Файл: Билеты по руслиту 3 курс 1 семестр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-жизнь-смерть ( размышления над скоротечностью жизни, философски относится к смерти, какая некая справедливость по отношению к человеку, у фета сочетается любовь и смерть. Смерть не есть зло, надо жить и радоваться,без смерти нет жизни,смерть дает вдохновение для творчества) «Жизнь пронеслась без явного следа» (смерть – это заверш.этап, необходимый) « Еще люблю еще томлюсь»(человек способен любить до посл.вздохов. смерть дает человеку вдохновение для творчества. Без смерти нет жизни и любви. Чем ближе человек к смерти, тем более обостряются его чувства).

- любовь ( в основном это целительная сила, но и может нести грусть.) «Сияла ночь, луной был полон сад» (чувство любви не подчиняется времени. Любовь обновляет человека постоянно. Лунный свет – символ вечной любви, символ вечной красоты) «Долго снились мне вопли рыданий твоих»(оппозиция: любовь и разлука. Но глоток оптимизма – любовь не уходит. Человек не способен выбросить из сердца любимого) , «Шепот, робкое дыханье..»(природа, ночь, любовь. На первом месте – ощущения, переживания возлюбленных от свидания. Оппозиция день и ночь. Переход от ночного времени (время счастья и любви) к дневному (соц.проблема). заря – граница между миром чувств и миром разума. В стихе игра света и темени, отблески, дымка, таинственное, неясное.)

Мысль о невыразимости переживаний и мыслей в косном обыденном слове занимала Фета еще в юности. Фет утверждает, что поэт способен передать в слове ("крылатом слова звуке") всё – и происходящее в глубине души, и существующее в мире вокруг.Страданье – от невозможности полного выражения чувства.Проблема творческого метода поэзии А.А. ФетаВсе исследователи говорят о музыкальности Фета: цикл «мелодии». Фету важен подбор звуков, ритм, мелодика. Всю лирику Фета с точки зрения творческого метода объединяет импрессионизм.Импрессионизм – направление в искусстве к19-н20вв, сложившееся во франц живописи в 60-70е годы. Ему свойственно:- отражение красоты повседневной действительности;- изображение человека в единстве с окр средой, вечно изменчивой, поражающей богатством красок (пастельные тона, полутона, оттенки);- фрагментарность композиции, или принцип кадра. У фета это выражается в принципе безглагольности («Шёпот, робкое дыханье…»);- главное – это передача мимолетных впечатлений, прекрасных мгновений;Через единичное, фрагментарное и мгновенное Ф стремится раскрыть вечное.? Любовь как преодолённое страдание.Концепция любви у Ф сводится к формулам: красота, счастье, страдание =>одновременно. Поэтому часто встреч-ся сочетания слов: мука-блаженство; страдание-блаж-во. Позднее эту концепцию подхватит Блок.


Анализ: «Сияла ночь, луной был полон сад» (1877) Чувство любви не подчиняется времени. Пусть расстались, но любовь остается и обновляет человека снова и снова. Тема любви и ночи иногда дается как лунный свет- это вечная любовь и красота. Порыв страсти чувствуется в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». В начале стихотворения тихая картина ночного сада контрастирует с бурей в душе поэта: Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Природа и любовь взаимосвязаны в стихах Фета. Эти понятия родственны, и они выражают сущность бытия. Когда эти понятия сливаются в единое целое, рождается первозданная красота. Очень выразительно начало стихотворения: «Сияла ночь». Это оксюморон, ведь ночь – темная, черная. Это необычайная ночь, праздничная, светлая от луны. А. А. Фет – певец ночи, изнутри осветленной, гармонической, дрожащей мириадами огней. «Сияла ночь» - типично фетовское словосочетание. Гостиная в стихотворении – продолжение сада: «Лежали лучи у наших ног в гостиной без огней». Первая строфа не столь четко определяет мотив воспоминания давно минувшего чувства. Стихотворение “Сияла ночь…” наполнено звуковыми повторами. Они воспринимаются Фетом, как явление прекрасного в поэзии. Стихотворение “Сияла ночь”, как и многие другие стихотворения Фета, отличаются стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство к смысловому итогу. Такого рода стиховые композиции производит особенно сильное впечатление. Пережив настоящую любовь, Фет тем не менее не опустошен, и всю свою жизнь он хранил в памяти свежесть своих чувств и образ любимой. А мотив страдания, слез, плача, рыдания обостряет чувство жизни и красоты: Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой. ….» В стихотворении часто повторяется слово «любовь» и «любить», что говорит о главной теме произведения. Любовь – это жизнь, и нет ничего на свете важнее этого чувства. Основной мотив и идея стихотворения – преображающая сила искусства, песни и музыки, которые мыслятся как высшее выражение. Искусство, песня неразрывно связаны с женской красотой и любовью: слезы восторга и восхищения вызывают и пение, и звуки музыки, и поющая.



7 Билет.

Тематика и поэтика драмы А.Н. Островского «Гроза».

1856-1857 гг. островский путешествовал, написал сборник, где было много инфы про рыболовство, а частные бытовые подробности вошли в пьесу. Жанр: драма (так считал О.) в пяти действиях, однако многие называют ее трагедией. Черты трагедии: глубокий, неразрешимый конфликт, неизбежная гибель героя, гл.герой – центр трагедии, непреодолимые препятствия, произведение пишется для катарсиса. Следовательно, грозу можно рассмартивать как трагедию, а Катерину – как трагич.героя.

Конфликт отдельной личности и окружающего общества! В “Грозе” эта личность — Катерина Кабанова. Катерина олицетворяет собой нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. Катерина — русский национальный характер. В речи Катерины, связанной с простым народом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Поражают также естественность, искренность, простота героини. Катерина религиозна. Но это не ханжество Кабанихи, а искренняя, глубокая вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением. Еще одна характерная черта Катерины — стремление к свободе, духовному раскрепощению. Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы — символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.

+ соц.конфликт – взаимоотн-я невестки и свекрови, неволя женщины в купеч.семье.

Катерина не деревенский ребенок, в молодости она не работала, была свободна. А после замужества ее словно сковали. Ей некуда бежать, сначала Тихон ее бросает и уезжает, толкает ее к греху,потом Борис оставляет ее и толкает к могиле.

В драме сошлись и столкнулись в непримиримом противоречии консерватизм, с устоявшимися традициями и правилами и новое стихийно-бунтарское начало. Связующим звеном между двумя началами выступает просветитель из народа, «самоучка-механик» Кулигин, которые отражает взгляды автора.


Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу “косности”, “онемелости”. Драматургический конфликт в “Грозе” заключается в столкновении отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важен сам фон жизни, сама обстановка. Мир “темного царства” основан на страхе и денежном расчете.

Образы самодуров в “Грозе” художественно достоверны, сложны, лишены психологической однозначности. Дикой — богатый купец, значительное лицо в городе Калинове. Власти его на первый взгляд ничто не угрожает. Савел Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, “как с цепи сорвался”: чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему людей. Вместе с тем, как уже было сказано, образ Дикого достаточно сложен. Савел Прокофьевич сам не рад своему “сердцу”. “Самодуром в юбке” можно назвать и богатую купчиху Кабанову. Марфа Игнатьевна активно отстаивает устои “темного царства”, пытается покорить Тихона и Катерину. Отношения между людьми в семье должны, по мысли Кабановой, регулироваться законом страха, домостроевским принципом “да убоится жена мужа своего”. Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной. Положение хозяйки в доме не может вполне успокоить Кабаниху. Марфу Игнатьевну страшит то, что молодым воли хочется, что не соблюдаются традиции седой старины. Существенную роль в пьесе Островского играет образ странницы Феклуши. Феклуша словно предчувствует гибель темного царства (время убыстрилось – признак конца).

Функции второст.героев: Кулигин – герой-резонер. Феклуша – показывает мещан.купеч.среду, застывшую в средневековье. Варвара – сюжетообразующая роль, подталкивает Катерину. Варвара живет естественно, не задумывается над своей греховностью. Она реалистичная девушка.

Хронотоп: все в городе, в основном – берег Волги, на бульварах.

Символы: Река – жизнь, переход из мира в мир, жизнь и смерть. Гроза – полноценный персонаж, сюжетооб.роль.

Повесть Ф.М. Достоевского «Двойник»: тематика, специфика отражения петербургского мифа. Мотив зеркала.

Повесть «Двойник» (1846)

Повесть продемонстрировала новое воплощение идеи и поэтики двойничества, разработанной в границах романтической эстетики и литературы. Двойничество в повести, на первый взгляд, — традиционный способ введения двойника как особого персонажа, известный по фантастическим произведениям Э.Т.А. Гофмана, Антония Погорельского («Двойник, или Мои вечера в Малороссии») и других авторов. Достоевский активизирует мифологические пласты сознания читателя, где двойники обладают бесовской природой (причем чаще всего в пограничных, предсмертных ситуациях) либо являются братьями-близнецами, младший из которых выступает в роли разбойника, тирикстера. Но фантастико-мифологический план двойничества уже здесь неотрывен от двойничества как психологического феномена и связан с важнейшим аспектом концепции личности в творчестве Достоевского: болезненное, «разорванное сознание» — одна из главных характеристик личности «переходного времени цивилизации», каковым считал свое время Ф.М. Достоевский. Выведенная в повести фигура чиновника, якобы преследуемого человеком, как две капли воды похожим на него, только более пронырливым, льстивым, удачливым, обретает социально-психологическую детерминированность. Бедный чиновник бунтует против бесчеловечной системы, где многолетняя беспорочная служба, верность начальнику оказываются напрасными, как только притязания его приходят в несоответствие с жесткой иерархией чиновничьих норм и ценностей. Достоевский с горечью констатирует, что в казенном мире невозможно истинное христианское братство, как невозможна внутренняя свобода в условиях несвободы внешней. Но бунт героя принимает асоциальные формы: это или отшельничество, бесплодные мечты о подлинной самореализации, общественной востребованности, или отчаянные попытки любыми средствами оказаться в центре внимания. Мечтательность превращается в болезненную амбицию, она оборачивается безумием.Это произведние насторожило белинского. Сильно романтическое начало,мистика.фантастика. Гл. герой- чиновник Голядкин-типичный маленький человек., но в нем есть желание превзойти своих конкурентов. Встречает своего двойника, сначала он видит в нем своего друга, своего брата. Но потом он обходит его и по службе, и в отношении с женщинами. Тема двойничества была особенно популярна в немец.романтизме.С темой двойничества непосредственно связана тема смерти. Голядкин постепенно духовно погибает.В советский период акцент делали на социальном плане. Современная трактовка-«петербуржский миф». Гл.герой-петербург,некое мифологизированное пространство.Петербург-город дьявола-> двойник-дьявол. Петербург- некое преддверие ада или промежуточное пространство. Петербург Достоевского темен, мрачен и безысходен