Файл: dementev_v_v_teoriya_rechevyh_zhanrov.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 432

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

468

Глава V. Изучение отдельных речевых жанров

 

 

го высмеиваемых их качеств — жадность, и в этом отношении анек- доты о габровцах похожи на анекдоты о шотландцах.

Ср. следующие два анекдота:

В Эдинбурге встретились два приятеля.

Ты не мог бы одолжить мне один фунт?

К сожалению, дружище, у меня нет при себе денег.

А дома?

Спасибо, все здоровы! (1970, № 8.)

Петко, не одолжишь мне десять левов?

С удовольствием бы, но у меня при себе нет ни стотинки.

А дома?

Дома все благополучно, спасибо (1978, № 26).

Сдругой стороны, Болгария — страна социалистическая, дру- жественная (пожалуй, даже самая дружественная из социалистиче- ских стран; как уже говорилось, УРШ иногда посвящала болгарским юмористическим изданиям целые специальные выпуски, например

в№ 15 за 1974 г., № 20 за 1979 г.), Габрово же в Советском Союзе считалось мировой столицей юмора. Поэтому преобладает веселый, доброжелательный юмор; кроме того, постоянно подчеркивается, что анекдоты о габровцах рассказывают прежде всего сами габровцы, на- пример:

Подросток-габровец решил намекнуть отцу, чтобы тот ссудил его деньгами.

Папа, я видел во сне, что ты дал мне десять левов.

Великолепно, мое дитятко. За то, что ты у меня такой пример- ный сын, можешь эти деньги оставить себе (1974, № 15).

Впрочем, классовых анекдотов, хотя они, естественно, сразу об- ращают на себя внимание (особенно с точки зрения современного читателя), далеко не большинство — в противном случае, конечно, рубрика пользовалась бы значительно меньшей популярностью, чем это было на самом деле.

Бесклассовый персонаж

В самой многочисленной группе анекдотов в УРШ представлен бесклассовый (иногда наднациональный) образ «просто человека», которого читатель может идентифицировать с собой, — иногда он вы-


Предлагаемые материалы к энциклопедии

469

 

 

зывает насмешку, иногда — сочувствие и даже симпатию. Во многих таких анекдотах отсутствуют какие-либо национальные приметы, но даже когда они есть, они не слишком мешают идентификации. Пре- жде всего такие персонажи появляются, когда речь заходит на обще- человеческие «вечные» темы: семья и роли в семье, мужчины и жен- щины, непослушные дети, общение влюбленных, женские сплетни, домашние животные...

Конфликты между мужем и женой:

Почему вы всегда ссоритесь с женой на улице?

Потому что дома моя жена жаждет покоя (1977, № 4).

Что ты подарила мужу ко дню рождения?

Серебристую лису.

А он тебе?

Рыболовные снасти (1979, № 25).

Глубокой ночью жена будит мужа.

Что случилось? — испуганно вскрикивает тот.

Ничего особенного. Просто я не могу понять, как ты можешь спокойно спать, получая такую маленькую зарплату (1975, № 22).

Вечная пара: строгий отец и нагловатый, но остроумный уха- жер дочери:

Отец открыл дверь и увидел, что его дочь стоит вместе со своим приятелем на пороге. Он мрачно заметил молодому человеку:

В нашем доме мы гасим свет точно в одиннадцать часов ве-

чера!

Благодарю вас, — ответил молодой человек, — это будет очень любезно с вашей стороны (1975, № 17).

В следующем анекдоте в данной паре партнеры как бы поменя- лись местами: остроумный отец и простоватый молодой человек:

Звонит телефон. Трубку поднимает отец трех дочерей. Не успел он открыть рот, как голос в трубке ласково спросил:

Это ты, моя лягушечка?

Нет, — ответил отец, — это говорит владелец пруда (1978,

3).



470

Глава V. Изучение отдельных речевых жанров

 

 

Общение влюбленных:

Влюбленная парочка зашла в ресторан поужинать. Они букваль- но пожирают друг друга глазами:

Ты такая сладкая, я бы съел тебя всю...

И я тоже...

Подошедший официант кашлянул и спросил:

А запивать чем-нибудь будете? (1978, № 31.)

Смешение жанров: намеки (предложение руки) ищут там, где их нет:

Простите, фройляйн, но вы вконец измучили меня: я потерял сон и покой... — говорит молоденькой девушке ее сосед.

Я не могу так сразу ответить вам, — смущается девушка, — поговорите сначала с моим папой.

Как? Разве он тоже целыми днями играет гаммы на рояле? (1978, № 3.)

«Отцы и дети»: дети разоблачают демагогию родителей, но сами охотно прибегают к ней:

Папа, почему у тебя нет автомобиля?

Потому что у меня нет денег на его покупку. Но если ты бу- дешь прилежно учиться в школе, то наверняка сможешь купить себе автомобиль, когда станешь взрослым!

Папа, почему же ты в школе был таким ленивым? (1973, № 2.)

Маленькая девочка спрашивает у своего отца:

Папа, почему ты не хочешь со мной играть?

Потому что у меня нет времени.

Почему у тебя нет времени?

Потому что я работаю.

А почему ты работаешь?

Чтобы зарабатывать деньги.

А зачем зарабатывать деньги?

Чтобы тебя кормить.

Маленькая девочка подумала и сказала:

— Ты знаешь, мне сейчас не хочется есть, так что ты можешь смело поиграть со мной (1973, № 7).

Ряд комических ситуаций по яркости и выразительности могут посоперничать с записанными К. И. Чуковским:


Предлагаемые материалы к энциклопедии

471

 

 

В зоопарке перед клеткой со львами маленький мальчик спраши- вает отца:

Пап, если выбежит лев и съест тебя, мне на каком автобусе ехать домой? (1975, № 21.)

Люси, детка, сходи к мяснику и посмотри, есть ли у него сви- ные ножки.

Через полчаса девочка возвращается.

Ну что, видела? — спрашивает мать.

Нет, я ждала-ждала, но он так и не снял ботинки, а попросить

япостеснялась... (1976, № 24.)

Не тяни руку через стол, Питер. Что, у тебя нет языка?

Язык есть, но ведь руки длиннее... (1971, № 24.)

Впрочем, дети 70-х, в отличие от тех, о которых писал Чуков- ский, не только охотно прибегают к демагогии и манипуляции, но и за- ражены пагубной телецивилизацией, как в следующем анекдоте:

Учитель обращается к непослушному мальчугану:

Скажи, Свен, ты хоть когда-нибудь слушаешь голос своей со- вести?

А по какому каналу его передают? (1978, № 8.)

Весьма безрадостная ситуация полного взаимонепонимания:

Что тебе купить на день рождения, Пепичек?

Пластинки, бабушка.

Но я не знаю какие...

А ты попроси, чтобы тебе дали послушать. Те, которые боль- ше всего тебе не понравятся, те и купи мне (1978, № 25).

Обыгрывается по-своему очень печальное наблюдение о детях

ишколе:

Послушай, сынок, вот в газете пишут, что лось напал на учи-

теля.

А как лось догадался, что это учитель? (1975, № 7.)

Размышление о воспитании детей, роли в нем правды и этикета:

Мама учит сына правилам поведения:

— Сынок, когда я спрашиваю тебя, кто пришел, нельзя говорить: