Файл: dementev_v_v_teoriya_rechevyh_zhanrov.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 399

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Центры и школы изучения речевых жанров

71

 

 

Белозерова Е. В. Реклама как жанровый метаконцепт (на материале со- временной русской лингвокультуры) (2007).

Соловьева А. А. Речевой жанр «совет» в разных типах дискурса (на мате- риале современного английского языка) (2007).

Андреева И. В. Опровержение в институциональном дискурсе (2008). Гончаренко Н. В. Суггестивные характеристики медицинского дискурса

(2008).

Егорова И. Ю. Акцентирование в рекламном интернет-дискурсе (2008). Истомина А. Е. Фельетон как жанр политического дискурса (2008). Романова О. Н. Лингвосемиотическая стереотипизация персонажей в ки-

нотексте молодежной комедии (2008).

Рудова Ю. В. Жанровый статус медицинского буклета (2008).

Следует отметить, что с достижениями волгоградского жанрове- дения (конечно, не только его) ученые в России знакомы благодаря интересным и содержательным серийным сборникам научных работ «Языковая личность», «Аксиологическая лингвистика», «Человек в коммуникации», выходящим под ред. В. И. Карасика, В. И. Ша- ховского, Е. И. Шейгал, а также Н. Н. Красавского, Г. Г. Слышкина, А. В. Олянича и других в Волгограде с начала 80-х г.

1.4.3. Другие центры (Пермь, Екатеринбург, Орел, Воронеж, Новосибирск, Иркутск)3

«Функционально-стилистическое жанроведение» (Пермь)

ОченьзначительнымнаправлениемвизученииРЖявляетсяПерм- ская функционально-стилистическая школа. Данная школа имеет

3 Необходимо подчеркнуть, что, не включая в этот список центров Мо- скву, автор руководствовался не «провинциальным высокомерием» — так, многие исследователи, чрезвычайно существенно обогатившие ТРЖ, мо- сквичи (Н. Д. Арутюнова, М. Ю. Федосюк, Е. А. Земская, М. В. Китайго- родская, Н. Н. Розанова, Н. И. Формановская, В. М. Алпатов, С. И. Гиндин, Т. В. Крылова, М.Я. Гловинская, Е. Я. и А. Д. Шмелевы) или непосредственно связаны с Москвой (Т. В. Шмелева, О. П. Ермакова), однако деятельность на- званных ученых очень трудно было бы охарактеризовать как какое-то единое направление — скорее можно говорить о целом ряде направлений или школ. Теоретические положения и исследования отдельных жанров / групп жанров, осуществленные многими из названных ученых, были уже рассмотрены в на- стоящей историографической главе или будут представлены в последующих главах монографии.


72

Глава I. Лингвистика ХХ в.: от текста к жанру...

 

 

давние традиции функционально-стилистического изучения текстов научной речи. У истоков Пермской школы стоят такие выдающиеся лингвисты, как М. Н. Кожина и, увы, уже умершие Л. Н. Мурзин, В. В. Сахарный, А. С. Штерн.

Значительное воздействие на исследования пермских жанроведов оказали идеи Владимира Барнета, который в восьмидесятые годы ак- тивно сотрудничал с данной лингвистической школой.

В настоящее время в Перми действует одна из наиболее активных школпоизучениюречевыхжанров—функционально-стилистическое жанроведение. Во главе этой школы сегодня стоят такие яркие ис- следователи, как М. Н. Кожина, В. А. Салимовский, М. П. Котюрова, Т. И. Ерофеева, Л. Р. Дускаева и др.

Большую роль в развитии и распространении жанроведческих идей, как и идей в области анализа текста и дискурса, а также обще- лингвистических знаний, сыграл целый ряд серийных изданий, ши- роко известных в России и за ее пределами уже на протяжении пяти десятков лет, — «Функциональная стилистика», «Деривация в рече- вой деятельности», «Стереотипность и творчество в тексте», «Я и “другой”в пространстве текста».

Концептуально функционально-стилистическое жанроведение опирается на изучение речевых жанров через теоретическую призму и накопленные теоретические и методологические достижения функ- циональной стилистики. В целом на первый план выходит общетеоре- тическая проблема соотношения понятий «речевой жанр» и «(функ- циональный) стиль».

Данная проблема будет подробно рассмотрена в следующей главе, посвященной разным типам речевой системности.

Диссертации, защищенные по жанрам речи в Перми4.

Кандидатские:

Ширинкина М. А. Вторичный деловой текст и его жанровые разновид-

ности (2001).

Луковникова О. Ю. Объяснение в научной и эстетической сферах функ- ционирования языка (2006).

Кудлаева А. Н. Типы текстов в структуре дискурса (2006).

4 Автор благодарен В. А. Салимовскому, который в 2005–2007 гг. рабо- тал ученым секретарем диссертационного совета Д 212.189.11 и предоставил автору эту информацию о диссертациях, защищенных в данном совете.


Центры и школы изучения речевых жанров

73

 

 

Пузикова З. Г. Функционально-стилевые варианты доказательства в рус- ском литературном языке начала XXI в. (2007).

Кыркунова Л. Г. Официально-деловые тексты в аспекте функциональносмысловых типов речи (2007).

Имшинецкая И. А. Речевой стиль коммерческой рекламы в его жанровых разновидностях (2007).

Причисляем к Пермской школе и докторские диссертации, выпол- ненные в Перми и защищенные в других городах, — В. А. Салимов- ского (защищена в Екатеринбурге в 2002 г.) и Л. Р. Дускаевой (защи- щена в Санкт-Петербурге в 2004 г.).

Изучение речевых жанров в Орле5

С2001 г. на базе Орловского государственного института ис- кусств и культуры работает научное направление «Типологические и жанровые особенности научного и медийного текста» под руковод- ствомА. Г.Пастухова.Врамкахэтогонаучногоколлектива былиобъ- единены ученые различных вузов Орла, работающие в направлении жанрово-типологических исследований. В центре внимания изуче- ния речевых жанров в Орле находятся жанровые характеристики на- учного и медийного дискурсов, механизмы жанрово-стилистической дифференциации текстов. Особое внимание уделяется изучению текстовых категорий, разработке критериев описания различных речевых жанров и типов текста. С этой целью в качестве методики исследования применяется создание корпусов различной тематиче- ской и стилистической направленности и объема. Ведется работа по упорядочению терминологии подъязыков науки и техники, созданию двуязычных учебных словарей и глоссариев. Жанроведческая на- правленность заключается также в определении механизмов прагма- тического влияния в рекламной и медийной практике на материале русского и иностранных языков. При этом особый акцент делается на изучении сравнительных и жанровых особенностей перевода и взаимодействия культур.

С2004 г. издается межвузовский сборник научных трудов «Жан- ры и типы текста в научном и медийном дискурсе», в формировании которого приняли участвие ученые из Орла, Волгограда, Нальчи- ка, Санкт-Петербурга, Воронежа, занимающиеся проблемами тек- стов и дискурсов, феноменов массовой коммуникации, жанровых форм в науке и медиа. Здесь опубликованы результаты жанрово-

5 Автор благодарен А. Г. Пастухову за предоставленную ценную инфор- мацию.


74

Глава I. Лингвистика ХХ в.: от текста к жанру...

 

 

типологических исследований ученых из Украины, Беларуси, Казах- стана, Австрии, Румынии, Нигерии, Австралии, Тайваня, Германии, Испании, Швейцарии, США. Для удобства пользователей данная серия имеет электронную пользовательскую версию, распространяе- мую наряду с бумажной6.

С2003г. накафедреиностранных языковработает постояннодей- ствующий межкафедральный семинар для молодых ученых «Жанро- вая стилистика научного и медийного текста». В рамках семинара об- суждаются ход выполнения диссертационных исследований, новые публикации по проблематике, связанной с темами работ аспирантов и соискателей, отзывы на авторефераты диссертаций и т. д.

Российские жанроведы хорошо знакомы с работами исследовате- лей из Екатеринбурга — прежде всего это работы Н. А. Купиной и Т.В.Матвеевойиихучеников(И.Н.Борисова,И.Т.Вепрева,С.Ю.Да- нилов, Я. Т. Рытникова, И. Г. Сибирякова, И. В. Шалина и др.). Данное направление жанроведения отмечено особым вниманием к проблемам разговорного диалогического текста, при этом опирается на обширные фонды собственных записей РР (некоторые из них опубликованы) и обогатило как жанроведение, так и лингвистику речи целым рядом пионерских работ, например, по проблемам тематической структуры разговорных текстов, речевой агрессии, «тоталитарного языка».

В этой связи нельзя не отметить регулярные публикации, посвя- щенные жанрам политического дискурса, в международном журнале «Политическаялингвистика», выходящем в Екатеринбурге под ред. А. П. Чудинова.

Жанрами речи занимаются в Воронежском государственном уни- верситете — к наиболее активным воронежским жанроведам можно отнести И. А. Стернина, В. Б. Кашкина, Н. А. Лемяскину.

Следует отметить журнал «Критика и семиотика», выходящий в Новосибирске под ред. И. В. Силантьева, — журнал собрал многих авторов из разных городов России и из других стран, которых объеди- няет общий интерес к семиотике культуры и теории литературы. Ряд публикаций посвящены проблемам жанра7.

Жанры речи становились объектом исследований по дискурсу в Иркутске — прежде всего это работы профессоров Иркутского го-

6Подробно о содержании сборника см. информацию на сайте: http:// www.ogiik.orel.ru/kaf14.html.

7Информацию о содержании журнала см. на сайте http://www.nsu.ru/ education/virtual/cs.htm.


Центры и школы изучения речевых жанров

75

 

 

сударственного лингвистического университета А. М. Каплуненко, С. Н. Плотниковой, а также А. В. Кравченко и их учеников (как и кол- леги из Волгограда, практически все они являются англистами).

Вероятно, есть некоторая тенденция, состоящая в том, чтобы именно англисты, изучающие дискурс, в большей степени тяготели к идеям М. М. Бахтина (не потому ли, что идеи Бахтина более по- пулярны в англоязычных странах, чем, например, в Германии?), а германисты-«немцы» — к западным «альтернативным» школам, в частности немецкому понятию «Textsorten» (ср. исследования под рук. Н.С. Бабенко в Институте языкознания РАН, в Санкт-Петербурге под руководством В. Е. Чернявской; кроме того, нельзя не отметить периодический сборник «Дискурс и стиль», выходящий в Петербурге под редакцией последней).

Здесь следует упомянуть еще одно направление в изучении РЖ — так называемую когнитивную генристику, в основном разрабаты- ваемую учеными из Саратова и Волгограда (и некоторыми близки- ми по духу к данным центрам учеными из других городов, например Е. Н. Горбачевой). В целом, поскольку данное направление еще толь- ко складывается, буквально на наших глазах (кстати, в соответствии с наиболее актуальными в современной лингвистике содержательны- ми, когнитивными, концептологическими, лингвокультурологически- ми тенденциями), а основные достижения данного направления, по всей видимости, следует искать в будущем, мы рассматриваем его в главе V, посвященной именно перспективам ТРЖ.

В целом же, по нашему убеждению, перипетии истории науки не способны сменить магистральную проблематику жанроведения и главные его задачи. Даже при пунктирном выделении линий развития ТРЖ намечается несколько проблем, которые, по-видимому, следу- ет считать действительно важнейшими и вечными, — структура РЖ (при более широком рассмотрении — место речевого жанра в систем- ной организации речи) и типология РЖ.

Им будут посвящены последующие главы монографии.

ГЛАВА II

Место жанра в речевой системности

2.0. Постановка проблемы

Поставленная в названии главы проблема, естественно, не нова. Категория речевой системы введена в лингвистическую теорию, повидимому, даже раньше, чем Ф. де Соссюр начал утверждать, что на оси времени (т. е. в речи) нет системы [Соссюр 1977: 113]1. Вслед за авторами коллективной монографии «Общение. Текст. Выска- зывание» (1989) мы понимаем структурирование как «выражение некоторой упорядоченности, соответствующей коммуникативной деятельности, эксплицируемой как постоянные или же закономерно варьируемые качества текстов» [ОТВ 1989: 57]. Понятие жанра всег- да занимало в лингвистических концепциях речевой системы важное место.

Будучиключевойдлясобственнолингвистическогоизученияжан- ров, данная проблема не только не решена, но и имеет многолетний отрицательный опыт, сложившийся из неудач и даже случаев отказа от дальнейшего изучения того, что в этом отношении нередко каза- лось полностью лишенным системы хаосом.

Главными препятствиями на пути к «настоящему лингвисти- ческому изучению» жанров, безусловно, стали многообразие жан- ров и их вариативность. Даже если представить, что кем-то будет составлен полный список РЖ, при любой попытке применить его к речежанровому многообразию на практике такой список будет немедленно сведен на нет громадным числом незначительных и очень значительных отклонений от «стандарта», авторской и «слу- шательской» непредсказуемостью, личностной окраской и субъек- тивной волей, участием самых разнообразных и тоже непредска- зуемых компонентов ситуации общения. Забегая несколько вперед, подчеркнем, что неоднократно отмечаемая многими лингвистами-

1В. А. Салимовский связывает первое использование данной категории

влингвистике с работами Г. О. Винокура (1990 [1923]; 1929), изложившего свою концепцию соотношения языка и речи (и вытекающее из нее понима- ние предмета стилистики и поэтики) тоже в связи с интерпретацией «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра [Салимовский 2002a: 44].