ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Своеобразие западноевропейского историко-литературного процесса XIX века.
4.Специфика жанра новеллы во французской литературе второй половины XIX века.
5. Этические и эстетические взгляды ф. Стендаля и их отражение в творчестве.
6. Художественное своеобразие социально-психологического романа ф.Стендаля «Красное и черное».
13. Эстетика г.Флобера. Место писателя в литературном процессе Франции XIX века.
14. Художественное своеобразие романа г.Флобера «Мадам Бовари».(1856г.)
15. Французская поэзия 50-60 гг. XIX века.
16. Эстетика «Парнасской школы». Леконт де Лиль, т.Готье и др.
17. «Теория соответствий» ш. Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».
18. Э.Золя как теоретик натурализма. Художественное своеобразие одного из романов (по выбору).
19.Мастерство Мопассана-новеллиста.
20.Романное творчество Мопассана
21. Художественный мир ч. Диккенса
40-Е годы - Диккенса глубоко волнует вопрос о путях усовершенствования общества.
23.Своеобразие поэтики романа ч. Диккенса «Домби и сын».
24.Тема детства и воспитания в творчестве ч. Диккенса и ее влияние на русскую литературу XIX века.
26.Романтические и реалистические тенденции в романе ш. Бронте «Джейн Эйр».
27.Художественный мир у.Теккерея.
35. Своеобразие поэтики у. Уитмена.
32.Синтез романтического и реалистического начал в западноевропейской литературе XIX века.
31.Тема «утраченных иллюзий» в западноевропейской литературе XIX века.
20.Романное творчество Мопассана
Значительное место в творчестве писателя занимают романы. Присоединяясь к мнению Золя, что "роман - это действительность, прелом лённая сквозь призму темперамента художника", Мопассан несколько уточняет своё понимание этого определения.
"Этот темперамент может обладать самыми разнообразными качествами и может видоизменяться сообразно с эпохой, но, подобно призме, чем больше у него будет граней, тем больше он отразит жизненных явлений, сцен, предметов, всевозможных идей, всякого рода людей, тем он будет значительней, интересней и новей".
К роману Мопассан и обратился потому, что стремился отразить больше жизненных явлений, показать всякого рода людей. Сами возможности этого жанра позволили сделать более широким социальный фон изображаемых событий, ввести более разнообразный круг действующих лиц.
Темы их часто значительно более широкие, чем в новеллах, круг проблем разнообразен.
В каждый из своих романов Мопассан вносил и новые темы и особые приёмы их раскрытия, что и определило жанровое отличие их друг от друга.
"Жизнь" -- роман о смене двух культур: широкая, терпимая, человечная поместная дворянская культура XVIII века, облагороженная влияниями Просвещения, уступает место узкой, пошлой, антигуманной буржуазной культуре XIX века. Наступлением последней определяются изображаемые в романе гибель прежнего патриархального уклада жизни семьи барона де Во и процесс расслоения поместного дворянства: старая дворянская интеллигенция, воспитанная в традициях Просвещения, уходит из жизни, не имея сил бороться за себя в условиях нового времени; другие слои дворянства либо замыкаются в кастовом высокомерии, либо дичают подобно графу де Фурвиль, а часть дворянства подчиняется буржуазным влияниям, склоняясь перед божеством денег.
Действие романа начато в 1819 г., и "Жизнь", следовательно, роман исторический, хотя не упоминающий ни о каких крупных событиях национальной истории: описываемые в нем происшествия, соответствующие времени Реставрации и Июльской монархии, протекают на фоне монотонной и мало в чем меняющейся провинциальной поместной жизни.
Мопассан изображает печальную историческую судьбу старой дворянской интеллигенции, его классовые симпатии на их стороне, (барон де Во, его жена, частично Жанна), которая уходит из жизни не в силах бороться с новой эпохой - в 3-х поколениях последовательно нарисован распад и разложение семьи.
- поиск причины трагедии Жанны сначала приводит к самой героине, но образ добродетельной Жанны, нарисованной вдали от общественных конфликтов, приводит к мысли, что "так было и так будет всегда" (мать Жанны, тетя Лизон), и надо искать другие причины - насквозь фальшивое, жестокое, лживое общество с его нравами и моралью. "Мы живем в буржуазном обществе. Оно ужасающе посредственно и трусливо, - писал Мопассан в 1884 году. - Никогда, может быть, взгляды не были более ограниченны и менее гуманны". Воспитанная на идеалах Руссо, Жанна не смогла стойко пережить столкновение с истинной стороной жизни, она сломилась.
- Мопассана душила атмосфера подлого политического торгашества и бесстыдной погони за наживой. Он прекрасно видел всю порочность системы государственного управления и правопорядка во Франции. Социальная несправедливость его возмущала, лицемерие буржуазной морали он презирал. Роман получил социальную направленность (история Розали, отношение Жульена к крестьянам). Частная жизнь одного человека, взятого из узкого социального круга, приобрела под пером Мопассана общественное звучание. Писатель нашёл собственные, непроторенные пути обличения, с огромной силой показал, что изуродованная жизнь даже одного человека достойна внимания и сочувствия, так как перенесенные им страдания близки сознанию многих, тех, кто как и Жанна испытывает на себе гнет несправедливого общества.
Роман "Жизнь" был написан в 1883 году. Эпоха 70-х - 80-х гг. (события войны, поражение французской армии, осада Парижа, энтузиазм народного сопротивления, равнодушие "высших" классов к национальной трагедии) обострила патриотические чувства Мопассана и сформировала резко отрицательное отношение к буржуазной культуре нового времени: корыстный, собственнический характер буржуазной культуры, лживая, лицемерная мораль, чванливый антидемократизм буржуазии.
В романе "Милый друг" Мопассан пишет уже о своей современности -- о времени буржуазно-демократической Третьей республики и не о провинциальной, а о столичной жизни. Действие романа протекает в основном в Париже 1880-х гг.
Резко и непримиримо прозвучал в романе протест Мопассана против характера деятельности и растущих империалистических вожделений правительства Третьей республики. Роман был напечатан в "Жиль Блас" с 8 апреля по 30 мая 1885 г. и вышел отдельным изданием в том же году. Задуман он был, по-видимому, в 1883 г. после появления в печати очерка "Мужчина-проститутка", и в том же году некоторые из эпизодов романа, оформленные в виде новелл ("Могила", "Мститель", "Награжден!"), уже появились в печати.
Композиционная особенность "Жизни" -- в господстве описательности. При сравнительно малом развитии действия, происходящих в романе событий, Мопассан размеренными, протяженными фразами описывает все окружающее -- обстановку и условия жизни героев романа, их характер и поведение и особенно природу. Неторопливый ритм романа, где, особенно поначалу, так редка прямая речь или диалоги персонажей, как бы призвана передать монотонность жизни французской провинции, ее веками складывавшегося поместного и крестьянского бытового уклада, ту родину писателя, в которую уже вторгаются и разрушают старое новые капиталистические отношения. И нотка элегической грусти по поводу гибели многих дорогих Мопассану патриархальных отношений провинциального мира и горестного жизненного удела Жанны звучит в романе к концу его все сильнее.
Роман "Милый друг" содержит широкую панораму социально-политической жизни Франции времен III Республики. Это история молодого человека, стремящегося покорить Париж. Тема, традиционная для французской реалистической литературы, у Мопассана приобретает новое звучание. Единственным капиталом главного героя является привлекательная внешность "соблазнителя из бульварного романа". Постепенно крестьянский сын Дюруа превращается в аристократа ДюРуа, перед которым открывается блестящее будущее. Своим успехом он обязан женщинам, связи с которыми помогают ему подняться по ступеням социальной лестницы. В отличие от деятельных и талантливых карьеристов, Дюруа органически не способен на волевой поступок, не обладает умом и энергией. Его преимущество заключается в умении "всех обманывать, всех эксплуатировать". Социальная проблематика, доминирующая в романе, не исключает в то же время философских раздумий писателя над смыслом человеческой жизни, в которых чувствуется нарастающий пессимизм Мопассана.
21. Художественный мир ч. Диккенса
Диккенс – писатель-урбанист. Лондон не только фон, но и действующее лицо. Описывает лондонские трущобы, деловой район Лондона. Эстетика творчества: поддержание в человеке веры в неизменную победу добра над злом (так называемая «рождественская философия»): утверждение простых, не подлежащих сомнению общечеловеческих ценностей (по Достоевскому, «Диккенс – носитель общечеловечности»). Но в его творчестве эта манера трансформируется. В творчестве Д. выделяют 4 периода. В раннем творчестве очевидно влияние романов 18 века: романов-воспитания и романов большой дороги. Эти 2 жанровые разновидности соединяются в ранних романах. В своих произведениях Диккенс впервые рассказал правду о работных домах (Жизнь и приключения Оливера Твиста). Диккенс первооткрыватель темы детства и ребенка, создатель первого психологического портрета ребенка. После публикации романа «Жизнь Дэвида Коперфильда, рассказанная им самим» в русской литературе появился ряд произведений, где главным становится психологический мир ребенка (С. Аксаков «Детские годы Багрова внука», Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»). С темой детства у Диккенса связана тема воспитания и образования. Он показывает несколько типов плохих и хороших школ («Жизнь и приключения Николаса Никльби», «Домби и Сын», «Тяжелые времена»). Тема преступного сознания раскрывается по-разному: в раннем творчестве убийцы – это мрачные злодеи, инфернальные герои, люди с подлой душой («Лавка древностей» – карлик Твинк), в поздних романах образы преступников более психологичны, Д. показывает путь к убийству, мотивы героя («Наш общий друг» - шк. учитель Брэдли Хэдстом, влюблен в девушку, внутри него кипят страсти, убийство – единственный выход избавиться от соперника в любви). Сквозная тема – тема денег (претерпевает эволюцию) В ранних романах деньги – это благо, награждение за доброту сердца. В поздних романах деньги превращаются в губительную силу, калечат судьбы людей («Домби и Сын»). В творчестве Диккенса переплетаются след.традиции: романтическая (готика), англ. просветительский роман 18в, англ. мелодрама 19в, театр, сказочные традиции. Влияние романтизма в том, что главным композиционным элементом становится тайна. В 40е годы появляются «Американские заметки» (под впечатлением от посещения Америки, разочарован: хотел увидеть страну свободы, но не уидел), «Рождественские рассказы», «Домби и Сын» (у Диккенса появляется особый персонаж – человек с холодным сердцем: влияние сказки Андерсена «Снежная королева»). В творчестве Диккенса возникает проблема видимого отсутствия психологизма. Д. интересует проблема маски. Д. проникает в человеч. души нетрадиц. способом, т.к в романах нет или очень мало внутренних монологов. Психологич. состояние раскрывается при помощи изображения внешних, невербальных проявлений. Жесты и мимика – главные средства выразительности. Д. наблюдает за персонажем в разных ситуациях.