ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.09.2024

Просмотров: 421

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

==132

==133

Con Уорт

Разработка семиотики кино

Когда мы пишем о таинственной научной единице под названием "знак", то пользуемся словом "семиотика" с относительной безнаказанностью; в применении же к волшебному явлению, называемому "кино", такие слова, как "знак", "семиотика", "наука" или даже "анализ", мы употребляем на свой страх и риск. Нам приходится привыкать сносить насмешки, а иногда и проклятия со стороны наших коллег, просматривающих фильмы и пишущих о них с любовью или ненавистью, в зависимости от собственной глубинной реакции на волшебство кино и то искусство, воплощением которого они

его считают.

Знаки могут быть подвергнуты анализу теми немногими, кто их любит. Но фильмы — творения хрупкие, подобные розам, а обрывать лепестки розы с исследовательской целью

— значит просто уничтожить их. Некоторые придерживаются той точки зрения, что, будучи твердыми, плотными и структурно неделимыми, фильмы не могут для исследования подвергаться расчленению, и считают подобные попытки обреченными на неудачу или, еще хуже, глупыми и бессмысленными.

И все-таки за семидесятипятилетнюю историю кино о нем было написано много. О кино писали как об искусстве, как о коммуникативной системе, как о новом социальном явлении и, в его новейшей форме производства и проката — телевидении, — как о провозвестнике новой сенсорной цивилизации. Постепенно накопилось небольшое количество аналитических и теоретических работ, от Эйзенштейна и Пудовкина до Базена, Метца и Пазолини, и почти такое же количество работ, доказывающих тщетность подобных попыток; ярким примером последних могут, пожалуй, служить некоторые статьи Полин Кейл1. В процессе формулирования теорий и их критики назывались, упоминались вскользь, служили отсылками, а иногда и насильственно сопоставлялись со словом "кино" концепции философии, психологии, антропологии, а в последнее время и лингвистики. Кино стало частью нашей жизни — господствующим средством выражения человека, относитель-

^ а е 1 Р. Is there a Cure for Film Criticism. - In: I Lost It at the Movies. Boston, Little Brown, 1965.

==134

но мало исследованным и понятым, в то время как изучение других, быть может, подобных ему средств, таких, как естественный язык, живопись и музыка, накопили почтенные тома теории и аналитических методов. Кандидаты в киноисследователи сталкиваются с запутывающей, а иногда и заводящей в тупик множественностью подходов. Следует ли рассматривать кино как искусство? А если да, то какое искусство? Подобен ли кинематограф живописи, театру, литературе или музыке? Следует ли рассматривать кино как коммуникативную систему? Но это подразумевает определение коммуникации и ставит исследователя на точку зрения, которая до сих пор еще не получила адекватного обоснования, не говоря уже об общепринятости. В последнее время некоторое внимание уделялось рассмотрению кино как языка. Следует ли в таком случае


его изучать как подраздел лингвистики, используя естественный язык как парадигму анализа кино?

В настоящее время выбор метода или теоретической основы для анализа кино определяется интуицией и предыдущим опытом исследователя, случайными обстоятельствами публикации или обращением к данной группе читателей. На этом этапе у нас слишком много методологий и нет теории, которая бы задавала вопросы или ставила проблемы для исследования. Что именно мы хотим узнать о кино, сверх общего "как оно функционирует"? Пока мы не сможем обосновать круг вопросов, являющихся параметрами области нашего исследования, какая бы то ни было семиотика кино невозможна.

Эта статья базируется на двух основных, прямо не выраженных предположениях, которые именно сейчас следует определить: 1) кино поддается научному исследованию и 2) организовать и распутать широкий круг понятий, формулировок и теорий, выдвигавшихся по отношению к кинематографу и его исследованию, можно только на научной основе. Предшествовавшие авторы, писавшие о кино, пытались описать, осудить, предсказать и оценить то, что происходит, когда один человек делает фильм, а другой его смотрит. Они исходили из столь разнообразных принципов, от эстетики, этики, литературной критики и психоанализа до лингвистики, антропологии и экспериментальной психологии, что еще надлежит создать единый научный язык для исследований в области кино. Предполагая, что кино поддается научному изучению, я тем самым предполагаю, что возможно создать единый язык для киноанализа, так же как и установить общий набор норм или критериев для определения научной приемлемости тех или иных утверждений о характере кино.

Большая часть этих проблем может считаться рядом подразделений семиотики, охватывающей наиболее широкий круг явлений, с позиций которых может рассматриваться кино.

==135

"Семиотика стремится создать язык для исследования знаков независимо от того, образуют ли они сами по себе язык, являются ли они знаками науки или знаками искусства, техники, религии или философии, естественны они или патологичны, соответствуют или не соответствуют тем целям, для которых используются"1. В ходе разработки семиотики кино нам придется создать язык для исследования кинознаков, что включает методологию их описания и определения. Нам придется рассмотреть, образуют ли эти знаки "язык", со всеми теми свойствами, которые подразумевает этот термин. Нам предстоит определить, дают ли возможность проникнуть в структуру фильма и оценить реакцию на него искусство, техника, наука или любая другая дисциплина, и могут ли эти дисциплины предоставить плодотворную для изучения кино методологию. Нам предстоит рассмотреть, является ли исследование кино в рамках семиотики коммуникативных систем наиболее плодотворным, а также выяснить, для каких целей могут быть использованы и используются его знаки и соответствуют ли они определенным целям в определенных условиях.


В этой статье будет сделана попытка: 1) Описать кино как процесс, связывающий кинематографиста, фильм и кинозрителя. Это описание будет в значительной мере основываться на понятиях коммуникации и эстетики. 2) В соответствии с этим определить коммуникацию, связывая этот процесс с современными исследованиями в области психологии, антропологии, эстетики и лингвистики. 3) Рассмотреть знаки как единицы кинокоммуникации. 4) Начать обсуждение проблемы кино как языка и попытаться связать некоторые важные лингвистические концепции с тем, что нам известно о кино. Здесь будет описано взаимоотношение между теориями развития естественного языка и развитием кино одновременно как историческим процессом и эволюцией проявлений индивидуального стиля. Автор надеется, что обсуждение этих четырех областей положит начало разработке единого научного языка, круга понятий и вопросов для исследования кино. Рассмотрение этих обстоятельств и проблем, как и последнее рассуждение о методе, должно послужить основанием для разработки семиотики кино.

ПРОЦЕСС КИНОКОММУНИКАЦИИ

В этой статье я не ставил своей задачей пространно цитировать или пересматривать все упомянутые направления исследования. Они базируются не на принципе автоматического

!м о r r i s С. Signs, Language and Behaviour. New York, George Brazilles, 1955.

==136

включения. Основной критерий при обращении к тем или иным специфическим исследованиям — то, насколько они способствуют выяснению, определению или решению теоретических проблем, связанных с попыткой разработки семиотики кино. В области специфических киноисследований существует небольшое количество работ, перечисленных в нескольких недавно выпущенных библиографиях!. Исследования и теории в других дисциплинах охватывают слишком широкую область эстетики и общественных наук, так что любое их краткое перечисление окажется поверхностным.

Изучение, анализ и теоретическое рассмотрение кино следуют как бы тремя различными направлениями. Одна группа авторов, отдавая предпочтение исключительно оценочному эстетическому направлению, занимается классификацией фильмов, кинематографистов и зрителей в иерархическом порядке континуума плохой-хороший. Эта группа использует главным образом методы художественной и литературной критики, как в области интерпретации, так и эстетического суждения, располагая фильмы и кинематографистов в системы, соответствующие более старым формам искусства: театру, живописи, литературе или музыке.

Вторая группа занимается социально-психологическим воздействием фильмов на кинематографистов и зрителей, индивидуально или коллективно. Подобные работы включают известные исследования о результатах показа насилия в фильмах, их пропагандистском эффекте или, более глобально, о воздействии кино на человека вообще2. Эта группа в основном стремится предсказать реакцию личности или общества на явление искусства.


Третья группа концентрирует свое внимание на описании кино, занимаясь (в зависимости от индивидуальных подходов) "структурой", "языком", "техникой" и "стилем".

Почти во всех случаях предшествующие исследования имели дело с частью общего процесса, не ставя эту часть в зависимость от всего процесса, в рамку или модель целого. Они были подобны изучению фонетики естественного языка без предварительной модели передающего и воспринимающего поведение носителей языка.

Рассматривая кино с семиотической точки зрения, становится очевидным, что одно из основных предположений, использованных де Соссюром, Моррисом, Себеоком* и другими, есть представление о взаимосвязи между самими знака-

ig essner R., Appendix A. The Moving Image. New York, E. P. Button, 1968; В q. u m a n L C. Bibliographie sur la Filmologie. Stockholm, Institut de Psychologie, Université de Stockholm.

2TannenbauпlP.H.,Greenberg B.S. Mass Communication. - "Annual Review of Psychology", № 19,1968.

==137

ми, а также между знаками, существами, которые ими пользуются, и окружением, контекстом. Знак не существует в-себе и для-себя: "предмет" становится знаком только потому, что как-то соотносится с другими "предметами".

Исследование, рассматривающее только воздействие фильма на окружение, не связывая его с создателем-кинематографистом, игнорирует необходимую и определяющую кинопроцесс взаимосвязь между отправителем, сообщением и адресатом. Исследование в противоположном направлении, от фильма к создателю, скорее чем от фильма к аудитории (например, т. н. психоаналитический подход, стремящийся определить человека или общество исходя из явления искусства) , попадает в ту же ловушку, рассматривая частичный процесс, не имея модели целого, частью которого он является. Можно избрать любой подход: исходя из явления искусства, попытаться определить общество или, исходя из общества, попытаться определить явление искусства. И в том, и в другом случае, не имея модели целого, плодотворных результатов добиться невозможно.

По сходным причинам авторы, рассматривающие исключительно сам фильм, его структуру, стиль или синтаксис, могут работать плодотворно, только имея модель целого. Без этого проверка утверждений относительно структуры и формы становится методологически невозможной. Проблема проверки действительно в области киносемиотики одна из основных. Конечно, можно исходить из интуитивного представления о структуре фильма - это и на самом деле неизбежно, но нельзя построить цельную научную теорию семиотики кино на одной только интуиции.

Должен быть создан обоснованный метод проверки гипотетической структуры, а для этого следует разработать общую модель процесса и контекста, связывающего кинематографиста, фильм и зрителя. Подобная модель на этой еще предварительной стадии разработки должна соответствовать интуитивному представлению об этом


процессе у большинства создателей и зрителей. Модель эта должна быть, очевидно, обоснованной. Далее она должна обладать достаточной эвристической ценностью, чтобы указать возможные методы семиотической проверки, а также предлагать жизнеспособные пути исследования, отвечающие на вопросы и решающие проблемы, которые неизбежно возникнут в ходе развития семиотики кино.

Эта модель должна нам позволить описать в пределах одной схемы и на обычном языке всю систему киновыражения (на данном этапе рассмотрения я намеренно избегаю слова коммуникация), а также включить в эту схему предыдущие исследования для проверки и анализа.

==138

Как исходный пункт процесса кинокоммуникации можно рассматривать то, что я бы назвал чувством-озабоченности. Человек испытывает определенное "чувство", осознание которого при определенных условиях порождает достаточно "озабоченности", чтобы заставить его передать это чувство другим. Я намеренно выбрал слова "чувство" и "озабоченность" из-за их неопределенности. После рассмотрения всей модели может оказаться полезным как-то ограничить понятия, соответствующие этим словам, пока же будем употреблять слово "чувство" в самом широком смысле, как в выражении "я чувствую, что...".

Я употребляю слово "озабоченность" так, как его понимал Пауль Тиллих*: "У каждого человека своя забота, и он сам должен определить, чем он озабочен более всего".

Это чувство-озабоченности, то есть озабоченность, стремление что-то сообщить, которое многие психологи считают чуть ли не основной побудительной причиной действий человека, чаще всего бывает неопределенным, аморфным и внутренне скрытым. Оно не может быть передано другому или даже самому себе в этом состоянии "чувства". Приняв решение передать его, отправитель должен развернуть сюжетный-организм, органическое целое, основная функция которого состоит в том, что он должен дать вместилище для передачи или заключения в себе чувства-озабоченности.

Сюжетный-организм не обязательно должен составлять рассказ в обычном смысле слова, но может быть и рассказом. Это набор или группа предметов, порожденных чувствомозабоченности. Я предпочел слово "организм" "элементу", "структуре", "стилю" или "системе" потому, что прежде всего хочу подчеркнуть природную естественность процесса, называемого сюжетный-организм, а также создать представление о росте и развитии его в человеке в процессе общения. Во-вторых, использование слова "организм" апеллирует к биологическому пониманию функции, объясняющей любой организм и применимой к анализу "сюжетного-организма"; и в-третьих, оно призвано соответствовать представлению об организованности. Эти признаки — развитие, функция и структура — определяют ту стадию процесса, которая была нами названа сюжетныйорганизм.

Сюжетный-организм — связующее звено между чувствомозабоченности и следующей фазой процесса кинокоммуникации — изображениями-событиями. Прежде чем перейти к