ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.09.2024
Просмотров: 4192
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Управленческие решения: понятие, сущность, содержание
Тема 2. Типология управленческих решений
Тема 3. Качество управленческих решений.
1. Большой объем принимаемых решений.
2. Решения дублируют существующий организационный порядок.
4. Низкая степень технологизации процессов подготовки и принятия решений.
5. Решение сложной проблемы принимается без обсуждения его со специалистами.
6. Отсутствие процедуры согласования решений с их непосредственными исполнителями.
7. Вновь принимаемые решения не учитывают предыдущие.
8. Не корректируется решение, хотя практика подтверждает его неправильность.
10. Для исполнения решения даны нереальные, «мобилизирующие» сроки.
11. Недостаточное (избыточное) информационное обеспечение принятия решения.
12. Расплывчато, неопределенно сформулирована проблема, по которой необходимо принять решение.
13. Руководитель выше рангом решает вопросы нижестоящих менеджеров.
14. Менеджер ожидает наилучшее решение сверху, не пытаясь найти собственное решение проблемы.
15. Низкий удельный вес инновационных, стратегических решений.
16. Менеджер не намечает своевременно решение узловых (ключевых) проблем.
17. Недостаточная эффективность механизма оценки выполнения
21. От менеджера ожидается принятие решения при отсутствии у него необходимых прав.
22. Вслед за невыполненным решением по тому же вопросу принимается новое, потом еще более новое.
23. Решения принимаются без учета наличия ресурсов различных видов, необходимых для их выполнения.
Тема 4. Процесс разработки и реализации управленческих решений.
1. Получение информации о ситуации
3. Разработка оценочной системы
6. Разработка прогноза развития ситуации
7. Генерирование альтернативных вариантов решений
8. Отбор основных вариантов управленческих воздействий
9. Разработка сценариев развития ситуации
10. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий
11. Коллективная экспертная оценка
15. Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий
Тема 5. Целевая ориентация управленческих решений
Состав процессорных технологий для реализации целевых
Технология основывается на линейно-патронажной структуре управления (от фр. patronage — покровительство). Руководитель воздействует на все участки процесса реализации задания в рамках административных функций, а в рамках экономических, технологических и других вопросов оказывает подчиненным и коллегам содействие (патронаж). Он ведет себя как равный среди равных. Исполнители передают часть своих работ на нижестоящий уровень и выступают по отношению к нему как линейные руководители или советники.
Технология управления на базе искусственного интеллекта подразумевает приоритет накопленной практики, статистики и современных экономико-математических методов, реализованных в виде баз знаний или данных с применением современных информационных компьютерных технологий. Искусственный интеллект — система информационных технологий, моделирующих некоторые стороны мыслительной деятельности человека при разработке и реализации решений.
Технология основывается на том, что отклонения, возникающие при выполнении задания, являются штатными, и для них существуют стандартные способы устранения.
Технология управления на базе активизации деятельности персонала основывается на приоритете стимулов и поощрений по сравнению с другими методами успешного выполнения порученных заданий. Она эффективна в случае деятельности, результаты которой определяются настроением, психологическими характеристиками и состоянием здоровья исполнителя, а также социально-психологическим климатом в коллективе. Штат сотрудников не ограничен. Требуется контроль влияния стимулов и поощрений на деятельность каждого работника или коллектива в целом.
Активизация деятельности объединяет два понятия: стимулирование и мобилизацию. Стимулирование предполагает выдачу ответственных заданий, доверие и благодарности, денежные выплаты, предоставление услуг, знаний и информации. Мобилизация трактуется как формирование в работнике моральных ценностей и установок для достижения поставленных целей (лозунги, призывы, просьбы, приказы, личный пример руководителя).
Эта технология подразумевает удовлетворение потребностей работника за счет его собственных решений, а не за счет влияния руководства.
Тема 6. Методы разработки, выбора и реализации ур.
Методы разработки и выбора УР включают либо формирование набора мероприятий организационного, технологического, экономического, правового и социального характера, направленных на достижение цели, либо выбор из уже ранее разработанных наборов.
Методы реализации УР — продолжение методов разработки. Они включают практическое выполнение набора мероприятий до получения требуемого результата.
В теории разработки управленческих решений выделяют методы: аналитические, статистические, математического программирования, эвристические, активизирующие, экспертные, сценариев, дерева решений.
►Аналитические методы
Данные методы основаны на работе руководителя или специалиста с набором аналитических зависимостей. Они определяют соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами в виде формул, графиков, логических соотношений.
Например, «Тише едешь — дальше будешь». «Тише едешь» — это условие, а «дальше будешь» — это результат.
В деятельности организаций имеется много типовых зависимостей, имеющих объективный характер:
зависимости между спросом и предложением, жизненного цикла продукции от времени, производительности труда от квалификации персонала,
стиля управления от характера деятельности компании,
качества УР от полноты и ценности информации и др.
Каждый руководитель имеет некоторый набор таких зависимостей, выработанных интуитивно в течение ряда лет или полученных в результате обучения. Многие эффективные зависимости так и остаются неизвестными ряду руководителей. Иногда приходится искать эффективные зависимости путем проб и ошибок, неоправданно затрачивая ресурсы. Большой набор ценных зависимостей обычно объявляется конфиденциальной информацией конкретной организации. В век всеобщей информатизации продажа новых разработок в области РУР постепенно становится частью бизнеса.
Основу этих методов составляют: теория вероятностей, теория массового обслуживания.
►Статистические методы
Методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций в какой-либо сфере деятельности для разработки или реализации УР другими компаниями. Данные методы реализуются путем сбора, обработки и анализа статистических материалов, как полученных в результате реальных действий, так и выработанных искусственно, путем статистического моделирования. К этим методам относятся: последовательный анализ и метод статистических испытаний.
Статистические методы можно применять как на стадии разработки, так и на стадии выбора решений (рис. 10).
На стадии разработки после выработки предварительного решения оно обсуждается с коллегами своего или родственного предприятия для учета их положительного опыта (фильтр). Затем принимается окончательное решение.
Например,
- работники бухгалтерии разных организаций часто консультируются друг с другом, прежде чем окончательно оформить набор документов для отчета в налоговой инспекции;
- руководители многих компаний периодически собираются вместе для обсуждения опыта работы, используя для этого различные поводы: рыбалку, охоту и др.
На стадии выбора окончательного УР у работников предприятия уже имеется в наличии постоянно пополняемый набор УР. На самой начальной стадии разработки решений работники используют положительный опыт других организаций и принимают с учетом его окончательное УР. Затем это новое решение с результатами выполнения также войдет в набор УР.
►Метод математического программирования (оптимизации)
Этот метод позволяет рассчитывать лучший вариант решения по критериям оптимальности (например, минимум времени, максимум качества и др.) программы действий УР (рис. 11).
Работник, разрабатывающий решения, вводит в компьютер набор ситуаций, подлежащих изменению в соответствии с целью, а также критерии. Компьютер на базе математических соотношений либо разрабатывает новое решение, либо выбирает подходящее из набора альтернативных решений. Метод хорошо работает только при наличии четко сформулированной цели.
►Матричный метод
Метод реализует выбор лучшего решения из набора альтернатив на основе компромисса признаков (критериев), достигнутых заинтересованными сторонами. Компромисс может быть достигнут между двумя, тремя или более заинтересованными сторонами, поэтому матрица признаков может быть двухмерная, трехмерная и т.д. (рис. 12).
Матричный метод относится к объективным методам РУР. Он применяется при возникновении повторяющихся или сходных ситуаций. При этом в базе данных должен иметься набор альтернативных решений и различных критериев. Задача руководителя состоит в согласовании значений критериев и установлении их приоритетов.
►Активизирующие методы.
Методы имеют несколько вариантов реализации. К ним относятся методы психологической активизации и методы подключения новых интеллектуальных источников.
(1) Методы психологической активизации: конференции идей, методы мозговой атаки, метод вопросов и ответов.
Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Базовые правила использования данного метода состоят в следующем:
запрещается любая критика, в том числе позитивная и насмешки;
число участников в диапазоне 4—12;
формулируются одна-две зависимые друг от друга задачи;
время обсуждения ограничивается 30—50 минутами;
ведется запись всех предложений, включая и абсурдные.
На Западе и в США распространен метод мозговой атаки, в основе которого лежит стимулирование мышления на уровне подсознания. Считается, что подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей.
Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решению заданных проблем.
Приведем набор активизирующих вопросов для данного метода:
Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт?
Можно ли достичь тех же результатов вообще не делая этой работы?
Можно ли сделать продукт или работу более легкими?
Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса?
Можно ли сделать это более приятным?
Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму?
Можно ли сделать это более безопасным?
Можно ли сделать это более полезным?
Можно ли сделать это более удобным?
Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?
Можно ли сделать это более надежным?
(2) Методы подключения основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. Это теоретико-игровой, метод наставничества, работа с консультантами.
Теоретико-игровой метод применяют при большом объеме информации, трудностях ее обработки или недостатке времени. Не всегда руководители знают современные методы экономических или организационных расчетов. А в памяти компьютера эти методы постоянно хранятся и вводятся новые. Этот метод основан на создании человеко-машинной системы разработки решений. Эта система очень плодотворна, так как использует большой интеллектуальный потенциал в виде программного и информационного обеспечения поддержки решений. Метод позволяет корректировать модель системы управления после каждого сеанса проведения игры.
Предшественником теоретико-игрового метода были традиционные совещания на различных уровнях управления. Обычно на таких совещаниях принимаются важные технологические, экономические и социальные решения. Но профессиональные интересы участников совещаний существенно расходятся. Этим объясняются многочисленные случаи негативных последствий таких совещаний, проявляющиеся в необоснованных нервных напряжениях, давлении на участников. Решения, принимаемые на таких совещаниях, не всегда были эффективными.
►Экспертные методы
Для выбора наилучшего УР необходим набор критериев эффективности. Каждый критерий такого набора может иметь количественное или качественное выражение, быть простым и понятным для специалистов. Критерии могут быть единичными и составными.
В набор критериев для выбора УР чаще всего включают следующее:
выполнимость,
прибыль,
время,
производительность труда,
затраты,
использование имеющегося оборудования и производственных фондов,
экологическую и техническую безопасность,
качество продукции.
Каждый критерий характеризуется набором показателей и их значениями.
Например, критерий «время» может иметь несколько показателей: время реализации, время разработки, время согласования и др. Значения данных показателей задаются в месяцах, днях, часах и т.д.
Показатели можно дробить на более мелкие.
Например, показатель «время согласования УР» можно представить в виде нескольких подпоказателей — время согласования с заказчиками, время согласования с департаментом экологической безопасности, время согласования с пожарными службами.