Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 783

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

::то. Знаю я одного человека старше меня, который сейчас ве­

дает хлебным снабжением в РиМеl . Когда он проездом был

здесь, возвращаясь из изгнания, что он тут говорил мне, об­

рушиваясь на свою прежнюю жизнь и обещая, что впредь,

вернувшись, будет серьезно занят только тем, чтобы в спо­

койствии и невозмутимости провести остаток жизни: «Да и :; сколько мне еще осталось?!» И я говорил ему: «Не станешь

ты это делать. Почуяв только запах Рима, ты забудешь обо всем этом», а что, если и какой-то доступ ко двору будет до­

зволен, он с радостью и с благодарностью богу ринется туда.

4 «Если узнаешь, Эпиктет, - сказал он, - что нога моя там,

5думай обо мне что хочешь». Ну и что он сделал? Еще до его прибытия в Рим пришли ему таблички от цезаря. Получив их, он позабыл обо всем том, и вот у него пошло одно за другим.

6Хотел бы я сейчас, подойдя к нему, напомнить о тех словах, которые он говорил, когда был здесь проездом, и сказать: «Насколько лучше тебя я предсказатель!»

7Что же я хочу этим сказать? Что живое существо должно

 

быть бездеятельным? Ни в коем случае! Но почему

не дея-

8

тельны мы? Вот, например, я первый. Как только наступает

 

день, я начинаю немного перебирать в памяти, какие я должен

 

проверить чтения на занятиях. И тут же говорю себе: «А что

 

мне еще и до того, как такой-то прочитает? Первое -

это что-

9бы я поспал». А между тем какое может быть сравнение между

их делами и нашими? Если вы задумаетесь над тем, что они

делают, поймете. Ведь чем иным заняты они, как не тем, что

целыми днями рассчитывают, обсуждают, совещаются о хле-

1О бишке, о землишке, о каких-то преуспеяниях такого рода? Так

сравнимо ли читать, получив от кого-то просьбишку: «Прошу тебя разрешить мне вывезти хлебишко», - и: «Прошу тебя

рассмотреть, каково по Хрисиппу устроение мироздания и ка­ кое именно место имеет в нем существо, обладающее ра­ зумом. Рассмотри также, кто такой ты и в чем именно твое

11благо и зло»? Может ли быть сравнение между этими делами и

теми? А равного ли усердия требуют они? А одинаково ли по-

12стыдно пренебрегать этими делами и теми?

13Так что же, только ли мы беспечны и дремливы? Нет, но

гораздо более - вы, молодые. Право же, мы, старые, когда

видим молодых играющими, и сами тоже исполняемся рве­

ния играть вместе с ними. Однако гораздо больше, если бы я видел их бодрствующими и исполненными рвения, я и

сам исполнялся бы рвения серьезно заниматься вместе с

ними.

58


11.О любви близких

Акак-то пришел к нему один, из облеченных властью.

Осведомившись у него о частностях, он спросил, есть ли и

дети у него и жена. Когда тот отвеt:ил, что есть, он спросил

2

еще: Ну и как у тебя с этим? -

Несчастен я, -

сказал тот. И

3

он: Как это так? Да ведь не для того все-таки люди женятся и

 

рождают детей, чтобы быть несчастными, а скорее -

чтобы

 

быть счастливыми. -

Но я, -

сказал тот, -

так несчастен с

4

детишками, что, вот, когда недавно дочурка моя болела и по­

 

казалось, что она в опасности, мне стало невмочь даже быть

 

при ней, больной, и я убежал из дому, не возвращаясь до тех

 

пор, пока мне не сообщили, что ей уже хорошо. -

Что же,

5

правильно ли ты, по-твоему,

сделал

это? -

Это от

приро-

 

ды, -

сказал

тот. -

А ты вот убеди меня

в том, -- сказал

 

он, - что это от природы, и я смогу убедить тебя, что все

 

происходящее по природе происходит правильно. -

Так, -

6

сказал тот, - бывает со всеми нами, отца:vJИ, или, во всяком

 

случае, с большинством из нас. -

Я и не возражаю тебе, -

 

сказал он, - не говорю, что не бывает, но спорность у нас

 

заключается в том, правильно ли это. А так-то, выходит, сле-

7

дует говорить, что и нарывы бывают на благо телу, потому

 

что они бывают, и вообще, что ошибаться -

это по природе,

 

потому что почти все мы, или, во всяком случае, большинство

 

из нас, ошибаемся. Так ты докажи мне, каким образом это -

8

по природе. -

Я не могу, - сказал тот, -

но лучше докажи

 

мне ты, каким образом это -

не по природе и происходит

 

неправильно. И он: А если бы мы, -

скюал, -

занимались

9

вопросом о черном и белом, к какому критерию обратились

 

бы мы для распознания их? -

К зрению, -

сказал тот. -

А

 

что если о горячем и холодном, твердом и мягком, то к како-

 

му именно? -

К ося'занию. -

Так вот, поскольку мы заняты

10

спорным вопросом о том, по природе ли и правильно или не­

 

правильно происходит происходящее, какой, по-твоему, кри-

 

терий нам взять? -

Не

знаю, -

сказал тот. -

Да

ведь

не

11

знать

критериев цвета и

запаха,

и

вкуса тоже, это, может

 

быть, не великий ущерб, а человеку не знать критериев блага

изла и того, что по природе и что не по природе, это, по-

твоему, малый ущерб? -

Величайший, конечно. -

Ну, а

12

скажи мне, все ли мнения у тех или иных о прекрасном и по­

 

добающем правильные мнения? И вот, возможно ли, чтобы

 

все мнения у иудеев, у сирийцев, у египтян, у римлян о пище

 

были правильными мнениями? -

И как это возможно?-

 

Но, думаю, если правильны мнения египтян, то со всей необ-

13

ходимостью вытекает, что не правильны мнения остальных,

 

если прекрасны мнения

иудеев,

то не прекрасны

мнения

 

59


14

остальных. -

Как же иначе? -

А где незнание, там и неве­

 

жество, и необразованность в необходимых вопросах. -

Тот

15

соглашался. -

 

Так вот, ты, -

сказал он, -

осознав

это,

 

впредь будешь серьезно занят только тем и направишь все

 

свои мысли только на то, чтобы постичь критерий того, что по

 

природе, и применяя его разбирать каждый частный случай.

16

А пока что вот чем могу я помочь тебе в том, что ты же­

17

лаешь. Любовь к близким, по твоему мнению, это -

по при­

 

роде и прекрасно? -

Как же иначе? -

А что, любовь к близ­

 

ким - это по природе и прекрасно, а благоразумие -

это не

18

прекрасно? -

 

Отнюдь. - Стало быть, благоразумие не на­

 

ходится в противоречии с любовью к близким? -

По-моему,

 

нет. - А иначе, в случае противоречия, если одно из них­

 

по природе, другое неизбежно должно быть не по природе.

19

Не так ли? -

 

Так, -

сказал тот. -

Следовательно,

что бы

 

мы ни находили любовью к близким в соединении с благора­

 

зумием,

это

мы смело признаем правильным и прекрас­

20

ным? -

Пусть так, -

сказал тот. -

Что же? Что покинуть

 

больного ребенка и покинуть и уйти -

неблагоразумие, про­

 

тив этого ты, думаю, не станешь возражать. Нам

остается

21

рассмотреть,

любовь ли это. -

Давай рассмотрим. -

Так

 

вот, поскольку ты с любовью относился к ребенку, правильно

 

ли ты делал, что убегал и оставлял его? А мать разве не лю­

22

бит ребенка? -

Любит, конечно. -

Так, значит, и мать

 

должна была покинуть его, или не должна была? -

Не

-.,

должна была. -

А что нянька, любит она его? - Любит, -

сказал тот. -

 

Значит, и она должна была покинуть его?­

?'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никоим образом. - А что воспитатель, не любит он его?­

 

Любит. - Значит, и он должен был покинуть и уйти, и вот

 

таким образом ребенок должен был остаться одиноким и

 

беспомощным из-за вашей огромной любви, родителей и

 

окружающих, или умереть на руках у не любящих и не забо­

24

тящихся? -

Ни в коем случае! -

Да ведь это несправедливо

 

и вздорно, считая что-то дозволительным для себя из-за своей

 

любви, не позволять того тем, кто так же любит? -

Нелепо. -

25Ну а если бы болел ты, желал бы ты, чтобы твои близкие, в том

числе сами дети и жена, были такими любящими, что ты

остался бы, покинутый ими, один И одинок? - Никоим обра­

26зом. - А стал бы ты молить о том, чтобы твои так любили те­ бя, что из-за их чрезмерной любви ты всегда оставался бы один во время болезней, или именно ради этого ты предпочи­ тал бы быть любимым, если бы то было возможно, врагами,

чтобы они оставляли тебя? А если так, то остается заключить,

что в твоем поступке отнюдь не было также и любви.

27Что же, разве ничего не было, что побудило и толкнуло тебя покинуть ребенка? И как это возможно? А это было,

60



пожалуй, нечто такое, что и одного в Риме побудило закрыть

себе лицо, когда бежал конь, за которого он переживал. и по­

том, когда конь вдруг неожиданно оказался победителем, для

этого человека понадобилась губка, чтобы привести его в

чувство от обморока. Так что же это такое? Обстояте,lЬНОСТЬ

:28

сейчас несвоевременна. Однако вполне достаточно убедиться

 

в том, если только здраво то, что говорится философами, что

 

это следует искать не где-то вне нас, а причина того, что мы

 

делаем то-то или не делаем, говорим то-то или не говорим,

 

возносимся или падаем духом, избегаем того-то или доби-

 

ваемся, во всем - одно и то же, то, что именно и сейчас ока-

:29

залось причиной и у меня и у тебя: у тебя - придти ко мне и

 

сидеть сейчас и слушать, а у меня - говорить все это. А что

30

это такое? Разве что-то иное, чем наше мнение? -

Не что

 

иное. - А если бы мнение у нас оказа.пось иным, как бы мы

 

поступали иначе, чем в соответствии с этим мнением? Зна-

31

чит, И У Ахилла причиной его

сокрушений было

это, не

 

смерть Патрокла (с другими ведь не бывает такое, когда

 

умрет друг), а его мнение. И у тебя причиной твоего бегства

32

тогда было именно это - твое мнение. И опять-таки, если бы

 

ты остался, причиной было бы твое мнение. И сейчас ты на­

 

правляешься в Рим, потому что У тебя такое мнение. И если

 

бы ты переменил мнение, то не отправился бы. Словом, не

33

смерть, не изгнание, не страдание и тому подобное есть при-

 

чина того, что мы делаем то-то или не делаем, а предположе-

 

ния и мнения.

 

 

 

 

Убеждаю ли я тебя в этом или нет? - Убеждаешь, -

ска-

34

зал тот. - Итак, каковы причины во всем, таковы и осущест-

 

вления. Следовательно, с этого дня, когда мы будем делать

35

что-то неправильно, мы не станем винить ничего иного, кро-

 

ме мнения, на основании которого мы это сделали, и будем

 

стараться удалять и отсекать его, более, чем нарывы и опухо-

 

ли на теле. Точно так же и причиной того, что делается пра-

36

вильно, мы будем признавать это же самое. И мы больше не

37

станем винить ни слугу, ни соседа, ни жену, ни детей, будто

 

бы оказывающихся для нас причинами тех или иных зол,

 

убежденные в том, что, если у нас не такое-то мнение о том-

 

то, мы не будем делать того, что из такого мнения следует. А

 

быть такого-то мнения или не быть такого-то мнения -

это в

 

нашей власти и не во власти того, что относится к внешнему

 

миру. - Это так, - сказал тот. -

Стало быть, с сегодняшне-

38

го дня мы не будем рассматривать и исследовать ничего ино-

го. с точки зрения

качества и состояния, ни землю, ни рабов,

 

ни лошадей или

собак, а только мнения. - Я молю qб

 

этом. - сказал тот. - Вот видишь, ты должен стать школя-

39

ром, этим существом, над которым все смеются, если только

61