ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 480
Скачиваний: 1
Внутренняя классификация и отдельные типы речевых жанров 229
ственного для подобной ситуации; Шукшин постоянно подчеркивает ощущение фальши и то, что Володе стыдно: он чувствует, что такое общение не только неестественно, фальшиво, но и глупо (с глупой трескотней; вопросы очень нелепые):
—Володя... Ой, здравствуй!
—Хелло! — воскликнул Володя. И сделал вид, что очень-очень удивился, и остро почувствовал свою фальшь и это «хелло», и наи- гранное удивление. От этого вопросы дальше возникли очень неле- пые: «Каким ветром? Откуда? Куда?»
—Как?.. На каникулы.
—А-а, ну да. Ну и как? На сколько? — Володя до боли ощущал свою нелепость, растерянность и суетился еще больше: почему-то страшно было замолчать и не фальшивить дальше. — До сентября? Или до октября?
Девушка, как видим, готова принять предложенную тональность
(очень притворно удивилась девушка), также весьма слабо и неопре-
деленно представляя себе ее цель (во имя современных раскованных отношений):
Девушка — это было видно по ее глазам — отметила, сколь из- менился с недавней поры ее земляк. Но странно, что и она не сказала в простоте: «Да ты что, Володя! Я тоже еду на каникулы, как и ты», а сразу подхватила эту показную вольную манеру.
— Не знаю, как нынче будет. А вы? Вам сказали или тоже на бум-бум едете?
Володе сделалось немного легче оттого, что девушка не осадила его с глупой трескотней, а готова даже сама поглупеть во имя со- временных раскованных отношений.
По сути, единственное, что Володя знает о правилах ведения дан- ного жанра, — это то, что жанр косвенный: ничего нельзя говорить «в простоте», однако данное требование он не выдерживает после- довательно, в то же время весьма слабо представляя, для чего служат подобные речи вообще и к чему может привести их такой разговор в данном конкретном случае, что хорошо становится видно из их по- следующих реплик:
—А как отдыхаете дома летом? Чем занимаетесь?
—Да чем... За ягодами ходим... — Девушка спохватилась, что, пожалуй, это банально «за ягодами». — Вообще скучно.
230ГЛАВА III. Классификация речевых жанров
—Скооперируемся? — навернул Володя. — А то я тоже с тоски загибаюсь. Нас же разделяет всего... четырнадцать километров, да? Сядем на велики...
—Давайте, — легко согласилась девушка. — У нас тоже моло- дежи нету. Подруги кое-какие остались, но... Знаете, вот были под- ругами, да? Потом вдруг что-то — раз! — и отношения портятся. Вот так, знаете, обвально.
Интересно, что на представления о «светском» общении обоих накладываются нормы формального/официального общения, что в целом было характерно для представителей невысокой речевой куль- туры советского периода (канцелярит): нас разделяет четырнадцать километров; У вас стабильное положение; Вот так, знаете, обваль- но; поддерживали приятельские отношения; скооперируемся; как мы будем бороться со скукой?; естественно; Володе нравилось слово
«естественно». В то же время есть попытки говорить ярко, образно,
нестандартно (пронюхали; обзавестись справками в родимых колхо- зах; Не спится юному ковбою, вернее, так: не спится лысому ков- бою), попытки экспрессии (Ой, здравствуй!; тоже на бум-бум едете; Знаете, вот были подругами, да? Потом вдруг что-то — раз! — и
отношения портятся). Это четко осознаваемое ощущение необходи- мости неестественной, нехарактерной для данной ситуации общения дистанции, какую и создает официальность, как и необходимость го- ворить ярко, необычно, также является частью общего представления
окосвенности общения.
—Это вполне понятно, — сказал Володя. — Этого надо было ожидать. Это — один к одному.
—Но почему? — очень притворно удивилась девушка.
—Разошлись дороги... И разошлись, как в море корабли. — Воло- дя посмеялся и стряхнул пепел в алюминиевую неудобную пепельницу внизу. — Это так же естественно, как естественно, что у человека две ноги, две руки и одно сердце. — Володя вспомнил, что он медик.
И девушка тоже вспомнила, что он медик.
—Ой, а трудно в медицинском, а?
Володя снисходительно посмеялся.
—Почему? Нет, отсев, естественно, происходит... — Володе нравилось слово «естественно». — Нас на первом курсе повели в анатомичку, одна девушка увидела жмуриков и говорит: «Ах, дер- жите меня!» И повалилась...
—В обморок?
Внутренняя классификация и отдельные типы речевых жанров 231
—Да. Ну, естественно, это уже не врач. В фармацевты.
—Обидно, наверно, да?
Полное отсутствие актуальной темы при необходимости все вре- мя говорить (и говорить как можно более осмысленно, «умно») при- водит к тому, что оба рады любой, самой малой помощи — в виде случайно возникшей известной темы. Шукшин, конечно, с иронией показывает, что Володя вспомнил, что он медик, после замечания, что
у человека две ноги, две руки и одно сердце. Тем не менее возникшая темапредоставляетВолодедополнительнуювозможностьсказатьеще что-то «умное» — по сути, конечно, это все не что иное, как профес- сиональная лексика и профессиональный жаргон (отсев происходит;
ванатомичку; увидела жмуриков; в фармацевты; я же географичка),
которые также характерны для формальных сфер общения, а исполь- зование их в ситуации неофициального непосредственного общения также воспринимается как уместное, потому что означает так необхо- димую ребятам косвенность.
Стремление продемонстрировать «культурность», общее разви- тие проявляются не только в свободном владении косвенными сред- ствами речи и не только в профессиональной компетентности, но и
внеобходимости поговорить о литературе, продемонстрировав здесь и то и другое. При этом Шукшин вновь подчеркивает, насколько не- искренними и неестественными (и обременительными) для ребят являются эти литературные «салонные» разговоры (показушный ве-
ликий голод; ему совсем хорошо стало, когда свалили этих Камю, Брэдбери):
—А у вас клуб в деревне открыли?
—Кинотеатр. В прошлом году. Я как-то пошел посмотреть какую-то картину, половины слов не понял — бубнеж какой-то: бу- бу-бу... Я ушел. Хуже, что библиотеки доброй нет. У вас хорошая библиотека?
—Да нет, тоже... Я везу кое-что с собой.
—Ой, что, а?! — выдал Володя показушный великий голод.
—«Путешествия Христофора Колумба». Это, знаете, дневни-
ки, письма, документы... Я же географичка.
—Так. Еще?
—Еще кое-что... А у вас есть что-нибудь?
—У меня кое-что специальное тоже... «Записки врача» этого... Как его, врач тоже был...
—Чехов?
232ГЛАВА III. Классификация речевых жанров
—Нет, но они, кажется, поддерживали приятельские отношения. Вот вылетела фамилия. А Брэдбери у вас ничего нету?
—Нет. А вы любите читать про медиков?
—Да нет... Любопытно бывает, если не туфта полная. А Камю ни- чего нет?
—Нет, нету.
Обращает на себя внимание еще и такое явление, как очень боль- шая доля неопределенных выражений в общении (вообще скучно;
подруги кое-какие остались; Я везу кое-что с собой; еще кое-что...
а у вас есть что-нибудь? У меня кое-что специальное тоже... «За- писки врача» этого... как его, врач тоже был...; общими усилиями как-нибудь...); иногда чрезмерное и совершенно неуместное ис- пользование неопределенных дейктических средств изображается Шукшиным утрированно, с иронией (Я как-то пошел посмотреть какую-то картину, половины слов не понял — бубнеж какой-то: бу-
бу-бу... я ушел). Огромное количество таких средств особенно замет- но к середине разговора. С одной стороны, это является следствием того, что ребята, в общем, слабо владеют речью, не справляются с коммуникативными ролями участников small talk, что им нечего сказать, а нужно, они это чувствуют, сказать что-то значительное, интересное. С другой стороны, ребята, по-видимому, используют неопределенные средства сознательно, поскольку стесняются гово- рить о точных и хорошо знакомых им, но каких-то неизящных под- робностях своей деревенской жизни (Девушка спохватилась, что,
пожалуй, это банально — за ягодами). Кроме того, неопределен-
ность вполне естественно ассоциируется у них с так необходимой косвенностью.
Такую неопределенность даже трудно выдерживать до конца: в
реплике У нас со второго курса нынче ушла одна. Но она просто пе- ревелась, у нее просто отец военный, его куда-то перевели девушка не выдержала неопределенности и уточнила свою фразу: его куда-то перевели. Во Владивосток.
Далее разговор стремительно развивается в направлении, не из- вестном (и потому страшноватом) для Володи и девушки, и уже со- всем не в направлении, задаваемом правилами small talk:
— Ну, так как мы будем бороться со скукой? — весело спросил Володя. — Как вы себе это представляете? — Ему совсем хорошо стало, когда свалили этих Камю, Брэдбери...