Файл: тгп краткий курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.09.2024

Просмотров: 2627

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тамбовский филиал ноу впо

Оглавление

Раздел 1. Теория государства и права как наука…………………………….....16

Раздел 2. Государство и общество…….………………………………………….19

Раздел 3. Право……………………………………………………………………..35

Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью………………………………………………………………..50

Предисловие

Программа по учебной дисциплине: «Теория государства и права»

Тема 1. Объект и предмет теории государства и права

Тема 2. Место теории государства и права в системе наук

Тема 3. Методы теории государства и права

Тема 4. Власть при догосудартсвенных формах человеческого

Тема 5. Происхождение государства: основные теории

Тема 6. Сущность и признаки государства

Тема 7. Государство в политической системы общества

Тема 8. Механизм (аппарат) государства

Тема 9. Функции государства

Тема 10. Формы государства

Тема 11. Происхождение права: основные теории

Тема 12. Понятие и сущность права: современные подходы. Право в системе регулирования общественных отношений

Тема 13. Формы (источники) права

Тема 14. Нормативно-правовой акт как источник права

Тема 15. Норма права: понятие, структура и классификация

Тема 16. Понятие и структурные элементы системы права

Тема 17. Правотворчество

Тема 18. Реализация норм права. Юридические пределы действия норм права

Тема 19. Толкование норм права

Тема 20. Систематизация правовых норм

Тема 21. Правовые отношения

Тема 22. Юридические факты

Тема 23. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Тема 24. Механизм правового регулирования: понятие и элементы

Тема 25. Юридическая практика

Тема 26. Право и личность. Правовое государство и гражданское общество

Тема 27. Законность и правопорядок

Тема 28. Правовая культура, правосознание, правовое воспитание

Тема 29. Право в системе социальных норм

Тема 30. Типы права и правовые системы (семьи)

Тема 31. Соотношение внутригосударственного и международного права

Раздел 1. Теория государства и права как наука

3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук

Раздел 2. Государство и общество

4. Теории происхождения государства

9. Механизм государства: понятие, принципы и структура

10. Органы государственной власти: понятие, признаки, виды

11. Место и роль государства в политической системе общества

12. Правовое государство: понятие и принципы. Проблемы формирования правового государства в российском обществе

13. Гражданское общество: понятие, признаки и структура

14. Понятие и признаки социального государства. Российская Федерация как социальное государство

15. Соотношение общества и государства

16. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Раздел 3. Право

17. Понятие права. Право в объективном и субъективном смысле

19. Принципы и функции права

20. Норма права: понятие, признаки, структура

21. Классификация норм права

22. Понятие и виды форм (источников) права. Основные виды источников права в различных правовых системах

23. Нормативно-правовой как источник права

24. Судебный прецедент как источник права

25. Правовой обычай как источник права

26. Договор как источник права

27. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

28. Понятие и структурные элементы системы права

29. Реализация права: понятие и формы

30. Стадии процесса применения норм права

31. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

32. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам

Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью

35. Правовой статус личности. Понятие прав человека и гражданина

38. Понятие, структура и виды правосознания

39. Деформация правосознания и его формы

40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура

41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы

42. Понятие и принципы правотворчества

43. Виды правотворчества.

44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды

48. Структурные компоненты правового отношения

49. Субъективное право и юридическая обязанность

50. Законные интересы в праве

51. Понятие и классификация юридических фактов

52. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления

53. Юридические коллизии и способы их устранения

54. Правовые презумпции и аксиомы в праве

55. Юридическая практика: понятие, признаки, структура, виды

56. Правомерное поведение: понятие и виды

57. Понятие, признаки и виды правонарушений

58. Юридический состав правонарушения

59. Понятие, признаки юридической ответственности

60. Принципы и функции юридической ответственности

61. Виды юридической ответственности:

62. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность

63. Понятие и принципы законности

65. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии

66. Понятие, признаки и виды дисциплины.

67. Правовые проблемы современной глобализации, методы (способы) их решения

68. Юридическая клиника в правовом обучении: понятие, формы

Список экзаменационных вопросов по учебной дисциплине: «Теория государства и права»

Для справок

- основанным на правовых убеждениях – общим для большинства населения или альтернативным, не совпадающим с мнением большинства, а также комбинированным;

- от степени развитости воли – правосознание может быть: пассивным, активным, привычным, конформным;

- в зависимости от психологического процесса – правосознание может быть внушенным и осмысленным и др.

39. Деформация правосознания и его формы

Деформация правосознания- изменения, которые приводят к противоречиям в рациональных и психологических компонентах правосознания, что отражается на восприятии правовой действительности и формировании готовности личности к юридически значимому поведению.

В качестве форм деформации правосознания можно выделить: правовой инфантилизм, правовой идеализм, правовой нигилизм, перерожденное правосознание.

Правовой инфантилизм представляет собой наиболее мягкую форму искажения правового сознания и заключается в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений.

Правовой нигилизм - деформированное состояние правосознания личности, общества, группы, характеризующееся осознанным игнорированием требований закона, ценности права, пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям, правам и свободам человека. Наиболее негативными проявлениями нигилизма являются умышленные правонарушения.

Фетишизм (от лат. fetiche - идол, талисман, от португ. feiticao – волшебство) означает поклонение, неодушевленному, обоготворяемому предмету, безусловное его признание и слепое поклонение.

Правовой фетишизм заключается в переоценке роли права в жизни общества и в преувеличении его реальных регулятивных возможностей.

Перерожденное сознание - это крайняя степень искаженного, дефектного правосознания. Оно основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности.


40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура

Правовая культура - это определенный уровень качественного состояния правовой системы, а также правосознания и правового поведения отдельной личности, социальной группы либо общества в целом.

Различают правовую культуру общества, личности и социальной группы.

Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

1) уровень правосознания и правовой активности общества;

2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования; уровнем совершенства законодательства и состоянием правосознания населения и должностных лиц; соотношением общечеловеческого и национального в праве; эффективностью деятельности правоприменительных органов и защищенностью прав личности и т.д.

Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Она включает в себя следующие основные элементы:

а) знание и понимание права;

б) отношение к праву, выраженное в привычке к правомерному, законопослушному поведению;

в) навыки правового поведения, выраженные в умении эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод.

41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.


Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие элементы (составные части):

- субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

- объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

- содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);

- методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

- формы воспитания:

1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);

2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации);

3) юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.);

4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).


42. Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения. Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

Принципы правотворчества:

- научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

- профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);

- законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

- демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

- гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

- оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

43. Виды правотворчества.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на:

- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

- правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

- правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

- правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество (например, на предприятии, учреждении и организации);

- правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

- законотворчество;

- делегированное правотворчество;

- подзаконное правотворчество.

44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

Законотворчество - это установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов, включающий в себя следующие стадии:


1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ;

2) обсуждение законопроекта. Проходит на заседании палат представительного органа в несколько чтений. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос); федеральные конституционные законы - квалифицированным (не менее 2/3 голосов);

б) одобрение закона Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ); федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ

Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).