Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 796

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9и то, к чему следует относиться со смелой уверенностью. Так

и мы. К чему относимся мы со страхом? К тому, что не зави­

сит от свободы воли. В чем, напротив, ведем мы себя со сме­ лой уверенностью, будто нет в том ничего ужасного? В том,

10что зависит от свободы воли. Впасть в заблуждение или до­ пустить опрометчивость, совершить что-то бесстыдное или с

постыдной жаждой стремиться к чему-то, нам совершенно

 

безразлично, если только мы достигаем желанной цели в том,

 

что не зависит от свободы воли. А где смерть или изгнание,

 

страдание или бесславие, там отступление, там переполох.

11

Потому-то, как это и естественно для глубоко ошибающихся

в самых важных вещах, природную смелую уверенность мы

превращаем в наглость, отчаянное сумасбродство, дерзость,

бесстыдство, а природную осмотрительность и совестли­

вость - в малодушие и низость, преисполненность страхов и

12смятений. Ведь если человек перенесет осмотрительность туда, где свобода воли и дела свободы воли, тотчас же, вмес­ те с желанием быть осмотрительным, и зависящим от него

самого будет у него избегание, а если туда, где независящее

от нас и независящее от свободы воли, то, поскольку избега­

ние у него будет по отношению к тому, что зависит от дру­ гих, он неизбежно будет в страхе, в неустойчивости, в смяте-

13нйи. Страшное ведь это не смерть или страдание, а страх пе­

ред страданием или смертью. Поэтому мы хвалим ска-

завшего: \

Не смерть сама страшна ведь, нет, - с позором смерть'.

14 Так вот следовало бы, чтобы по отношению к смерти бы-

ла смелая уверенность, а по отношению к страху перед

смертью - осмотрительность. А

в действительности - на­

оборот: по отношению к С'мерти -

бегство, а по отношению

15 к мнению о ней - невнимание, небрежность, безразличие. А все то Сократ называл, и хорошо делал, пугалами4• В самом

деле, как детям маски представляются ужасными и страш­

ными по неведению, нечто подобное испытываем и мы по

отношению к этим вещам именно по той же самой причине,

16что и дети по отношению к пугалам. Ведь что такое дитя? Незнание. Что такое дитя? Невежество. В самом деле, там,

17где знают и они, они ничуть не уступают нам. Смерть что такое? Пугало. Переверни его и разгляди. Вот посмотри, не

кусается. Бренное тело должно отделиться от бренного жиз­

ненного духа5, - как прежде было отделенным, - или сей­

час или позднее. Так что же ты досадуешь, если сейчас? Ведь

18если не сейчас, то позднее. Зачем? Чтобы свершался круго­

ворот мирозданияб• А для этого нужно, чтобы одно было на-

94


стаюшим, другое предстояшим, а то-то свершившимся.

Страдание что такое? Пугало. Переверни его и разгляди. 19

Бренная плоть испытывает резкое движение, потом опять

спокойное. Если это для тебя нецелесообразно -

 

дверь от-

 

крыта.

Если целесообразно - терпи. Ведь на

все

дверь

20

должна быть открытой, -

и беспокойства у нас нет.

 

 

 

Каков же плод этих мнений? Именно таков, каким и дол-

21

жен быть наиболее прекрасный и наиболее подобаюший для

 

действительно образованных: невозмутимость, бесстрашие,

 

свобода. В этом ведь не толпе следует верить, которая гово-

22

рит, что только свободным можно получать образование, а

 

скорее философам, которые говорят, что только получившие

 

образование свободны. -

Как это? -

Вот как. Что иное есть

23

свобода, как не возможность вести жизнь как желаем? -

Ни-

 

что иное. - Тогда скажите мне, люди, желаете ли

вы жить

 

совершая ошибки? -

Не

желаем. -

Стало быть,

ни

один

24

ошибаюшийся не свободный. Желаете ли вы жить в страхе,

 

желаете ли в печали, желаете ли в смятении? -

Никоим об­

 

разом. - Следовательно, ни один живуший В страхе, живу-

 

ший в печали, живуший в смятении не свободный, а кто из­

 

бавился от печалей, страхов и смятений, тот тем же самым

 

путем

и от рабства

избавился. Так

как же еше

верить вам,

25

дражайшие законодатели? Мы не позволяем получать обра­

зование никому, кроме свободных? Да ведь философы говорят, что мы не позволяем быть свободными никому, кроме

образованных, то есть бог не позволяет. - Так, значит, когда 26

кто-то повернул своего раба перед претором7, то не сделал

ничего? - Сделал. - Что? - Повернул своего раба перед

претором. -

Больше ничего? - Да, и

двадцатину на

него

 

уплатить долженR- Что же, разве тот после всего этого не

27

стал свободным? - Ничуть, как и не стал невозмутимым. Ну

28

вот У самого тебя, могущего поворачивать других, никакого

 

нет господина? Ни денег, ни девчонки, ни мальчишки, ни ти­

 

рана, ни какого-нибудь друга тирана? Так что же ты трепе­

 

щешь, когда идешь попасть в какое-нибудь такое обстоятель­

 

ство?

 

 

 

 

Поэтому я говорю часто: вот к чему приучайте себя и вот

29

чем руководствуйтесь: по отношению к чему следует быть

 

смело уверенным и к чему следует относиться с осмотри­

 

тельностью: по отношению к независяшему от свободы во-

 

ли - быть

смело уверенным, быть осмотрительным -

по

 

отношению к зависящему от свободы воли. - Но я не прочи-

30

тал тебе9, и ты не знаешь, что я делаю. -

Где это? В словеч-

31

ках? Держи свои словечки! Покажи, как ты относишься к стремлению и избеганию, не терпишь ли неуспеха в том, чего

ты хочешь, не терпишь ли неудачи в том, чего ты не хочешь.

95


А те свои периодишки, если ты умен, возьмешь как-нибудь

32

наконец и сотрешь. - Что же, Сократ разве не писал? -

Да

 

и кто писал столько?llI Но как? Поскольку он не всегда мог

 

иметь опровергающего его мнения или опровергаемого в

 

свою очередь, он сам себя опровергал и исследовал, и всегда

 

с пользой упражнениями развивал хотя бы одно какое-

33

нибудь общее понятие. Вот что пишет философ. А что

ка­

сается словечек, то и путь, о котором я говорю, оставляет их

другим11 - неосознающим или блаженным, тем, у кого есть

досуг благодаря невозмутимости, или тем, кто не принимает

в расчет никаких последствий из-за глупости.

34И вот когда час призывает, все то ли ты пойдешь показы-

вать, читать и тщеславиться? «Вот посмотри, как я сочиняю

35диалоги». Не то показывай, человек, а лучше это: «Вот по­

смотри, как я в своем стремлении не терплю неуспеха. Вот посмотри, как я в своем избегании не терплю неудачи. Пода­

вай смерть, и узнаешь. Подавай страдания, подавай тюрьму,

36подавай бесславие, подавай осуждение». Вот что должен по­ казывать молодой человек, пришедший из школы. А все дру­

гое оставь другим, и пусть никто не услышит от тебя ни зву­ ка обо всем том никогда, и если кто-нибудь станет хвалить

тебя за все то, не принимай похвалы, а сочти, что ты ничего

37собой не представляешь и не знаешь ничего. Являй себя знающим только то, как тебе и не терпеть неуспеха никогда и

38не терпеть неудачи. Другие пусть приучают себя к судам,

другие - к

задачам, другие -

к силлогизмам. Ты приучай

себя к тому,

как умирать, ты -

к тому, как быть закованным,

ты - к тому, как подвергаться пыткам, ты - к тому, как быть

39изгоняемым. И все это ты должен делать со смелой уверен­ ностью, положившись на призвавшего тебя ко всему этому,

посчитавшего тебя достойным этого места, на котором ты по­

кажешь, на что способна разумная верховная часть души,

противопоставленная силам, независящим от свободы воли.

40И вот так то парадоксальное требование уже не будет

представляться ни невозможным, ни парадоксальным, а

именно, что следует быть осмотрительным и вместе с тем

смело уверенным: по отношению к независящему от свободы воли - быть смело уверенным, а в зависящем от свободы воли - быть осмотрительным.

2. О невозмутимости

I Смотри сам, отправляясь на суд, что ты хочешь сохранить

2и где ты хочешь преуспеть. Ведь если ты хочешь сохранить

свободу воли в состоянии соответствия с природой, то у тебя полная безопасность, у тебя полная возможность, беспо-

96


койства у тебя нет. В самом деле, если ты хочешь все зави-

3

сяшее от тебя сохранить независимым и по природе свобод- .

 

ным и довольствуешься всем этим, на кого еще тебе обра-

 

щать внимание? Да кто над всем этим господин, кто все это

 

может отнять? Если ты хочешь быть совестливым и честным,

4

кто не позволит тебе? Если ты хочешь не испытывать помех

 

и не испытывать принуждений, кто принудит тебя стремить-

 

ся к тому, к чему по твоему мнению не следует, кто принудит

 

избегать того, чего по твоему представлению не следует? Но

5

что он может? Он предпримет против тебя что-то, что счита-

 

ется страшным. А чтобы ты и избегающим это оказался, как

 

может он сделать? Значит, когда стремиться и избегать зави-

6

сит от тебя, на кого еще тебе обращать внимание? Вот тебе

7

вступление, вот изложение дела, вот при ведение доказа­

 

тельств, вот победа, вот заключение, вот добрая честыl .

 

Поэтому Сократ сказал напоминавшему ему, чтобы он

8

подготавливался к суду: «Ну а не кажется ли тебе, что я всей

 

своей жизнью подготавливаюсь к этому?» -

«Как имен-

9

но?» -

«Я сохраняю всегда, - говорит он, -

то, что зависит

 

от меня». - «Каким же образом?» - «Я никогда ничего не­

 

справедливого ни в частной жизни, ни в общественной не

 

совершал»". А если ты хочешь сохранить и то, что относится

к внешнему миру, -

бренное тело, бренное имущество,

 

бренный почет, - я говорю тебе: тут же немедленно присту-

 

пай к всяческой возможной подготовке, и стало быть, рас-

 

сматривай и природу судьи и противника. Если надо обнять

11

колени, обними колени, если заплакать, заплачь, если засте-

 

нать, застенаЙ. Ведь когда ты подчинишь свое тому, что от-

12

носится к внешнему миру, впредь будь рабом и не рвись в

 

разные стороны, то желая быть рабом, то не желая, но просто

13

и всеми помыслами или то или это: или свободный или раб,

 

или образованный или необразованный, или породистый пе-

 

тух или непородистый, или выдерживай удары до тех пор,

 

пока не умрешь, или уступи сразу же. Да не случится с тобой

 

получить много ударов и после уступить! А если это постыд-

14

но, тут же немедленно приступи к разбору: «Где природа зла

 

и блага?<... >'

 

 

 

Неужели ты думаешь, что, желая сохранить относящееся

15

к внешнему миру, Сократ стал бы в своем выступлении гово­

 

рить: «Анит и Мелет убить меня могут, но повредить мне -

 

нет»?4 Разве он был так глуп, чтобы не видеть, что этот путь

16

сюда не ведет, а ведет иной?' Что же значит, что он не счита-

 

ется с этим, да еще раздражает? Как мой Гераклит6, когда у

17

него в Родосе было судебное дельце о землишке, доказав су-

 

дьям свою правоту, в заключение речи сказал: «Но я и не

 

стану

просить вас, и

мне безразлично, какое вы намерены

 

4 Беседы Эnиктета

97

 

 


вынести решение, и это вы скорее судимы, а не я». И вот так

18он провалил свое дельце. Какая в этом надобность? Ты толь­

ко не проси, но не добавляй: «Я и не прошу». Разве только

если оказывается уместным намеренно вызвать раздражение

19судей, как Сократу. Если и ты подготавливаешь такое заклю­

20чение речи, то к чему тебе выступать, к чему являться? Ведь если ты хочешь быть распятым на кресте, подожди, и крест придет. А если разум велит явиться и попытаться убедить, во всяком случае, по мере своей возможности, надо делать то,

что следует из этого, сохраняя, однако, свое.

21Тут смешно также говорить: «Посоветуй мне». Что я тебе

посоветую? Нет, говорить нужно: «Сделай мою мысль спо­ собной определить соответствующее отношение ко всему,

22что бы ни получалось». В самом деле, говорить именно то - все равно как если бы неграмотный говорил: «Скажи мне, что

написать, когда мне будет предложено написать какое­

нибудь имя». Ведь если я скажу «Дион», и затем тот придет и

предложит ему имя не «Дион», а «Теою>, что получится? Что

24он напишет? Но если ты выучился писать, то можешь и быть

подготовленным ко всему, что будут диктовать. А иначе что

тебе я сейчас посоветую? Ведь если положение вещей будет

диктовать что-то иное, что ты станешь говорить или что ста­

25нешь делать? Так вот, помни об этом общем правиле, и ты не будешь нуждаться в совете. А если ты заришься на то, что

вне тебя, то ты неизбежно должен вертеться так и сяк по

26прихоти господина. А кто господин? Тот, кто имеет власть над всем тем, чем ты серьезно занят или чего избегаешь.

3. Против тех, кто представляет кого-то философам

Прекрасно сказал Диоген1 просившему у него представ­

ляющего письма: «Что ты человек, он и увидя тебя узнает, а

добродетельный ли или порочный, то, если он опытен в рас­

познании добродетельных и порочных, сам узнает, а если

неопытен, то не узнает, даже если я напишу ему много тысяч

2раз». Ведь это все равно как если бы драхма просила пред­

ставить ее кому-то, чтобы ее одобрили. Если это опытный

пробирщик серебра, ты сама представишь ему себя.

3Так вот, нам следовало бы иметь и в жизни неЧТD такое, что имеется, когда дело касается серебра, чтобы я мог ска­ зать, как говорит пробирщик серебра: «Подавай какую хо-

4чешь драхму, и я распознаю ее». Но вот когда дело касается силлогизмов, то: «Подавай кого хочешь, и я различу тебе

способного сводить силлогизмы к схемам и неспособного»".

Почему? Потому что я умею сводить силлогизмы к схемам. У

меня ес:rъ та способность, какая должна быть у способного

98