ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 461
Скачиваний: 1
320 |
Глава V. Изучение отдельных речевых жанров |
|
|
седника, настроенного на РпД. Все это заставляет сделать вывод, что собеседник в РпД должен уметь слышать чужую боль — а для этого...
сам должен иметь определенный опыт страдания.
Русские, в общем, отдают себе отчет, что РпД — это часть их на- ционального характера: важно для них и непонятно или неприятно для других:
Но у нормального русского, каким бы трудоголиком и профи он ни был, всегда найдется время посидеть до позднего часа с друзья- ми, поговорить по душам. Они и мы. Завтра; 05.01.2003.
Впрочем, есть одно качество, которое между нами, русскими, можно считать действительно общенациональным, — это культу- ра общения, в частности способность разговориться по душам со всяким встречным-поперечным, почувствовать кровную близость с человеком, вовсе тебе не знакомым — вот в этом смысле мы точно народ, который един как перст. Тайна народного. Версты, Москва; 25.02.1999.
Американец Энтони Перри, проживший в нашей стране не- сколько лет, недавно выпустил книгу «Двенадцать историй о Рос- сии», назвав ее ответом на «Одноэтажную Америку». Первое, чем он занялся, ступив на российскую землю в «Шереметьево-2» и встретив угрюмые лица в плохо освещенном аэропорту, а потом по- всюду, — стал изводить у себя американскую привычку улыбаться всему на свете: принимали за чокнутого. Он также пожаловался:
«Американцы никак не могут понять, что это такое, загадоч- ная русская душа, что такое разговор по душам». Он приводит умозрительный пример. Если человек поскользнулся и упал на улице, в России ему помогут, может быть, отведут домой. А американец исправит асфальт, чтобы не было скользко. Практицизм, здравый смысл при отсутствии интереса к пустопорожнему философ-
ствованию. Кто тут добрее? Американская горизонталь. Версты; 24.01.2002.
Расмотрев эти положительные оценочные характеристики РпД, перейдем к другой, менее многочисленной, но довольно сложно организованной группе значений «по душам» — отрицательно-
оценочным, отражающим осуждение РпД, неприятие и нелюбовь
кнему у авторов газетных текстов.
Вцелом РпД может не приниматься по следующим причинам:
Предлагаемые материалы к энциклопедии |
321 |
|
|
(1) следствием такого общения может быть нежелательное сближе- ние; (2) такое общение может быть неэстетично (сопливый РпД). Как нам представляется, в целом (1) и (2) — это не настоящее отрицание РпД, поскольку не отрицаются ни РпД как таковой, ни его необходи- мость, ни удовольствие от него. В таких случаях часто ищут какойто другой выход, например ведут РпД с незнакомыми, в приятной, «эстетической» обстановке и т. д. Этого нельзя сказать про следующие ситуации: (3) отрицается естественность или нравственность РпД вообще (например, высказывается мнение, что РпД непременно пья- ный); наконец, (4) РпД отрицают за его бесполезность — не понимая, что РпД имеет ценность сам по себе. Можно добавить к этому еще одну, «новую» причину: (5) иногда высказывается точка зрения, что РпД противоречит неким новым жизненным ориентирам, присущим людям «современным», «деловым», «прагматичным», «индивидуали- стичным», ориентированым на западные (прежде всего американские) ценности. Следует отметить, что эти «новые» коммуникативные и, шире, «жизненные» ориентиры очень напоминают позиции тех людей, которые еще в XVIII–XIX вв. предпочитали «светское» общение «за- душевному», — см. примеры из литературы, приводившиеся выше.
• пьяный РпД:
Такая «исповедь» больше походит на пьяный разговор «по ду- шам» в каком-нибудь кабаке. Гудок; 21.01.2004.
Кстати, есть целая категория мачо-мэнов, которым просто не хватает общения по душам, и они готовы на все ради того, чтобы ты выслушивала их сопливо-алкогольные откровения и расспра-
шивала о нелегкой жизни. Консумация (пособие для динамщицы). Хулиган; 15.03.2002.
Станислав Антонович прошагал мимо винного магазина, обдав мужиков запахом дорогого одеколона, бросил сочувственный взгляд на Веру и направился в «Продукты», где в основном хозяйничали жен-
щины. В магазине спорили, сплетничали, плевались семечками, ру- гали своих и чужих мужиков — в общем, разговаривали по душам.
Галдеж мгновенно затих, и все уставились на вошедшего. Елена Нау-
мова. Серая кошка на белом облаке. Москва. 15.10.2007. № 10;
• «современный» отказ от РпД посредством А кому сейчас лег-
ко?:
322 |
Глава V. Изучение отдельных речевых жанров |
|
|
Но водительские права — это мелочи. На самом деле у Вовчика куча проблем. Вот, например, девушки. По его словам, современные девушки в большинстве своем стервы и слишком «западают на деньги». Отдохнуть нормально с ними тоже нельзя. Молоденькие подруги тащат Вовчика на дискотеку, а ему хочется посидеть, поговорить по душам. Вокруг подлость и предательство. Стали сдавать нервы...
Эх, Вова, а кому сейчас легко?.. Людмила Баклагина. До Ярославля автостопом. Общая газета; 04.03.1999.
В то же время авторы газетных публикаций, давая такой коммента- рий,вообще-тонеоставляющийнадежднасочувствие,обычноотмеча- ют нежелательность и неестественность такого положения дел, совету- ют (в данном случае врачам): обязательно надо поговорить по душам:
Ведь исцелить человека — значит сделать его цельным, суметь добиться того, чтобы его тело, душа и ум пребывали в гармонии. Увы, современная традиционная европейская медицина в этом смыс- ле несовершенна — лечит болезнь, но не человека. Каждый, кому случается стать пациентом, немедленно сталкивается с кучей проблем, и первая из них — отсутствие должного внимание врача к личности больного. Понятное дело, откуда у доктора время ста- рательно выслушивать всех — вон какая очередь сидит у кабинета! Поэтому, больной, быстренько говорите, что там у вас болит. И вот вам рецепт, идите в аптеку, купите лекарства, правда дорогие, но кому сейчас легко? У пациента создается впечатление, что он для врача обуза. А ему так хочется рассказать, как ему плохо... Вот и получилось, что целители спонтанно взяли на себя функции психоте- рапевтов. Прежде чем лечить тело, с пациентом обязательно надо поговорить по душам, сделать индивидуальную астрологическую карту, наметить наиболее благоприятное для лечения время. Оксана Дементьева. Послушайте меня, доктор... Час (Латвия). 05.01.2002.
РпД может использоваться сознательно как (эффективное) сред- ство воздействия, убеждения — при общении с начальниками, чинов- никами и т. д.:
Поговорите об этом с инспектором по душам. Политэкономия:
Взятка как уклад. Ведомости; 25.07.2002.
Поэтому не пренебрегайте разговорами по душам, которые так любит шеф. Скажи мне, кто твой босс... Аргументы и факты / Дочки-
матери; 10.01.2007;
Предлагаемые материалы к энциклопедии |
323 |
|
|
• иногда это дает положительные результаты:
Вот, например, поговорили церковные иерархи по душам с сара- товским мэром Юрием Аксененко, и он сразу же подписал постанов- ление администрации города о передаче восьми земельных участков на территории города под строительство храмов. Здоровый дух. Время новостей; 30.06.2004.
К примеру, в Оренбургской области после разговора по душам с налоговиками 88% приглашенных повысили зарплату своим сотруд-
никам. Бой с зарплатной тенью. Бизнес; 17.10.2006;
• иногда — нет:
Разговоры «по душам» не помогали. Любовь на ножах. Вечерняя Москва (Москва); 29.07.2004.
Интересно, что в обоих случаях нет осуждения такого использо- вания РпД «не по назначению», какого можно было бы ожидать, если сравнить эти примеры с описанными в литературе XIX–ХХ вв.; нет и осуждения обывателя. В целом авторы статей сочувствуют обывате- лю, который обычно понимается как «наш простой человек»: такому даже советуют использовать РпД (которым он, как «наш человек» и как «простой человек», блестяще владеет):
Не удивил тот факт, что интервью с главным федеральным инспектором в Кузбассе Валерием Казаковым появилось не на го- сканале, а на частном ТВ. ... Образ Санта-Клауса в официальном кресле главный редактор NTSC Елена Ровда разрушать не стала, и правильно. Мнение чиновника такого уровня — это мнение Адми- нистрации Президента, которое человеку у телевизора «по бара-
бану». А вот разговор «за жизнь», почти что по душам — это
уже интересно, причем не только политически «продвинутому» телезрителю, но и обывателю. Вопрос о четках, с которыми не расстается Казаков, из этой оперы — любой человек с улицы спро-
сил бы о том же. Стас Корнейко. «Тритатушки» для локомотива с вагончиками. Край (Кемеровская область); 08.08.2003. № 32.
В ответ на скепсис обывателя я отвечаю так: приходи в Пироги по Пятницам (это такое место сбора Мужиков, если ты в Москве, конечно), поздоровкайся со мной по душам, опрокинь рюмаху, и ты, друг, шкурой поймешь, где иллюзорность, а где данная на ощупь ткань Мужика Бытия. Живой журнал словами писателей. Русский журнал; 03.10.2003.