ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.09.2024
Просмотров: 2638
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теория государства и права как наука…………………………….....16
Раздел 2. Государство и общество…….………………………………………….19
Раздел 3. Право……………………………………………………………………..35
Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью………………………………………………………………..50
Программа по учебной дисциплине: «Теория государства и права»
Тема 1. Объект и предмет теории государства и права
Тема 2. Место теории государства и права в системе наук
Тема 3. Методы теории государства и права
Тема 4. Власть при догосудартсвенных формах человеческого
Тема 5. Происхождение государства: основные теории
Тема 6. Сущность и признаки государства
Тема 7. Государство в политической системы общества
Тема 8. Механизм (аппарат) государства
Тема 11. Происхождение права: основные теории
Тема 13. Формы (источники) права
Тема 14. Нормативно-правовой акт как источник права
Тема 15. Норма права: понятие, структура и классификация
Тема 16. Понятие и структурные элементы системы права
Тема 18. Реализация норм права. Юридические пределы действия норм права
Тема 19. Толкование норм права
Тема 20. Систематизация правовых норм
Тема 23. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
Тема 24. Механизм правового регулирования: понятие и элементы
Тема 26. Право и личность. Правовое государство и гражданское общество
Тема 27. Законность и правопорядок
Тема 28. Правовая культура, правосознание, правовое воспитание
Тема 29. Право в системе социальных норм
Тема 30. Типы права и правовые системы (семьи)
Тема 31. Соотношение внутригосударственного и международного права
Раздел 1. Теория государства и права как наука
3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук
Раздел 2. Государство и общество
4. Теории происхождения государства
9. Механизм государства: понятие, принципы и структура
10. Органы государственной власти: понятие, признаки, виды
11. Место и роль государства в политической системе общества
13. Гражданское общество: понятие, признаки и структура
14. Понятие и признаки социального государства. Российская Федерация как социальное государство
15. Соотношение общества и государства
16. Соотношение и взаимосвязь государства и права
17. Понятие права. Право в объективном и субъективном смысле
20. Норма права: понятие, признаки, структура
23. Нормативно-правовой как источник права
24. Судебный прецедент как источник права
25. Правовой обычай как источник права
26. Договор как источник права
27. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
28. Понятие и структурные элементы системы права
29. Реализация права: понятие и формы
30. Стадии процесса применения норм права
31. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды
32. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам
Раздел 4. Правовые явления, связанные с юридической деятельностью
35. Правовой статус личности. Понятие прав человека и гражданина
38. Понятие, структура и виды правосознания
39. Деформация правосознания и его формы
40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура
41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы
42. Понятие и принципы правотворчества
44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации
45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды
48. Структурные компоненты правового отношения
49. Субъективное право и юридическая обязанность
51. Понятие и классификация юридических фактов
52. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
53. Юридические коллизии и способы их устранения
54. Правовые презумпции и аксиомы в праве
55. Юридическая практика: понятие, признаки, структура, виды
56. Правомерное поведение: понятие и виды
57. Понятие, признаки и виды правонарушений
58. Юридический состав правонарушения
59. Понятие, признаки юридической ответственности
60. Принципы и функции юридической ответственности
61. Виды юридической ответственности:
62. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность
63. Понятие и принципы законности
65. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии
66. Понятие, признаки и виды дисциплины.
67. Правовые проблемы современной глобализации, методы (способы) их решения
68. Юридическая клиника в правовом обучении: понятие, формы
Список экзаменационных вопросов по учебной дисциплине: «Теория государства и права»
49. Субъективное право и юридическая обязанность
Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Предназначение субъективного права состоит в заключенной в нем возможности удовлетворения какого-либо интереса достижения определенного блага, ценности. Субъективное право всегда конкретно и детально определено, от него можно отказаться или передать другим.
Структура субъективного права:
1) возможность определенного поведения управомоченного лица;
2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица;
3) возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд);
4) возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью.
Содержание конкретного субъективного права составляют правомочия - это законодательно закрепленные элементы субъективного права, детализирующие свободу возможного поведения участника правоотношения. Количество таких правомочий зависит от степени сложности и значимости предоставленного права. Некоторые субъективные права сводятся по существу к одному правомочию, а в некоторых их гораздо больше. Так, в праве собственности их три (владение, пользование и распоряжение), а в социально-политических - около десятка.
Субъективное право не только вид, но и мера возможного поведения. Государство устанавливает определенные границы в использовании предоставленного права. Субъективное право обеспечивается не только законом, но и корреспондирующими обязанностями других лиц.
Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Поскольку юридическая обязанность - мера необходимого поведения, то от ее реализации отказаться нельзя. Юридические обязанности должны быть четко очерчены в законодательстве.
Являясь обратной стороной субъективного права, юридическая обязанность имеет следующую структуру:
1) необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них;
2) необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;
3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;
4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.
Слагаемые юридической обязанности - отдельные долженствования - подобие правомочий в субъективном праве. Субъективное право одних лиц не может реализовываться иначе как через обязанности других. Обязанность со своей стороны также не может существовать сама по себе, она предполагает другую сторону, которая могла бы требовать ее исполнения. Как нет прав без обязанностей, так нет и обязанностей без прав - в этом суть юридического содержания правового отношения.
50. Законные интересы в праве
Законный интерес - это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам - в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным.
Структура законного интереса включают в себя два элемента:
1) стремление субъекта пользоваться конкретным социальным благом;
2) обращаться в некоторых случаях за защитой к компетентным органам.
Отличительные особенности законных интересов:
- в законных интересах опосредствуются стремления, которые право не успело "перевести" в субъективные права в связи с быстро развивающимися общественными отношениями и которые нельзя типизировать в связи с их индивидуальностью, редкостью, случайностью;
- в них отражаются менее значимые и существенные по сравнению с субъективными правами потребности;
- в большинстве своем формально они в законодательстве не закреплены, не имеют четкой системы, менее конкретны, определенны;
- в законных интересах опосредствуются те запросы, которые нельзя еще обеспечить материально в той же мере, как субъективные права;
- они менее гарантированны, чем субъективные права.
По субъектам различают законные интересы граждан, государственных, общественных, коммерческих и иных организаций.
В зависимости от отраслевой принадлежности законные интересы могут быть материально-правовыми - конституционными (интерес в улучшении системы здравоохранения), гражданскими (интерес автора в высоком гонораре за опубликованную книгу) и т.д. и процессуально-правовыми - уголовно-процессуальными, гражданско-процессуальными (интерес истца в назначении судом повторной экспертизы).
В зависимости от их уровня законные интересы бывают общими (интерес участника процесса в принятии законного и обоснованного решения по делу) и частными (интерес гражданина в установлении конкретных фактов, доказывающих его невиновность в совершении правонарушения).
По характеру законные интересы подразделяются на имущественные (интерес в наиболее полном и качественном удовлетворении потребностей в сфере бытового обслуживания) и неимущественные (интерес обвиняемого в предоставлении ему свидания с родственниками).
51. Понятие и классификация юридических фактов
Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм.
Для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий нередко необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом.
Юридические факты подразделяются:
- по характеру наступающих последствий - на правообразующие (поступление в вуз); правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обучения); право-прекращающие (окончание вуза);
- по связи с волей участников правоотношений - на события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта - стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т.п.) и действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений).
Действия делятся:
- на правомерные, которые подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия - сделки, судебные решения и т.п.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, - создание художественного произведения и т.д.);
- противоправные, которые могут быть уголовными, административными, гражданскими, дисциплинарными.
52. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.
Пробел существует при одновременном наличии двух условий: а) фактические обстоятельства находятся в сфере правового регулирования; б) отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.
Причины появления пробелов в праве: невозможность на нормативном уровне урегулировать все многообразие жизненных ситуаций; отставание законодательства от жизни; ошибки законодателя.
Пробелы должны своевременно устраняться и преодолеваться.
Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.
Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса. Здесь новых норм права не создается, правоприменитель восполняет отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.
Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай, причем ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.