ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2024
Просмотров: 983
Скачиваний: 1
ституте существуют всевозможные дисциплины, пять лет обучения сделают свое дело. Важно, чтобы студент был непосредственен, податлив, как глина, важно, чтобы в нем горела страсть к познанию. Товстоногов отрицательно относился и к этой теории. «Знание никогда не бывает большим», — не уставал повторять он. Другое дело, что есть режиссеры-эрудиты, которые с успехом могли бы проявить себя в другой области. Они могли бы быть философами, театроведами, литературоведами и т. д. Есть среди них и такие, кто лишен специфического режиссерского таланта, и, возможно, в смежных областях искусства они могли бы проявить себя гораздо полнее, чем в режиссуре.
— Но могут ли быть талантливые режиссеры, — задавался вопросом Георгий Александрович, — не имеющие общей культуры, не стремящиеся к познанию? Он считал, что «нужно брать людей уже с такой подготовкой, при которой главным для студента была бы его будущая профессия, чтобы он занимался ею семьдесят процентов времени, проведенного в стенах института. Между тем, он занимается максимум двадцать процентов времени непосредственно профессией и восемьдесят — всем остальным. Теоретические дисциплины необходимы. Но нужно понять, что никакой вуз, никакая теоретическая подготовка все равно не могут дать тот общий уровень культуры, который требуется для режиссера. Институт может дать только опознавательные знаки, только направление». Однако теоретические знания абитуриента не являлись для Товстоногова единственным критерием режиссерских способностей.
Забегая вперед, можно сказать, что прошли на следующий тур или поступили многие из тех, кто ответил не на все вопросы, а достойно проявил себя в заданиях или наоборот. Не только общая культура, знания подвергались исследованию, но и чувство ритма, темперамент, юмор, обаяние. За начитанностью, порой нахватанностью абитуриента, за его попытками преодолеть волнение, за растерянностью или нервозной самоуверенностью Товстоногов пытался разгадать Личность. Личность, специфика воображения которой направлена в русло будущей профессии. Воображение — способность человека из прежних ощущений, представлений создавать новый образ. Этот процесс сопровождает любой акт человеческой деятельности. Воображение художника, иначе говоря, творческое воображение, должно быть связано с данным видом искусства. Мало того, оно должно быть гипертрофированно по отношению к этому виду.
Товстоногов настаивал на более жесткой позиции педагогов на этом факультете. Студент, считал он, должен волноваться не только в момент приемных экзаменов, но и в течение долгих лет решать вопрос: правильно ли он поступил, выбрав именно эту профессию, эту специальность. Состояние проверки самого себя и проверки учителями должно быть беспрерывным. Постоянный экзамен, постоянный тренаж своих данных. Тренаж воображения. Если оно живое, податливое, его можно творчески воспитать. Не научить режиссуре, а подготовить, развив творческое воображение. Вступительные экзамены, коллоквиум — начало профессионального воспитания.
1 КУРС, 1 СЕМЕСТР
8 сентября 1974 года
Г. А. Товстоногов, А. И. Кацман. Студенты-театроведы, аспиранты дневного и заочного отделений. Студенты-режиссеры в черных лосинах, черных футболках с короткими рукавами организовали сценический полукруг.
ТОВСТОНОГОВ. Здравствуйте, садитесь. (Аркадию Иосифовичу.) А почему они в такой форме?
КАЦМАН. Они приготовились к занятиям по актерскому мастерству. ТОВСТОНОГОВ. На мои занятия можно не приходить в дамских чулках.
—Переодеться? ТОВСТОНОГОВ. Не холодно?
—Нет.
ТОВСТОНОГОВ. Тогда не будем терять время...
Товстоногов повернулся в одну сторону, в другую. Спросил Кацмана.
У нас в гостях театроведы? -Да.
ТОВСТОНОГОВ. Какой курс?
—Первый.
ТОВСТОНОГОВ. Сколько человек?
—Двадцать.
ТОВСТОНОГОВ. А впечатление, что сорок.
—Тут еще аспиранты и несколько заочников.
ТОВСТОНОГОВ. Ну, хорошо. (Студентам-режиссерам.) Кто у вас староста? ЮРИЙ Ш. Я.
ТОВСТОНОГОВ. Дайте мне список студентов. Надо всех вспомнить после приемных экзаменов. Я буду называть фамилии, а вы коротко расскажите о себе...
Товстоногов взял список, снял очки, поднес листок вплотную к глазам и прочел фамилию студента Б. и его имя:
ТОВСТОНОГОВ. Василий. ВАСИЛИЙ Б. Федорович. КАЦМАН. Вы настаиваете?
ТОВСТОНОГОВ. Конечно, вы же слышали. Что вы окончили, Василий Федорович, где успели поработать?
ВАСИЛИЙ Б. Георгий Александрович, можно просто Василий. Окончил Горьковское театральное училище. Работал в Горьковском ТЮЗе в качестве актера.
Далее по списку студент Владимир В.
ВЛАДИМИР В. Учился в кораблестроительном институте.
ТОВСТОНОГОВ. Ну, а ваша творческая жизнь? Это нас в основном интересует. ВЛАДИМИР В. Четыре года был режиссером студенческого театра.
СЕМЕН Г. Хирург. Окончил медицинский. Десять лет был актером и режиссером студенческого театра.
ТОВСТОНОГОВ. Сколько вам лет? СЕМЕН Г. Двадцать восемь.
151
ВЯЧЕСЛАВ Г. Окончил Саратовское театральное училище, работал актером в ТЮЗе в Барнауле, затем в ленинградском Малом драматическом театре.
РЕЙН Л. Окончил Таллинскую консерваторию, работал актером в театре кукол. ГЕННАДИЙ Т. Окончил архитектурный факультет, руководил молодежной студией. ГЕОРГИЙ Ч. Работал после окончания школы в театре Махарадзе актером на выходах. ВАРВАРА Ш. Окончила актерский факультет по классу Евгения Алексеевича Лебедева, ра-
ботала актрисой в Красноярском ТЮЗе, затем в Театре имени Ленсовета. ЮРИЙ Ш. Окончил Щепкинское училище, работал актером.
ЛАРИСА Ш. Окончила три курса Ярославского театрального училища.
ТОВСТОНОГОВ. И вся биография? ЛАРИСА Ш. На сегодняшний день — вся.
ВАЛЕРИЙ Г. Закончил режиссерское отделение Института культуры, руководил самодеятельным коллективом.
ТОВСТОНОГОВ. Так. Значит, вас одиннадцать человек. КАЦМАН. Вот у нас еще аспирант из Ирака. ТОВСТОНОГОВ. Из Ирака? А вы по-русски говорите? ФИСАЛ-ИБРАГИМ. Плохо.
ТОВСТОНОГОВ. Что вы окончили?
ФИСАЛ-ИБРАГИМ. Окончил исторический факультет, работал в Багдаде режиссером. ТОВСТОНОГОВ. А откуда вы знаете русский?
ФИСАЛ-ИБРАГИМ. Год учил русский язык в МГУ, чтобы попасть сюда. Еще знаю арабский и английский немного.
ТОВСТОНОГОВ. Сколько вам лет? ФИСАЛ-ИБРАГИМ. Тридцать один год. ТОВСТОНОГОВ. Как вас зовут? ФИСАЛ-ИБРАГИМ. Фисал-Ибрагим. ТОВСТОНОГОВ. Что имя, а что фамилия?
ФИСАЛ-ИБРАГИМ. Фамилия — Мугдада, а имя — Фисал-Ибрагим.
ТОВСТОНОГОВ. Двойное имя? Хорошо, садитесь, Фисал-Ибрагим. (Студентамрежиссерам.) Мне хотелось бы, чтоб каждый из вас ответил: что вам мечтается, мерещится в вашей профессии? В чем ее радость, в чем ее мука?.. Подумайте... Кто готов? (Варваре Ш.) Давайте начнем с вас, тем более вы — актриса, вам уже знаком аромат театра...
ВАРВАРА Ш. Да, я актриса, и мне действительно знакомо неповторимое чувство радости от ощущения общего дыхания зрительного зала, ради которого я и хочу заниматься этой профессией.
ТОВСТОНОГОВ. Но ваш ответ настораживает. Больше вы не сможете испытывать эту радость непосредственно, это удел актеров. А вот что привело вас в режиссуру? Мне это интересно знать. Тем более, что в актерской профессии у вас были интересные результаты, я знаю.
ВАРВАРА Ш. Попробую объяснить... В какой-то момент радость власти над залом исчезла. Когда я это почувствовала, поняла, мне стало труднее играть. Но это компенсировалось интересом к анализу материала, я стала кое-что подсказывать молодым артистам. А актерская профессия становилась мукой. В воздухе повисло: «Умничаешь? А зачем? Играй и все». А меня увлек процесс помощи актеру... Я знаю, можно радоваться власти над зрителем. Но меня интересует, как помочь обрести эту власть другим.
ТОВСТОНОГОВ. Благодарю, пожалуйста, кто готов?
РЕЙН Л. Играя в театре, я чувствовал, что каждый актер отдельно что-то передает, но ансамбль получается редко, чаще всего получаются части, но нет как это по-русски... м-м-м...
ТОВСТОНОГОВ. Целого?
РЕЙН Л. Да, целого. Я за театр, где присутствует целое, где актеры что-то говорят совместно с режиссером.
ТОВСТОНОГОВ. Спасибо. Кто следующий?
ВЛАДИМИР В. Для меня в театре главное — человеческие отношения, полнота общения, то есть проявление пcиxoлqгичecкиx сторон общения человека.
152
Товстоногов поблагодарил и просил, по мере готовности, высказываться.
СЕМЕН Г. Я хочу затронуть три аспекта. Первый аспект, о котором только что говорилось: трагедия, грозящая человечеству,
— разобщение. Люди разучились общаться. Достичь хоть какогото единства средствами театра — вот первая цель. Второе, что меня интересует, — столкновение с практической психологией. Третий — это профессиональный путь. В самодеятельности из двадцати человек, в лучшем случае, три заражены театром так,
как ты. Там нельзя добиться полного постижения глубины материала, единства взглядов, заинтересованности.
ГЕОРГИЙ Ч. Мне бы хотелось начать стихами нашего великого грузинского поэта. (Георгий прочел стихи, которые заканчивались фразой: «Так здравствуй же, жизнь прекрасная, с тобой я никогда не расстанусь!») Мне хочется средствами театра вскрывать важные проблемы, отражать важные вехи жизни. Создать творческий коллектив. Привлечь массу зрителей. Посильно вносить свою лепту.
ВЯЧЕСЛАВ Г. Работая актером, я всегда любил состояние присутствия замысла. И, как правило, мои взгляды не совпадали с мнением режиссера. У меня же недостаточно знаний и опыта, чтобы теоретически доказать свою правоту.
ЛАРИСА Ш. Меня эта профессия привлекает не только своей результативной стороной: созданием театра, выпуском спектаклей, но и изначальным процессом анализа произведения, когда берешь неизвестный текст в качестве исполняющего или разбирающего, и приходит первое понимание, первая проба, начинают возникать первые живые моменты. И второе: я считаю, что в самодеятельности не может быть искусства, так как там нет школы, нет настоящего труда. На мой взгляд, либо настоящий труд, либо все остальное за порогом.
ВАСИЛИЙ Б. Пока работал актером, меня не покидало ощущение, что мы часто занимаемся нечестным делом: выдаем чужие мысли за свои. Зритель же зачастую ходит в театр не потому, что не может жить без него, а потому, что это долг каждого культурного человека... Найти единство актеров, режиссера, всего коллектива и зрителей, где все дышат одним воздухом, — вот задача, которую я перед собой ставлю.
ГЕННАДИЙ Т. Меня интересует в театре осознанность бытия, через нее — организация бытия, и, наконец, направленность организации бытия... Круговую поруку добра, которая должна быть на земле среди людей, я бы хотел создать и на театре.
ФИСАЛ-ИБРАГИМ. Я люблю театр, так как искусство дает людям радость. Все.
ЮРИЙ Ш. Человек — существо сложное. Самое интересное в профессии режиссера — постижение психологии каждого персонажа пьесы. Психология многогранна, и, может быть, этот путь самый кропотливый и долгий. Когда я работал в театре, видимо, из-за недостатка времени или из-за режиссеров, которых не интересовал поиск психологической глубины, часто у меня, да и у других актеров вместо полноценного характера получался полуфабрикат. Мне бы хотелось стать, как говорят, «актерским режиссером».
ВАЛЕРИЙ Г. Я еще не могу сформулировать, почему мне необходим театр, режиссура. Меня переполняет интуитивное влечение. Сознание того, что я могу что-то свое предложить, придумать, при помощи ансамбля, всех театральных компонентов вызвать у зрителя определенные чувства. Вот что привело меня сюда.
ТОВСТОНОГОВ. Так, спасибо... Стало быть, каждый из вас выразил пусть не очень четко, но это и не важно на данном этапе, свою привязанность к большому искусству. А не задумывались ли вы, действительно ли искусство необходимо человеку? Если «да», то как это можно доказать? Интересно, что наряду с борьбой за существование — добыванием огня, изобретением
153
орудий труда, — человека на всем его пути развития изначально сопровождает потребность в искусстве: наскальные рисунки, ритуальные танцы. Ведь не было же так: человек ел, пил, охотился, а потом уже на радостях стал заниматься искусством? Эти процессы шли параллельно. Как вы разобьете прагматика, который будет говорить, что искусство — это развлечение? С его точки зрения, искусство может быть, а может не быть. Я знаю одного ученого. «Когда устаю, — говорит он,
— читаю детективы». Это, по его словам, отдых от научной работы. Развлечение. Как вы, люди, решившие посвятить себя искусству, разобьете этот тезис?
ЮРИЙ Ш. Разрешите мне? ТОВСТОНОГОВ. Пожалуйста.
ЮРИЙ Ш. Человек не может не чувствовать. Человек рождается, любит, боится, страдает, ненавидит, рушит, строит, и, как всякая мыслящая субстанция, пытается осознать свои чувства...
ТОВСТОНОГОВ. А какова цель?
ЮРИЙ Ш. Объяснить эти чувства, исследовать их, познать.
ТОВСТОНОГОВ. Но для этого есть наука: физиология, психология, медицина и т. д. Наука
исследует и научно обосновывает чувства с помощью точных фактов. При чем тут искусство? ЮРИЙ Ш. Но необходимо объяснить природу чувств!
ТОВСТОНОГОВ. Так наука и объяснит. ВЯЧЕСЛАВ Г. Разрешите? ТОВСТОНОГОВ. Пожалуйста.
ВЯЧЕСЛАВ Г. Если проанализировать жизнь великих личностей, посвятивших себя искусству, их творчество, хранимое памятью поколений, то можно увидеть — и это не случайно, — что среди них есть и такие, которые с успехом могли бы посвятить себя другой профессии...
ТОВСТОНОГОВ. Что это нам дает? Ваши рассуждения изначально нелогичны. Кстати говоря, учитесь мыслить логично, этого требует от вас будущая профессия. «Если, как вы сказали, эти выдающиеся личности могли посвятить себя другой профессии, значит, в искусстве они занимались напрасным трудом». Так ответит вам любой прагматик. И что вы доказали?
РЕЙН Л. Наука служит уму, а искусство воспитывает эмоции.
ТОВСТОНОГОВ. Давайте отложим в сторону вопрос соотношения науки и искусства. ВАРВАРА Ш. А для чего дикому человеку делать дырку в носу и вставлять туда кольцо? ТОВСТОНОГОВ. Да, действительно, для чего? И тяжело, и неудобно?!
ВАРВАРА Ш. А-а-а, а потому что красиво!
ТОВСТОНОГОВ. Ощущение красоты — это тяга к главной потребности. Какой? Вот вы докажите, что без искусства человек умрет, как без воды... Если бы человек отказался от искусства, он бы стал дикарем?
ВАЛЕРИЙ Г. Фашистов обычно называли дикарями, но ведь они любили искусство?! ТОВСТОНОГОВ. Дикари ли фашисты? По-моему, это упрощенное понимание. Так рисовали
их в шаржах КУКРЫНИКСы. Назвать фашистов дикарями — сказать, что это явление тривиально, элементарно. Но, действительно, это проблема, тут односложно ответить нельзя. Во-первых, искусство во времена фашизма деградировало. Прежде всего, идеологически. Во-вторых, человек — существо противоречивое. Фашизм в теории отрицал предыдущий опыт накопления культурных ценностей. Но, отрицая, он не всегда способен с ним сразу порвать. Фашизм на практике не отказывался от всего опыта прошлого, наоборот, там были знатоки и ценители живописи, музыки, кино, театра. И они придавали немалое значение искусству. Оно поощрялось, финансировалось. Другое дело, какому миропониманию оно служило?!
Итак, для чего искусство? Можно ли без него прожить? Какую потребность человека оно восполняет?
ГЕОРГИЙ Ч. В любой политической системе важнейшая функция искусства — воспитатель-
ная.
ТОВСТОНОГОВ. Да, с течением времени эта функция стала одной из важнейших, но в момент возникновения искусства она не существовала, появилась значительно позднее.
154
ЮРИЙ Ш. Искусство — основной двигатель прогресса...
ТОВСТОНОГОВ. А наука? ЮРИЙ Ш. Тоже.
ТОВСТОНОГОВ. При вашей постановке вопроса наука сильнее.
ВАЛЕРИЙ Г. Мне кажется, искусство надо разделить на утилитарное и искусство в самом высоком смысле этого слова. Вчера смотрел «Товарищ, верь!» Денег у меня не прибавилось, весь спектакль стоял, в зале душно. Кажется, ну, зачем мне это? Почему зрители ломятся на Любимова? Потому, что интересно! Как он поднимает ту или иную проблему? Какое находит решение? Как организует пространство? И завидуешь: «Я бы до такого не додумался!» С его стороны — самовыражение. С моей — познавательный процесс. Но, в отличие от утилитарного, это искусство не всем необходимо.
ТОВСТОНОГОВ. Процесс самовыражения и познавательный процесс есть свойства любого вида человеческой деятельности. Кто же из вас докажет необходимость искусства человеку?
ЛАРИСА Ш. Цель искусства — создавать то, чего нет в природе. ТОВСТОНОГОВ. А техники?..
ВЛАДИМИР В. Разрешите мне. Самое страшное для человека — одиночество. Главная человеческая потребность — общение. Ни что другое, кроме искусства, не может восполнить эту по-