ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.09.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ложителъного, позитивного. Единицам из этой среды удается осознать необходимость постижения могучего культурного багажа предшественников.

История общества рассказывает, что исконно в культурной российской национальной традиции, как и во многих других, лежали высоко нравственные начала. В эпоху, когда еще не было театров, а тем более, телевидения, по земле нашей бродили скоморохи. Они затевали на площадях представления для всего честного люда. По тем временам - самую массовую коммуникацию. Они осмеивали зло и жадность, ненависть и измену, осуждали человеческие пороки. Они несли людям истины добра.

Потом появились бродячие театры, в том числе — ив России. Своими спектаклями полуголодные артисты-подвижники приобщали публику к высокой литературе, побуждали к чтению книг, служили верой и правдой высоким идеалам искусства, просветительству, утверждению культуры. Вспомните бродячих артистов в «Гамлете» В. Шекспира или почитайте свидетельства В. Гиляровского.

Вам предоставляется возможность порассуждать на тему, как соотносятся позиции и установки на общение с массами в прошлом и сегодня, кто и куда ведет массового зрителя, чьими поступками руководит совесть, а кто подчиняется только зову кармана.

До сего момента мы говорили о содержательной стороне драматургии: что показывать, что предлагать увидеть и услышать зрителю с экрана, как это выбрать. Но есть и другая, не мене важная задача: задача управления

интересом и вниманием зрителей.

А возможно ли такое вообще, позволяет ли психика человека управлять ею со стороны, есть ли в нашей психике такие «щели», через которые можно подобраться к ней незаметно и навязать чужое мнение?

Оказывается, есть — и не одна.

Для простоты понимания устроим попутно прогулку в мир животных. Почти все начинается с безобидного, самого простого, умилительного и

забавного. Окрепшие котята впервые вылезают из корзинки, чтобы разведать окружающую обстановку. Дети вылезают из манежей и кроваток, чтобы обследовать манящий

55

мир комнаты. Подросшие тигрята пускаются в игры межд\ бой, слегка покусывая друг друга. А мы умиляемся детству во всех проявлениях.

За всем этим стоят могучие силы природы, которые руководят поведением животных. И нашим поведением тоже. И я, и вы, уважаемый читатель, без нашего согласия входим в общую когорту.

Для начала можно перечислить те «щели», которыми можно пользоваться драматургу, режиссеру и журналисту, чтобы тайно проникнуть к рычагам управления интересом зрителей.

1). Интерес ко всему новому, неизведанному, стремление познать окружающий мир.

2). Стремление каждого человека так или иначе прогнозировать будущее.

3). Обучение через подражание — делать так же, как взрослые, как другие, как модно.

4). Извечный интерес к играм, в которых определяется сильнейший, умнейший, хитрейший — победитель.

5). Борьба за лидерство. Жажда быть первым. 6). Неиссякаемая потребность в общении.

7). Сочувствие себе подобному, такому же, как я.

Не играет роли, в каком порядке они перечислены, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Можно добавить еще несколько, но от этого суть останется той же. Но, несомненно, в нашей психике существуют такие прорехи, которые дозволяют нащупать «слабые» места.

Наверно, не нужно доказывать, что когда мы выходим из детства и на протяжении жизни постепенно теряем присущие нам порывы юности или разными способами пытаемся их скрыть. У одних такие «потери» случаются годам к 20-ти, а другие сохраняют юшошеские стремления до глубокой старости почти в полном наборе. Однако некоторые врожденные психические потребности надежно сопровождают нас до гробовой доски.

Младенец рождается с почти чистым мозгом. В нем еще не записаны всякие глупости и пороки. У него срабатывает инстинкт, требующий заполнения пустых извилин. Возможно. к этому толкает его инстинкт самосохранения, — ему нее димы знания для выживания, для будущей безопасности. А N


как известно, требует бесперебойной подачи «пищи» и «топлива» для работы на протяжении всей жизни.

Мозг ребенка — это только что построенная библиотека с пустыми полками. С рождения они беспрерывно заполняются нужными и ненужными книгами, пока они не упрутся в последнюю стенку.

Компьютер сохраняет все, что в него заложено, а человеческий мозг, наша память, без нашего согласия, к тому же постоянно, что-то выбрасывает. И как бы мы ни старались все сохранять, там всегда находятся пустые места для нового. Очищается он как от совсем ненужного, так, подчас, и от очень важного. Освободить место для новых поступлений — его неотступная задача.

Мы знаем, как любопытны дети. Но не менее любопытны бывают и старики. Только интересы у них разные — потребности в содержании информации не совпадают.

Из сказанного нетрудно сделать вывод о прямой связи названных человеческих свойств с просветительским кино и телевидением. Нужно только точно вычислить социальную группу, которая станет потребителем вашего произведения, определить, что для нее будет новым, а что может оказаться перепевом уже пройденного. Да еще подобрать форму, соответствующую потребителю информации.

Здесь же, рядом, соседствует вся документалистика. «Новости», «Вести», «Известия», информационно-публицистические программы служат удовлетворению потребности в новизне сведений и одновременно — информационными «дровами» для ненасытной мозговой «печки». Таким образом, обнаруживаются сразу два «отверстия» для проникновения в наше сознание со стороны: всеобщая потребность в информации и интерес ко всему новому.

А когда мы смотрим прогноз погоды, к двум первым прибавляется еще и третье: стремление заглянуть в будущее - брать или не брать завтра зонтик.

Надо сказать, что с равным успехом все способы проникновения в сознание применяются и в игровом кино.

Знакомый вам учитель математики, представленный в начале главы, безусловно, пользовался этими приемами. Но еще он точно знал, с какой социальной группой он вступит в обще-

57

ние. Ему были заранее известны ее интересы, уровень знании вкусы, темперамент, пристрастия, а также мера наивности и лк> бопытства. В соответствии с ними он выбрал форму и содержание вопросов, чтобы затеять игру про бассейн и две трубы.

Попробовал бы наш учитель разговаривать так, как он общался со своим классом, с учителями, проходящими повышение квалификации. Они бы сочли такое содержание и такую форму за оскорбление.

Получается, что форма соответствует не столько содержанию, сколько потребителю произведения, социальной группе, ее взглядам, вкусам, мотивам, установкам и т. д.

Потребность в подражании у человека тоже в крови. Особенно у молодого. Она у него почти такая же, как у медведей. бобров и обезьян. Показали два раза по телевидению как «вкусно» пить пиво «из горла», и на следующий день вся молодая страна присосалась к бутылкам прямо на улице. Про дурные примеры вы и сами все знаете.

Когда в 1949 году вышел на экран трофейный фильм «Три мушкетера», вынутый из архивов третьего рейха, вся мальчишеская Москва вступила в непрерывную дуэль на палках. А после премьеры «Тарзана» в 1950-м истошные вопли путали прохожих даже днем.

Кому из мальчишек не хочется быть героем, кому из девчонок — моделью! Кому не хочется стать самым сильным или самой красивой и соблазнительной! Нет таких! И если экран предлагает заразительный пример, то подражание неизбежно. Более того, юность сама ищет примеры для подражания, сама целеустремленно выбирает кумиров. Они ей нужны, она испытывает безотчетное влечение к ним и потребность в них.

В этом же ряду стоит отождествление себя с героями произведений. Если зритель или зрительница находят общие внутренние черты характера и формы поведения экранного героя схожими со своими, если у них совпадают жизненные установки, то независимо от пола, невольно начинается отождествление себя с ним. Отсюда возникает и сочувствие, сопереживание с персонажем в его сюжетных невзгодах.

Мало кому из старшего поколения, пережившего войн 1941^5 годов, удавалось удержаться от слез в финале фи.

58


«Летят журавли». Они всей душой сочувствовали героине и вместе с ней переживали трагедию любви. На экране лились слезы, и в зале — тоже.

А удалось ли кому-нибудь во время просмотра остаться холодным и невозмутимым, когда Гарри Поттеру угрожала опасность? Конечно, нет! Всем хотелось крикнуть: «Садись на метлу и улетай!».

Добиться отождествления зрителя с героем — одна из важных задач режиссера и драматурга.

Игра! Интрига!

Игра!.. Магическое действие. Одни играют в «Что? Где? Когда?», другие — на тараканьих бегах.

Для наблюдателя со стороны и то, и другое — вожделенный объект нескрываемого интереса. От футбола до закулисных игр власти — все способно приковать наше самое активное внимание. Только разные игры захватывают в плен разные социальные группы и разных по складу ума зрителей.

Нынешнее телевидение до отказа забито публичными играми на деньги. Многие каналы предлагают наперебой выиграть миллион. И в эпоху перегретого интереса к деньгам и богатству в неограниченном количестве находятся и желающие, и наблюдатели.

Психологически точный выбор сделан телевидением. Но каков он с нравственных позиций?

Чтобы раскрыть «механизм» нашего неизменного интереса к исходу игры или интриги, обратимся опять к животному миру. У них все проще и понятней, легко объяснимо и наглядно. А потом попробуем их модель, их схему перенести на нас, на, так сказать, разумных. И, поверьте, через эту аналогию автор не стремится принизить достоинство хомо сапиенса.

Живет в джунглях стая обезьян. Живет и не тужит. Ест бананы и плодится. Во главе - вожак, хозяин гарема и всего многочисленного семейства. Но подрастают и крепнут молодые самцы. Им тоже хочется завладеть самками, гаремом и стать главой стаи. Наконец, самый смелый и сильный из молодых, не выдержав запрета, начинает приставать к одной из самок. Во-

59

жак увидел и тут же бросился к молодому. Вся стая заме г все смотрят, что будет. Ждут исхода противостояния.

Вожак в упор посмотрел на дерзкого смельчака налитыми кровью глазами, оскалил свои большие зубы, вздыбил шерсть и зарычал. Молодой не выдержал и ретировался. В стае все осталось по-старому. Можно дальше есть бананы.

Но через год молодой стал еще крепче и сильней. Снова посягнул на одну из самок. Вожак во всем своем угрожающем виде вновь встал на пути молодого. Но у молодого и шерсть подросла, и зубы, и бицепсы. Стая снова замерла. Матери перестали кормить детенышей, подростки вынули бананы изо рта. а сестры перестали искать блох у братьев. Все ждут исхода схватки.

Старый, подумал-подумал, оценил свои ослабшие с возрастом силы, понял, что проиграет схватку и отступил. В стае воцарился новый вожак.

Что же заставило всех бросить свои самые важные дела и с напряжением следить за поединком? Что руководило особями в этот критический момент? Что они хотели узнать, глядя на противостояние?

Они хотели узнать, кто станет их хозяином, кому они обязаны будут подчиняться со следующей минуты: старому или новому?

[ Все особи — от мала до велика — будут комфортно себя чувствовать только при условии абсолютной ясности — кому следует подчиняться, кто — вожак, у кого искать защиту.

Иные читатели, видимо, уже закипели от негодования. Как это так! Мы же не животные, а существа с развитым интеллектом, у нас все иначе!

Правильно!? Но еще пример.

Вторые выборы президента Б. Ельцина. Какая была интрига! Второй тур! Победит Зюганов или Ельцин? Вся страна с огромным напряжением ждала исхода: кто будет «хозяином» в стране?

Победил Б. Ельцин. Всем стало ясно, кому подчиняться, кто будет командовать нашей жизнью.

Конечно, мы — не обезьяны. У нас все гораздо сложнее и тоньше, обусловлено множеством разных дополнительных по-

60


будительных причин и обстоятельств. И упомянутые выборы президента не всех поголовно привлекали своей интригой. Глубоко запрятанные на бессознательный уровень инстинкты и побудительные мотивы деятельности, подчас помимо нашей воли, руководят нашими поступками, не «спрашивая» сознание. Нам только кажется, что мы во всех случаях абсолютно осознанно делаем тот или иной выбор.

Решая, что смотреть, слушать и читать, каждый из нас опирается на личный опыт, собственный запас знаний, индивидуальные критерии ценностей; но в то же время, нас подталкивает к выбору целая сумма не выходящих на уровень нашего понимания сил. Можно или нельзя назвать какую-то часть из них инстинктами — пусть скажут специалисты, психологи. Но то, что неосознаваемые силы восходят к уровню инстинктов, не вызывает сомнений.

Оглянитесь далеко в глубь истории людей. Шаман вышел на поляну и своими действиями хочет вызвать дождь или крупного зверя на тропу охотника. Все племя замерло в ожидании и надежде. Случится то, чего добивается шаман, или нет? Интрига? Конечно! А от результата шаманских действий зависит судьба и жизнь одетых в шкуры соплеменников.

Так и пошло: выборы вождя, главы племени. Борьба за императорский трон в древнем Риме. А на досуге — бои гладиаторов. Модель работы интереса одна и та же. Только иной уровень личной значимости интриги. Сегодня другие гладиаторы сражаются на телеэкране в передаче «Что? Где? Когда?», но механизм возбуждения интереса зрителей остается тем же самым. «Механизм» продолжает жить в нас. Он не портится, не ломается уже многие десятки, а то и сотни тысяч лет.

В нынешние времена у нас переизбыток развлечений и возможных увлечений, интриг политических и экономических. Цивилизация от использования движения камня в руке для добывания пищи пришла к управлению движением элементарных частиц внутри того же самого камня (кремния). А мы по-прежнему думаем о том, как выжить. При таком переизбытке проблем и предложений мы не в силах охватить все и вынуждены выбирать, чему отдать предпочтение, что для нас важнее. И выбираем...

«Механизм» выбора уже описан раньше. В его пружине

61

скрывается принадлежность каждого из нас к той или иной социальной группе, к группе с определенным уровнем образования и культуры.

Потребность в общении

Она неискоренима. Человек - существо социальное, групповое, зависимое от деятельности окружающих его людей. Ему требуется не только информация для загрузки ненасытного мозга, но еще множество контактов с себе подобными. Если контакты происходят, он чувствует себя комфортней, уютней, безопасней. Лишь немногие способны проводить время в уединении. Это свойственно интеллектуалам, ученым, писателям, художникам, отшельникам. Но и они ищут общения. Кто с Богом, кто с будущими зрителями и читателями, а кто-то со своими мыслями и с Природой.

А. С. Пушкин делал это без всякого стеснения. «С героем моего романа Без предисловий, в то же час Позвольте познакомить вас:

Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы, Или блистали, мой читатель...»

Он не изображал из себя гения, как это кокетливо пытаются делать некоторые современные авторы, говоря, что сочиняют для себя. Поэт думал, писал и сочинял для того, чтобы обратиться со своими мыслями к читателю, другу или возлюбленной.

И корреспондент, создатель телевизионного сюжета новостей, и режиссер телевизионного сериала «Сага о Форсайтах» мысленно, осознанно или неосознаваемо до конца, обращаются к потребителю своего произведения. Они ведут с ним скрытый диалог (как и автор учебника в данный момент), предлагают ему неожиданности и свои мысли, заключенные в изображении и тексте, чтобы вызвать понимание и эмоциональное переживание.

Когда драматург пишет, а режиссер готовится к съемкам, они обязательно ставят себя на место воспринимающего. Они видят на внутреннем экране то, что должен уви-


их будущий зритель. Они, подчас неосознанно, моделируют предстоящий контакт, уже предвкушают общение. Не нужно чураться такого общения, если оно само приходит к вам в процессе творчества, а коли не посещает, то идите ему навстречу.

Потребность в прогнозировании будущего

С древних времен пророков и провидцев держали при себе сильные мира сего. Они испытывали острую необходимость заглянуть за занавес времени. Но не только великие и могущественные жаждут узнать, что произойдет завтра и через год, — все простые смертные хотели бы предвидеть, что с ними будет дальше. Истоки этой потребности скрываются в инстинкте самосохранения, в стремлении выжить во что бы то ни стало.

Желание заглянуть в будущее неискоренимо. Оно движет интересом человека и в повседневной жизни, и в момент наблюдения за игрой, схваткой, сражением, борьбой. А потому все многообразнейшие формы борьбы и столкновений персонажей и идей на экране всегда приковывают к себе внимание зрителей.

Ищите, до определенной степени обнажайте противостояние различных сил, и вы сможете завладеть интересом зрителей.

Резонансное возбуждение

Человеческий организм — сложнейшая система систем. На наше поведение, поступки, принятие решений и внимание оказывает воздействие не только психика и сознание, но еще -психофизиология и даже физиология. Ученые доказали, что их работа глубоко взаимосвязана. Психологическое воздействие ведет к изменениям в работе физиологических систем, психофизиологическое воздействие может активно влиять на работу сознания и физиологию.

Воспользоваться воздействием на физиологию и психофизиологию зрителей могут только режиссеры, операторы, звукорежиссеры, монтажеры и композиторы. Драматургам и журналистам эта область неподвластна.

Поясним на примере фильма «Властелин колец» методы и эффекты воздействия экрана на психофизиологию человека. Чем,

63