ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 484
Скачиваний: 0
церемониал, представляющий собой общение на суперсоциальной дистанции.
ВЫВОДЫ
Социальный статус человека является одним из основных понятий социолингвистики, обусловлен социальноэкономическими и культурно-этическими характеристиками общества, с одной стороны, и ролевыми, дистанционными, нормативными характеристиками социальной стратификации, с другой стороны. Эти характеристики или параметры могут рассматриваться синхронно и диахронически, в онтогенезе и филогенезе. Социальный статус человека может быть измерен социометрическими методами и определен на основе типологических корреляций различных статусных признаков. Источником для социолингвистического анализа статуса человека являются различные тексты (включая тексты словарных дефиниций), кодексы поведения, этикет.
Концептуальный анализ социального статуса человека в социолингвистике раскрывает три системообразующих признака этого понятия: поведение, стратификационную позицию и стиль жизни. Эти признаки соответствуют внутренним факторам социальной стратификации. Социальный статус человека в английском языке рассматривается в плане индикации статуса, т.е. помимовольного проявления статусного соотношения людей, и в плане оценки статуса, т.е. намеренного выбора поведения.
Индикация социального статуса человека включает обозначение статусно-релевантных зон стиля жизни, контактов и речи людей. Статусные индексы стиля жизни представляют собой систему отличительных признаков, по которым противопоставляются в стратификационном отношении группы людей. Осознание статусных индексов превращает эти индексы в оценочную категорию. Статусные индексы активно используются при создании стереотипных образов в политике и рекламе. Индикация человеческих контактов отражает дистанционную природу общения, которое - с точки зрения социального статуса - является либо персональноориентированным, либо социально-ориентированным. Установлена корреляция между типом коммуникативной дистанции и стратификационной позицией людей: те, кто занимает низкую стратификационную позицию, избегают общения на социальной длистанции, те, кто занимает высокую стратификационную позицию, не избегают такого общения. Индикация речи выявляет престижные и непрестижные варианты языка и находит выражение в противопоставлении речевого поведения мужчин и женщин, взрослых и детей, образованных и менее образованных людей, представителей разных социально-
121
этнических групп населения, а также людей, владеющих языком на разных уровнях речевой компетенции.
Оценка социального статуса человека проявляется в демонстрации уважения и соблюдении вежливости. В условиях статусного неравенства уважение к адресату реализуется в соотносительной степени свободы участников общения: нижестоящий участник общения пользуется меньшей свободой выбора моделей поведения, чем вышестоящий партнер. Любой социально-релевантный признак может стать основанием для уважения или неуважения человека. Уважение может быть рационально аргументированным и эмоционально переживаемым.
Стратегии вежливости состоят в ненарушении свободы либо в проявлении солидарности. Этикетная вежливость англоязычного общества, обобщающая нормы поведения среднего класса, относится преимущественно к первому типу. Статусная оценка человека выражается в параметрах эмоциональноволевого самоконтроля и рефлексии говорящего, вектора самоуважения, реакции партнера, вектора зависимости и способа языкового выражения. Установлены основные типы статусной оценки, образуемые пересечением параметров персональной и социальной дистанции, уважения и неуважения, нисходящего и восходящего статусного вектора.
Индикация и оценка социального статуса человека концентрированно выражаются в этикете - стандартном официальном поведении людей. Поведенческий аспект этикета представляет собой формульные модели поведения, специфичные для данной речевой общности людей. Эти модели отражены в лексических значениях слов и могут быть описаны в виде индексов официальности и фиксированных актантов. Этикетное поведение соотносится с юридическим и ритуальным поведением. Нормативный аспект этикета отражается в поведенческих приоритетах речевого коллектива, степени самоконтроля, традиционализма и т.д. Поведенческие приоритеты обусловлены этосом, характером народа, и отражены в традициях, культурных ценностях, словаре.
Изучение социального статуса человека в социолингвистике дает возможность раскрыть существенные стороны языка как явления культуры и установить характеристики речевого поведения людей.
ГЛАВА 2.
ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА
Рассматривая прагмалингвистические характеристики социального статуса человека, мы ставим перед собой следующие задачи:
122
1)установить место понятия социального статуса человека в системе категорий прагмалингвистики,
2)охарактеризовать статусно-маркированные ситуации на материале современного английского языка.
2.1.СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА КАК ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Прагмалингвистическое изучение социального статуса человека отчасти смыкается с социолингвистическим, будучи уточнением последнего. Для того, чтобы охарактеризовать значение в плане прагматики, т.е. в относительной полноте смысла, раскрывающейся в конкретной ситуации общения с учетом межличностных отношений, необходимо сделать обзор основных положений прагмалингвистики. Наша задача облегчается тем, что имеется ряд фундаментальных работ, в которых дан обстоятельный анализ этого направления языкознания13.13Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: Сборник обзоров. М.:ИНИОН АН
СССР, 1985; Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16. Лингвистическая прагматика. М.:Прогресс,1985; Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17. Теория речевых актов. М.:Прогресс,1986; Syntax and Semantics. Vol.9. Pragmatics. New York: Academic Press,1978. В самом общем плане прагмалингвистику, вероятно, можно охарактеризовать как последовательное развитие содержательной лингвистики, т.е. лингвистики, обращенной к значению. Постепенно в сферу интересов языковедов вошли данные, которые раньше относились к компетенции иных наук - страноведческая, энциклопедическая, социологическая, психологическая информация. Эти данные адресативны, с их учетом модель общения становится более адекватной. Разумеется, прежние достижения как формальной, так и содержательной лингвистики не отбрасываются, а входят в концепцию более широкого подхода к языку.
Дискуссия о сущности лингвистической прагматики показывает, что прагматика понимается в широком смысле, включая социолингвистику, психолингвистику и другие области языкознания, связанные с функционированием языка в обществе, т.е. как лингвистика речи, и в узком смысле - как отношение знака к человеку [Levinson,1983:3]. В семиотической модели Ч.Морриса прагматика трактуется как отношение знака к интерпретатору в отличие от отношения знака к предмету (семантика) и к другим знакам (синтактика) [Моррис, 1983:42].
Показательно так называемое "резидуальное", остаточное отношение к прагматике: сюда часто относят все то, что не вписывается в рубрики фонологии, синтаксиса и семантики. Так в прагматическом разделе языкознания оказываются весьма
123
разнородные предметы - пресуппозиции, речевые акты, кросс- |
||
культурные несовпадения, перформативы, дейксис, стратегии |
||
вежливости и аргументации, переключение кодов [Ferrara, |
||
1985:138]. В логическом анализе к прагматике относят |
||
элементы, находящиеся за скобками пропозиции, а именно - |
||
показатели времени, места и индексы участников речи. |
||
Определение прагматики в значительной мере зависит от |
||
исходных позиций исследователя и значительно различается в |
||
трудах лингвистов, разрабатывающих проблемы синтаксиса |
||
(прагматика - остаток при синтаксическом и семантическом |
||
анализе, в частности - нестандартные или аномальные |
||
предложения), семантики (прагматика - оценочные и |
||
примыкающие к оценочным значения, а также вытекающие из |
||
контекста ассоциации и коннотации), стилистики и риторики |
||
(прагматика - коммуникативная семантика, а также |
||
использование языка с целью воздействия, язык политики, |
||
рекламы, психотерапии и т.д.), речевой деятельности |
||
(прагматика - теория пресуппозиций, коммуникативных |
||
постулатов, речевых актов). В одной из новейших работ |
||
выделяются три направления в понимании прагматики - |
||
конверсационное (речеактовое), функциональное (риторико- |
||
стилистическое) и психолингвистическое (порождение и |
||
восприятие речи) [Horn,1988]. |
|
|
Знаковые стороны - семантика, синтактика и прагматика |
||
- представляют собой научную абстракцию единого |
||
лингвистического объекта. Ценность научной абстракции |
||
определяется способностью понятия стать теорией. |
||
Прагмалингвистика как теория противопоставляется по многим |
||
позициям структурной лингвистике. Так, один из видных |
||
представителей амстердамской школы неофункционализма, |
||
С.Дик, сравнивая формальную и функциональную грамматику, |
||
выделяет принципиальные отличия в двух научных парадигмах |
||
(Таблица 6). |
|
Таблица 6. |
|
|
|
Формальная и функциональная модель языка |
|
|
Аспекты сравнения |
Формальная |
Функциональная |
|
модель языка |
модель языка |
Определение языка |
Язык - набор |
Язык - инструмент |
|
предложений |
социального вза- |
Основная функция |
Выражение |
имодействия |
Общение |
||
языка |
мысли |
Коммуникативная |
Психологический |
Компетенция: |
|
коррелят |
способность |
компетенция: спо- |
|
производить, |
собность выпол- |
|
интерпретиро- |
нять социальное |
124