ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 783
Скачиваний: 0
::то. Знаю я одного человека старше меня, который сейчас ве
дает хлебным снабжением в РиМеl . Когда он проездом был
здесь, возвращаясь из изгнания, что он тут говорил мне, об
рушиваясь на свою прежнюю жизнь и обещая, что впредь,
вернувшись, будет серьезно занят только тем, чтобы в спо
койствии и невозмутимости провести остаток жизни: «Да и :; сколько мне еще осталось?!» И я говорил ему: «Не станешь
ты это делать. Почуяв только запах Рима, ты забудешь обо всем этом», а что, если и какой-то доступ ко двору будет до
зволен, он с радостью и с благодарностью богу ринется туда.
4 «Если узнаешь, Эпиктет, - сказал он, - что нога моя там,
5думай обо мне что хочешь». Ну и что он сделал? Еще до его прибытия в Рим пришли ему таблички от цезаря. Получив их, он позабыл обо всем том, и вот у него пошло одно за другим.
6Хотел бы я сейчас, подойдя к нему, напомнить о тех словах, которые он говорил, когда был здесь проездом, и сказать: «Насколько лучше тебя я предсказатель!»
7Что же я хочу этим сказать? Что живое существо должно
|
быть бездеятельным? Ни в коем случае! Но почему |
не дея- |
8 |
тельны мы? Вот, например, я первый. Как только наступает |
|
|
день, я начинаю немного перебирать в памяти, какие я должен |
|
|
проверить чтения на занятиях. И тут же говорю себе: «А что |
|
|
мне еще и до того, как такой-то прочитает? Первое - |
это что- |
9бы я поспал». А между тем какое может быть сравнение между
их делами и нашими? Если вы задумаетесь над тем, что они
делают, поймете. Ведь чем иным заняты они, как не тем, что
целыми днями рассчитывают, обсуждают, совещаются о хле-
1О бишке, о землишке, о каких-то преуспеяниях такого рода? Так
сравнимо ли читать, получив от кого-то просьбишку: «Прошу тебя разрешить мне вывезти хлебишко», - и: «Прошу тебя
рассмотреть, каково по Хрисиппу устроение мироздания и ка кое именно место имеет в нем существо, обладающее ра зумом. Рассмотри также, кто такой ты и в чем именно твое
11благо и зло»? Может ли быть сравнение между этими делами и
теми? А равного ли усердия требуют они? А одинаково ли по-
12стыдно пренебрегать этими делами и теми?
13Так что же, только ли мы беспечны и дремливы? Нет, но
гораздо более - вы, молодые. Право же, мы, старые, когда
видим молодых играющими, и сами тоже исполняемся рве
ния играть вместе с ними. Однако гораздо больше, если бы я видел их бодрствующими и исполненными рвения, я и
сам исполнялся бы рвения серьезно заниматься вместе с
ними.
58
11.О любви близких
Акак-то пришел к нему один, из облеченных властью.
Осведомившись у него о частностях, он спросил, есть ли и
дети у него и жена. Когда тот отвеt:ил, что есть, он спросил |
2 |
|||||||||||
еще: Ну и как у тебя с этим? - |
Несчастен я, - |
сказал тот. И |
3 |
|||||||||
он: Как это так? Да ведь не для того все-таки люди женятся и |
|
|||||||||||
рождают детей, чтобы быть несчастными, а скорее - |
чтобы |
|
||||||||||
быть счастливыми. - |
Но я, - |
сказал тот, - |
так несчастен с |
4 |
||||||||
детишками, что, вот, когда недавно дочурка моя болела и по |
|
|||||||||||
казалось, что она в опасности, мне стало невмочь даже быть |
|
|||||||||||
при ней, больной, и я убежал из дому, не возвращаясь до тех |
|
|||||||||||
пор, пока мне не сообщили, что ей уже хорошо. - |
Что же, |
5 |
||||||||||
правильно ли ты, по-твоему, |
сделал |
это? - |
Это от |
приро- |
|
|||||||
ды, - |
сказал |
тот. - |
А ты вот убеди меня |
в том, -- сказал |
|
|||||||
он, - что это от природы, и я смогу убедить тебя, что все |
|
|||||||||||
происходящее по природе происходит правильно. - |
Так, - |
6 |
||||||||||
сказал тот, - бывает со всеми нами, отца:vJИ, или, во всяком |
|
|||||||||||
случае, с большинством из нас. - |
Я и не возражаю тебе, - |
|
||||||||||
сказал он, - не говорю, что не бывает, но спорность у нас |
|
|||||||||||
заключается в том, правильно ли это. А так-то, выходит, сле- |
7 |
|||||||||||
дует говорить, что и нарывы бывают на благо телу, потому |
|
|||||||||||
что они бывают, и вообще, что ошибаться - |
это по природе, |
|
||||||||||
потому что почти все мы, или, во всяком случае, большинство |
|
|||||||||||
из нас, ошибаемся. Так ты докажи мне, каким образом это - |
8 |
|||||||||||
по природе. - |
Я не могу, - сказал тот, - |
но лучше докажи |
|
|||||||||
мне ты, каким образом это - |
не по природе и происходит |
|
||||||||||
неправильно. И он: А если бы мы, - |
скюал, - |
занимались |
9 |
|||||||||
вопросом о черном и белом, к какому критерию обратились |
|
|||||||||||
бы мы для распознания их? - |
К зрению, - |
сказал тот. - |
А |
|
||||||||
что если о горячем и холодном, твердом и мягком, то к како- |
|
|||||||||||
му именно? - |
К ося'занию. - |
Так вот, поскольку мы заняты |
10 |
|||||||||
спорным вопросом о том, по природе ли и правильно или не |
|
|||||||||||
правильно происходит происходящее, какой, по-твоему, кри- |
|
|||||||||||
терий нам взять? - |
Не |
знаю, - |
сказал тот. - |
Да |
ведь |
не |
11 |
|||||
знать |
критериев цвета и |
запаха, |
и |
вкуса тоже, это, может |
|
быть, не великий ущерб, а человеку не знать критериев блага
изла и того, что по природе и что не по природе, это, по-
твоему, малый ущерб? - |
Величайший, конечно. - |
Ну, а |
12 |
|
скажи мне, все ли мнения у тех или иных о прекрасном и по |
|
|||
добающем правильные мнения? И вот, возможно ли, чтобы |
|
|||
все мнения у иудеев, у сирийцев, у египтян, у римлян о пище |
|
|||
были правильными мнениями? - |
И как это возможно?- |
|
||
Но, думаю, если правильны мнения египтян, то со всей необ- |
13 |
|||
ходимостью вытекает, что не правильны мнения остальных, |
|
|||
если прекрасны мнения |
иудеев, |
то не прекрасны |
мнения |
|
59
14 |
остальных. - |
Как же иначе? - |
А где незнание, там и неве |
|||||||
|
жество, и необразованность в необходимых вопросах. - |
Тот |
||||||||
15 |
соглашался. - |
|
Так вот, ты, - |
сказал он, - |
осознав |
это, |
||||
|
впредь будешь серьезно занят только тем и направишь все |
|||||||||
|
свои мысли только на то, чтобы постичь критерий того, что по |
|||||||||
|
природе, и применяя его разбирать каждый частный случай. |
|||||||||
16 |
А пока что вот чем могу я помочь тебе в том, что ты же |
|||||||||
17 |
лаешь. Любовь к близким, по твоему мнению, это - |
по при |
||||||||
|
роде и прекрасно? - |
Как же иначе? - |
А что, любовь к близ |
|||||||
|
ким - это по природе и прекрасно, а благоразумие - |
это не |
||||||||
18 |
прекрасно? - |
|
Отнюдь. - Стало быть, благоразумие не на |
|||||||
|
ходится в противоречии с любовью к близким? - |
По-моему, |
||||||||
|
нет. - А иначе, в случае противоречия, если одно из них |
|||||||||
|
по природе, другое неизбежно должно быть не по природе. |
|||||||||
19 |
Не так ли? - |
|
Так, - |
сказал тот. - |
Следовательно, |
что бы |
||||
|
мы ни находили любовью к близким в соединении с благора |
|||||||||
|
зумием, |
это |
мы смело признаем правильным и прекрас |
|||||||
20 |
ным? - |
Пусть так, - |
сказал тот. - |
Что же? Что покинуть |
||||||
|
больного ребенка и покинуть и уйти - |
неблагоразумие, про |
||||||||
|
тив этого ты, думаю, не станешь возражать. Нам |
остается |
||||||||
21 |
рассмотреть, |
любовь ли это. - |
Давай рассмотрим. - |
Так |
||||||
|
вот, поскольку ты с любовью относился к ребенку, правильно |
|||||||||
|
ли ты делал, что убегал и оставлял его? А мать разве не лю |
|||||||||
22 |
бит ребенка? - |
Любит, конечно. - |
Так, значит, и мать |
|||||||
|
должна была покинуть его, или не должна была? - |
Не |
||||||||
-., |
должна была. - |
А что нянька, любит она его? - Любит, - |
||||||||
сказал тот. - |
|
Значит, и она должна была покинуть его? |
||||||||
?' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Никоим образом. - А что воспитатель, не любит он его? |
|||||||||
|
Любит. - Значит, и он должен был покинуть и уйти, и вот |
|||||||||
|
таким образом ребенок должен был остаться одиноким и |
|||||||||
|
беспомощным из-за вашей огромной любви, родителей и |
|||||||||
|
окружающих, или умереть на руках у не любящих и не забо |
|||||||||
24 |
тящихся? - |
Ни в коем случае! - |
Да ведь это несправедливо |
|||||||
|
и вздорно, считая что-то дозволительным для себя из-за своей |
|||||||||
|
любви, не позволять того тем, кто так же любит? - |
Нелепо. - |
25Ну а если бы болел ты, желал бы ты, чтобы твои близкие, в том
числе сами дети и жена, были такими любящими, что ты
остался бы, покинутый ими, один И одинок? - Никоим обра
26зом. - А стал бы ты молить о том, чтобы твои так любили те бя, что из-за их чрезмерной любви ты всегда оставался бы один во время болезней, или именно ради этого ты предпочи тал бы быть любимым, если бы то было возможно, врагами,
чтобы они оставляли тебя? А если так, то остается заключить,
что в твоем поступке отнюдь не было также и любви.
27Что же, разве ничего не было, что побудило и толкнуло тебя покинуть ребенка? И как это возможно? А это было,
60
пожалуй, нечто такое, что и одного в Риме побудило закрыть
себе лицо, когда бежал конь, за которого он переживал. и по
том, когда конь вдруг неожиданно оказался победителем, для
этого человека понадобилась губка, чтобы привести его в
чувство от обморока. Так что же это такое? Обстояте,lЬНОСТЬ |
:28 |
|||
сейчас несвоевременна. Однако вполне достаточно убедиться |
|
|||
в том, если только здраво то, что говорится философами, что |
|
|||
это следует искать не где-то вне нас, а причина того, что мы |
|
|||
делаем то-то или не делаем, говорим то-то или не говорим, |
|
|||
возносимся или падаем духом, избегаем того-то или доби- |
|
|||
ваемся, во всем - одно и то же, то, что именно и сейчас ока- |
:29 |
|||
залось причиной и у меня и у тебя: у тебя - придти ко мне и |
|
|||
сидеть сейчас и слушать, а у меня - говорить все это. А что |
30 |
|||
это такое? Разве что-то иное, чем наше мнение? - |
Не что |
|
||
иное. - А если бы мнение у нас оказа.пось иным, как бы мы |
|
|||
поступали иначе, чем в соответствии с этим мнением? Зна- |
31 |
|||
чит, И У Ахилла причиной его |
сокрушений было |
это, не |
|
|
смерть Патрокла (с другими ведь не бывает такое, когда |
|
|||
умрет друг), а его мнение. И у тебя причиной твоего бегства |
32 |
|||
тогда было именно это - твое мнение. И опять-таки, если бы |
|
|||
ты остался, причиной было бы твое мнение. И сейчас ты на |
|
|||
правляешься в Рим, потому что У тебя такое мнение. И если |
|
|||
бы ты переменил мнение, то не отправился бы. Словом, не |
33 |
|||
смерть, не изгнание, не страдание и тому подобное есть при- |
|
|||
чина того, что мы делаем то-то или не делаем, а предположе- |
|
|||
ния и мнения. |
|
|
|
|
Убеждаю ли я тебя в этом или нет? - Убеждаешь, - |
ска- |
34 |
||
зал тот. - Итак, каковы причины во всем, таковы и осущест- |
|
|||
вления. Следовательно, с этого дня, когда мы будем делать |
35 |
|||
что-то неправильно, мы не станем винить ничего иного, кро- |
|
|||
ме мнения, на основании которого мы это сделали, и будем |
|
|||
стараться удалять и отсекать его, более, чем нарывы и опухо- |
|
|||
ли на теле. Точно так же и причиной того, что делается пра- |
36 |
|||
вильно, мы будем признавать это же самое. И мы больше не |
37 |
|||
станем винить ни слугу, ни соседа, ни жену, ни детей, будто |
|
|||
бы оказывающихся для нас причинами тех или иных зол, |
|
|||
убежденные в том, что, если у нас не такое-то мнение о том- |
|
|||
то, мы не будем делать того, что из такого мнения следует. А |
|
|||
быть такого-то мнения или не быть такого-то мнения - |
это в |
|
||
нашей власти и не во власти того, что относится к внешнему |
|
|||
миру. - Это так, - сказал тот. - |
Стало быть, с сегодняшне- |
38 |
го дня мы не будем рассматривать и исследовать ничего ино-
го. с точки зрения |
качества и состояния, ни землю, ни рабов, |
|
ни лошадей или |
собак, а только мнения. - Я молю qб |
|
этом. - сказал тот. - Вот видишь, ты должен стать школя- |
39 |
ром, этим существом, над которым все смеются, если только
61