Файл: dementev_v_v_teoriya_rechevyh_zhanrov.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 470

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

276

ГЛАВА IV. Жанроведение в XXI в.

 

 

По мнению Е. И. Горошко, для разграничения интернет-жанров важны такие параметры, как: 1) гипертекстуальность (способ про- чтения текста и характер гиперссылок); 2) возможность создания креолизированных текстов (аудиовизуальных текстовых элементов)

иинтенсивность использования мультимедиа; 3) интерактивность среды, которая зачастую приводит как к гибридизации жанров, так и к усилению степени полижанровости; 4) временной параметр пере- дачи информации или синхронность/асинхронность коммуникации;

5)частота обновления информации; 6) адресат электронного текста (личное или публичное общение); 7) автор текста (особенности язы- ковой личности, множественность или единственность авторства электронного текста, коммуникативные цели); 8) география Интерне- та [Горошко 2007]. Все интернет-жанры исследовательница предла- гает представлять с помощью пяти континуумов (шкал), которые при определенных обстоятельствах могут накладываться друг на друга: синхронность / асинхронность передачи информации; частота обнов- ления информации; уровень использования возможностей мульти- медийной среды; адресность (от индивидуальной до массовой); ав- торство (индивидуальное — коллективное) [Горошко 2007; Горошко, Саенко 2006].

Вцелом основной теоретический аппарат работ по интернетжанроведению, по всей видимости, еще не вполне сложился, что наиболее отчетливо проявляется в разнообразии терминологии (см. обзоры в: [Горошко 2007; Макаров 2005]). Кроме того, как отмечает Е. И. Горошко, «остаются открытыми также вопросы о соотношении бумажных и дигитальных жанров ... Остаются до конца нерешен- ными вопросы о построении системы классификационных критериев для описания всего жанрового разнообразия Сети, отсутствует четкое

инепротиворечивое определение того, что, собственно, являет собой дигитальный жанр» [Горошко 2007: 372].

Вто же время, по нашему мнению, многих противоречий можно избежать, если воспользоваться концепцией М. М. Бахтина.

Как мы уже говорили (§ 3.2), М. М. Бахтин заложил удобную и эф- фективнуютеоретическуюосновудляадекватногоосмысленияновых речевых явлений — понятие вторичного речевого жанра (хотя специфика самой коммуникации и метаязык описания в каждом конкретном случае, естественно, будут несколько различаться).


Речевые жанры новых сфер общения

277

 

 

Приведем два примера — один взят из рубрики «Послания» газе- ты бесплатных объявлений, другой — из интернета. Мы полагаем, что данные тексты представляют собой вторичные РЖ, складывающиеся или уже сложившиеся на базе различных разновидностей традицион- ных жанров.

(1)Жители домов 5 и 6а пр. Строителей! Неужели вы не слыша- ли музыки 29 июля в 22 часа? Никто не вышел на балкон послушать,

ая включила ее специально для вас на полную громкость, поставив колонку к окну. Я хотела сделать вам приятное. Это самая большая публичная акция, на которую я способна. Инкогнито.

(2)может это мое очередное проявление моего проклятия....

оказываться одному наедине с собой и нотебукой в тот момент когда так хочется поговорить пообщаться... выяснить чье то мне- ние... вспоминаются классные дебаты в некой 35-й квартире по раз- ным поводам... и пусть временами эти дебаты чуть не доходили до драки... но это были обалденные дебаты... как же их не хватает теперь... и тех людей кто в них участвовал вдвойне... хочется дика весь вечер поговорить... пообщаться в рельной жисти пообщать- ся... не буквами со смайлами вперемешку... а просто голосом... когда ты его внемлешь ушами а он тебя... думать и говорить... не думать и говорить... просто говорить... и немного философствовать... ан нет млять сцуко общайся снотебукой... жманай пипки и чепятай всякую хуYню... заеYало...

> Максим, по-моему Вы любите подобные проекты. Поддержи- те товарища?

> а не пошел бы он на хуY с такими мудацкими проектами.

> А я нахуY никому не нужен, ни в реальной жизни ни в ЖЖ. И мне похуY!

> маленький человечек натягивает одеяло на голову. он хочет, чтоб его любили.

> маленьким человечекам всегда пять лет

Первое, что бросается в глаза, — гибридно сть данных тек- стов (если это вообще тексты).

С одной стороны, обнаруживается несомненная связь с типами и жанрами текстов, хорошо известными, широко распространенными и относительно хорошо изученными, — объявление, личная перепи-

ска, деловая переписка, дискуссия, болтовня... Эти жанровые модели,

несомненно, проясняют отдельные стороны рассматриваемых приме- ров.


278ГЛАВА IV. Жанроведение в XXI в.

Сдругой стороны, ни с одним из этих типов и жанров текстов приведенные примеры не совпадают полностью. Отдельные признаки названных (и, вероятно, других) жанров в них перемешаны не очень ясным образом. Их объяснение в соответствии только с правилами и нормами какого-то одного из названных жанров будет очевидно недо- статочно.

Врассматриваемых речевых произведениях сочетаются черты устной и письменной речи (первый пример, взятый из газеты, больше похож на традиционные письменные тексты — возможно, он стал та- ким в результате правки со стороны редакции), монолога и диалога, общения персонального и публичного, фатического и информативно- го, бытового и бытийного, наконец, общения с хорошо знакомыми и малознакомыми собеседниками.

Использование для изучения «текстов» такого типа бахтинской идеи первичных и вторичных речевых жанров может дать, думается, очень много.

В частности, данная идея хорошо вписывается в парадигму совре- менных «техногенных» сфер коммуникации, где непосредственный собеседник заменяется виртуальным партнером (в блогах, форумах, чатах).

Ср. статью Н. Б. Рогачевой [Рогачева 2009]. Исследователь- ница пытается решить проблему первичных и вторичных РЖ (по М. М. Бахтину) с точки зрения языка и стиля одного из интернетжанров — блога, сравнивая его с жанрами, которые предположи- тельно можно рассматривать как первичные по отношению к нему: обычный дневник («бумажный», который пишется для себя) и лич- ная переписка. Сравнение осуществляется по параметрам: наличие элементов диалогичности;репертуариспользуемыхжанров / субжан- ров; использование сокращенного или развернутого кода; тематиче- ское разнообразие и характер связей между темами; степень креатив- ности или стереотипности текста.

Думается, именно идея первичных и вторичных жанров позволяет адекватно объяснить тот феномен, который на протяжении последних 10–15 лет так интересует лингвистов, социологов, писателей, отра- жен в художественных произведениях (фантастических, например в цикле романов С. Лукьяненко «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала», и вполне реалистических, например в циклах «поколенче- ских» романов В. Пелевина) и фильмах — потерю ре а льно -


Речевые жанры новых сфер общения

279

 

 

с т и. Конечно, потеря реальности оборачивается обретением новой реальности, по-своему не менее интересной, сложной и живой, чем реальность обыкновенная, при этом разительно от нее отличающейся. Развлечение становится доминирующей целью при общении в Интер- нете, степень межличностной близости и общности апперцепционной базы значительно переосмысляется и (если не говорить о случаях, когда основное общение и связи людей находятся вне интернета — а это не самый распространенный и не самый «чистый» тип Интернетобщения) приобретает совершенно специфический характер, по- скольку даже категория персональности в интернет-общении отчасти превращается в эстетическую категорию.

Возможность получать огромный поток информации одновре- менно по многим каналам, мгновенно преодолевать целый ряд ко- личественных (имеется в виду количество собеседников, знакомых), пространственных и временн х барьеров, которые невозможно преодолеть при обычном общении, порождает особый экономноэкспрессивный язык форумов и блогов («албанский язык») и целую систему графических невербальных символов («смайликов»).

При этом в интернет-коммуникации находится выход для такого количества эмоциональной агрессии, на которое при непосредствен- ном общении наложен понятный и безусловный запрет. «Онлайнкоммуниканты» могут быть поразительно грубы, циничны, жестоки, наносить оскорбления такой интенсивности и в таких тематически болезненных областях, которые при обычном общении могли бы быть смыты только кровью, — и все это поразительным образом не препят- ствует вполне успешному, гладко протекающему общению! «Онлайнкоммуниканты» редко обижаются друг на друга, обычно не чувствуют себя задетыми даже после очень злых реплик в свой адрес.

Собственно, здесь ведь «все понарошку» — так на что обижать- ся? Принципиальная установка на несерьезность5 обусловливает со- вершенно особые правила коммуникации в интернет-жанрах, в част- ности использование речевых средств, которые делают несерьезным обычное общение, — правила использования языковой игры и иро-

нии.

5 Сказанному как будто бы противоречит то, что тысячи интернетпользователей, особенно молодых, уже давно живут в этом мире вполне пол- ноценной жизнью, а обыкновенный мир, обыкновенные связи и знакомства, наоборот, воспринимаются ими как ненастоящие.