Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 786

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сказать: «Этого слепого и глухого не убивать?!» Ведь если

8

утрата важнейшего есть важнейший ущерб, а важнейшее у

 

каждого - свобода воли, какой она должна быть, и этого

 

лишается кто-то, почему ты еще негодуешь на него? Человек,

9

если ты должен вопреки природе испытывать действие чу-

 

жих зол, то лучше жалеть его, чем ненавидеть. Оставь эту

 

враждебность и ненавистничество...'

Почему же мы негодуем? Потому что мы дорожим пред-

11

метами, которых нас лишают. Право же, не дорожи своими

 

плащами, и не будешь негодовать на вора. Не дорожи красо-

 

той жены, и не будешь негодовать на прелюбодея. Знай, что

12

вору и прелюбодею нет места в том, что твое, а лишь - в

 

том, что чужое и что не зависит от тебя. Если ты оставишь

 

все это и не будешь придавать всему этому никакого значе-

 

ния, на кого еще тебе негодовать? А до тех пор, пока ты бу­

 

дешь дорожить всем этим, негодуй скорее на самого себя,

 

чем на тех. Смотри ведь. У тебя есть красивые плащи, у сосе-

13

да твоего их нет. У тебя есть окошко, ты хочешь проветрить

 

их. Тот не знает, в чем благо человека, но по его представле-

 

нию оно в том, чтобы иметь красивые плащи, так же как и по

 

твоему представлению. Ну как же ему не пойти и стянуть их?

14

А ты, показывая лакомкам лепешку и поглощая ее один, хо­

 

чешь, чтобы они не стащили ее? Не дразни их, не имей

 

.окошка, не проветривай своих плащей.

 

Вот и у меня был железный светильник перед богами.

15

Недавно я услышал шум в окошке и бросился туда. Вижу­

 

светильник стащили. Я заключил, что стянувшего побудило к

 

этому что-то не неубедительное. Так что же? Завтра, говорю,

 

найдешь глиняныЙ1 . Теряют ведь то, что имеют. «Я потерял

16

свой плащ». Плащ ведь ты имел. «У меня болит голова». Раз-

 

ве у тебя рога болят?4 Так что же ты возмущаешься? Ведь

 

потери относятся к тому, страдания относятся к тому, к чему

 

относится и имущество.

 

«Но тиран закует». Что? Ногу. «Но он снесет». Что? Го-

17

лову. Что же он не закует и не снесет? Свободу воли. Поэто-

 

му древние заповедовали: «Познай самого себя». Итак, что

18

же? Следовало бы, клянусь богами, приучать себя в незначи­

 

тельных вещах и, начиная с них, переходить к более важным.

 

«Голова у меня болит». Не говори: «Ох, горе!», «Ухо у меня

19

болит». Не говори: «Ох, горе!» И я не говорю, что не дано

 

стенать, но изнутри не стенай. И если раб запоздает с твоей

 

перевязкой, не кричи, не выходи из себя, не говори: «Все не­

 

навидят меня!» Да кто не возненавидит такого?

 

Вот на эти впредь положившись мнения, ходи прямо,

20

свободным человеком, а не на мощность тела положившись,

 

как атлет: ты должен быть неодолимым не так, как осел. Кто

21

71


l'

l'

--'

же неОДО_1ИМЫЙ? Тот, кого не может лишить самообладания что бы то ни было независящее от свободы воли. И вот затем

я изучаю его последовательно при каждом очередном об­

стоятельстве, как в случае с атлетом: «Он осилил первую часть состязания. Как же вторую? А как, если будет жара? А как - в Олимпии?» И здесь так же. Если предложишь сереб­ ришко, он презрит. Как же, если девчонку? Как же, если в темноте? Как же, если бренную славу? Как же, если поноше­

ние? Как же, если восхваление? А как, если смерть? Одер­

жать победу над всем этим он может. Как же, если будет жа­

ра, то есть как, если он опьянеет, как, если на него нападет

умопомрачение, как во сне? Вот кто для меня непобеДИl\lЫЙ

атлет.

19. Как следует относиться к тиранам

Если у кого-то есть какое-то преимущество или, во вся­ ком случае, ему кажется, что есть, тогда как в действитель­

ности его нет, тот совершенно неизбежно, если он необразо-

2ван, будет вследствие этого полон спеси. Вот, например, ти­

ран говорит: «Я всесильнейший». Да что ты можешь предо­ ставить мне? Стремление мне можешь ли обеспечить непод­ властное помехам? Откуда тебе? Да есть ли это у тебя са­ мого? Избегание - не терпящее неудач? Да есть ли это у те­ бя самого? Влечение - не совершающее ошибок? И где тебе

3до этого? Ну а на корабле на самого себя ли ты полагаешься

или на сведущего? А в повозке - на кого, как не на сведу- 4 щего? А как в остальных искусствах? Точно так же. Так что же ты 'Jожешь? «Все мне служат». Да и я плошке служу - и мою ее и вытираю, и для лекифа вбиваю гвоздь. Так что же,

они сильней меня? Нет. Но они пользу мне приносят какую­

то. Так вот за нее я служу им. А что, ослу разве я не служу? 5 Разве не мою ему копыта, не чищу его? Разве ты не знаешь,

что всякий человек самому себе служит, а тебе - так, как

ослу? В самом деле, кто тебе служит как человеку? Покажи. 6 Кто хочет стать подобным тебе? Кто становится твоим рев­

ностным последователем, как становятся ревностными по­

следователями Сократа'? «Но я могу голову отрубить тебе». Верно говоришь. Я позабыл, что надо служить тебе и как ли­ хорадке и как холере, и воздвигнуть тебе алтарь, подобно то­ му как в Риме есть алтарь Лихорадки 1.

7 Так что же именно приводит в смятение и ужас толпу? Тиран и телохранители? Откуда им? Ни в коем случае! Не­

возможно, чтобы свободный по природе был приведен в смя­

тение или был принужден испытывать помехи ke'J-нибудь

8 иным, кроме самого себя. Но его приводят в смятение его

72


мнения. Ведь когда тиран скажет кому-то: «Я закую твою ногу», то тот, который ценит ногу, говорит: «Нет, помилуй»,

а тот, который ценит свою свободу воли, говорит: «Если это тебе представляется более целесообразным, закуй». - «Тебе безразлично?» - «Мне безразлично». - «Я покажу тебе, что 9 я господин». - «Ты? Откуда?! Меня Зевс отпустил на свобо-

ду. Или ты думаешь, что он собирался позволять, чтобы его

собственного сына обращали в рабство? А над мертвым те-

лом моим ты господин, возьми его». -

«Значит, когда ты

10

являешься ко мне, ты не служишь мне?» -

«Нет, я служу

 

себе. А если ты хочешь, чтобы я говорил, что я и тебе служу,

 

то я говорю тебе: так, как горшку».

 

 

 

Это не себялюбие. Такова ведь природа живого существа:

11

оно все делает для себя. Ведь и солнце все делает для себя, да

 

в конце концов - и сам Зевс. Однако, когда Зевс хочет быть

12

Дождящим, Плодотворящим, Отцом И людей и богов, ты ви­

 

дишь, что он не может осуществить эти дела и названия без

 

того, чтобы не быть полезным для общего блага. И вообще

13

он устроил природу обладающего разумом существа такою,

 

чтобы оно не могло осуществлять ни одного личного блага

 

без того, чтобы не приносилась какая-то польза для общего

 

блага. Таким образом, все делать для себя уже тем самым не

14

становится необщественным. А то чего ты ожидаешь? Чтобы

15

отказались от себя и от личной пользы? Как же тогда одним и

 

тем же исходным началом у всех будет привязанность к себе?

 

Итак, что же? Когда основываются на нелепых мнениях о

16

независящем от свободы воли как о благе и зле, то совершен-

 

но неизбежно служат тиранам. Да если бы тиранам только, а

17

спальникам - нет! А как вдруг и умным становится человек,

 

когда цезарь поставит его ведать своим стульчаком! Как мы

 

сразу начинаем говорить: «Умно разговаривал со мной Фе-

 

ЛИЦИОН!»С Хотел бы я, чтобы его прогнали прочь от уборной,

18

чтобы ты опять считал его глупым. Был у Эпафродита; один

19

сапожник, которого он продал за его непригодностью. Затем

 

тот по воле какого-то случая был куплен кем-то из прибли-

 

женных цезаря и стал сапожником цезаря. Видел бы ты, как

20

стал ценить его Эпафродит! «Как поживает милый Фелици-

 

он? Целую тебя». И вот если кто-нибудь из нас спрашивал:

21

«Что делает сам?», ему говорили: «С Фелиционом советуется

 

о чем-то». Да разве он не продал его как непригодного? Так

22

кто же его сразу вдруг умным сделал? Вот что значит ценить

23

иное что-то, чем зависящее от свободы воли. «Он удостоен

24

трибуната». Все встречные поздравляют его. Один целует его

 

в глаза, другой в шею, рабы целуют ему руки. Он приходит

 

домой, видит - зажжены светильники4

Всходит на Капито-

 

лий, совершает жертвоприношение. Ну

а

кто когда-нибудь

25

73


совершил жертвоприношение за свое правильное стремление,

за свое влечение в соответствии с природой? Ведь там мы и благодарны богам, где полагаем благо.

26 Сегодня один говорил со мной насчет того, чтобы ему

стать жрецом Августа'. Я говорю ему: «Человек, оставь это

27

дело, потратишь много впустую». -

«Но пишущие слова, -

 

говорит, -

напишут мое имя»('. -

«Так разве ты бываешь

при читающих и говоришь: "Это мое имя написали"? А если

 

даже ты и можешь быть при всех сейчас, что ты станешь де­

 

лать, когда умрешь?» -- «Останется мое имя». - «Напиши

 

его на камне, и оно останется. Ну а за пределами Никополя

29

какая о тебе останется память'?» -

«Но я буду носить золо­

 

той венок». - «Раз уж ты жаждешь венка, возьми венок из

 

р03 И надень - в нем ты будешь выглядеть наряднее».

 

20. О разуме, как он в состоянии исследовать сам себя

 

Всякое

искусство и всякая способность в состоянии ис­

следовать определенный предмет как имеющий главное зна-

2 чениеl . Так вот, когда они и сами однородны с предметом

своего исследования, то они неизбежно оказываются в со­ стоянии исследовать и сами себя, а когда неоднородны, то не 3 могут исследовать сами себя. Так, например, сапожное ис­ кусство имеет дело с кожей, но само совершенно отлично от

своего предмета, кожи, поэтому не в состоянии исследовать

4само себя. Способность к грамоте, в свою очередь, имеет де­

ло с письменностью. Так разве и сама она есть письмен­ ность'? Отнюдь. Поэтому она не может исследовать сама се-

5бя. Ну а для чего же дан природой разум'? Для пользования, как должно, представлениями. Что же такое он сам? Система,

состоящая из определенных представлений. Таким образом,

он оказывается по природе в состоянии исследовать и сам

6себя. В свою очередь, чт6 исследующей является мудрость? Благо, зло и то, что ни то ни другое. Что же такое она сама?

Благо. А что такое глупость? Зло. Так видишь, что мудрость

неизбежно оказывается в состоянии исследовать и сама себя

исвою противоположность'?

7Поэтому дело философа, важнейшее и первое, - одоб-

рять и различать представления и не принимать ни одного

8 неодобренным. Когда дело касается монеты, где кажется, что

она имеет какое-то отношение к нам, видите, как и искусство

для этого мы изобрели, и сколькими способами пользуется пробирщик серебра для одобрения монеты - зрением, ося- 9 занием, обонянием, наконец, слухом: бросив денарий, он

внимательно прислушивается к звучанию, и он не доволь­

ствуется его звучанием только один раз, но долгим внима-

74


тельным прислушиванием доводит свой слух до музыкаль-

 

ной тонкости. Вот так, где по нашему мнению небезразлично,

впадаем ли мы в заблуждение или не впадаем, там мы обра­

 

щаем большое внимание на различение того, что может вво-

 

дить в заблуждение, а когда дело касается несчастной вер-

11

ховной части души, мы зевая и сонно принимаем всякое

 

представление: ущерба ведь от этого нет!

 

Так вот, если хочешь узнать, как ты по отношению к бла-

12

гу и злу беспечен, а по отношению к безразличномi ревно-

 

стен, задумайся над тем, как ты относишься к тому, чтобы

 

ослепнуть, и как к тому, чтобы обмануться, и узнаешь, что ты

 

далек от должной убежденности относительно блага и зла. -

 

Но это требует большой подготовки, большого труда, позна-

13

ниЙ. - Что же, ты надеешься, что для овладения величай-

 

шим искусством требуется немного? Однако само имеющее

14

главное значение в учении философов выражается в чрезвы­

 

чайно немногих словах. Если хочешь узнать, прочитай сочи-

 

нения Зенона, и увидишь. В самом деле, зачем ему говорить

15

пространно о том, что цель - следование богам, а сущность

 

блага - пользование, как должно, представлениями? Начни

16

говорить: «Что же такое бог и что такое представление? Что

 

такое природа частного и что такое природа вселенной?» -

 

уже пространно. Ну а если бы явился Эпикур и сказал, что

17

благо должно заключаться в плоти, -

опять получается про­

 

странно, и необходимо выслушать, что в нас имеющее глав-

 

ное значение, что основное и существенное. Что благо улит-

 

ки заключается в ее раковине - это

не естественно, ну а у

 

человека - это естественно? А у тебя самого что главнее,

18

Эпикур? Что в тебе обдумывающее, что рассматривающее

 

все, что судящее о самой плоти как об имеющей главное зна-

 

чение? А к чему ты и светильник зажигаешь, и трудишься

19

ради нас, и пишешь столько книг? Чтобы мы не остались в

 

неведении истины? Кто это мы? Что мы тебе?l Вот так уче-

 

ние становится пространным.

 

 

21. Против тех, кто хочет вызывать восхищение

 

Когда у кого-то должная установка в жизни, тот не зарит-

 

ся на то, что вне его. Человек, чего ты хочешь для себя? Я вот

2

довольствуюсь, если стремлюсь и избегаю в соответствии с

 

природой, если влечением и невлечением пользуюсь так, как

 

по природе рожден, если так же пользуюсь замыслом, если

 

намерением, если согласием. Что же ты расхаживаешь перед

 

нами так, словно вертел проглотил? «Я хотел бы, чтобы мной

3

даже встречные восхищались и идя следом восклицали: ,,0,

 

великий философ!"» Кто такие те, восхищение которых ты

4

75