ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 2774
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Тема 2. Общие проблемы экономического развития
1. Экономические ресурсы и материальные потребности
2. Кривая производственных возможностей.
4. Модели экономических систем.
Тема 3. Теория спроса и предложения
1. Спрос и факторы, его определяющие.
2. Предложение и факторы на него влияющие
4. Применение показателей эластичности.
Тема 4. Теория потребительского поведения
Тема 5. Монополия и конкуренция
Тема 6 . Измерение затрат фирмы: анализ издержек.
Тема 7. Максимизация прибыли фирмы: условия и особенности.
Тема 8. Рынки факторов производства
Тема 12 . Рынок капитала. Процентные ставки и процесс инвестирования.
Тема 13. Рынок земли и рентные отношения
Тема 17. Национальная экономика и показатели ее развития
1. Система национальных счетов
2. Измерение инфляции. Индексы цен
4. Факторы, вызывающие инфляцию
5. Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек производства)
6.Спираль “заработная плата - инфляция”
Тема 19. Безработица и ее последствия. Социальная политика государства
2. Социальная политика государства
3. Уровень жизни и социальная обеспеченность
2. Типология экономических циклов.
3.Возникновение кризисных явлений и их развитие
Тема 21 . Совокупный спрос и совокупное предложение.
1. Совокупный спрос, его элементы, кривая совокупного спроса
2. Совокупное предложение и факторы, на него влияющие.
Тема 22.Потребление, сбережение, их влияние на национальное производство.
Тема 23 . Инвестиции в макроэкономике. Эффект мультипликатора.
Тема 24.Макроэкономическое равновесие и механизм его обеспечения.
Тема 26. Деньги: сущность и функции
Тема 27. Спрос и предложение денег. Понятие денежного рынка
Тема 28. Кредитная система и ее структура.
Тема 29. Банки и их роль в рыночной экономике.
Тема 30. Денежно-кредитная политика : сущность и инструменты.
Тема 31. Сущность финансов и финансовая политика
Тема 32. Финансовая система и ее структура
Тема 33. Государственный бюджет и внебюджетные фонды
2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
2. Исключительные права, полученные от правительства, когда правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца: электроэнергетика, водоснабжение, канализация.
3. Патенты и авторские права - для поощрения фирм или отдельных авторов. Такие исключительные права предоставляются на несколько лет, поэтому в данном случае речь может идти о временной монополии.
4. Собственность на ресурс. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.
Ценовая дискриминация - практика применения различных цен к одному и тому же товару со стороны фирмы. Ценовую дискриминацию подразделяют на два типа:
1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага.
2. Дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, готовы платить за один и тот же товар разную цену. Продавцы устанавливают дифференцированные цены на один и тот же товар на разных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, то территории, во времени и т.д.
Двойственная роль монополии. С одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой - монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, поскольку она ведет к росту объема предложения и спроса. Положительным является и то, что некоторые сегменты рынка, которые не получили бы никаких товаров и услуг в случае единой цены, теперь обслуживаются.
С другой стороны, продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Антимонопольное законодательство- пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. Так, первый антитрестовский закон, принятый в конце прошлого века, закон Шермана, запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничения производства и торговли.
Можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль за ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Особенности монополизм в России. Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой монополистических отношений в нашей экономике. Монополистическая структура российской экономики складывалась под воздействием следующих основных факторов:
1. Наличие командно-административной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, в назначении “сверху” хозяйственных руководителей.
2. Устойчивый и массовый дефицит, который многократно обостряет конкуренцию потребителей и превращает всех производителей в монополистов. Монополия сама может воспроизводить дефицит, так как она не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса.
3. Концентрация и специализация производства, дошедшие до своей противоположности: концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает жесткую зависимость потребителей от поставщиков - монополистов.
В России закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” был принят в марте 1991 г. Его цель - определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон дает определение таких понятий, как “товар”, “рынок”, “конкуренция”, “доминирующее положение”, “монополистическая деятельность”.
Тема 6 . Измерение затрат фирмы: анализ издержек.
1. Виды издержек по экономическому содержаниюиздержек различают:
1.Издержки общества —это совокупность всех общественных затрат, связанных с созданием продукта и доведением его до потребителя. Они делятся на издержки производства и издержки обращения товаров.
2.Издержки предприятия —это непосредственно оплачиваемая им часть издержек общества. Сумма затрат конкрентного предприятия на производство и реализацию товара составляет его себестоимость. Превышение доходов над затратами предприятия составляет его прибыль.
Различают также явные (фактические) денежные и альтернативные издержки.
Любое решение о производстве какого-либо блага в условиях ограниченных ресурсов вызывает необходимость отказа от использования тех же ресурсов для производства каких-то иных товаров. Альтернативные издержки- это сравнительная выгодность принятия наилучшего из возможных решений. Эти издержки возникают из возможности выбора между теми или иными экономическими решениями. Например, владелец предприятия может потратить деньги на расширение производства, вложить их в акции других фирм или израсходовать их на потребление. Или фирма использует принадлежащее ей здание, никому не платя за это. При этом она отказывается от возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.
Явные (фактические) издержки- это реальные (бухгалтерские) затраты фирмы на производство и реализацию производимых товаров и услуг.
2. Виды издержек по функциональной форме:
1.Постоянные издержки -не зависят от объема выпускаемой продукции и существуют при нулевой производственной программе действующего предприятия, т.е. фирма несет эти издержки даже тогда, когда ничего не производит. Это стоимость тех ресурсов, которые не могут быть изменены в процессе их применения за короткий период. Менеджеры их часто называют накладными расходами. Постоянные издержки включают расходы по содержанию предприятия (амортизация, ремонт и эксплуатация), страховые платежи, арендную плату, жалование управляющего и минимального количества работающих, налоги, оплата предыдущих обязательств предприятия, содержание охраны и другого персонала и ò.ä.
2.Переменные издержки - зависят от объема производимой продукции и складываются из ряда элементов, важнейшие из которых:
а) затраты на материальные условия производства (здания, станки, сырье, энергия);
б) затраты на заработную плату работников данного предприятия.
3. Валовые (общие, совокупные) - сумма постоянных и переменных издержек. Это общее число расходов, необходимых для производства определенного объема продукции.
При "нулевом" объеме производства (т.е. даже когда фирма ничего не производит) валовые издержки равны постоянным. Таким образом, при незначительном объеме производства совокупные или валовые затраты фирмы непосредственно зависят от величины постоянных издержек. При увеличении объема производства в структуре валовых издержек начинают преобладать переменные издержки, т.е. объем валовых издержек зависит в основном от переменных издержек. Доля постоянных издержек в составе валовых снижается. В этом проявляется эффект масштаба производства: при значительном объеме производства появляется возможность экономии на постоянных издержках или так называемых "накладных расходах".
4. Средние валовые издержкиопределяются делением валовых издержек на количество произведенной продукции.
5. Средние постоянные издержкиопределяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции.
С ростом объема производства средние постоянные издержки имеют постоянную тенденцию к снижению, что также является одним из проявлений "эффекта масштаба производства".
6. Средние переменные издержкиобразуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции. С увеличением объема производства они могут и увеличиваться, и снижаться.
Каждая фирма должна постоянно рассчитывать соотношение между денежным выражением издержек производства и тем или иным количеством производимой продукции. Это необходимо для оптимизации объема производства, минимизации издержек и максимизации прибыли.
Предельные или маржинальные издержки- прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции. Так как постоянные издержки не меняются с изменением объема выпуска продукции фирмы, то предельные издержки определяются ростом лишь переменных издержек в результате выпуска дополнительной единицы продукции:
Предельные издержки —это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска.
3. Условия максимизации прибыли.Понятие предельных издержек необходимо производителю для определения объема производства, при котором можно получить максимальную прибыль. До тех пор, пока предельные издержки меньше средних издержек, средние издержки имеют тенденцию к уменьшению. Это происходит до тех пор, пока последний прирост издержек меньше, чем средний всех предшествующих. Минимум средних издержек достигается в том случае, если предельные и средние издержки равны. Как только предельные издержки превышают средние издержки, последние начинают возрастать. Следовательно, минимизация издержек (а, следовательно, максимизация прибыли) достигается при таком объеме производства, при котором предельные издержки равны средним.
Прибыль фирмы будет возрастать при превышении цены за последнюю проданную единицу товара над предельными издержками этой последней единицы товара.
В условиях совершенной (немонополистической) конкуренции прибыль фирмы будет максимальной, когда не будет дополнительной прибыли, которая может быть получена от производства дополнительного количества продукции. Последний произведенный и проданный товар сбалансирует предельные издержки и цену за единицу товара. Наиболее прибыльным будет производство и реализация такого объема продукции, при котором, как минимум, имеется равенство рыночной цены и предельных издержек.
Фирмы будут стремиться к максимальной прибыли при производстве тех товаров, предельные издержки которых ниже рыночной цены, и прекращать производство товаров, имеющих превышение предельных издержек над рыночной ценой.