Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 792

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33Обо всем этом следует памятовать, и призванному к како-

му-нибудь такому обстоятельству следует знать, что настал

34час доказать, образованны ли уже мы. Ведь молодой человек,

из школы идущий попасть в какое-то обстоятельство, подо­

бен' приучившемуся сводить силлогизмы к схемам6, и если

ему предлагают легкий, он говорит: «Лучше предложите мне

хитросплетенный, чтобы я поупражнялся». И атлеты бывают недовольны юношами с легким весом: «Он не может поднять

35меня», - говорят они. Это одаренный молодой человек. Но нет, когда час призовет, надо причитать: «Я хотел бы еще

учиться!» Чему? Если ты всему этому учился не для того,

36чтобы показать на деле, то для чего ты всему этому учился? Я

думаю, кто-то из сидящих здесь терзается в душе и говорит:

«Мне вот не выпадает такое обстоятельство, какое выпало

ему! Мне вот проводить жизнь сидя В углу, тогда как я мог

бы быть увенчан на Олимпийских играх! Когда мне возвестят

такое состязание?!» Вот так должны бы быть настроены все

37 вы. Среди цезаревых гладиаторов есть такие, которые доса­

дуют на то, что никто не выводит их на схватку, и они молят

бога и обращаются к ланистам7 с просьбой дать им сразиться в

38поединке, а из вас никто не окажется таким? Хотел бы я съез­

дитьХ для этого самого и посмотреть, что делает мой атлет, как

39справляется с условием9• «Не хочу, - говорит, - такого

условию). Да разве от тебя зависит получить какое хочешь

условие? Тебе дано такое тело, такие родители, такие братья,

такое отечество, такое в нем место в строю, и вот ты пришел и

говоришь мне: «Перемени мне условие». Ну а разве у тебя нет

40

возможностей для пользования тем, что дано? «Твое -

пред­

 

ложить, мое - справиться хорошо». Но нет: «Не такую боль­

 

шую условную посылку предлагай мне, а такую. Не такое вы-

4\

води заключение, а такое». Скоро настанет время, когда тра­

 

гические актеры будут думать, что их маски, башмаки, воло­

 

чащееся одеяние и есть они сами. Человек, все это

у тебя

42предмет и условие. Произнеси что-нибудь, чтобы мы знали, трагический актер ли ты или шут. Ведь все остальное у того и

43другого одинаково. Поэтому, если снять с него и башмаки и

маску и вывести его на сцену призраком, пропал ли трагиче­

ский актер или остается? Если у него есть голос, остается.

44Так и здесь: «Прими возглавление». Принимаю, и приняв,

45показываю, как ведет себя человек образованный. «Скинь тогу

с широкой пурпурной полосой, надень лохмотья и выступи в такой роли». Что же, разве не дано мне явить хороший голос?

46«Кем же ты выступаешь теперь?» Свидетелем, призванным

47богом: «Ты иди и стань мне свидетелем, потому что ты досто­

ин того, чтобы я вывел тебя свидетелем. Есть ли что бы то ни

было из того, что вне свободы воли, благо или зло? Причиняю

90



ли я кому-нибудь вред? Сделал ли я пользу каждого зависящей

от кого-нибудь другого, а не исключительно от самого него?»

Какое свидетельство даешь ты в пользу бога? «Я в ужасном

48

положении, господин, и несчастен. Никто не обращает внима-

 

ния на меня, никто не дает мне ничего, все порицают, злосло-

 

вят». Так-то намерен ты свидетельствовать и срамить этот при-

49

зыв его, за то что он почтил тебя такой честью и счел достой-

 

ным вывести для такого важного свидетельства?

 

Но вот имеющий власть заявил: <<Я выношу решение, что

50

ты виновен в нечестивости и кощунстве». Что с тобой произо­

 

шло? «Я обвинен в нечестивости и кощунстве». Больше ниче-

 

го? «Ничего». А если бы он судил о каком-нибудь условном

51

высказывании и заявил: «Я выношу решение, что высказыва-

 

ние "Если день, то свет" ложное», - что произошло бы с этим

 

условным высказыванием? Кто здесь судим, кто осужден?

 

условное высказывание или обманувшийся относительно не-

 

го? Так кто же это такой, имеющий власть заявить что-то от-

52

носительно тебя? Знает ли он, что такое благочестивость или

 

нечестивость? Занимался ли он этим? Учился ли? Где? У кого?

 

И вот музыкант не обращает внимания на него, если он заявля-

53

ет о нэте, что это гипатаlO, ни геометр, если он решает, что

 

прямые, проведенные от центра до линии окружности, не рав-

 

ны. А поистине образованный станет ли обращать внимание на

54

человека необразованного, если он решает что-то о благоче­

 

стивом инеблагочестивом, несправедливом и справедливом?

 

Как велика несправедливость образованных! Так, значит,

 

этому учился ты здесь? Не хочешь ли ты рассужденьица обо

55

всем этом оставить другим, невыносливым человечишкам,

 

чтобы они, сидя в углу, получали свою жалкую плату или

 

роптали на то, что никто не дает им ничего, а самому высту-

 

пить и применять на деле все то, чему ты учился? Ведь не

56

рассужденьиц недостает теперь, нет, книги полным-полны

 

стоических рассужденьиц. Чего же недостает? Того, кто бу-

 

дет применять на деле рассуждения, кто делом будет свиде-

 

тельствовать в их пользу. Вот за эту ты, у меня, возьмись

57

роль, чтобы мы уже не из древности приводили в школе при-

 

меры, а имели какой-нибудь и нашего времени пример. Чье

58

же дело рассматривать все это? Того, у кого есть досуг. Че-

 

ловек ведь существо, любящее рассматривать. Однако по-

59

стыдно рассматривать все это так, как беглые рабы. Нет,

 

нужно сидеть и слушать трагического актера ли, кифареда

 

ли, ничем не отвлекаясь, а не так, как они это делают. Он

 

приостановился и хвалит трагического актера, и вместе с тем

 

озирается. И вот если кто-то произнесет «господин», они сра-

 

зу в переполох, в смятение. Постыдно так и философам рас-

60

сматривать дела природы. Ведь что такое господин? Человек

 

91


над человеком не господин. Нет, господин это смерть и

61жизнь, удовольствие и страдание. В самом деле, приведи мне цезаря без всего этого, и увидишь, как я стоек. Но если он

явится со всем этим, меча громы и молнии, а я устрашусь

всего этого, не значит ли это, что я именно признаю господи-

62на, как беглый раб? А пока у меня какая-то передышка от всего этого, - как беглый раб приостанавливается в театре,

так и я: моюсь, пью, пою, но все это со страхом и мучением.

63А если я освобожу себя от хозяев, то есть от всего того, чем хозяева внушают страх, какое еще у меня беспокойство, ка­

кой еще господин?

64Что же, провозглашать это нужно всем? Нет, но нужно

быть снисходительным к профанам и говорить: «Что он счи­ тает благом для себя, это и мне советует. Я прощаю ему».

65Ведь и Сократ прощал тюремщику, плакавшему, когда Со­ крат должен был выпить яд, и он говорит: «Как благородно

66он нас оплакал»ll. Так разве ему говорит он: «Потому и ото­ слали мы женщию>?12 Нет, людям близким, людям, могущим

внять этому. А к нему он снисходителен, как к ребенку.

30. Чем следует руководствоваться в обстоятельствах

Когда ты являешься к кому-нибудь из высокопоставлен­ ных, помни, что и другой сверху видит все происходящее, и

что ты должен быть угодным более ему, чем этому человеку. 2 Так вот, тот другой спрашивает тебя: Изгнание, тюрьму, око­ вы, смерть, бесславие чем называл ты в школе? - Я - без-

3различными вещами. - Ну а сейчас чем ты их называешь?

Изменились ли они? - Нет. - Ну а сам ты изменился?­

Нет. - Так скажи, какие вещи - безразличные. Скажи и то,

что из этого следует. - Независящие от свободы воли. Они 4 не имеют никакого отношения ко мне. - Скажи также, что

вы считали благом? - Свободу воли, какой она должна быть, и пользование, как должно, представлениями. - А

5целью что? - Следование тебе. - Это и сейчас ты гово­ ришь? - Это и сейчас я говорю.

Входи, стало быть, со смелой уверенностью и памятуя обо всем этом, и ты увидишь, что такое молодой человек, приучивший себя к тому, что следует, среди людей, не зани-

6мавшихся приучением себя к этому. Я-то, клянусь богами,

представляю себе, что ты будешь испытывать нечто такое:

«Что мы так серьезно и много подготавливаемся к ничему?

7Это, оказывается, и есть власть? Это и есть передняя, спаль­

ники, стражники? Ради всего этого слушал я так много рас­

суждений? Все это, оказывается, ничто, а я подготавливался

как к чему-то серьезному».


КНИГА 11

1. Что быть смело уверенным не противоречит тому, чтобы быть осмотрительным

Может быть, некоторым представляется парадоксальным

это требование философов, однако рассмотрим по возмож­

ности, истинно ли это, что все следует делать с осмотритель-

ностью и вместе с тем со смелой уверенностью. Ведь осмот-

2

рительность считается как-то противоположной смелой уве­

 

ренности, а противоположности никоим образом не могут

 

сосуществовать. А то, что представляется многим в этом во-

3

просе парадоксальным, связано, по-моему, с чем-то таким] .

 

Действительно, если бы мы требовали относиться и с осмот­

 

рительностью и со смелой уверенностью к одному и тому же,

 

то нас справедливо обвиняли бы в том, что мы совмещаем

 

несовместимое. А на самом деле что поразительного в этом

4

высказывании? Ведь если здраво все это, много раз сказан-

 

ное, много раз доказанное, что сущность блага заключается в

 

пользовании представлениями, точно так же как и сущность

 

зла, а все независящее от свободы воли не содержит в себе ни

 

природы зла, ни природы блага, чт6 парадоксального требу-

5

ют философы, если говорят: «Где независящее от свободы

 

воли, там пусть у тебя будет смелая уверенность, а где зави-

 

сящее от свободы воли, там - осмотрительность»? Ведь если

б

зло заключается в злополучной свободе воли, то только ко

 

всему этому стоит относиться с осмотрительностью, а если

 

все независящее от свободы воли и независящее от нас не

 

имеет никакого отнощения к нам, то ко всему этому следует

 

относиться со смелой уверенностью. И вот так мы будем

7

осмотрительными и вместе с тем смело уверенными, и, кля-

 

нусь 3евсом, смело уверенными благодаря осмотритель­

 

ности. Ведь благодаря осмотрительному отнощению ко все-

 

му тому, что действительно зло, у нас получится смело уве­

 

ренное отношение ко всему тому, что не таково.

 

Однако с нами бывает то, что с ланями. Когда лани, пуга-

8

ются перьев" и убегают от них, куда они устремляются, к ка-

ким местам отступают, будто бы безопасным? К тенетам. И вот так они погибают, перепутав то, чего следует стращиться,

93