ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 789
Скачиваний: 0
рые брюзгливы и привередливы и говорят: «Я не могу у него |
|
||||
обедать, чтобы выносить, как он каждый день рассказывает о |
|
||||
том, как он воевал в Мисии: ,,я уже рассказал тебе, брат, как |
|
||||
я взобрался на возвышенность. И вот опять меня начинают |
|
||||
осаждать"». Другой говорит: «Я предпочитаю пообедать й |
16 |
||||
выслушивать, сколько ему угодно, всю его болтовню». И ты |
17 |
||||
тоже сопоставляй эти ценности. Только не делай ничего, если |
|
||||
это тяготит тебя, если это удручает тебя, если ты прини |
|
||||
маешь мнение, что от этого тебя постигает зло. Ведь к этому |
|
||||
никто тебя не принуждает. Дыму наделали в жилище? Если |
18 |
||||
не чересчур, я остаюсь. Если слишком много, я выхожу. |
|
||||
Нужно только твердо помнить о том, что дверь открыта. «Не |
19 |
||||
живи в Никополе». - |
«Не живу». - |
«Ни в Афинах». - «Ни |
|
||
в Афинах». - |
«Ни в |
Риме». - |
«Ни |
в Риме». - «Живи на |
|
ГиарахС». - |
«Живу». Но мне |
представляется, что жить на |
20 |
||
Гиарах - это много дыма. Я удаляюсь туда, где мне никто не |
|
||||
помешает жить. Ведь то обиталище всякому открыто. И |
21 |
||||
сверх предельного хитонишка, то есть бренного тела, ни у |
|
||||
кого нет никакой власти ющо мной. Поэтому Деметрий1 ска- |
22 |
||||
зал Нерону: «Ты угрожаешь смертью мне, а тебе - приро- |
|
||||
да». А если я буду дорожить бренным телом, значит, я сдался |
23 |
||||
в рабство. Если бренным имуществом, значит, сдался в раб- |
|
||||
ство. Я ведь сразу сам против себя ясно показываю, чем |
24 |
||||
можно взять меня. Это как если змея оттягивает свою голову, |
|
||||
я говорю: «Бей ее по тому, что она оберегает». Знай и ты, что |
|
||||
именно на то, что ты захочешь оберегать, и наступит твой |
|
||||
господин. Памятуя об этом, кому ты еще будешь льстить или |
25 |
||||
кого страшиться? «Но я хочу сидеть там, где сенаторы». Вот |
26 |
||||
видишь, что ты сам себе создаешь затруднение, сам себя уд- . |
|
||||
ручаешь? «Как же иначе мне будет хорошо видно в амфите- |
27 |
||||
атре?» Человек, да не ходи смотреть, и не будешь удручаться. |
|
||||
Что ты создаешь себе хлопоты? Или подожди немного, и |
|
||||
когда окончится зрелище, садись на сенаторские места и |
|
||||
грейся на солнце. Да и вообще помни о том, что мы сами себя |
28 |
||||
удручаем, сами себе создаем затруднения, то есть наши мне- |
|
||||
ния удручают нас и создают нам затруднения. В самом деле, |
29 |
||||
что значит само по себе «подвергаться поношению»? Стань |
|
||||
перед камнем и поноси его. И чего ты этим добьешься? Так |
|
||||
если кто-то слушает, как камень, что толку поносящему? А |
|
||||
если поносящему доступна слабость поносимого, тогда он |
|
||||
достигает чего-то. «Разорви его». Что ты говоришь «его»? |
30 |
||||
Возьми его плащ, разорви4 • «Я |
нанес оскорбление тебе». - |
31 |
|||
«На здоровье тебе». |
|
|
|
|
Вот к чему приучал себя Сократ. Поэтому он никогда не
менялся в лице. А мы предпочитаем упражнениями на деле
приучать себя ко всему, только не к тому, чтобы нам стать
81
неподвластными препятствиям и свободными. «Философы говорят парадоксальные вещи». А в остальных искусствах разве нет парадоксальных вещей? И что может быть парадок
сальнее, чем укалывать кому-то глаз, для того чтобы он ви
дел? Если бы кто-нибудь сказал это несведущему в медици
33не, разве тот не стал бы смеяться над ним? Так что же уди вительного, если и в философии многие истины несведущим
представляются парадоксальными?
26.В чем закон жизни
Апри занятии чтением условных рассуждений он сказал: Законом условных рассуждений является и этот: принимать
то, что соответствует условию. А что гораздо важнее, зако
ном жизни является этот: делать то, что соответствует при-
2роде. Ведь если мы во всяком предмете и обстоятельстве же лаем соблюдать соответствие с природой, ясно, что мы во всем должны быть настроены не избегать того, что соответ-
3ствует ей, и не принимать того, что противоречит ей. Поэто
му философы сначала упражняют нас в теории, где легче, и
вот тогда ведут к более трудному. Здесь ведь нет ничего от
влекающего от следования тому, чему обучают, а в жизни
4много отвлекающего. Поэтому смешон тот, кто говорит, что
хочет сначала упражняться в жизни. Не легко ведь начинать с
более трудного.
5И вот какое оправдание следовало бы приводить перед
теми родителями, которые гневаются на то, что их дети за
нимаются философией: «Так, значит, я ошибаюсь, отец, и не знаю того, что мне надлежит и что подобает. Если этому нельзя ни научиться, ни научить, почему ты винишь меня? Если можно научить, учи. А если сам ты не можешь, дай мне
6научиться у тех, кто говорит, что знает это. В самом деле, что ты думаешь? Что я по своей воле впадаю в зло и терплю не
успех в благе? Ни в коем случае! В чем же причина того, что
7я ошибаюсь? В незнании. Так ты не хочешь, чтобы я изба
вился от незнания? К9ГО когда-нибудь гнев научал искусству
кораблевождения, искусству музыки? Так ты думаешь, что я
научусь искусству жизни благодаря твоему гневу?»
8Это может говорить только тот, кто предан такому наме-
9рению. А если кто только из желания пощеголять на пиру своим знанием условных рассуждений занимается чтением
их и ходит к философам, разве тот добивается чего-то иного,
10кроме восхищения возлежащего рядом сенатора? Там ведь
действительно мощные состояния, и здешниеl богатства там
кажутся детскими игрушками. Поэтому там трудно держать
ся твердо своих представлений, где силы, сбивающие с них",
82
мощны. Знаю я одного, который в слезах обнимал колени |
11 |
||
Эпафродитаз, жалуясь на свое несчастье: у него ведь не оста- |
|
||
лось ничего, всего-навсего полтора миллиона4• Что же |
12 |
||
Эпафродит? Стал смеяться, как вы? Нет. Пораженный, он |
|
||
говорит ему: «Несчастный! Как же ты молчал, как ты выдер |
|
||
живал?» |
|
|
|
А когда он привел в замешательство читавшего условные |
13 |
||
рассуждения, задавший же тому это чтение5 стал смеяться, он |
|
||
сказал: Над собой смеешься. Ты не подготовил упражнения- |
|
||
ми этого юношу и не узнал, может ли он разбираться в них, |
|
||
но обращаешься с ним как с ведущим занятие чтением. Что |
14 |
||
же, сказал он, мысли, не могущейб разбираться в суждении о |
|
||
соединительном суждении, вверяем мы изъявление похвалы, |
|
||
вверяем изъявление порицания, изъявление суждения о том, |
|
||
что делается правильно или неправильно? И если он хулит |
|
||
кого-то, обращает ли тот внимание на это, и если он хвалит |
|
||
кого-то, возносится ли тот от этого, раз он не может находить |
|
||
последовательность в таких малых вещах? |
|
|
|
Итак, вот начало занятия философией: осознание того, в |
15 |
||
каком состоянии находится своя собственная верховная часть |
|
||
души. Ведь после того как человек узнает, что она в бессиль- |
|
||
ном состоянии, он больше не захочет пользоваться ею для |
|
||
важных вещей. Однако некоторые, не могущие проглотить |
16 |
||
кусочек, купят сочинение и набрасываются пожирать его. |
|
||
Поэтому у них получается рвота или несварение желудка. |
|
||
Потом колики, катары, лихорадки. А им следовало бы заду- |
|
||
мываться, могут ли они это. Но в теории легко изобличить |
17 |
||
незнающего, а в жизни никто не предоставляет себя для из- |
|
||
обличения, да и изобличающего мы ненавидим. А Сократ |
18 |
||
говорил, что неисследуемой жизнью нельзя жить7• |
|
|
|
27. Сколь многообразно получаются представления |
|
|
|
и какие нужно подготавливать средства для того, |
|
|
|
чтобы руководствоваться ими применительно |
|
|
|
к представлениям |
|
|
|
Представления получаются у нас четверояко: или то-то |
|
||
существует - и так представляется, ици не существует - |
и |
|
|
не представляется, что сушествует, или существует - и не |
|
||
представляется, что существует, или не существует - |
и |
|
|
представляется, что существует. И вот во всех этих случаях |
2 |
||
достигать желанной цели есть дело образованного. А чем бы |
|
||
ни было то, что создает затруднение, против этого нужно |
|
||
применять соответствующее средство. Если затруднение нам |
|
||
создают софизмы пирроников и академиков1 , |
против |
них |
|
применим соответствующее средство. Если это |
убедитель- |
3 |
83
ность вещей, благодаря которой то-то представляется благом,
не будучи им, там поищем соответствующее средство. Если
затруднение создает привычка, против нее нужно попытаться
4отыскать соответствующее средство. Какое же против при вычки можно найти средство? Противоположную привычку.
5Ты слышишь, как профаны" говорят: «Несчастный он! Умер!
Отец его в отчаянии, мать сражена! Да еще безвременно, да
6на чужбине!» Послушай противоположные рассуждения, оторвись от этих слов, противопоставь этой привычке проти
|
воположную привычку. Против софистических рассуждений |
|
нужно руководствоваться логикой, упражнением и опыт |
|
ностью в ней, против убедительности вещей - очищенными |
|
до ясности общими понятиями. |
7 |
Когда смерть представляется злом, нужно руководство- |
|
ваться тем, что избегать надлежит зла, а смерть - неизбеж- |
8ная необходимость). Что же мне делать? Куда же мне от нее убежать? Допустим, я4 Сарпедон, сын Зевса, чтобы я мог так
благородно сказать: «Я хочу пойти и или самому отличиться
или другому дать возможность отличиться. Если я не могу
преуспеть в чем-то сам, я не стану из зависти не давать дру-
9гому совершить что-то благородное»). Допустим, это выше
нас, разве то недоступно нам? И куда мне убежать от смерти? Укажите мне такое место, укажите народ, куда мне уйти, ку
да она не приближается, укажите заклинание против нее. Ес-
10ли мне некуда, что мне, по-вашему, делать? Избежать смерти я не могу. Разве страха перед ней я не избегу, а умру сокру
шаясь и трепеща?
Ведь источник страсти вот в чем: хочу чего-то - и не по-
11 лучается. Отсюда, если я могу изменять в угоду своему же
ланию то, что относится к внешнему миру, я изменяю, а если
12не могу, я хочу ослепить препятствующего. Ведь природа человека такова, что он не выносит, когда лишается блага, не
13выносит, когда его постигает зло. И вот в конце концов, ког
да я ни положения вещей изменить не могу, ни ослепить пре
пятствующего, я сижу и стенаю и поношу кого могу - 3евса
и всех остальных богов. Ведь если они не обращают внима-
14ния на меня, какое мне дело до них? «Да, но ты окажешься нечестивцем». - «Так чем же мне будет хуже, чем теперь?»
Вобщем нужно помнить о том, что, если благочестие и поль за не совмещены, благочестие не может сохраниться ни в ком. Разве это не кажется настоятельно необходимым?
15Пусть является и возражает пирроник, академик. У меня
лично нет досуга на это, и я не могу выступить защитником
16 обычая6• Если бы у меня было и судебное дельце о землишке,
я пригласил бы другого в защитники. Чем же я доволь-
17 ствуюсь в этом вопросе?7 Как происходит восприятие, всей
84