ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 388
Скачиваний: 1
40 |
Глава I. Лингвистика ХХ в.: от текста к жанру... |
|
|
Теперь книга «Марксизм и философия языка», и прежде всего многие содержащиеся в ней идеи по речевым жанрам, осмысляются в общем контексте философских, филологических и лингвистических идей М. М. Бахтина.
Определенную роль в развитии жанроведческих идей в России сыграла статья Анны Вежбицкой «Genry mowy», опубликованная в 1983 г. на польском языке (в 1997 г. перевод этой статьи на русский язык вошел в первый выпуск сборника «Жанры речи»). В статье по- ставлена проблема соотношения речевых жанров и речевых актов, ко- торая впоследствии стала основой целого направления в российском жанроведении.
Можно составить обширный список жанроведов нового поко- ления, которые определяют сегодняший облик жанроведения. Эти ученые опираются на концепцию РЖ М. М. Бахтина и развивают ее: А. Вежбицкая, Ст. Гайда, Т. В. Шмелева, М. Ю. Федосюк, В. Е. Голь- дин, К. Ф. Седов, Т. В. Матвеева, Н. В. Орлова, В. А. Салимовский, А. Г. Баранов, И. Н. Борисова, К.А. Долинин, М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова и др. «Где-то здесь» надеется занять свое место и автор настоящей монографии.
Сейчас понятие РЖ относится к числу важнейших теоретических представлений прагмалингвистики, лингвистики текста, стили- стики, социолингвистики, психолингвистики, лингвокультуро-
логии (впрочем, следует отметить, что в каждом случае в понимание РЖ, как правило, вносятся свои коррективы).
В частности, понятие речевого жанра связывается с общими во-
просами коммуникативно-речевой компетенции, фреймовой ор-
ганизацией знаний [Минский 1979; Филлмор 1988; Дейк ван 1989]: когнитивные знания о РЖ организованы в концептуальные системы, которые в последнее время активно описываются в терминах фреймов [Борисова 2001; Баранов 1997; Маркова 2003].
Кроме того, понятие РЖ связывается с внутринациональными речевыми культурами (практическое владение набором основных РЖ считается существеннейшим аспектом речевой компетенции, а согласно В. Е. Гольдину и О. Б. Сиротининой, — каждой из шести «внутринациональных речевых культур» [Гольдин, Сиротинина 1993: Сиротинина 2003]), а также с понятиями языка социального стату- са (согласно В. И. Карасику, «владение речевым жанром есть одна из статусных характеристик личности» [Карасик 1992: 135]) и «хорошей речи».
Жанры речи и Бахтин |
41 |
|
|
Понятие «хорошей речи» чрезвычайно плодотворно для ритори- ки, а также собственно лингвистического осмысления речевых пра- вил и образцов. В коллективной монографии «Хорошая речь» под редакцией О. Б. Сиротининой и М. А. Кормилицыной отмечается, что владение жанрами, правильное использование их есть необходимая составляющая хорошей речи: « ... представление о “хорошей речи” в рамках нежестких ситуаций речевого общения связано с умением соблюдать общую тональность, задаваемую гипержанром, использо- вать разнообразные жанры речевого взаимодействия в рамках обще- го события, определяющего гипержанр, и, наконец, гибко применять тактики внутрижанровой интеракции в ходе развития коммуникации» [Хорошая речь 2001: 117]. РЖ РР являются средством ориентации в многообразии диалогических (передаваемых и принимаемых) ком- муникативных смыслов, участвуют в становлении коммуникативной компетенции языковой личности, при этом, как отмечают авторы кол- лективноймонографии«Хорошаяречь»,овладениежанровойсистем- ностью предшествует овладению языковой системностью [Там же].
ТРЖ продолжает активно развиваться: последовательно и весьма успешно осуществляются описание и систематизация речевых жан- ров, а также разработка специального метаязыка для описания РЖ. Исследуются различные аспекты речевых жанров, число их множится:
лингвистические аспекты РЖ [Балашова 2009; Дымарский 2009; Ле- вонтина 2009; Норман 2009], текстовые особенности РЖ [Борисова 2001; Матвеева 1996; Сибирякова 1997], стилистическиеаспектыРЖ
[Векшин2009;Кожина1999а,1999b;Орлова1997;Салимовский1999a, 2001, 2002а], психолингвистические аспекты РЖ [Седов 1999], культурологические аспекты РЖ [Балашова 2007; Вежбицка 1997;
Вежбицкая, Годдард 2002; Горбачева 2006, 2007; Карасик 1996, 2002; Привалова 2007; Рябцева 2007], речевые жанры и концепты [Алефи- ренко 2005; Дементьев, Фенина 2005; Никитина 2005; Слышкин 2004, 2005], речевые жанры и риторические жанры [Сиротинина 1999;
Анисимова 2000; Ярмаркина 2001], РЖ и педагогика [Горбач, Минее- ва2000;Ладыженская1986],РЖиистория[Балашова1997;Васильева 2001; Зотеева 2001; Матюхина 2004], РЖ и гендер [Горошко, Саенко 2005; Дементьев 2004b]. В современной ТРЖ намечаются тенденции к обобщению, создаются концепции, расширяющие понятие жанра, при- меняющие его не только к вербальной и невербальной коммуникации, не только к общему языковому существованию личности, но и к нацио- нальной и общечеловеческой культуре в целом. Так, закономерности жанровой организации речи рассматриваются в связи с общими зако-
42 |
Глава I. Лингвистика ХХ в.: от текста к жанру... |
|
|
нами коммуникативной и некоммуникативной деятельности [Гольдин 1997a; Салимовский 2000; Холквист 1997].
Исследователи активно изучают самые разнообразные жанры. Увлечение идеями ТРЖ приводит к тому, что в терминологии ТРЖ на- чинают объяснять все новые, неожиданные явления. Так, К. Ф. Седов считает речевым жанром болтовню [1999], В. И. Шаховский — ложь (вранье) [2005], С. Деннингхаус — притворство [1999], Е. Н. Галички- на — NetMail (компьютерная сетевая почта, используемая для обмена личнымисообщениями)[1998],М.Л.Макаров—такиевидыэлектрон- ной коммуникации, как чат (chat), электронная почта (E-mail), ICQ («I SeekYou»илипростоаська)[2005],И.Г.Дьячкова—порицание[2000],
О.В.Коротеева—дефинирование(способустановленияилиуточнения связи языкового выражения с тем, что оно обозначает как знак языка) [1998], Ж. В. Милованова — фатику и эвристику [1998].
В таких исследованиях жанр часто понимается по-разному. Как уже говорилось, даже в пределах одного тематического сборника «Жанры речи» оказались представлены существенно различающиеся концепции жанра.
С конца 80-х г. российское жанроведение уже пережило ряд эта- пов в своем развитии, динамику которого можно кратко охарактеризо- вать следующим образом: если на первом этапе (конец 80-х — начало 90-х г.) речевые жанры изучались на основе методики и терминологии теории речевых актов, то второй этап состоял в основном в преодо- лении недостатков и издержек первого этапа.
Сейчас, как представляется, ТРЖ переживает новый этап. Он связан, во-первых, с преодолением разрыва между двумя предше- ствующими направлениями — разрыва искусственного по своей сути, — во-вторых, с новым осмыслением ряда идей Бахтина, ранее не востребованных («вперед» в жанроведении часто означает «назад к Бахтину»), например в современном жанроведении становится осо- бенно актуальным построение типологии первичных и вторичных жанров и изучение жанров, различающихся степенью жесткости ком- позиции; в-третьих, с постановкой ряда новых проблем, например изучение жанров и языка как двух альтернативных типов коммуника- тивной системности (прежде всего символических коммуникативных систем), изучение жанров в связи с противопоставлением и взаимо- проникновением языка и речи, в связи с историей, культурологией, риторикой, педагогикой. Использование достижений современной ТРЖ оказывается очень эффективным при типологизации единиц диалога на основе коммуникативных смыслов.
Формальные и содержательные тенденции... |
43 |
Все эти моменты мы хотели бы осветить подробнее.
Вначале мы предлагаем рассмотреть два наиболее развитых на данный момент направления ТРЖ: лингвистическое изучение РЖ, или генристику, и прагматическое изучение РЖ, или жанроведение. Далее охарактеризуем представляющиеся нам важнейшими основные тенденции сегодняшнего этапа развития ТРЖ.
1.3. Формальные и содержательные тенденции в теории речевых жанров
1.3.1. Лингвистическое изучение РЖ (генристика)
Лингвистическое изучение РЖ, или генристика, исходит из интен- ций говорящего, при этом опирается на разработанную методологию и терминологию теории речевых актов. Отметим, что многие исследо- вателисчитаюттеориюречевыхактовзападныманалогомотечествен- ной теории речевых жанров [Вежбицка 1997: 108; Кожина 1999а; Фе-
досюк 1997a: 105–108; Шмелева 1997: 92; Dönninghaus 2001: 74–77;
Деннингхаус 2002], поэтому нами и избран для обозначения данного направления нерусский термин генристика.
Специфику данного аспекта можно выявить, если представить развитие ТРЖ в семиотической парадигме «семантика — синтакти- ка — прагматика». «Лингвоцентрическая» традиция достаточно убе- дительно может быть охарактеризована либо как по преимуществу семантика, либо как синтактика.
Синтактика речевого жанра изучена в наибольшей степени. Именно «композиция РЖ» (согласно М. М. Бахтину, определенные типы построения целого, типы его завершения, типы отношения го- ворящего к другим участникам речевого общения [Бахтин 1996: 179]) традиционно считалась важнейшим аспектом высказывания. Как из- вестно, композицию РЖ М. М. Бахтин понимал как монологическую,
хотя и пронизанную диалогическими обертонами [Там же: 196–197]. Уже его последователи, развивая идею «вечного диалога», стали рас- сматривать РЖ как тип текстов, прежде всего диалогических, струк- турным элементом которых выступает речевой акт (первичный РЖ).
К «синтактике РЖ» следует отнести и поставленную еще М. М. Бахтиным проблему взаимодействия друг с другом отдельных жанров в речевой цепи. Жанры речи, согласно Бахтину, являются ти- пическими формами высказываний, которые являются отдельными