ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 432
Скачиваний: 1
468 |
Глава V. Изучение отдельных речевых жанров |
|
|
го высмеиваемых их качеств — жадность, и в этом отношении анек- доты о габровцах похожи на анекдоты о шотландцах.
Ср. следующие два анекдота:
В Эдинбурге встретились два приятеля.
—Ты не мог бы одолжить мне один фунт?
—К сожалению, дружище, у меня нет при себе денег.
—А дома?
—Спасибо, все здоровы! (1970, № 8.)
—Петко, не одолжишь мне десять левов?
—С удовольствием бы, но у меня при себе нет ни стотинки.
—А дома?
—Дома все благополучно, спасибо (1978, № 26).
Сдругой стороны, Болгария — страна социалистическая, дру- жественная (пожалуй, даже самая дружественная из социалистиче- ских стран; как уже говорилось, УРШ иногда посвящала болгарским юмористическим изданиям целые специальные выпуски, например
в№ 15 за 1974 г., № 20 за 1979 г.), Габрово же в Советском Союзе считалось мировой столицей юмора. Поэтому преобладает веселый, доброжелательный юмор; кроме того, постоянно подчеркивается, что анекдоты о габровцах рассказывают прежде всего сами габровцы, на- пример:
Подросток-габровец решил намекнуть отцу, чтобы тот ссудил его деньгами.
—Папа, я видел во сне, что ты дал мне десять левов.
—Великолепно, мое дитятко. За то, что ты у меня такой пример- ный сын, можешь эти деньги оставить себе (1974, № 15).
Впрочем, классовых анекдотов, хотя они, естественно, сразу об- ращают на себя внимание (особенно с точки зрения современного читателя), далеко не большинство — в противном случае, конечно, рубрика пользовалась бы значительно меньшей популярностью, чем это было на самом деле.
Бесклассовый персонаж
В самой многочисленной группе анекдотов в УРШ представлен бесклассовый (иногда наднациональный) образ «просто человека», которого читатель может идентифицировать с собой, — иногда он вы-
Предлагаемые материалы к энциклопедии |
469 |
|
|
зывает насмешку, иногда — сочувствие и даже симпатию. Во многих таких анекдотах отсутствуют какие-либо национальные приметы, но даже когда они есть, они не слишком мешают идентификации. Пре- жде всего такие персонажи появляются, когда речь заходит на обще- человеческие «вечные» темы: семья и роли в семье, мужчины и жен- щины, непослушные дети, общение влюбленных, женские сплетни, домашние животные...
•Конфликты между мужем и женой:
—Почему вы всегда ссоритесь с женой на улице?
—Потому что дома моя жена жаждет покоя (1977, № 4).
—Что ты подарила мужу ко дню рождения?
—Серебристую лису.
—А он тебе?
—Рыболовные снасти (1979, № 25).
Глубокой ночью жена будит мужа.
—Что случилось? — испуганно вскрикивает тот.
—Ничего особенного. Просто я не могу понять, как ты можешь спокойно спать, получая такую маленькую зарплату (1975, № 22).
•Вечная пара: строгий отец и нагловатый, но остроумный уха- жер дочери:
Отец открыл дверь и увидел, что его дочь стоит вместе со своим приятелем на пороге. Он мрачно заметил молодому человеку:
—В нашем доме мы гасим свет точно в одиннадцать часов ве-
чера!
—Благодарю вас, — ответил молодой человек, — это будет очень любезно с вашей стороны (1975, № 17).
•В следующем анекдоте в данной паре партнеры как бы поменя- лись местами: остроумный отец и простоватый молодой человек:
Звонит телефон. Трубку поднимает отец трех дочерей. Не успел он открыть рот, как голос в трубке ласково спросил:
—Это ты, моя лягушечка?
—Нет, — ответил отец, — это говорит владелец пруда (1978,
№3).
470 |
Глава V. Изучение отдельных речевых жанров |
|
|
• Общение влюбленных:
Влюбленная парочка зашла в ресторан поужинать. Они букваль- но пожирают друг друга глазами:
—Ты такая сладкая, я бы съел тебя всю...
—И я тоже...
Подошедший официант кашлянул и спросил:
—А запивать чем-нибудь будете? (1978, № 31.)
•Смешение жанров: намеки (предложение руки) ищут там, где их нет:
—Простите, фройляйн, но вы вконец измучили меня: я потерял сон и покой... — говорит молоденькой девушке ее сосед.
—Я не могу так сразу ответить вам, — смущается девушка, — поговорите сначала с моим папой.
—Как? Разве он тоже целыми днями играет гаммы на рояле? (1978, № 3.)
•«Отцы и дети»: дети разоблачают демагогию родителей, но сами охотно прибегают к ней:
—Папа, почему у тебя нет автомобиля?
—Потому что у меня нет денег на его покупку. Но если ты бу- дешь прилежно учиться в школе, то наверняка сможешь купить себе автомобиль, когда станешь взрослым!
—Папа, почему же ты в школе был таким ленивым? (1973, № 2.)
Маленькая девочка спрашивает у своего отца:
—Папа, почему ты не хочешь со мной играть?
—Потому что у меня нет времени.
—Почему у тебя нет времени?
—Потому что я работаю.
—А почему ты работаешь?
—Чтобы зарабатывать деньги.
—А зачем зарабатывать деньги?
—Чтобы тебя кормить.
Маленькая девочка подумала и сказала:
— Ты знаешь, мне сейчас не хочется есть, так что ты можешь смело поиграть со мной (1973, № 7).
• Ряд комических ситуаций по яркости и выразительности могут посоперничать с записанными К. И. Чуковским:
Предлагаемые материалы к энциклопедии |
471 |
|
|
В зоопарке перед клеткой со львами маленький мальчик спраши- вает отца:
—Пап, если выбежит лев и съест тебя, мне на каком автобусе ехать домой? (1975, № 21.)
—Люси, детка, сходи к мяснику и посмотри, есть ли у него сви- ные ножки.
Через полчаса девочка возвращается.
—Ну что, видела? — спрашивает мать.
—Нет, я ждала-ждала, но он так и не снял ботинки, а попросить
япостеснялась... (1976, № 24.)
—Не тяни руку через стол, Питер. Что, у тебя нет языка?
—Язык есть, но ведь руки длиннее... (1971, № 24.)
• Впрочем, дети 70-х, в отличие от тех, о которых писал Чуков- ский, не только охотно прибегают к демагогии и манипуляции, но и за- ражены пагубной телецивилизацией, как в следующем анекдоте:
Учитель обращается к непослушному мальчугану:
—Скажи, Свен, ты хоть когда-нибудь слушаешь голос своей со- вести?
—А по какому каналу его передают? (1978, № 8.)
•Весьма безрадостная ситуация полного взаимонепонимания:
—Что тебе купить на день рождения, Пепичек?
—Пластинки, бабушка.
—Но я не знаю какие...
—А ты попроси, чтобы тебе дали послушать. Те, которые боль- ше всего тебе не понравятся, те и купи мне (1978, № 25).
•Обыгрывается по-своему очень печальное наблюдение о детях
ишколе:
—Послушай, сынок, вот в газете пишут, что лось напал на учи-
теля.
—А как лось догадался, что это учитель? (1975, № 7.)
•Размышление о воспитании детей, роли в нем правды и этикета:
Мама учит сына правилам поведения:
— Сынок, когда я спрашиваю тебя, кто пришел, нельзя говорить: