ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 792
Скачиваний: 0
33Обо всем этом следует памятовать, и призванному к како-
му-нибудь такому обстоятельству следует знать, что настал
34час доказать, образованны ли уже мы. Ведь молодой человек,
из школы идущий попасть в какое-то обстоятельство, подо
бен' приучившемуся сводить силлогизмы к схемам6, и если
ему предлагают легкий, он говорит: «Лучше предложите мне
хитросплетенный, чтобы я поупражнялся». И атлеты бывают недовольны юношами с легким весом: «Он не может поднять
35меня», - говорят они. Это одаренный молодой человек. Но нет, когда час призовет, надо причитать: «Я хотел бы еще
учиться!» Чему? Если ты всему этому учился не для того,
36чтобы показать на деле, то для чего ты всему этому учился? Я
думаю, кто-то из сидящих здесь терзается в душе и говорит:
«Мне вот не выпадает такое обстоятельство, какое выпало
ему! Мне вот проводить жизнь сидя В углу, тогда как я мог
бы быть увенчан на Олимпийских играх! Когда мне возвестят
такое состязание?!» Вот так должны бы быть настроены все
37 вы. Среди цезаревых гладиаторов есть такие, которые доса
дуют на то, что никто не выводит их на схватку, и они молят
бога и обращаются к ланистам7 с просьбой дать им сразиться в
38поединке, а из вас никто не окажется таким? Хотел бы я съез
дитьХ для этого самого и посмотреть, что делает мой атлет, как
39справляется с условием9• «Не хочу, - говорит, - такого
условию). Да разве от тебя зависит получить какое хочешь
условие? Тебе дано такое тело, такие родители, такие братья,
такое отечество, такое в нем место в строю, и вот ты пришел и
говоришь мне: «Перемени мне условие». Ну а разве у тебя нет
40 |
возможностей для пользования тем, что дано? «Твое - |
пред |
|
ложить, мое - справиться хорошо». Но нет: «Не такую боль |
|
|
шую условную посылку предлагай мне, а такую. Не такое вы- |
|
4\ |
води заключение, а такое». Скоро настанет время, когда тра |
|
|
гические актеры будут думать, что их маски, башмаки, воло |
|
|
чащееся одеяние и есть они сами. Человек, все это |
у тебя |
42предмет и условие. Произнеси что-нибудь, чтобы мы знали, трагический актер ли ты или шут. Ведь все остальное у того и
43другого одинаково. Поэтому, если снять с него и башмаки и
маску и вывести его на сцену призраком, пропал ли трагиче
ский актер или остается? Если у него есть голос, остается.
44Так и здесь: «Прими возглавление». Принимаю, и приняв,
45показываю, как ведет себя человек образованный. «Скинь тогу
с широкой пурпурной полосой, надень лохмотья и выступи в такой роли». Что же, разве не дано мне явить хороший голос?
46«Кем же ты выступаешь теперь?» Свидетелем, призванным
47богом: «Ты иди и стань мне свидетелем, потому что ты досто
ин того, чтобы я вывел тебя свидетелем. Есть ли что бы то ни
было из того, что вне свободы воли, благо или зло? Причиняю
90
ли я кому-нибудь вред? Сделал ли я пользу каждого зависящей
от кого-нибудь другого, а не исключительно от самого него?»
Какое свидетельство даешь ты в пользу бога? «Я в ужасном |
48 |
положении, господин, и несчастен. Никто не обращает внима- |
|
ния на меня, никто не дает мне ничего, все порицают, злосло- |
|
вят». Так-то намерен ты свидетельствовать и срамить этот при- |
49 |
зыв его, за то что он почтил тебя такой честью и счел достой- |
|
ным вывести для такого важного свидетельства? |
|
Но вот имеющий власть заявил: <<Я выношу решение, что |
50 |
ты виновен в нечестивости и кощунстве». Что с тобой произо |
|
шло? «Я обвинен в нечестивости и кощунстве». Больше ниче- |
|
го? «Ничего». А если бы он судил о каком-нибудь условном |
51 |
высказывании и заявил: «Я выношу решение, что высказыва- |
|
ние "Если день, то свет" ложное», - что произошло бы с этим |
|
условным высказыванием? Кто здесь судим, кто осужден? |
|
условное высказывание или обманувшийся относительно не- |
|
го? Так кто же это такой, имеющий власть заявить что-то от- |
52 |
носительно тебя? Знает ли он, что такое благочестивость или |
|
нечестивость? Занимался ли он этим? Учился ли? Где? У кого? |
|
И вот музыкант не обращает внимания на него, если он заявля- |
53 |
ет о нэте, что это гипатаlO, ни геометр, если он решает, что |
|
прямые, проведенные от центра до линии окружности, не рав- |
|
ны. А поистине образованный станет ли обращать внимание на |
54 |
человека необразованного, если он решает что-то о благоче |
|
стивом инеблагочестивом, несправедливом и справедливом? |
|
Как велика несправедливость образованных! Так, значит, |
|
этому учился ты здесь? Не хочешь ли ты рассужденьица обо |
55 |
всем этом оставить другим, невыносливым человечишкам, |
|
чтобы они, сидя в углу, получали свою жалкую плату или |
|
роптали на то, что никто не дает им ничего, а самому высту- |
|
пить и применять на деле все то, чему ты учился? Ведь не |
56 |
рассужденьиц недостает теперь, нет, книги полным-полны |
|
стоических рассужденьиц. Чего же недостает? Того, кто бу- |
|
дет применять на деле рассуждения, кто делом будет свиде- |
|
тельствовать в их пользу. Вот за эту ты, у меня, возьмись |
57 |
роль, чтобы мы уже не из древности приводили в школе при- |
|
меры, а имели какой-нибудь и нашего времени пример. Чье |
58 |
же дело рассматривать все это? Того, у кого есть досуг. Че- |
|
ловек ведь существо, любящее рассматривать. Однако по- |
59 |
стыдно рассматривать все это так, как беглые рабы. Нет, |
|
нужно сидеть и слушать трагического актера ли, кифареда |
|
ли, ничем не отвлекаясь, а не так, как они это делают. Он |
|
приостановился и хвалит трагического актера, и вместе с тем |
|
озирается. И вот если кто-то произнесет «господин», они сра- |
|
зу в переполох, в смятение. Постыдно так и философам рас- |
60 |
сматривать дела природы. Ведь что такое господин? Человек |
|
91
над человеком не господин. Нет, господин это смерть и
61жизнь, удовольствие и страдание. В самом деле, приведи мне цезаря без всего этого, и увидишь, как я стоек. Но если он
явится со всем этим, меча громы и молнии, а я устрашусь
всего этого, не значит ли это, что я именно признаю господи-
62на, как беглый раб? А пока у меня какая-то передышка от всего этого, - как беглый раб приостанавливается в театре,
так и я: моюсь, пью, пою, но все это со страхом и мучением.
63А если я освобожу себя от хозяев, то есть от всего того, чем хозяева внушают страх, какое еще у меня беспокойство, ка
кой еще господин?
64Что же, провозглашать это нужно всем? Нет, но нужно
быть снисходительным к профанам и говорить: «Что он счи тает благом для себя, это и мне советует. Я прощаю ему».
65Ведь и Сократ прощал тюремщику, плакавшему, когда Со крат должен был выпить яд, и он говорит: «Как благородно
66он нас оплакал»ll. Так разве ему говорит он: «Потому и ото слали мы женщию>?12 Нет, людям близким, людям, могущим
внять этому. А к нему он снисходителен, как к ребенку.
30. Чем следует руководствоваться в обстоятельствах
Когда ты являешься к кому-нибудь из высокопоставлен ных, помни, что и другой сверху видит все происходящее, и
что ты должен быть угодным более ему, чем этому человеку. 2 Так вот, тот другой спрашивает тебя: Изгнание, тюрьму, око вы, смерть, бесславие чем называл ты в школе? - Я - без-
3различными вещами. - Ну а сейчас чем ты их называешь?
Изменились ли они? - Нет. - Ну а сам ты изменился?
Нет. - Так скажи, какие вещи - безразличные. Скажи и то,
что из этого следует. - Независящие от свободы воли. Они 4 не имеют никакого отношения ко мне. - Скажи также, что
вы считали благом? - Свободу воли, какой она должна быть, и пользование, как должно, представлениями. - А
5целью что? - Следование тебе. - Это и сейчас ты гово ришь? - Это и сейчас я говорю.
Входи, стало быть, со смелой уверенностью и памятуя обо всем этом, и ты увидишь, что такое молодой человек, приучивший себя к тому, что следует, среди людей, не зани-
6мавшихся приучением себя к этому. Я-то, клянусь богами,
представляю себе, что ты будешь испытывать нечто такое:
«Что мы так серьезно и много подготавливаемся к ничему?
7Это, оказывается, и есть власть? Это и есть передняя, спаль
ники, стражники? Ради всего этого слушал я так много рас
суждений? Все это, оказывается, ничто, а я подготавливался
как к чему-то серьезному».
КНИГА 11
1. Что быть смело уверенным не противоречит тому, чтобы быть осмотрительным
Может быть, некоторым представляется парадоксальным
это требование философов, однако рассмотрим по возмож
ности, истинно ли это, что все следует делать с осмотритель-
ностью и вместе с тем со смелой уверенностью. Ведь осмот- |
2 |
рительность считается как-то противоположной смелой уве |
|
ренности, а противоположности никоим образом не могут |
|
сосуществовать. А то, что представляется многим в этом во- |
3 |
просе парадоксальным, связано, по-моему, с чем-то таким] . |
|
Действительно, если бы мы требовали относиться и с осмот |
|
рительностью и со смелой уверенностью к одному и тому же, |
|
то нас справедливо обвиняли бы в том, что мы совмещаем |
|
несовместимое. А на самом деле что поразительного в этом |
4 |
высказывании? Ведь если здраво все это, много раз сказан- |
|
ное, много раз доказанное, что сущность блага заключается в |
|
пользовании представлениями, точно так же как и сущность |
|
зла, а все независящее от свободы воли не содержит в себе ни |
|
природы зла, ни природы блага, чт6 парадоксального требу- |
5 |
ют философы, если говорят: «Где независящее от свободы |
|
воли, там пусть у тебя будет смелая уверенность, а где зави- |
|
сящее от свободы воли, там - осмотрительность»? Ведь если |
б |
зло заключается в злополучной свободе воли, то только ко |
|
всему этому стоит относиться с осмотрительностью, а если |
|
все независящее от свободы воли и независящее от нас не |
|
имеет никакого отнощения к нам, то ко всему этому следует |
|
относиться со смелой уверенностью. И вот так мы будем |
7 |
осмотрительными и вместе с тем смело уверенными, и, кля- |
|
нусь 3евсом, смело уверенными благодаря осмотритель |
|
ности. Ведь благодаря осмотрительному отнощению ко все- |
|
му тому, что действительно зло, у нас получится смело уве |
|
ренное отношение ко всему тому, что не таково. |
|
Однако с нами бывает то, что с ланями. Когда лани, пуга- |
8 |
ются перьев" и убегают от них, куда они устремляются, к ка-
ким местам отступают, будто бы безопасным? К тенетам. И вот так они погибают, перепутав то, чего следует стращиться,
93