ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 391
Скачиваний: 1
Формальные и содержательные тенденции... |
49 |
|
|
речь, лишенная логики бессодержательная речь (бредни, обмолв-
ка, оговорка и т. д.);
речевые акты, характеризуемые содержательно: зов, обращение (зов, оклик, окрик и т. д.);
приветствие (поздравление, приветствие и т. д.); прощение (извинение, прощение);
хвала, одобрение, благодарность (благодарность, восхваление,
дифирамб, комплимент, лесть, одобрение и т. д.);
просьба пожелание жалоба требование (апелляция, благослове-
ние, жалоба, завещание, мольба, просьба, ропот и т. д.);
согласие подтверждение (разрешение, согласие и т. д.); возражение отказ запрет (возражение, запрещение); обещание уверение соглашение (божба, договор, заверение, за-
рок, клятва, пари, посул и т. д.);
признание исповедь; совет наставление назидание уговоры (инструкция, консульта-
ция, наказ, напутствие, поучение, рекомендация, совет и т. д.):
предупреждение предсказание (предостережение, предсказа-
ние, предуведомление, прогноз и т. д.); толкование, объяснение (комментарий, объяснение, помета,
разъяснение, трактовка и т. д.);
порицание, обвинение, критика (взбучка, выговор, донос, заме-
чание, кляуза, нагоняй, нападки, нотация, неодобрение, об- винение, осуждение, попрек, приговор, придирка, проклятие, укор, упрек и т. д.);
злословие клевета угроза; шутка острословие насмешка (ирония, каламбур, колкость, на-
смешка, острота, сарказм и т. д.);
брань, грубая речь, сквернословие (брань, окрик, ругань, пара ла-
сковых и т. д.);
речь, характеризуемая по форме или по характеру ее течения речь, характеризуемая по форме (витийство, разглагольствова-
ние, фразерство);
речь, характеризуемая по звучанию:
речь ясная, членораздельная или громкая (возглас, выкрик) речь тихая, невнятная (бормотанье, лепет);
речь, выражающая эмоции, настроение (брюзжание, ворчание,
причитание, стон);
информация, речь, прикрепленная к официальной или специаль- ной сфере:
деловая речь: речь, обращенная к аудитории; оповещение, руча- тельство;
оповещение, ручательство (объявление, оповещение, ручатель- ство, уведомление);
50 |
Глава I. Лингвистика ХХ в.: от текста к жанру... |
|
|
информация, обращенная к массовому адресату вещание реклама
(передача, репортаж, хроника);
сообщение посредством современных информационных техноло- гий;
закодированная информация сигналы (пропуск, сигнализация); отсутствие информации неполная информация; недоговоренность намек уклончивая речь (аллегория, иносказание,
намек, недомолвка, обиняк, околичность, экивоки); (в общей сложности здесь представлено более 500 слов, являю-
щихся именами речевых жанров).
[Русский семантический словарь 2003: 279–313]
Не менее интересен «Системный семантический словарь рус- ского языка. Предикатная лексика» Л. М. Васильева (Уфа, 2005),
в котором выделяется тематическая группа «предикаты речи» (гла- голы и именные корреляты), в составе которой подгруппы:
характеризующие внешнюю сторону речи; характеризующие содержательную сторону речи; характеризующие коммуникативный аспект речи:
предикаты сообщения, предикаты обещания, предикаты совета,
предикаты объяснения (разъяснения), предикаты аргументирования;
предикаты общения (речевого взаимодействия): характеризующие разговор, беседу, характеризующие договор (соглашение), характеризующие спор (несогласие), характеризующие обсуждение чего-либо, характеризующие речевое и неречевое общение;
предикаты речевого контакта (вопросов и ответов): обозначающие вступление в речевой контакт (обращение кого-л. к кому-л.), обозначающие обращение с вопросом (вопрошание), обозначающие «отвечание»,
обозначающие ответ согласием или несогласием, предикаты речевого побуждения:
обозначающие приказания и требования, обозначающие поручения, обозначающие запрещение / разрешение, обозначающие просьбу, обозначающие приглашения и требования, обозначающие зов, призыв,
Формальные и содержательные тенденции... |
51 |
обозначающие речевую каузацию движения с каким-либо за- данием,
обозначающие побуждение к согласию на что-либо (на какиелибо действия, поступки);
предикаты эмоционального отношения, выражаемого речью: обозначающие речевую каузацию обиды унижением, обозначающие осуждение, обозначающие недовольство осуждающего, обозначающие опорочение, обозначающие речевой этикет,
предикаты речевой оценки (в общей сложности представлено более 2000 речевых слов).
[Васильев 2005: 284–332]
Здесь следует отметить следующее.
«Семантика речевого жанра» (как и «синтактика») представляет собой лингвистическую интерпретацию концепта речевого жанра М. М. Бахтина, но это не значит, что рассматривается сущностная близость языка и РЖ — просто для изучения РЖ используется та же методика, какая используется при изучении языковых единиц, — пре- имущественно это системно-структурная методика.
РЖ — диалогические явления — понимаются как модели инвариантно-вариантного типа и изучаются через призму синтагма- тических и парадигматических отношений системы. Рассматривается фактически один логико-интенциональный аспект РЖ, когда репер- туар речевых жанров приравнивается к исчислимому набору типи- ческих интенций говорящего. Остальные содержательные состав- ляющие жанрово организованного общения считаются гораздо менее существенными или вообще несущественными. Это редукционист- ский подход, издержки которого (применительно к изучению языка) отчетливо проявились и начали преодолеваться в постструктурализме последней трети ХХ в.
Такимобразом,дляданногонаправлениявцеломхарактерновесь- ма серьезное упрощение и обеднение концепта речевого жанра. На- пример, «тема РЖ» в лингвоцентрических исследованиях понимается обычно как просто предмет речи, тогда как у М. М. Бахтина, как уже говорилось, тема прагматична. Издержки лингвистической генристи- ки, опирающейся на положения теории речевых актов, можно пони- мать как недостаточную прагматичность. (Как ни парадоксально, этот недостаток в какой-то степени присущ и современной теории речевых
52 |
Глава I. Лингвистика ХХ в.: от текста к жанру... |
|
|
актов: как уже говорилось, излишнее увлечение моделями привело ее к схематизации и атомизму, потере диалога и собственно текста.)
Некоторые принципы и методы лингвистического изучения РЖ подвергаются переоценке, и сегодня найдется не так уж много сто- ронников данного направления.
Наиболее значительным альтернативным направлением ТРЖ, имеющим собственную концепцию РЖ, стало прагматическое на- правление.
1.3.2. Прагматическое изучение РЖ (жанроведение)
Данное направление исходит из диалогической природы РЖ и опирается уже не на одну статью М. М. Бахтина, а на его целостную диалогическую, культурологическую философию. Здесь подчеркива- ется оригинальный российский характер данного направления, поэто- му мы обозначаем его при помощи русского термина жанроведение. Прагматическое жанроведение во многом сложилось из преодоления недостатков лингвистического изучения РЖ, прежде всего моноло- гизации идеи РЖ, неизбежной при абсолютизации интенций говоря- щего. (Ср. полемическую направленность кандидатских диссертаций [Данилов 2001; Ярмаркина 2001] по отношению к «анкете речевого жанра» Т. В. Шмелевой.) Важно, что прагматика здесь не приравнива- ется к теории речевых актов — прагматика понимается скорее в тра- диционном значении как та часть семиотики, которая характеризуется «отношением знака к говорящему» (Ч. Пирс, Ч. Моррис) и где язык рассматривается не только в связи с «человеком говорящим», но и не- пременно в диалогическом контексте коммуникативной ситуации, а также — более широко — в контексте национально-речевой, социаль- ной, духовной культуры.
Следует отметить, что ТРЖ развивалась в общем русле лингви- стики ХХ в.: от лингвистических (по преимуществу системоцентри- ческих) описаний структуры жанров (последовательности языковых единиц в композиции жанра), от лексикологического описания семан- тики имен речевых жанров в языке → к изучению жанров как важней- шего фактора диалогического общения людей (см.: [Борисова 2001;
Кожина 1999а; 1999b; Макаров 1998]).
Предшествующие этапы развития ТРЖ исходили из главной роли адресанта речи (отсюда преимущественное внимание жанроведов к целям и интенциям, для чего совершенно логично было использова- ние методологии и терминологии теории речевых актов, в результате