ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 793
Скачиваний: 0
совокупностью ли или определенной частью, я не умею рав |
|
|
но обосновать, но и то и другое смущает меня. А что я и ты |
|
|
не одно и то же, я знаю совершенно точно. Откуда это? Ни- |
18 |
|
когда, желая проглотить что-то, я не подношу кусок туда, а |
|
|
подношу сюда. Никогда, желая взять хлеб, я не брал метлу, а |
|
|
всегда направляюсь к хлебу как к цели. А сами вы, не |
19 |
|
признающие чувств\ разве поступаете как-то иначе'? Кто из |
|
|
вас, желая отправиться в баню, отправлялся на мельницу'?'> |
|
|
Что же, разве не следует по возможности и этим неуклонно |
20 |
|
заниматься, тем, чтобы охранить |
обычай]!', тем, чтобы укре- |
|
питься против нападок на него? |
Да кто возражает? Но это |
21 |
следует тому, кто может, тому, у кого есть досуг. А тому, кто
втрепете и в смятении и кто сокрушается внутри в сердце
своем, следует посвящать свое время кое-чему другому.
28. Что не следует негодовать на людей,
ичто незначительно и важно у людей
Вчем причина того, что мы соглашаемся с чем-то'? В том,
что нам представляется, что это существует. Таким образом, |
2 |
счем-то представляющимся, что это не существует, невоз
можно соглашаться. Почему? Потому что такова природа
мысли - |
истинное признавать, ложное - |
отвергать, а при |
|
||
неясном - |
|
воздерживаться от суждения. Какое тому доказа- |
3 |
||
тельство? «Проникнись, если можешь, уверенностью, что |
|
||||
сейчас ночь». Невозможно. «Отбрось уверенность, что день». |
|
||||
Невозможно. «Проникнись уверенностью или отбрось уве- |
|
||||
ренность, что число звезд четно». Невозможно. Так вот, ког- |
4 |
||||
да кто-то соглашается с ложным, знай, что это не с ложным |
|
||||
он хотел согласиться, - ведь всякая душа лишается истины |
|
||||
не по своей воле, как говорит Платон1 |
, - |
а ему ложное пока- |
|
||
залось истинным. Ну а в действиях что у нас такое же, как |
5 |
||||
здесь истинное или ложное? Надлежащее иненадлежащее, |
|
||||
ПО,'lезное и неполезное, сообразное со мной инесообразное |
|
||||
со мной, |
и |
прочее тому подобное. - |
Так, значит, не может |
6 |
|
никто, думая, что то-то ему полезно, не выбирать этого?- |
|
||||
Не может. - |
Как же та, которая говорит: |
|
7 |
«И вижу я, свершить какое зло должна,
Но гнев во мне сильней ума велений всею)'?'
-Потому что именно это, удовлетворить свой гнев и ото-
мстить мужу, она считает полезнее, чем сохранить детей. ---т Да, |
8 |
но она обманывается. - Покажи ей ясно, что она обманывает- |
|
ся, и она не сделает этого. А до тех пор, пока не покажешь, - |
|
чему может она следовать, кроме того, что ей представляет- |
|
ся? Ничему. Что же ты негодуешь на нее за то, что эта не- |
9 |
85
счастная заблуждается в самых важных вещах и вместо чело
века стала гадюкой? А не лучше ли тебе, если на то пошло,
как мы жалеем слепых, как жалеем хромых, так жалеть
ослепших и охромевших в самых главных вещах?
1О |
Так вот, кто свято помнит о том, что для человека мери- |
|
|
лом всякого действия служит то, |
что представляется ему |
|
(однако ему или правильно представляется или неправильно; |
|
|
если правильно, он безупречен; если неправильно, он сам |
|
|
терпит ущерб, потому что невозможно, чтобы один заблуж |
|
|
дался, а другой терпел от этого вред), тот ни на кого не будет |
|
|
гневаться, ни на кого не будет негодовать, никого не будет |
|
|
поносить, ни на кого не будет жаловаться, не будет ненави- |
|
11 |
деть, не будет оскорблять никого. - |
Значит, и такие важные |
и ужасные дела имеют это исходное начало - то, что пред-
12ставляется? - 'Это и не иное. «Илиадю> есть не что иное, как
представление и пользование представлениями. Представи
лось Александру' увести жену Менелая, представилось Елене
13последовать за ним. И вот если бы представилось Менелаю
проникнуться уверенностью, что лишиться такой жены вы
годно, что получилось бы? Не оказалось бы «илиады»' и не
14 |
только ее, но и «Одиссею>. - |
Так, значит, такие важные ве |
||||
|
щи зависят от такой незначительной? - Да а что ты имеешь |
|||||
|
в виду под «такими важными»? Войны и междоусобицы, ис |
|||||
|
требления тьмы людей и разрушения городов? И что важного |
|||||
15 |
в этом? - |
Ничего? - А что важного в том, что гибнет тьма |
||||
|
коров и овец, сжигается и разоряется тьма гнезд ласточек или |
|||||
16 |
аистов? - |
Так разве это и то - |
одно и то же? - |
Совершен |
||
|
но одно и то же. Погибли тела людей - |
и коров и овец. |
||||
17 |
Сожжены |
домишки |
людей - |
и гнезда аистов. Что R этом |
||
|
важного или ужасного? Или покажи мне, чем отличаются |
|||||
|
дом человека и гнездо аиста как обиталище. Разве только |
|||||
|
тем, что один строит себ,.е домишки из балок, черепицы и |
|||||
18 |
кирпичей, а другой - |
из веток и глины. - |
Так, значит, аист |
|||
|
и человекодно и то же? - |
Что ты имеешь в виду? По те- |
||||
19 |
лу - совершенно одно и то же. - Так, |
значит, |
человек от |
|||
|
аиста не отличается ничем? - |
Ни в коем случае! Но этим не |
20отличается. - Так чем же отличается? - Поищи, и найдешь, что он отличается другим. Смотри, не пониманием ли того,
что делает, смотри, не общественностью ли своей, не чест
ностью ли, совестливостью, непоколебимостью, понятли-
21востью. Так где же важное у людей, зло и благо? Там, где отличие. Если это сохраняется и остается укрепленным обне сенной стеной, и не губится совестливость, честность, понят
|
ливость, тогда сохраняется и сам человек. А если гибнет что |
|
нибудь из этого и осадой принуждается к сдаче, тогда и сам |
22 |
он гибнет. И важные вещи - в этом. Разве Александр потер- |
86
пел падение в важных вещах тогда, когда напали эллины,
когда они разоряли Трою, когда гибли его братья? Отнюдь. |
|
Ведь из-за чужого дела не терпит падения никто. Нет, тогда |
23 |
разорялись гнезда аистов. А падение было тогда, когда он |
|
погубил в себе совестливого, честного, уважающего госте- |
|
приимство, порядочного. Когда потерпел падение Ахилл? |
24 |
Тогда, когда умер Патрокл? Ни в коем случае. Нет, тогда, |
|
когда он гневался, когда плакал из-за девчонки, когда забыл, |
|
что находится там не для того, чтобы приобретать возлюб- |
|
ленных, а для того, чтобы воевать. Вот это и есть человече- |
25 |
ские падения, вот это и есть осада, вот это и есть разрущение, |
|
когда ниспровергаются правильные мнения, когда они губят- |
|
ся. -- Так, значит, когда уводят жен, забирают в плен детей, а |
26 |
самих закалывают, все это не зло? - Откуда ты мнищь еще и |
27 |
это? Научи и меня. - Нет, откуда ты-то говорищь, что не |
|
зло? - Обратимся к меркам, приведи общие понятия. |
28 |
Вот ведь почему нельзя вдоволь надивиться происходя
щему. Там, где мы хотим определить вес, мы не необдуманно
определяем, там, где |
прямое и кривое, - |
не необдуманно. |
|
Словом, там, где для нас небезразлично узнать истинное в |
29 |
||
данном вопросе, никогда никто из нас ничего не станет де- |
|
||
лать необдуманно. А там, где заключается первая и един- |
30 |
||
ственная причина того, что мы поступаем правильно или |
|
||
ошибаемся, благоденствуем или неблагоденствуем, не |
|
||
счастны или счастливы, только тут мы легкомысленны и |
|
||
опрометчивы. Нигде тут нет чего-то подобного весам, нигде |
|
||
тут нет чего-то подобного мерке, но представится мне то-то, |
|
||
и я тотчас делаю то, что мне представилось. Да разве я лучше |
31 |
||
Агамемнона или Ахилла, чтобы они из-за следования всему |
|
||
тому, что им представлялось, делали и претерпевали такое |
|
||
зло, а для меня не4 было достаточно того, что мне представ- |
|
||
ляется? И какая трагедия имеет иное исходное начало? Что |
32 |
||
такое «Атрей» Эврипида? То, что представляется. Что такое |
|
||
«Эдип» Софокла? То, что представляется. «Феникс»? То, что |
|
||
представляется. «Ипполит»?5 То, что представляется. Так вот, |
33 |
||
кому, по-вашему, свойственно совершенно не заботиться об |
|
||
этом? А как называются люди, во всем следующие тому, что |
|
||
им представляется? - |
Сумасшедшие. - |
Ну а мы разве по |
|
ступаем как-то иначе? |
|
|
|
|
29. О СТОЙКОСТИ |
|
|
Сущность блага - |
определенная свобода воли, сущность |
1 |
|
зла - определенная свобода воли. Что же все то, что отно- |
2 |
||
сится К внешнему миру? Предметы для свободы воли, зани |
|
||
маясь которыми она будет достигать своего блага или зла. |
|
87
3Как она будет достигать блага? Если не будет дорожить эти ми предметами. Ведь именно мнения об этих предметах, если они правильные, делают свободу воли благополучной, а если
4они искаженные и превратные, - злополучной. Этот закон установил бог, и он говорит: «Если хочешь какого-то блага, возьми его у самого себя». Ты говоришь: «Нет, у другого».
5Нет, у самого себя. Стало быть, когда тиран угрожает и вы зывает меня, я говорю: «Чему он угрожает?» Если он гово рит: «Закую тебя», я говорю: «Он угрожает рукам и ногам».
6Если он говорит: «Отрублю голову тебе», я говорю: «Он
|
угрожает голове». Если он говорит: «Брошу тебя в тюрьму», |
|
то: «Всей бренной плотИ». И если угрожает изгнанием, - то |
7 |
же самое. - Так, значит, тебе он ничуть не угрожает? - Если |
|
я убежден, что все это ничуть не имеет отношения ко мне, |
|
то - ничуть. А если я страшусь чего-то из этого, то мне он |
8угрожает. Кого, стало быть, мне бояться? Над чем господи на? Над тем, что зависит от меня? Такого нет ни единого. Над тем, что не зависит от меня? И какое мне до всего того
дело?
9«Так, значит, вы, философы, учите презирать царей?» Ни 10 в коем случае! Кто из нас учит оспаривать у них то, над чем
они имеют власть? Возьми бренное тело, возьми имущество, возьми добрую славу, возьми моих окружающих. Если я по буждаю кого-нибудь оспаривать это, действительно, пусть
IIобвиняют меня. «Да, но я хочу властвовать и над мнениями».
И кто дал тебе такую власть? Как можешь ты одолеть чужое
12 |
мнение? «Наводя, - говорит, - на него страх, я одолею». |
|
Ты не знаешь, что оно с.амо себя одолевает, не другим одоле |
|
вается. Свобода воли не может быть одолена ничем иным, |
13 |
кроме самой себя. Потому этот закон бога и есть всесиль |
|
нейший и справедливейший: «То, что сильнее, всегда да |
14одерживает верх над тем, что слабее». Десятеро сильнее од
ного. На что? На то, чтобы заковать, на то, чтобы убить, на то, чтобы увести куда хотят, на то, чтобы изъять имущество. Стало быть, десятеро одолевают одного в том, в чем они
15сильнее. В чем же они слабее? Если у него мнения правиль ные, а у них - нет. Что же, могут ли они одолеть в этом?
Откуда им? А если бы мы стали на весы, разве не должен был 16 бы более тяжелый перетянуть? - Так, значит, пусть Сократ
претерпел такое от афинян? - Рабское ты существо, что ты
говоришь «Сократ»? Называй вещы как есть: «Так, значит, пусть бренная вещь Сократа была уведена и поволочена бо
лее сильными в тюрьму, и кто-то дал бренному телу Сократа
17цикуту, и оно окоченело?» Это представляется тебе порази
тельным, это несправедливым, за это винишь ты бога? Так у
18Сократа не было ничего взамен этого? Где была для него
88
сущность блага? Кому внимать нам? Тебе или ему? И что
говорит он? «Анит и Мелет убить меня могут, но повредить
мне - нет»'. И еще: «Если так угодно богу, пусть так бу-
дет»'. А ты докажи, что тот, у кого мнения слабее, имеет силу |
19 |
|
над тем, кто сильнее в мнениях. Не докажешь, ничуть. Это |
|
|
ведь закон природы и бога: «То, что сильнее, всегда да одер |
|
|
живает верх над тем, что слабее». В чем? В том, в чем оно |
|
|
сильнее. Одно тело сильнее другого тела, многие вместе |
20 |
|
сильнее одного, вор сильнее не-вора. Потому у меня и пропал |
21 |
|
светильник, что в бодрствовании вор был сильнее меня". Но |
|
|
он вот как дорого заплатил за светильник: за светильник он |
|
|
стал вором, за светильник стал бесчестным, за светильник |
|
|
стал звероподобным. Это по его мнению было для него целе |
|
|
сообразно. |
|
|
Пусть. Но вот кто-то схватил меня за плащ и тащит на |
22 |
|
площадь, и вот другие кричат мне вслед: «Философ, какую |
|
|
пользу принесли тебе мнения? Вот тебя волокут в тюрьму, |
|
|
вот тебе отрубят голову». И какое подготовительное обуче- |
23 |
|
ние мог я пройти, чтобы, если более сильный схватит меня за |
|
|
плащ, я не был волочим? Чтобы, если десятеро повлекут ме- |
|
|
ня и бросят в тюрьму, я не был брошен? Ну а еще ничему я |
24 |
|
не научился? Я научился видеть, что все происходящее, если |
|
|
не зависит от свободы воли, не имеет никакого отношения ко |
|
|
мне. Так разве ты не получил пользу на этот случай? Что же |
25 |
|
ты ищешь пользу в ином, а не исключительно в том, чему ты |
|
|
научился? Сидя, стало быть, в тюрьме, я говорю: «'Этот кри- |
26 |
|
чавший все это ни обозначаемого не разумеет, ни высказы |
|
|
ваемого не понимает, и вообще ему нет никакого дела до то- |
|
|
го, чтобы знать, что говорят или что делают философы. |
|
|
Оставь его». «Ну выйди обратно из тюрьмы». Если я вам |
27 |
|
больше не нужен в тюрьме, я выхожу. Если я опять буду вам |
|
|
нужен, я войду. До каких пор? До тех пор, пока разум будет |
2R |
|
велеть мне быть с бренным телом. А когда не будет велеть, |
|
|
возьмите это тело и будьте здоровы! Только не безрассудно, |
29 |
|
только не по малодушию, не по случайному поводу. Ведь, со |
|
|
своей стороны, бог этого не желает: ему нужно такое миро |
|
|
здание, нужны такие пребывающие на земле. А если он воз |
|
|
вестит отступление, как Сократу, то следует повиноваться |
|
|
возвещающему, как военачальнику. - |
Что же, следует гово- |
30 |
рить все это толпе? - Зачем? Разве |
недостаточно самому |
|
повиноваться? Разве детям, когда они приходя хлопают в ла- |
31 |
|
доши и говорят: «Сегодня добрые Сатурналии!», мы гово- |
|
|
рим: «Ничего они не добрые»? Отнюдь. Мы и сами подхло- |
|
|
пываем. Стало быть, и ты, когда не можешь переубедить ко- |
32 |
|
го-то, знай, что это дитя, и подхлопывай ему, а если не хо |
|
|
чешь делать этого, молчи, стало быть. |
|
|
R9