Файл: dementev_v_v_teoriya_rechevyh_zhanrov.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 433

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предлагаемые материалы к энциклопедии

461

 

 

нулся и говорит: — Попробуй, у тебя тоже получится. Мужик выпил стакан, прыгнул и разбился. После этого подходит официант к парню в черном и говорит: — Ну ты, БЕТМАН, и сука, когда напьешься (анекдот скачан с: http://anekdot.ru).

Запись воспроизводит особенности речи рассказчика, который не описывает, а изображает занятную ситуацию: Значит, заходит туда и видит, что никого нет, лишь один парень такой весь в черном за столиком сидит и водку стаканами пьет без запивона и закуски.

Нет избыточности, которая могла бы отвлечь от главного (даже лекси- ческоебогатствоздесьнежелательно,лучшемонотонность),заисклю- чением плеоназма такой весь в черном, который также способствует изобразительности. В то же время это именно запись, т. е. РЖ собА, а не механически воспроизведенный устный текст так, для выделения ключевого слова БЕТМАН использовано такое средство письменной речи, как прописные буквы.

Образ персонажа анекдотов в журнале «Крокодил» Классовый / политический образ

Наиболее очевидной в УРШ является ярко-отрицательная оценка политического врага — высмеиваются империалисты, воротилы биз- неса, разжигатели войны, расисты, убийцы и т. д.:

продажный генералитет:

На дипломатический прием в Вашингтоне уругвайский воен- ный атташе явился в мундире, сплошь увешанном орденами и ме- далями.

Наверное, вам дорого пришлось заплатить за свои награды? — спросила его одна из приглашенных дам.

Семьдесят пять песо за все, — ответил генерал (1976. № 13);

наемные убийцы:

Два мафиози в Сицилии получили задание убить третьего. Он должен был появиться в шесть вечера у входа в кафе. Они ждали его до восьми.

— Надеюсь, — сказал один из мафиози, — с ним не случилось ничего плохого (1978, № 25).

Что касается коррумпированности и идиотизма чиновников в


462

Глава V. Изучение отдельных речевых жанров

 

 

мире капитала, им достается по-своему не меньше, чем гоголевскому персонажу, у которого унтер-офицерша сама себя высекла:

Мэр города частенько путал свои деньги с чужими и запускал руку в муниципальную кассу. Неожиданная ревизия обнаружила не- достачу в шестнадцать тысяч долларов. На вопрос ревизора, что он может сказать в свое оправдание, мэр ответил:

— Ну что я скажу... Очень, знаете, трудно с этими деньгами...

Они так похожи... (1977, № 3);

нечестные торговцы:

Заключив выгодную сделку, торговец земельными участками об- наружил, что проданный им клиенту участок земли на самом деле находится под водой.

Что делать? — спросил он шефа. — Вернуть деньги?

Ни в коем случае! Если вы умеете работать, вы еще продадите ему парочку скафандров и моторную лодку (1978, № 1);

невежественные и жадные предприниматели (даже если это не торговцы, а представители нейтральных профессий, например редактор газеты:

Известный скрипач прочитал заметку о своем концерте в малень- ком городке и, возмущенный, явился к редактору газеты:

Я три раза говорил вашему репортеру, что играю на настоящем Страдивариусе, а в газете об этом ни слова!

Редактор снисходительно улыбнулся:

А вы что хотели? Вот когда ваш мистер Страдивариус или как там его решит рекламировать свои скрипочки через мою газету по десяти центов за строчку, тогда дайте знать (1979, № 8).

Наиболее отвратительны нувориши, которые стали презирать свой собственный социальный класс, после того как выбились из гря- зи в князи:

С тех пор как Джеймс разбогател, он стал страшным снобом.

А в чем это выражается?

Да хотя бы в том, что он отказывается ехать в том же автомо- биле, что и его шофер! (1978, № 9.)

Кем собирается стать твой сын, Луиджи?


Предлагаемые материалы к энциклопедии

463

 

 

— Он твердо решил разбогатеть и уже начал смотреть на меня, как на бедного родственника (1978, № 17).

Торгашеский дух убивает все человеческое, например дружбу:

Поздно вечером, выходя из бара, подвыпивший парикмахер об- нимает своего приятеля.

— И помни, Жан, что бы с тобой ни случилось — пусть сгорит твой дом, пусть уйдет от тебя жена, пусть заболеют твои дети, — приходи ко мне, и я всегда побрею тебя бесплатно! (1977, № 35.)

Конечно, миллионеры потеряли все человеческое, и никого не тронут их слезы — они крокодиловы:

Горестный рассказ бедняка о своих несчастьях произвел на мил- лионера глубочайшее впечатление. Он позвонил слуге и, утирая сле- зы, жалобным голосом сказал:

Джон, выведи этого беднягу. Он разрывает мне сердце (1974,

7).

Обличается бесчеловечность платных врачей:

Ф-фу, — облегченно вздохнул хирург, выходя из операцион- ной. — Подумать только, еще какой-нибудь день или два — и мой пациент выздоровел бы и без меня! (1976, № 17);

идиотизм полицейских (вполне сопоставимый с высмеиваемым

всовременных русских анекдотах идиотизмом военных):

Идиоты! Упустили преступника прямо из-под носа! — кричит инспектор Браун. — Разве вы не перекрыли все выходы из кино, как

яприказал?

Мы перекрыли, сэр, но, по-видимому, этот тип удрал через вход, — ответил сержант (1972, № 21);

проституция:

Я слышал, мадам, ваша дочь уехала в Париж. Вы не боитесь соблазнов, которые искушают юную девушку в этом городе?

Нет, нет, я совершенно спокойна. Дочь написала, что уже со- стоит под надзором полиции (1975, № 3);

ужасные телепередачи, которые смотрят дети (в 70-е г. это тоже совсем не наша проблема... до поры до времени):


464Глава V. Изучение отдельных речевых жанров

Джейн? А с кем же ты оставила дочку?

О, я посадила ее перед телевизором и сказала ей: «Ты не вол- нуйся, крошка. Как только вот эта леди задушит вон ту леди, мамоч- ка придет!» (1978, № 18);

расчетливые наследники, желающие смерти родственников:

Адвокат телеграфировал своему клиенту: «Сегодня ночью во время сна скончалась ваша тетя, оставив вам большое состояние. Что заказать: похороны, бальзамирование или кремацию?»

В ответ он получил телеграмму: «Закажите все, не хочу риско- вать» (1976, № 17);

браки по расчету:

Пожилая богатая женщина вышла замуж за молодого.

И как это ты смогла женить его на себе, Робéрта? — удивля- ются подруги.

Я ему сказала, что мне семьдесят лет, хотя мне всего пятьдесят восемь (1977, № 35);

слишком легкое отношение к браку и разводу:

С кем это ты здоровалась?

Это третий муж первой жены моего второго мужа! (1977,

№ 24.)

Осуждается невежество — особенно, конечно, нуворишей, напри- мер:

плохое знание основных достижений мировой культуры:

Некий американский миллионер, коллекционер автомобилей и картин, вернулся из поездки в Голландию.

Ты знаешь, дорогая, — сказал он жене, — мне удалось приоб-

рести Рубенса.

Неужели, милый? А сколько в нем лошадиных сил? (1973,

8);

в частности, стыдно не знать, когда жил Шекспир:

Американская туристка посетила дом, где родился Шекспир. На обратном пути, стоя на железнодорожной платформе, она сказала подруге:

Предлагаемые материалы к энциклопедии

465

 

 

Подумать только, Джейн, что на этой же самой платформе сто- ял когда-то бессмертный гений! (1978, № 20);

хотя и признается, что читать много классики нереально:

Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты!

Интересно... Я вот читаю Гомера, Овидия, Платона...

Ты — лжец! (1977, № 33.)

Положительными чертами наделяются представители класса угнетенных — лучшие из них умны, остроумны, обладают чувством собственного достоинства и бросают своим противникам — угнетате- лям — интеллектуальный вызов, на который те не могут ответить. Это тип солдата Швейка, Ходжи Насреддина, образ работника, насмехаю- щегося над работодателем-эксплуататором, который относится к клю- чевым не только в русском фольклоре и исключительно востребован в советской пропаганде:

Мастер нагрузил тачку нового работника доверху свинцовыми трубами. Работник почесал затылок.

Пожалуй, стоит, сэр, — сказал он, — еще прикрепить мне под мышку пару бетонных блоков.

Это зачем?

А чтобы я не пустился бегом (1978, № 33).

Ходжа Насреддин теперь имеет точный социальный и географи- ческий адрес: это современный английский шахтер (в 1979 г. премьер М. Тэтчер жестоко расправилась с бастующими шахтерами — СССР, естественно, поддерживал последних):

Один английский шахтер продал за десять шиллингов свой ста- рый велосипед. На другой день к нему явился сборщик налогов и предъявил счет на семь шиллингов.

Неужели я должен заплатить семь шиллингов из вырученных десяти? — недоверчиво спросил шахтер.

Да, таков закон. Вы только подумайте, сколько денег нужно правительству на военные нужды, на расходы по социальному обе- спечению, модернизацию железных дорог...

Скажите, — перебил чиновника шахтер, — а что бы делало правительство, если бы я не продал свой старый велосипед? (1979,

12.)


466Глава V. Изучение отдельных речевых жанров

В то же время не вызывают сочувствия бедные, слишком хоро- шо приспособившиеся к нравам мира капитала:

Ужасно, наверное, быть калекой, — говорит сострадательная женщина, опуская монету в шляпу нищего.

Увы, мадам...

Но еще хуже, наверное, быть слепым?

Гораздо хуже, — вздыхает нищий. — Когда я был слепым, мне кидали в шляпу черт знает что... (1978, № 7.)

То, о чем здесь идет речь, нищие проделывали еще в Средневе- ковье, а вот в следующих двух анекдотах — додумались только при развитом капитализме:

Нищий протягивает две шляпы — по одной в каждой руке — и объясняет удивленному прохожему:

— Понимаете, синьор, жизнь дорожает, вот и пришлось открыть филиал (1977, № 25).

Дама спрашивает у нищего, не стыдно ли ему просить подаяние на улице.

— Вы правы, мадам, — ответил нищий. — Я уже давно подумы- ваю о том, чтобы открыть контору по сбору подаяний (1976, № 18).

Следует особо остановиться на национальных анекдотах. Ко- нечно, сами по себе национальные стереотипы, обыгрываемые в анек- дотах, не имеют никакого отношения к общественно-политическому строю. Однако для советского общества, в котором полностью решен национальный вопрос (по крайней мере, так утверждает официаль- ная идеология), любые национальные проблемы воспринимаются как примета капитализма.

Так, в УРШ довольно много анекдотов о шотландцах — боль- шинство, конечно, о их жадности (и это совпадает с анекдотами о шотландцах, которые рассказывают англичане, немцы, скандинавы и т. д.), а жадность, как известно любому строителю коммунизма, есть пережиток капитализма, т. е. классовое качество:

Шотландец посылает приятелю телеграмму следующего содер- жания: «Наилучшие пожелания по случаю Нового года и твоего дня рождения за 1977–1987 г.». (1977, № 34).

Предлагаемые материалы к энциклопедии

467

 

 

В редакцию одной эдинбургской газеты пришло письмо читате- ля: «Если вы немедленно не перестанете печатать анекдоты о скупо- сти шотландцев, то я с завтрашнего дня перестану одалживать вашу газету у соседа» (1972, № 1).

Впрочем, есть и другие качества шотландцев, кроме скупости, достойные высмеивания в анекдотах:

Неправда,чтовсешотландцычерствыелюди,—сказалстарый шотландец. — Мы вот недавно играли с друзьями в покер, и один из них вдруг схватился за сердце и упал. Больше он не поднялся. И, смею вас уверить, мы приняли это очень близко к сердцу — кон- чили партию стоя (1975, № 14);

О многодетных итальянцах:

Беседуют два итальянца:

Когда я женился, ни у меня, ни у моей жены не было ничего. Даже на свадьбу пришлось занять.

А теперь?

Теперь у нас пятеро ребятишек! (1977, № 30);

О «некуртуазных» шведах:

— Утверждение, что шведские мужчины — плохие джентльмены, не со- ответствует действительности. Сегодня, например, я видел своими глазами, как один швед прикрывал своим зонтиком от дождя даму, пока она меняла колесо у автомобиля (1977, № 17);

Насмешка над американскими туристами, относящаяся к рас- пространенным сюжетам мирового юмора (характерно, что интел- лектуальный вызов им бросает вполне «адекватный», остроумный и симпатичный гид — житель некой «страны вулканов»):

Заглядывая в кратер вулкана, американский турист замечает:

— Похоже на ад, не правда ли?

Гид в изумлении всплескивает руками:

— Ох уж эти американцы! Все они видели, всюду побывали! (1976, № 24);

Много анекдотов посвящено габровцам. В целом анекдоты о габровцах можно оценить двояко. С одной стороны, одно из чаще все-