Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 824

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

хочешь вызывать? Разве это не те, о которых ты обычно го­

воришь, что они сумасшедшие? Так что же, ты хочешь вызы­

вать восхищение сумасшедших?

22. Об общих понятиях

Общие понятия у всех людей совпадают, и между общим

понятием у одного и у другого нет противоречия. В самом

деле, кто из нас не считает, что благо полезно, что оно и предпочтительно и что при всяком обстоятельстве нужно

преследовать и добиваться его? А кто из нас не считает, что

2справедливое прекрасно и подобающе? Так когда же возни­

кает противоречие? В применении общих понятий к частным

3случаям, когда один скажет: «Он прекрасно поступил, он

мужественный», а другой: «Да нет, он отчаянный сума­ сброд». Отсюда возникает противоречие у людей друг с дру-

4гом. Именно таково противоречие между иудеями, сирийца­

ми, египтянами и римлянами, - оно не в том, что благочес­

тие следует почитать превыше всего и во всем придержи­

ваться его, а в том, благочестиво ли это есть свинину или не- 5 благочестиво. Именно такое противоречие найдете вы и

между Агамемноном и Ахиллом. Зови же их сюда на середи­

ну. «Что скажешь ты, Агамемнон? Не следует ли, чтобы

свершилось то, что должно, и то, что прекрасно?»-

6«Конечно, следует». - «А ты что скажешь, Ахилл? Не нра­ вится ли тебе, чтобы свершалось то, что прекрасно?»­

«Конечно, мне это больше всего нравится». - «Так приме­

ните эти общие понятия». Здесь и начинается противоречие.

7Один говорит: «Я не должен возвращать Хрисеиду ее отцу». А другой говорит: «Конечно, должен». Несомненно, один из

них неправильно применяет общее понятие о должном.

8 В свою очередь, один говорит: «Ну что ж, если я должен воз­

вратить Хрисеиду, то я должен забрать почетный дар кого-то

из вас». А другой: «Так, значит, ты заберешь мою возлюб­ ленную?» - «Твою», - говорит. - «Так, значит, мне одно­

му...?»1 - «А мне одному не иметь?»С Вот так возникает про­

тиворечие.

9 Что же значит получать образование? Учиться применять

природные общие понятия к частным случаям в соответствии 1О с природой и затем постичь то разделение, что среди всего

существующего одно зависит от нас, а другое не зависит от

нас. Зависит от нас свобода воли и все дела, зависящие от свободы воли, а не зависит от нас тело, части тела, имуще­ ство, родители, братья, дети, отечество, словом, общество.

11Где же положим мы благо? К какому разряду существую-

12щего применим его? К разряду того, что зависит от нас? Тог-

76


да здоровье, невредимость, жизнь ~ не благо, но разве ~ и

 

дети, и родители, и отечество'? Да кто стерпит тебя'?; Так пе-

13

реложим его, напротив, сюда. Так возможно ли, терпя вред и

 

терпя неуспех в благах, быть счастливым'? Невозможно. И

 

вести себя как должно по отношению к обществу'? Да как это

 

возможно? Ведь я по природе рожден для своей пользы. Если

14

мне полезно иметь землю, значит, мне полезно и отнять ее у

 

ближнего. Если мне полезно иметь плащ, значит, мне полез-

 

но и украсть его и3 бани. Отсюда войны, междоусобицы, ти-

 

рании, козни. А как еще я смогу воздавать Зевсу надлежа-

15

щее? Ведь если я терплю вред и несчастен, значит, он не об­

 

раща.ет внимания на меня. И вот: «Какое мне дело до него,

 

если он не может мне помочь?» И опять: «Какое мне дело до

 

него, если он хочет, чтобы я находился в таком положении, в

 

котором я нахожусь?» Я начинаю, наконец, ненавидеть его. К

16

чему же мы Зевсу храмы воздвигаем, к чему же статуи, слов-

 

но злым божествам, словно Лихорадке?4 И как это еще он

 

Спаситель, и как это он Дождящий, и как это он Плодотво­

 

рящий? И действительно, если мы положим сущность блага

 

здесь где-то, все это отсюда следует.

 

Так что же нам делать? В этом и заключается искание

17

действительно занимающегося философией и мучащегося

 

над этим. Сейчас я не вижу, в чем заключается благо и зло.

 

Не сумасшедший ли я? Да, но положи я благо вот здесь где-

18

то, в том, что зависит от свободы воли, все станут смеяться

 

надо мной. Придет какой-нибудь старец седовласый, уни­

 

завший пальцы З0ЛОТЫМИ перстнями, и вот, покачав головой,

 

скажет: «Послушай меня, дитя. Нужно, правда, и философи-

 

ей заниматься, но нужно и мозги иметь. Все это глупости. Ты

19

учишься У философов силлогизму, а что тебе следует делать,

 

ты знаешь лучше, чем философы». Человек, так что же ты

20

коришь меня, если я знаю? Что мне сказать этому рабскому

 

существу? Если я промолчу, он разразится негодованием.

 

Нужно говорить так: «Прости мне, как влюбленным: я не

21

владею собой, я сумасшедший».

 

23. Против Эпикура

 

Понимает и Эпикур, что мы по природе общественны, но

 

раз положив наше благо в нашей раковине, он уже не может

 

сказать ничего иного. Ведь он, в свою очередь, очень твердо

2

держится мнения, что не следует ни дорожить ничем чуждым

 

сущности блага, ни принимать это, и правильно держится та-

 

кого мнения. Как же это, если у нас любовь к потомству не

3

природная, мы с подозрительностью относимся к тому, что ты

не советуешь мудрецу растить детей?! Что ты страшишься,

77


4как бы он из-за них не впал в печаль? Разве из-за мыши, жи­

вущей в доме", он впадает в печаль? Да что ему до того, если

5маленький мышонок в доме станет плакаться ему? Но он зна­

ет, что раз родится ребенок, то уже не от нас зависит не лю-

ббить его и не заботиться о нем. Полому он говорит, что ум­ ный также не станет участвовать в государственных делах. Он

ведь знает, что должен делать участвующий в государствен­ ных делах. Право же, если ты намерен проводить жизнь как

7среди мух, что тебе мешает? Однако, зная все это, он смеет

говорить: «Не поднимем детей»'. Но ни баран не оставляет

8свое потомство, ни волк, а человек разве оставляет? Что ты

хочешь? Чтобы мы были глупы, как бараны? И те не оставля-

9ют. Дики, как волки? И те не оставляют. Ну а кто тебя слу- 10 шается, видя, что его ребенок плачет, простертый на земле? я­

то думаю, что даже если бы твоя мать и твой отец предугада­

ли, что ты будешь говорить такое, они не бросили бы тебя.

24. Как следует бороться с обстоятельствами

Людей показывают обстоятельства. Стало быть, когда те­

бе выпадет какое-то обстоятельство, помни, что это бог, как :1 учитель борьбы, столкнул тебя с грубым юнцом. - Для че­

го, - говорит. - Для того чтобы ты стал победителем на

Олимпийских играх. А без пота !ie стать. Мне-то кажется, что

никому не досталось обстоятел'ьства лучше, чем досталось

3тебе, если ты хочешь воспользоваться им, как атлет юнцом, И вот мы посылаем тебя в Рим лазутчиком. А никто не посыла­

ет лазутчиком труса, чтобы он, лишь услышав шорох и тень завидя, прибегал в смятении и говорил, что враги уже здесь. Если и ты вот так придешь и скажешь нам: «Страшные в Ри­

 

ме дела. Ужасна смеРТЬ"ужасно изгнание, ужасно поноше-

5

ние, ужасна бедность. Бегите, люди, враги - здесь», мы ска­

 

жем тебе: «Поди прочь, пророчествуй самому себе. Мы в том

 

лишь ошиблись, что посылали такого лазутчика»,

6Отправленный до тебя лазутчиком Диоген 1 сообщил нам

иное. Он говорит, что смерть не есть зло, так как она вовсе не еС1Ъ нечто постыдное. Он говорит, что бесславие есть трес-

7котня сумасшедших людей. А что о страдании, что об удо­

вольствии, что о бедности сказал этот лазутчик! А быть на­

гим - он говорит, что это лучше всякого одеяния с пурпур­

ной полосой. А спать на голой земле - он говорит, что это

8самая мягкая постель. И в доказательство всего этого он при­

водит свою смелую уверенность, невозмутимость, свободу,

затем и тело бренное, блещущее здоровьем и сбитое,

9«Никакого врага нет поблизости, - говорит он, - все ис­

Iюлнено мирного покоя». - «Как так, Диоген?» - «Вот

78


взгляни, -

говорит он, - разве я сражен, разве я ранен, раз-

 

ве я убежал от кого-то?» Это и есть настоящий лазутчик. А

1О

ты приходишь и рассказываешь нам то да се. Не отправишься

 

ли ты опять и посмотришь потщательнее, без этой трусо-

 

сти? -

Что же я должен

буду делать? - Что ты

делаешь,

11

когда сходишь с корабля? Разве уносишь кормило, разве­

 

весла? Что же ты уносишь? Свое: лекиф, котомку. И тут, если

 

ты будешь памятовать о своем, то никогда не будешь притя-

 

зать на чужое. Он говорит тебе: «Скинь тогу с широкой пур-

12

пурной полосой'». - «Вот я в тоге с узкой пурпурной поло­

 

сой». -

«Скинь и ее». -

«Вот я в плаще просто». -

«Скинь

 

плащ». -

 

«Вот я нагой». - «Но ты вызываешь у меня за-

13

висть». -

«Возьми, стало быть, целиком это бренное тело.

 

Мне еще страшиться того, кому я могу бросить это бренное

 

тело?» - «Но он не оставит меня наследником»}. Что же,

14

разве я забыл, что все это не моим было? Как же называем

 

мы это «моим»? Как койку в гостиниuе. Так вот, если хозяин

 

гостиниuы после своей смерти оставит койки тебе, их будешь

 

иметь ты, а если другому, их будет иметь тот, а ты поищешь

 

другую койку. Ну а если не найдешь, то ляжешь спать на го-

15

лой земле, только со смелой уверенностью, храпя себе и памя-

 

туя о том, что трагедии имеют место среди богачей, царей и

 

тиранов, а бедняк ни один не участвует в трагедии, разве толь-

 

ко как участник хора. А цари начинают-то с благополучия:

16

 

 

Дамы венками украсьте"

 

 

Потом, действии в третьем или четвертом:

 

 

 

 

Увы, Киферан, зачем принимал меня?!'

 

 

Рабское ты существо, где венки, где диадема? Тебе уже не к

17

чему телохранители? Так вот, когда ты подходишь к кому-

18

нибудь из них, помни о том, что ты подходишь к участнику

 

трагедии, не к актеру, а к самому Эдипу. «Но блажен такой-

19

то: он расхаживает в сопровождении целой толпы». И я при­

 

страиваюсь к толпе, и расхаживаю в сопровождении целой

 

толпы. А главное - помни, что дверь открыта. Не будь трус-

20

лив, но как дети, когда им не нравится игра, говорят: «Я

 

больше не играю», так и ты, когда тебе что-то представляется

 

таким же, скажи: «Я больше не играю» и удались, а если

 

остаешься, то не сетуй.

 

 

 

25. Относительно того же

Если все это истинно, и мы не по тупоумию и не по ли­

цемерию говорим, что благо человека заключается в свободе

воли, так же как и зло, а все остальное не имеет никакого от-

79


ношения к нам, что мы еще впадаем в смятение, что мы еще

:2 впадаем в страх? Над тем, чем мы серьезно заняты, никто не

имеет власти. На то, над чем другие имеют власть, мы не об­

ращаем внимания. Какое еще у нас может быть беспокой-

3ство? «Но дай мне указания». Какие могу я дать тебе указа­ ния? Разве Зевс не дал тебе указания? Разве он не дал тебе

все твое неподвластным помехам инеподвластным препят­

ствиям, а все не-твое подвластным помехам и подвластным

4препятствиям? С каким же указанием пришел ты оттуда, с каким наказом? Свое блюди всячески, чужого не домогаЙся.

Честность - твое. Совестливость - твое. Так кто же может отнять у тебя их? Кто иной, кроме тебя самого, помешает те­

 

бе пользоваться ими? А ты сам -

каким образом? Когда ты

5

серьезно занят не-своим, значит, ты потерял свое. С такими

 

заветами и указаниями от Зевса -

каких еще хочешь ты от

 

меня? Разве я лучше, чем он, разве заслуживаю большего до-

6верия? А если ты будешь соблюдать их, разве тебе нужны будут еще какие-то иные? А разве не дал он эти указания? Приведи общие понятия, приведи доказательства философов,

приведи все то, что ты часто слушал, да приведи все то, что

говорил ты сам, приведи все то, что ты читал, приведи все то,

к чему ты приучал себя.

7 До каких пор правильно будет соблюдать их и не пре-

8кращать игру? До тех пор, пока она будет вестись хорошо. На

Сатурналиях избирается по жребию царь. Дело в том, что

решили играть в эту игру. Он приказывает: «Ты выпей. Ты

разбавь вино. Ты спой. Ты пойди. Ты приди». Я повинуюсь,

9чтобы из-за меня не прекращалась игра. «А ты прими мнение, что тебя постигло зло». Я не принимаю такого мнения. Да

1О кто принудит меня принимать такое мнение? Вот опять мы

условились играть в Агамемнона и Ахилла. Назначенный иг­ рать Агамемнона говорит мне: «Отправляйся к Ахиллу и от-

11ними У него Брисеиду». Я отправляюсь. «Приходи». Я при­ хожу. Ведь как мы ведем себя в условных рассуждениях, так

мы должны вести себя и в жизни. «Допустим, что ночь». - «Допустим». - «Что же, день ли?» - «Нет. Я ведь принял

12

условие, что нQчь». - «Допустим, что ты принимаешь мне­

 

ние, что ночь». -

«Допустим». - «Но и прими мнение, что

13

ночь». -

«Это

не

следует

из условия». Вот так и

здесь.

 

«Допустим, что ты

в злополучии». -

«Допустим». -

«Так

 

несчастен ли ты?» -

«Да». -

«Что же, ты в злосчастии?»­

 

«Да». -

«Но и

прими мнение, что тебя постигло зло».­

 

«Это не следует из условия. И другой1

мне мешает».

 

14Так до каких пор следует повиноваться таким велениям? До тех пор, пока это целесообразно, то есть до тех пор, пока я

15соблюдаю подобающее и соответственное. Однако некото-

80