ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 2761
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Тема 2. Общие проблемы экономического развития
1. Экономические ресурсы и материальные потребности
2. Кривая производственных возможностей.
4. Модели экономических систем.
Тема 3. Теория спроса и предложения
1. Спрос и факторы, его определяющие.
2. Предложение и факторы на него влияющие
4. Применение показателей эластичности.
Тема 4. Теория потребительского поведения
Тема 5. Монополия и конкуренция
Тема 6 . Измерение затрат фирмы: анализ издержек.
Тема 7. Максимизация прибыли фирмы: условия и особенности.
Тема 8. Рынки факторов производства
Тема 12 . Рынок капитала. Процентные ставки и процесс инвестирования.
Тема 13. Рынок земли и рентные отношения
Тема 17. Национальная экономика и показатели ее развития
1. Система национальных счетов
2. Измерение инфляции. Индексы цен
4. Факторы, вызывающие инфляцию
5. Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек производства)
6.Спираль “заработная плата - инфляция”
Тема 19. Безработица и ее последствия. Социальная политика государства
2. Социальная политика государства
3. Уровень жизни и социальная обеспеченность
2. Типология экономических циклов.
3.Возникновение кризисных явлений и их развитие
Тема 21 . Совокупный спрос и совокупное предложение.
1. Совокупный спрос, его элементы, кривая совокупного спроса
2. Совокупное предложение и факторы, на него влияющие.
Тема 22.Потребление, сбережение, их влияние на национальное производство.
Тема 23 . Инвестиции в макроэкономике. Эффект мультипликатора.
Тема 24.Макроэкономическое равновесие и механизм его обеспечения.
Тема 26. Деньги: сущность и функции
Тема 27. Спрос и предложение денег. Понятие денежного рынка
Тема 28. Кредитная система и ее структура.
Тема 29. Банки и их роль в рыночной экономике.
Тема 30. Денежно-кредитная политика : сущность и инструменты.
Тема 31. Сущность финансов и финансовая политика
Тема 32. Финансовая система и ее структура
Тема 33. Государственный бюджет и внебюджетные фонды
2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
Могут ли пересекаться кривые безразличия?
Х Рис.4-2.
У
Предельная норма замещения. Потребители идут на компромиссы, когда делают выбор между двумя, тремя или большим числом товаров и кривые безразличия могут помочь прояснить такие компромиссы.
Графическое построение предельных норм замещения. Рис.4-3.
Чтобы количественно определить объем некоторого товара, которым потребитель готов пожертвовать ради другого, мы используем меру, названную предельной нормой замещения.
3. Бюджетное ограничение. Рассматривая кривые безразличия, мы обращаемся к желаниям потребителей. Но в реальной жизни человек ограничен размерами своего дохода, а рынок устанавливает цены на те или иные товары. Каковы же возможности покупателя?
Если I - доход потребителя, Qх, Qу - количество благ Х и У, то: I = Qx Px + Qy Py
Предположим, I = 12 руб., Рх = 3 руб., Ру = 4 руб.
Х Рис.4-4.
4 А
3 У
Бюджетная линияпоказывает различные комбинации продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированном доходе. Точка на линии бюджетного ограничения показывает, что при заданном доходе потребитель может приобрести определенное количество товара Х и определенное количество товара У.
Факторы,влияющие на линию бюджетного ограничения:
Если изменится цена на один из товаров линия бюджетного ограничения изменит угол своего наклона.
Изменение линии бюджетного ограничения при изменении цены одного товара
ХХ Рис.4-5.
У У
а/ б/
а/ Цена товара У возросла, потребитель может приобрести меньше товара У
б/ Цена товара У уменьшилась и покупатель может приобрести больше данного товара.
Изменение линии бюджетного ограничения при изменении дохода потребителя
ХРис.4-6.
рост доходов
снижение доходов
У
М2 М М1
4. Потребительское равновесие. Кривые безразличия отражают субъективные желания или предпочтения потребителей. Линия бюджетного ограничения - объективные возможности. Совместим две названные линии.
Рис.4-7. Потребительское равновесие.
Х
Е
U3
U2
U1
У
Потребитель стремится максимизировать получаемую полезность. Следовательно потребитель будет находиться в равновесии в точке касания кривой безразличия и линии бюджетного ограничения.
Е - точка потребительского равновесия. Здесь наклоны двух линий равны и потребитель достигает в этой точке своего оптимума. Кривые безразличия, находящиеся внутри треугольника дают потребителю меньшую полезность, а находящиеся вне - недостижимы из-за недостаточного бюджета.
Тема 5. Монополия и конкуренция
1. Конкуренция и ее виды. Взаимоотношения предприятий, действующих в условиях рыночной экономики, объективно приобретают форму конкурентной борьбы или конкуренции. Конкуренция означает соперничество предприятий, каждое из которых руководствуется своими экономическими интересами, за объемы производимых товаров и условия их реализации.
По составу участников различают виды конкуренции:
1. Внутриотраслевая - соперничество предпринимателей одной отрасли за более выгодный доступ к сырью и другим условиям производства и реализации товаров. Результатом этой конкуренции является формирование продажной цены товара.
2. Межотраслевая - соперничество предпринимателей разных отраслей экономики за сферы более выгодного производственного использования своих средств (инвестиций). Результатом конкуренции является перелив ресурсов из отрасли в отрасль и проявление тенденции усреднения доходов (равный доход на равную инвестицию).
По методам соперничества различают следующие виды конкуренции:
1. Ценовая - борьба в области ценовой стратегии предприятий.
2. Внеценовая - включает разнообразные формы борьбы за потребителя: путем улучшения качества товаров, их дифференциации в производстве и потреблении, использования системы контрактов (договоров о реализации), рекламной деятельности, сервиса и т.п.
2. Рыночные структуры. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль, доступность информации.
Таблица 5.1. Характеристика рыночных структур
|
Количество и размеры фирм |
Характер продукции |
Условия входа в отрасль |
Доступность информации |
Совершенная конкуренция |
Множество мелких фирм |
Однородная продукция |
Нет затруднений |
Равный доступ ко всем видам информации |
Монополистическая конкуренция |
Множество мелких и средних фирм |
Разнородная продукция |
Нет затруднений |
Некоторые затруднения |
Олигополия |
Крупные фирмы, число их ограничено |
Разнородная или однородная продукция |
Размеры капитала и др. |
Некоторые ограничения |
Монополия |
Одна фирма контролирует отрасль |
Уникальная продукция |
Практически непреодолимые барьеры |
Некоторые ограничения |
Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
3. Совершенная конкуренция. Рынок совершенной (свободной) конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Доля каждого производителя на рынке настолько мала, что они не могут влиять на рыночную цену товара и вынуждены “соглашаться с ценой”. Участники рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях
4. Несовершенная конкуренция.
Монополистическая конкуренция.Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла и т.д. Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, производя дифференцированные товары. Основным методом конкурентной борьбы в условиях монополистической конкуренции является реклама.
Олигополия - рынок, на котором доминирует несколько фирм.(на долю четырех крупнейший компаний здесь приходится более 50% объемов продаж). Фирмы получают высокую прибыль, т.к. доступ на олигополистический рынок значительно затруднен. В числе важнейших барьеров для проникновения в отрасль - величина капитала, контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.
Монополиякак рыночная структура предполагает, что в отрасли действует один производитель, который полностью или на более чем 50% может ее контролировать. Это позволяет монополисту устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден будет платить назначенную цену или отказаться от покупки. Производитель - монополист будет же ориентироваться на кривую спроса при установлении цены на свою продукцию.
Барьеры для вступления в отрасль - ограничение появления дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы, к основным из них относятся: