Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 789

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рые брюзгливы и привередливы и говорят: «Я не могу у него

 

обедать, чтобы выносить, как он каждый день рассказывает о

 

том, как он воевал в Мисии: ,,я уже рассказал тебе, брат, как

 

я взобрался на возвышенность. И вот опять меня начинают

 

осаждать"». Другой говорит: «Я предпочитаю пообедать й

16

выслушивать, сколько ему угодно, всю его болтовню». И ты

17

тоже сопоставляй эти ценности. Только не делай ничего, если

 

это тяготит тебя, если это удручает тебя, если ты прини­

 

маешь мнение, что от этого тебя постигает зло. Ведь к этому

 

никто тебя не принуждает. Дыму наделали в жилище? Если

18

не чересчур, я остаюсь. Если слишком много, я выхожу.

 

Нужно только твердо помнить о том, что дверь открыта. «Не

19

живи в Никополе». -

«Не живу». -

«Ни в Афинах». - «Ни

 

в Афинах». -

«Ни в

Риме». -

«Ни

в Риме». - «Живи на

 

ГиарахС». -

«Живу». Но мне

представляется, что жить на

20

Гиарах - это много дыма. Я удаляюсь туда, где мне никто не

 

помешает жить. Ведь то обиталище всякому открыто. И

21

сверх предельного хитонишка, то есть бренного тела, ни у

 

кого нет никакой власти ющо мной. Поэтому Деметрий1 ска-

22

зал Нерону: «Ты угрожаешь смертью мне, а тебе - приро-

 

да». А если я буду дорожить бренным телом, значит, я сдался

23

в рабство. Если бренным имуществом, значит, сдался в раб-

 

ство. Я ведь сразу сам против себя ясно показываю, чем

24

можно взять меня. Это как если змея оттягивает свою голову,

 

я говорю: «Бей ее по тому, что она оберегает». Знай и ты, что

 

именно на то, что ты захочешь оберегать, и наступит твой

 

господин. Памятуя об этом, кому ты еще будешь льстить или

25

кого страшиться? «Но я хочу сидеть там, где сенаторы». Вот

26

видишь, что ты сам себе создаешь затруднение, сам себя уд- .

 

ручаешь? «Как же иначе мне будет хорошо видно в амфите-

27

атре?» Человек, да не ходи смотреть, и не будешь удручаться.

 

Что ты создаешь себе хлопоты? Или подожди немного, и

 

когда окончится зрелище, садись на сенаторские места и

 

грейся на солнце. Да и вообще помни о том, что мы сами себя

28

удручаем, сами себе создаем затруднения, то есть наши мне-

 

ния удручают нас и создают нам затруднения. В самом деле,

29

что значит само по себе «подвергаться поношению»? Стань

 

перед камнем и поноси его. И чего ты этим добьешься? Так

 

если кто-то слушает, как камень, что толку поносящему? А

 

если поносящему доступна слабость поносимого, тогда он

 

достигает чего-то. «Разорви его». Что ты говоришь «его»?

30

Возьми его плащ, разорви4 • «Я

нанес оскорбление тебе». -

31

«На здоровье тебе».

 

 

 

 

Вот к чему приучал себя Сократ. Поэтому он никогда не

менялся в лице. А мы предпочитаем упражнениями на деле

приучать себя ко всему, только не к тому, чтобы нам стать

81


неподвластными препятствиям и свободными. «Философы говорят парадоксальные вещи». А в остальных искусствах разве нет парадоксальных вещей? И что может быть парадок­

сальнее, чем укалывать кому-то глаз, для того чтобы он ви­

дел? Если бы кто-нибудь сказал это несведущему в медици­

33не, разве тот не стал бы смеяться над ним? Так что же уди­ вительного, если и в философии многие истины несведущим

представляются парадоксальными?

26.В чем закон жизни

Апри занятии чтением условных рассуждений он сказал: Законом условных рассуждений является и этот: принимать

то, что соответствует условию. А что гораздо важнее, зако­

ном жизни является этот: делать то, что соответствует при-

2роде. Ведь если мы во всяком предмете и обстоятельстве же­ лаем соблюдать соответствие с природой, ясно, что мы во всем должны быть настроены не избегать того, что соответ-

3ствует ей, и не принимать того, что противоречит ей. Поэто­

му философы сначала упражняют нас в теории, где легче, и

вот тогда ведут к более трудному. Здесь ведь нет ничего от­

влекающего от следования тому, чему обучают, а в жизни

4много отвлекающего. Поэтому смешон тот, кто говорит, что

хочет сначала упражняться в жизни. Не легко ведь начинать с

более трудного.

5И вот какое оправдание следовало бы приводить перед

теми родителями, которые гневаются на то, что их дети за­

нимаются философией: «Так, значит, я ошибаюсь, отец, и не знаю того, что мне надлежит и что подобает. Если этому нельзя ни научиться, ни научить, почему ты винишь меня? Если можно научить, учи. А если сам ты не можешь, дай мне

6научиться у тех, кто говорит, что знает это. В самом деле, что ты думаешь? Что я по своей воле впадаю в зло и терплю не­

успех в благе? Ни в коем случае! В чем же причина того, что

7я ошибаюсь? В незнании. Так ты не хочешь, чтобы я изба­

вился от незнания? К9ГО когда-нибудь гнев научал искусству

кораблевождения, искусству музыки? Так ты думаешь, что я

научусь искусству жизни благодаря твоему гневу?»

8Это может говорить только тот, кто предан такому наме-

9рению. А если кто только из желания пощеголять на пиру своим знанием условных рассуждений занимается чтением

их и ходит к философам, разве тот добивается чего-то иного,

10кроме восхищения возлежащего рядом сенатора? Там ведь

действительно мощные состояния, и здешниеl богатства там

кажутся детскими игрушками. Поэтому там трудно держать­

ся твердо своих представлений, где силы, сбивающие с них",

82


мощны. Знаю я одного, который в слезах обнимал колени

11

Эпафродитаз, жалуясь на свое несчастье: у него ведь не оста-

 

лось ничего, всего-навсего полтора миллиона4• Что же

12

Эпафродит? Стал смеяться, как вы? Нет. Пораженный, он

 

говорит ему: «Несчастный! Как же ты молчал, как ты выдер­

 

живал?»

 

 

 

А когда он привел в замешательство читавшего условные

13

рассуждения, задавший же тому это чтение5 стал смеяться, он

 

сказал: Над собой смеешься. Ты не подготовил упражнения-

 

ми этого юношу и не узнал, может ли он разбираться в них,

 

но обращаешься с ним как с ведущим занятие чтением. Что

14

же, сказал он, мысли, не могущейб разбираться в суждении о

 

соединительном суждении, вверяем мы изъявление похвалы,

 

вверяем изъявление порицания, изъявление суждения о том,

 

что делается правильно или неправильно? И если он хулит

 

кого-то, обращает ли тот внимание на это, и если он хвалит

 

кого-то, возносится ли тот от этого, раз он не может находить

 

последовательность в таких малых вещах?

 

 

 

Итак, вот начало занятия философией: осознание того, в

15

каком состоянии находится своя собственная верховная часть

 

души. Ведь после того как человек узнает, что она в бессиль-

 

ном состоянии, он больше не захочет пользоваться ею для

 

важных вещей. Однако некоторые, не могущие проглотить

16

кусочек, купят сочинение и набрасываются пожирать его.

 

Поэтому у них получается рвота или несварение желудка.

 

Потом колики, катары, лихорадки. А им следовало бы заду-

 

мываться, могут ли они это. Но в теории легко изобличить

17

незнающего, а в жизни никто не предоставляет себя для из-

 

обличения, да и изобличающего мы ненавидим. А Сократ

18

говорил, что неисследуемой жизнью нельзя жить7

 

 

27. Сколь многообразно получаются представления

 

 

и какие нужно подготавливать средства для того,

 

 

чтобы руководствоваться ими применительно

 

 

к представлениям

 

 

 

Представления получаются у нас четверояко: или то-то

 

существует - и так представляется, ици не существует -

и

 

не представляется, что сушествует, или существует - и не

 

представляется, что существует, или не существует -

и

 

представляется, что существует. И вот во всех этих случаях

2

достигать желанной цели есть дело образованного. А чем бы

 

ни было то, что создает затруднение, против этого нужно

 

применять соответствующее средство. Если затруднение нам

 

создают софизмы пирроников и академиков1 ,

против

них

 

применим соответствующее средство. Если это

убедитель-

3

83


ность вещей, благодаря которой то-то представляется благом,

не будучи им, там поищем соответствующее средство. Если

затруднение создает привычка, против нее нужно попытаться

4отыскать соответствующее средство. Какое же против при­ вычки можно найти средство? Противоположную привычку.

5Ты слышишь, как профаны" говорят: «Несчастный он! Умер!

Отец его в отчаянии, мать сражена! Да еще безвременно, да

6на чужбине!» Послушай противоположные рассуждения, оторвись от этих слов, противопоставь этой привычке проти­

 

воположную привычку. Против софистических рассуждений

 

нужно руководствоваться логикой, упражнением и опыт­

 

ностью в ней, против убедительности вещей - очищенными

 

до ясности общими понятиями.

7

Когда смерть представляется злом, нужно руководство-

 

ваться тем, что избегать надлежит зла, а смерть - неизбеж-

8ная необходимость). Что же мне делать? Куда же мне от нее убежать? Допустим, я4 Сарпедон, сын Зевса, чтобы я мог так

благородно сказать: «Я хочу пойти и или самому отличиться

или другому дать возможность отличиться. Если я не могу

преуспеть в чем-то сам, я не стану из зависти не давать дру-

9гому совершить что-то благородное»). Допустим, это выше

нас, разве то недоступно нам? И куда мне убежать от смерти? Укажите мне такое место, укажите народ, куда мне уйти, ку­

да она не приближается, укажите заклинание против нее. Ес-

10ли мне некуда, что мне, по-вашему, делать? Избежать смерти я не могу. Разве страха перед ней я не избегу, а умру сокру­

шаясь и трепеща?

Ведь источник страсти вот в чем: хочу чего-то - и не по-

11 лучается. Отсюда, если я могу изменять в угоду своему же­

ланию то, что относится к внешнему миру, я изменяю, а если

12не могу, я хочу ослепить препятствующего. Ведь природа человека такова, что он не выносит, когда лишается блага, не

13выносит, когда его постигает зло. И вот в конце концов, ког­

да я ни положения вещей изменить не могу, ни ослепить пре­

пятствующего, я сижу и стенаю и поношу кого могу - 3евса

и всех остальных богов. Ведь если они не обращают внима-

14ния на меня, какое мне дело до них? «Да, но ты окажешься нечестивцем». - «Так чем же мне будет хуже, чем теперь?»

Вобщем нужно помнить о том, что, если благочестие и поль­ за не совмещены, благочестие не может сохраниться ни в ком. Разве это не кажется настоятельно необходимым?

15Пусть является и возражает пирроник, академик. У меня

лично нет досуга на это, и я не могу выступить защитником

16 обычая6• Если бы у меня было и судебное дельце о землишке,

я пригласил бы другого в защитники. Чем же я доволь-

17 ствуюсь в этом вопросе?7 Как происходит восприятие, всей

84