Файл: dementev_v_v_teoriya_rechevyh_zhanrov.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 452

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предлагаемые материалы к энциклопедии

365

 

 

Таким образом, за все годы, прошедшие после революции, типо- логическое место светского типа поведения, типа воспитания, типа общения, наконец, светского человека в русской культуре осталось почти неизменным — достаточно четко определенным и узнаваемым; с лингвистической точки зрения лексемы свет / светский сохранили практически то же содержание, что и в русском языке дореволюцион- ного периода. Т. е., конечно, место светского в советском обществе стало меньше, а в раннесоветский период «светских» людей просто уничтожали. Но уже в позднесоветское время светский тип общения вновь становится распространенным в среде городской интеллиген- ции — он богато отображен в литературе и фильмах тех лет, напри- мер прозе Юрия Трифонова, Даниила Гранина. Использовалось в это время и слово светский — иногда с иронией, иногда без — примени- тельно к современной действительности, но практически в прежнем значении, например:

Она вошла, худенькая фигурка очерчена солнцем, взгляд немигаю- щий, ядовитый.

— Ты прожигаешь жизнь! Поздравляю! Ты вращаешься в свет- ском обществе! Поздравляю! Твой новый костюм пахнет отврати- тельнымидухами.Нанембылженскийволос—отвратительный,зо- лотистого цвета. Покрашенный, конечно (Ю. Бондарев. «Тишина»).

А другое украшение конгресса — президент общества, предста- витель, уполномоченный, главный редактор, координатор и про- чая, — человек светский, тертый, умеющий себя подать, всегда находчиво-острый, тут вдруг оробел и все допытывался у одной из наших молоденьких сотрудниц — удобно ли представить его Зубру

(Д. Гранин «Зубр»).

Артеменко шел между Майей и Таней, поддерживая светский разговор, и вспоминал свою встречу с Юрием Петровичем (Н. Лео-

нов. «Еще не вечер»).

Остались прежними основные содержательные доминанты лек- семы светский — коммуникативные (речежанровые) и некоммуника- тивные: с одной стороны, высокий социальный статус, элитарность, аристократизм, с другой — некоторая фальшь, пустота, а также эго- изм и порочность.

Статистический анализ газетных публикаций последних лет подтвердил: в современной русской речи слово светский являет-


366

Глава V. Изучение отдельных речевых жанров

 

 

ся чрезвычайно распространенным. Система «Integrum» (о системе «Integrum» см. в § 5.2.1) выдала в общей сложности 339 572 контек-

стов для «светский» (1992–2009).

Эти контексты делятся на две отчетливо противопоставленные группы: традиционные, по-видимому автоматически связываемые с классической литературой: беседа; вечер; дама; круг; лев; лоск; львица; манеры; общение; общество; прием; разговор; раут; са- лон; сплетни; человек; этикет и др., и в большей степени новые, современные: тусовка, тусовщик, тусовщица, звезда, дива, треп, бол- товня, презентация, вечеринка и др., например:

Дорогой Даша вела светскую беседу с бойфрендом, неожиданно для Насти войдя в образ этакой гранд-дамы и светской львицы.

Как нейтрализовать подругу. Дочки-матери / приложение к АиФ; 01.08.2003.

В светской тусовке вовсю судачат о том, что Сергей и Ирина Безруковы готовятся стать родителями. Никита Джигурда не стал героем, а Жанна Фриске выступает, несмотря на боль. Комсомоль-

ская правда; 02.10.2008.

Конечно, сам факт расширения сочетаемостных возможностей светский уже свидетельствует о некоторых изменениях значения дан- ного слова, однако, по нашему мнению, эти изменения еще не были по-настоящему принципиальными: например, новое светская тусов- ка в целом близко к традиционным светское общество или светский вечер, а светский тусовщик — к светский денди / хлыщ.

Как нам представляется, первые существенные изменения как в общекультурном, так и в лингвистическом содержании света / свет- ского произошли на протяжении последних десяти лет — они были более серьезными, чем в 1917 г. Мы имеем в виду появление в это

время у лексемы свет / светский частичного синонима — заим-

ствованнойлексемыгламур / гламурный.Близостьданноготерминапонятия к свету очевидна (хотя, естественно, было бы очень большим преувеличением говорить, что это одно и то же) — как, впрочем, и тот — отчасти легкий, отчасти драматический — путь вхождения дан- ного явления в русскую культуру, взаимодействие с системами суще- ствующих образцов, норм, ценностей, о котором мы говорили выше.

Концепты свет и гламур сближает также то, что, утвердившись в системных отношениях русской культуры и языка, оба заимствован-


Предлагаемые материалы к энциклопедии

367

 

 

ных концепта становятся уникальными явлениями русской культуры, не имеющими точных соответствий ни в одном из европейских язы- ков. Конечно, на формирование концепта гламур очень существенно повлияло то, что к моменту его формирования уже существовал кон-

цепт светский.

Система«Integrum»подтвердила,чтосовременнаяречьпереживает настоящую экспансию этого нового концепта: система выдала в общей сложности 91 585 контекстов для гламур / гламурный (1992–2009).

Содержание данного концепта еще только формируется и во многом остается неопределенным. Гламур / гламурный обнаружива- ет очень значительную противоречивость: это и утонченность ~ и дурновкусие; и элитарность ~ и неразборчивость; и острота экспери- мента, эпатаж ~ и приторная, «розовая» слащавость; и пестрота ~ и однообразие; требованиям «гламурности» трудно соответствовать ~ и гламур означает упрощенность и «уплощенность» мыслей, чувств, отношений...

Анализ большого числа контекстов выявляет значительное со- держательное сходство «старого» концепта светский и «нового» гламур(ный). В современной русской культуре данные концепты и ас- социированные с ними системы ценностных ориентаций во многом близки: в частности, и то и другое может быть противопоставлено истинной культуре как нечто суетное и пусто-холодно-фальшиво- порочное, упомянутый ценностный компонент обоих концептов мо- жет быть определен как общее эгоистичное и бездуховное отношение к жизни и людям.

Светский и гламурный максимально сближены в целом ряде кон- текстов, например:

Ксения отправится по светским вечеринкам, фитнес-центрам, выставкам и концертам — местам, где можно встретить претен-

дента на руку и сердце. Фоменко разводится, а Ксению Стриж вы- дают замуж. Комсомольская правда; 14.02.2008.

Пользуясь журналистскими связями, доставала ей пригласи- тельные на гламурные вечеринки, где подруга заводила новые зна-

комства. Как я охотилась на миллионеров. Комсомольская правда; 20.12.2008.

Ею оказалась популярная телеведущая и завсегдатай светских тусовок Ксения Собчак. Ксению Собчак забрали в милицию. Комсо- мольская правда; 31.05.2006.


368

Глава V. Изучение отдельных речевых жанров

 

 

Первой к выходу направилась Собчак, за ней потянулись все остальные представители гламурной тусовки. Одержимость Эми-

на. Профиль; 21.07.2008.

Естественно, семантика гламурного близка к светскому в тех контекстах, когда значение данного слова объясняется через светский; нередко они встречаются в составе слож- ных определений: гламурно-светский, в качестве однородных определений: гламурная светская дама; показательны выра-

жения «гламур светской жизни» и подоб.:

Снепривычкилегкопочувствоватьсебябелойворонойинакакой-

нибудь московской «гламурной» (светской — от англ. «glamour»)

вечеринке.Легколиприбарыжитьшушеру?Аргументыифакты / Мо-

сква; 27.12.2000.

Гламурный разговор сосредоточен в безопасной для телевиде- ния зоне, поэтому в таких программах нет политической или соци-

альной остроты. Основной тип высказывания — светский треп,

иногда остроумный и яркий, чаще предсказуемый. Вера Зверева. По-

зывные гламура. Искусство кино; 15.11.2006.

Потом, когда открывается новое заведение, особенно гламур- ное, пафосное, там тут же образовывается публика, называющая себя светской тусовкой. Владимир Вдовиченков: Сделаешь глу- пость — запомнят только ее. Собеседник; 15.03.2006.

Ведь этот путь усеян не розами и гламуром светской жизни, а зачастую отказом от многого: от радостей семейной жизни, общения с друзьями и ближними, реальных удовольствий и т. д.

Войны низкой интенсивности. Независимая газета — НГ Ex Libris; 15.11.2007.

Конечно, в списке сплошь девушки гламурные, светские и тусо-

вочные. Комсомольская правда; 17.03.2005.

В то же время во многих своих значениях данные концепты расходятся. Выявить различия нам поможет более детальный анализ сопоставимых и несопоставимых контекстов, в которых встречаются свет и гламур в современной прессе.

Выделяются три группы: 1) в количественном отношении со- поставимые контексты; 2) контексты, в которых заметно больше доля светский; 3) контексты, в которых заметно больше доля гламурный.


 

Предлагаемые материалы к энциклопедии

369

 

 

 

 

Итак, в целом сопоставимые числа:

 

 

 

 

 

 

 

 

Кол-во контекстов

Кол-во контекстов

 

 

для светский

для гламурный

 

артист

 

15

19

 

богема

 

34

23

 

вечеринка

 

5544

1066

 

девушка

 

712

947

 

дива

 

460

500

 

жена

 

45

35

 

жизнь*

 

35 473

1446

 

заведение

 

197

118

 

издание*

 

722

860

 

личность

 

90

61

 

мир*

 

958

472

 

мода

 

116

136

 

модель

 

257

351

 

мужчина

 

84

74

 

па(р)ти + party

 

41 + 33

61 + 39

 

певец

 

29

33

 

платье*

 

137

149

 

презентация

 

56

38

 

тусовка

 

10 228

1155

 

формат

 

46

44

 

юноша

 

31

57

 

* В этих контекстах светский используется одновременно и в другом зна- чении — ‘нерелигиозный’, т. е. сами по себе количественные данные малопо- казательны.

Явно несопоставимые: контексты, где подавляющее преимуще-

ство за светский:

 

Кол-во контекстов

Кол-во контекстов

 

для светский

для гламурный

 

 

 

беседа

5152

11

болтовня

423

8

бомонд

322

23