросоюзе. Впечатление от выпуска будет совсем другим. Президент встречает президента в шикарных дворцах, а учителям нечем кормить голодных детей. Зато Евросоюзу все, что происходит в России абсолютно безразлично. Так тоже вроде бы не очень хорошо.
Тогда четвертый сюжет меняют на второй (убийство) и в таком наборе пускают в эфир, рассуждая, что убийство, как-никак, — частный случай, а не массовое явление.
Спрашивается: такой выпуск объективно отразил положение в стране?
Выбор!!! Человек делает выбор при любых поступках и действиях. А еще в этот же день в крупном сибирском городе бастовали врачи скорой помощи, а нищие ученые в одном из институтов сделали крупное научное открытие, а еще один чудак построил подводную лодку и плавал на ней в болотном озере. ничего не видя в иллюминатор. Но в эти точки просто не сочли нужным послать съемочные группы, так распорядилось начальство. Еще раз спрашивается: возможно ли все, что происходит в стране, объективно отразить в выпуске новостей?
Польский ученый М. Мазур провел исследование и написал книгу о том, как с помощью информации достигается дезинформация получателей сообщений. Он объяснил и показал на примерах больше двадцати способов, как с помощью информации обманывали людей и как можно их обманывать.' Выбор сюжетов — всего лишь часть проявления субъективности человека
и работников новостей. Ни о какой объективности при формировании выпуска говорить нельзя, ее там просто не может быть. Даже телеоператор на съемке активно ведет выбор того, что снимать, согласуясь со своими взглядами, вкусами и пристрастиями. Он может направить объектив камеры и вправо, и влево, снять крупный план плачущей старушки или улыбающейся девушки в одной и той же толпе на митинге. Тем самым он зафиксирует реакцию на выступления, даст своего рода характеристику события. Хочет дискредитировать оратора -снимет его тогда, когда тот вытирает на морозе нос рукавом. Внушил ему оратор доверие — и оператор его снимет в момент душевного подъема с горящими глазами и обаятельной улыбкой. Поэтому нельзя говорить о полной объективности предлагаемой с экрана информации, это просто недопустимо. Можно только судить о большей или меньшей степени ее субъективности. Мера объективности в документалистике определяется совестью авторов. А с совестью нынче у нас в стране дело обстоит весьма плохо.
Начнем с вопроса: что или о чем] О чем может рассказывать сюжет новостей, чтобы стать привлекательным для зрите-лей, чтобы вызвать у них интерес?______________ ____.
1 М. Мазур. Качественная теория информации. — М.: Мир, 1974
Т*
Реальная телевизионная практика дает нам отличный материал для анализа и выводов. А вы, применяя только что полученные знания основ природы психики человека, проведите оценку.
Канал ОРТ, в Москве 12 часов дня, «Новости».
Перечислим темы сюжетов по порядку. Все слова и выражения взяты из текста ведущего.
1.Пожар в южнокорейском метро. Погибли, по первым сведениям, 29 человек. (Страшные кадры с места события.)
2.Евросоюз приходит к соглашению по Иракской проблеме.
3.Над Ираком совершил первый полет самолет-разведчик.
4.Британская газета «Гардиан» сообщает об аресте министра обороны Ирака.
5.Административная реформа в центре внимания Совета Федерации с участием президента России В. Путина. (Устное сообщение корреспондента о предстоящем событии без единого кадра самого события.)
6.Центральная политическая новость: приезд в Россию президента Казахстана Нурсултана Назарбаева (сам приезд не показан). Показано вручение Н. Назарбаеву диплома почетного доктора МГУ.
7.Президенту России предстоит встреча с президен-
том Казахстана наедине (показывается, как Н. Назарбаев сходит с трапа самолета и официальная встреча в аэропорту). Далее идет объяснение возможных тем переговоров с кадрами-иллюстрациями (экономика, транспорт нефти, Байконур).
8.Президент В. Путин издал распоряжение выделить 15 миллионов рублей для социальной помощи детским домам и приютам (перечисление кому с кадрами-иллюстрациями).
9.Власти КНДР пригрозили разорвать соглашение о прекращении огня с Южной Кореей 1953 года. (Кадры-иллюстра- ции жизни Северной Кореи).
10.Амбициозный космический проект американских ученых — засылка марсохода на красную планету.
Вы проанализировали ценность информации этой программы для зрителей? Правильно! Таких зрителей, которым все было бы ценно
73