Файл: karasik_yazyk_sotsialnogo_statusa.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 456

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

можно сказать, что существуют два типа императивов: а) реальный императив ("Откройте дверь !") и б) квази-реальный императив ("Подарите мне луну."). В квази-реальном императиве могут употребляться как действия, так и состояния, в реальном императиве могут употребляться только действия. Ограничения, связанные с употреблением глаголов в реальном императиве, соотносимы с ограничениями, связанными с семантикой второго лица. Отметим, что реальный императив градуируется по степени категоричности ("Откройте дверь !" - "Открыть дверь !"). Квази-реальный императив не употребляется в категоричной форме ("Любите музыку !" - *"Любить музыку !").

Дейктическая направленность третьего лица прослеживается только в семантике английских модальных глаголов. Известно, что все модальные глаголы в производных значениях выражают модальность предположения (эпистемическую модальность, т.е. модальность знания), в то время как их исходное значение выражает внутреннюю возможность, долженствование в различных оттенках и т.д. Эпистемическая модальность выражается при употреблении модального глагола в третьем лице. Это наиболее явно прослеживается при сочетании модальных глаголов с предикатами состояний. Например: She can be very naughty - "Она может быть очень непослушной" или "Она, возможно, очень непослушна". В потенционном выражении это предложение звучит так: "Может случиться так, что она будет очень непослушна". Эпистемическая модальность противопоставляется семантике первого лица. Что же касается высказываний типа "Я, должно быть, сплю", то они представлячют собой как бы взгляд на себя со стороны, взгляд на себя как на третье лицо. Противопоставление сферы третьего лица сфере первого и второго лица составляет, по мнению Д.А.Штелинга [1978:5], основную дихотомию системы языка. Эта дихотомия представляет собой развитие дихотомии диктума и модуса.

Персонально-статусное значение представляет собой комплекс субкатегориальных признаков статуса и субкатегориальных признаков персональности (одушевленности, рода, числа и дейксиса). Наиболее ярко статусный признак выражен в семантике личных и притяжательных местоимений (дейктическая вокативность). Вместе с тем статусное значение устанавливается в содержании других частей речи с маркированным признаком рода, либо числа, либо дейксиса. Маркированный признак рода относится к женщинам и женскому стилю поведения, хотя есть исключения. Признак рода может уточняться признаком возраста. Маркированным признаком числа является множественное число; признак множественности связан как с восходящим, так и с нисходящим статусным вектором. Наиболее выраженным дейктическим признаком в

262


персонально-статусном признаковом комплексе является признак первого лица.

3.3.4. ОЦЕНОЧНО-СТАТУСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Оценка - это "наиболее яркий представитель прагматического значения" [Арутюнова,1988:5]. Оценочное значение моделируется при помощи квалификативной структуры, которая включает оценочную шкалу, оценочный стереотип, объект и основание оценки, субъекта оценки, оценочные модусы, аксиологические предикаты, мотивировку оценки [Вольф,1985:47].

Субъектом оценки является лицо или общество в целом. Говорящий имеет возможность подчеркнуть свое отстранение от оценочной квалификации посредством формул типа "есть мнение": Adoption of the proposal is felt to be inadvisable. [Sampson,1980:105] - "Есть мнение, что принятие этого предложения нежелательно". Такие формулировки особенно нравятся англоязычным бюрократам. Объектом оценки выступает любой объект, попадающий в естественный класс сравнения по своей обычной или возможной деятельности, пригодности или по своему поступку [Вендлер,1981:550]. Речь идет об основании оценки. Объект оценивается по своим качествам, которые могут быть противоречивы: "Эти часы очень красивы и хороши как музейный экспонат, но неудобны и сильно спешат". Оценочная шкала располагается в диапазоне между знаками оценки (+) и (-). Оценочные стереотипы обладают стандартными наборами признаков. Например, "типичный политический деятель занимает соглашательскую позицию, обладает большим самомнением и бесчестен" [Лакофф,1988:34]. Следовательно, плохой политик - тот, кто не умеет идти на компромиссы, честный политик - тот, кто настолько честен, насколько могут быть честны политики. Оценочные модусы представляют собой варианты модально-оценочного единства и выражаются посредством аксиологических (ценностных) предикатов: "Я рад/ счастлив/ надеюсь/ боюсь/ сожалею, что вопрос решен." Оценочная мотивировка находится за пределами языка в традиционном его понимании. Мотивы не входят в семантику оценочного предиката и могут быть осмыслены как причины мнения: *"Почему розы красивы ?" - "Почему ты считаешь, что розы красивы ?" [Арутюнова,1988:39,58]. Классификация оценочных значений является классификацией сфер оценочного поведения людей. В цитируемой монографии Н.Д.Арутюновой приводится следующая классификация частнооценочных значений: сенсорно-вкусовые ("душистый"), психологические ("увлекательный"), эстетические ("уродливый"), этические ("добрый"), утилитарные ("вредный"), нормативные

263


("правильный"), телеологические ("эффективный") [Арутюнова,1988:75,76].

Если мы согласимся с тем, что язык - "это не столько "форма выражения" готовых мыслей, сколько способ содержательной организации и представления знаний" [Городецкий,1989:5], то знания о том, что такое хорошо и что такое плохо следует признать относящимися к компетенции лингвистики. В этой связи представляет интерес вопрос о том, каким образом структурированы прагматические знания в языке, насколько различны по своему устройству виды модальных, оценочных, дейктических и других значений. Исходя из внутренней взаимообусловленности модусного и диктального значения, мы считаем, что оценочные значения обусловлены значением и ассоциативным полем оценочнонейтральной лексики. Вместе с тем существует пресуппозиционный фонд, культурный фон для народа и его языка, из которого вытекает языковой кодекс морали. Существуют общие и специфические нормы, фиксируемые в лексических значениях и получающие дополнительную интерпретацию в речевых употреблениях слов. Во всех национальных культурах осуждается предательство, неблагодарность, трусость, жадность и т.д. Но есть определенные формы поведения, которые национально специфичны. Так, в некоторых культурных системах считается бестактным смотреть собеседнику в глаза, подходить к собеседнику ближе, чем на определенную дистанцию, интересоваться источниками доходов. Приводя примеры недопустимых на социальной дистанции вопросов в англоязычном обществе, Р.Уордхау считает равно бестактными вопросы "Сколько вы зарабатываете ?" и "Бьете ли вы свою жену ?" [Wardhaugh,1985:122]. В Советском Союзе первый вопрос не считается бестактным. Весьма чувствительны к нюансам культурной специфики слова с амбивалентной оценкой - "бедный", "богатый", "гордый", "смиренный", "простой" и др. Христианское мировоззрение способствовало отрицательной оценке слов pride, proud - Pride goes before a fall - "Гордыня предшествует паденью". Особенности оценочной лексики свидетельствуют о приоритетах данной культуры. Эти знания входят в систему энциклопедической прагматической информации, владение которой обеспечивает статус члена соответствующего этноса. Известно, что состоятельные люди в США и Англии предпочитают жить в пригороде. Поэтому сведения о том, что некто живет в центре крупного западного города содержат дополнительную - для членов данного сообщества - информацию об оценке материального положения человека, о котором идет речь. Такая дополнительная информация, не входящая в структуру значения слова, в наибольшей степени характеризует те семантические группы слов, в которых отражена история, культура и специфика

264


современной жизни народа, соответствующие слова с большим трудом поддаются переводу на чужой язык [Гудавичюс,1989:32].

Оценочная мотивировка прослеживается в семантике слов, включающих неоценочные признаки. Сравним прилагательные "безрукий" и "безногий". В исходном значении эти слова не являются оценочными. Оценка выводится из объяснительной интерпретации: "Плохо быть безруким или безногим - жаль таких людей - следует помогать им." В ином культурном социуме вывод был бы иным: "Такие люди не приносят пользу племени - их следует уничтожить". В употреблении "Какой же ты безрукий !" выражена отрицательная оценка, мотивируемая следующим образом: "У тебя есть руки - ты не можешь их использовать для работы - люди умеют/ должны уметь работать руками - то, что ты не умеешь этого делать, - плохо". Слово "безногий" в аналогичном смысле может быть употреблено, вероятно, футболистами. В приведенных объяснительных цепочках можно обнаружить центральное звено, которое соответствует некоторым истинам, принятым в обществе. Такие истины в явном виде сформулированы в пословицах и некоторых других видах универсальных высказываний, составляющих моральный кодекс общества. Корпус пословиц относится к фразеологической системе языка, которая в целом достаточно полно отражает специфику оценочных предпочтений общества.

Языковой кодекс морали весьма гибок и местами противоречив. Примером может служить синонимический ряд в английском языке shy, bashful, diffident, modest, coy. Эти слова анализируются в Англо-русском синонимическом словаре (АРСС), который, на наш взгляд, является оптимальным лексикографическим источником. Приведенные синонимы объединены значением "стремящийся быть незаметным в присутствии других", робкий, застенчивый, несмелый в общении. Дифференциальные признаки слов подробно и тонко рассматриваются в словаре, мы же обратим внимание лишь на оценочные различия синонимов. Если слова shy, diffident трактуются как оценочно-нейтральные, то слово modest имеет выраженную положительную оценку - "modest (скромный) обозначает свойство, в основе которого лежит нежелание демонстрировать свои достоинства и склонность скорее преуменьшать, чем преувеличивать свои заслуги. Внешне это проявляется в нежелании (но не боязни !) оказаться в центре внимания, в сдержанности (но не скованности !) манер". "Coy (скромный, застенчивый) обозначает тип застенчивости, свойственный девушкам или молодым женщинам, и часто подразумевает аффектированное или игривое проявление скромности, граничащее с кокетством или жеманством." "Bashful (застенчивый, робкий, конфузливый) обозначает тот тип застенчивости, который свойствен ребенку или молодому человеку и проявляется в скованности или угловатости манер

265


или в отсутствии легкости, непринужденности, свободы в поведении, особенно среди незнакомых. ...Употребляясь по отношению ко взрослым, bashful может иногда приобретать ироническую окраску" (АРСС).

Из приведенного описания вытекают определенные правила поведения, например, "не стремись оказаться в центре внимания", "не бойся оказаться в центре внимания", "будь сдержан", "не будь скован", "веди себя искренне". Этим правилам соответствуют пословицы A fool always rushes to the fore - "Дурак всегда рвется вперед", Manners make the man - "Манеры делают человека", Blushing is virtue's colour - "Краска смущения - признак добродетели".

Правила поведения выражены в словах со значением этикетных и юридических норм. Принося извинения, люди оправдываются. В английском языке различные виды оправдания квалифицируются как apology, reason, excuse, pretext, alibi, plea. "When one offers an apology one admits that one has done wrong, says one is sorry, and perhaps gives reasons for what has happened. If someone thinks the reason given is untrue or unsatisfactory, he may call it an excuse. A pretext is a false reason. Alibi is often used in the meaning of an excuse made to escape from blame or punishment. A plea means that one is asking for understanding and mercy" (LDCE). Выделяется искреннее извинение с объяснением и оправданием проступка, оправдание как отговорка, оправдание как предлог, оправдание как алиби и оправдание как мольба. В значении этих слов прослеживается сложная система межличностных отношений, закрепленных в языке. Тот, кто виновен, должен принести извинения. Словарь дает характеристику основным тактическим ходам, связанным с извинением. С точки зрения общества у провинившегося может быть достаточное основание для совершения проступка (reason), либо доказательство того, что проступок совершен не этим человеком (alibi). Если же таких оснований нет, то провинившийся либо прибегает к недостаточному доводу, формальному оправданию, отговорке (excuse), либо пользуется заведомо фальшивым оправданием, предлогом (pretext), либо обращается с просьбой и мольбой (plea). Каждый из этих ходов получает оценку на условной шкале искренности: оправдание может квалифицироваться как искреннее, формальное (то ли искреннее, то ли ложное) и ложное.

Квалификативная структура конкретизируется в значениях оценочных слов и соответственно уточняется признак социального статуса. Для выявления конкретных характеристик статуса человека мы обратимся к описанию существительных оценочного значения и установлению типовых словарных субъектов, выступающих в качестве носителей статуснооценочных норм.

266

Квалифицируемый статусный признак может быть положительным и отрицательным. Например: daddy - the most respected performer in a field; a person whose work or personality is so unique and successful that others seek to imitate him (DAS); rat - 1) a disliked or despised person, 2) an informer, a squealer (DAS). В словаре сленга daddy - "папа" объясняется как "уважаемый человек, которому стремятся подражать", а rat - "крыса, дрянь, стукач" - как "презираемый, ненадежный человек, доносчик". Положительный признак легко меняет знак при ироничном употреблении, отрицательный признак более стабилен, хотя некоторые слова с отрицательным значением могут употребляться в качестве шутливых и ласкательных обращений.

Существует амбивалентная оценочная лексика, обозначающая те явления и понятия, которые по-разному оцениваются представителями различных групп общества. Примерами амбивалентной оценки могут послужить слова patrician и bohemian. Патриций, знатный человек, противопоставляется плебеям. Для знати аристократизм несомненно является положительным качеством. Имеется в виду величие духа, изысканность вкуса, совершенство манер. В глазах простых людей аристократы - это праздные богачи с большим самомнением. Словом "богема" (буквально - "цыганский, относящийся к цыганам") обозначаются представители свободных профессий - актеры, музыканты, художники, поэты. Их образ жизни многим кажется беспорядочным: bohemian2 - socially unconventional person; person, esp. artist or writer, of free-and-easy habits, manners, and sometimes morals (COD). Для людей искусства внутренняя и внешняя раскрепощенность - необходимое условие творчества, и поэтому богемная жизнь ими не осуждается. К числу подобных амбивалентных оценочных слов относятся многие политические термины и другие слова, разделяющие людей по принципу "такие, как мы - не такие, как мы". Амбивалентная лексика представляет особый интерес с точки зрения статусных отношений. Полярное расхождение оценок свидетельствует о существовании различных оценочных кодексов в языке и различных типовых субъектов оценки.

Оценочное значение при детальном рассмотрении часто оказывается статусно-оценочным. Отрицательная оценка понижает статус объекта оценки, даже если по объективным признакам субъект оценки занимает более низкое социальное положение. Например: citizen - a person who belongs to a more prosaic, conservative group than one's own; a "square". Thus, to a Negro a white man may be a "citizen", to a convict an honest man who has never been in jail is a "citizen", etc (DAS). Слово citizen - "гражданин" имеет сленговое, жаргонное значение "обыватель, живущий скучной жизнью" (Сравните в русском уголовном жаргоне "вор в

267