ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 796
Скачиваний: 0
9и то, к чему следует относиться со смелой уверенностью. Так
и мы. К чему относимся мы со страхом? К тому, что не зави
сит от свободы воли. В чем, напротив, ведем мы себя со сме лой уверенностью, будто нет в том ничего ужасного? В том,
10что зависит от свободы воли. Впасть в заблуждение или до пустить опрометчивость, совершить что-то бесстыдное или с
постыдной жаждой стремиться к чему-то, нам совершенно
|
безразлично, если только мы достигаем желанной цели в том, |
|
что не зависит от свободы воли. А где смерть или изгнание, |
|
страдание или бесславие, там отступление, там переполох. |
11 |
Потому-то, как это и естественно для глубоко ошибающихся |
в самых важных вещах, природную смелую уверенность мы
превращаем в наглость, отчаянное сумасбродство, дерзость,
бесстыдство, а природную осмотрительность и совестли
вость - в малодушие и низость, преисполненность страхов и
12смятений. Ведь если человек перенесет осмотрительность туда, где свобода воли и дела свободы воли, тотчас же, вмес те с желанием быть осмотрительным, и зависящим от него
самого будет у него избегание, а если туда, где независящее
от нас и независящее от свободы воли, то, поскольку избега
ние у него будет по отношению к тому, что зависит от дру гих, он неизбежно будет в страхе, в неустойчивости, в смяте-
13нйи. Страшное ведь это не смерть или страдание, а страх пе
ред страданием или смертью. Поэтому мы хвалим ска-
завшего: \
Не смерть сама страшна ведь, нет, - с позором смерть'.
14 Так вот следовало бы, чтобы по отношению к смерти бы-
ла смелая уверенность, а по отношению к страху перед
смертью - осмотрительность. А |
в действительности - на |
оборот: по отношению к С'мерти - |
бегство, а по отношению |
15 к мнению о ней - невнимание, небрежность, безразличие. А все то Сократ называл, и хорошо делал, пугалами4• В самом
деле, как детям маски представляются ужасными и страш
ными по неведению, нечто подобное испытываем и мы по
отношению к этим вещам именно по той же самой причине,
16что и дети по отношению к пугалам. Ведь что такое дитя? Незнание. Что такое дитя? Невежество. В самом деле, там,
17где знают и они, они ничуть не уступают нам. Смерть что такое? Пугало. Переверни его и разгляди. Вот посмотри, не
кусается. Бренное тело должно отделиться от бренного жиз
ненного духа5, - как прежде было отделенным, - или сей
час или позднее. Так что же ты досадуешь, если сейчас? Ведь
18если не сейчас, то позднее. Зачем? Чтобы свершался круго
ворот мирозданияб• А для этого нужно, чтобы одно было на-
94
стаюшим, другое предстояшим, а то-то свершившимся.
Страдание что такое? Пугало. Переверни его и разгляди. 19
Бренная плоть испытывает резкое движение, потом опять
спокойное. Если это для тебя нецелесообразно - |
|
дверь от- |
|
|||||
крыта. |
Если целесообразно - терпи. Ведь на |
все |
дверь |
20 |
||||
должна быть открытой, - |
и беспокойства у нас нет. |
|
|
|
||||
Каков же плод этих мнений? Именно таков, каким и дол- |
21 |
|||||||
жен быть наиболее прекрасный и наиболее подобаюший для |
|
|||||||
действительно образованных: невозмутимость, бесстрашие, |
|
|||||||
свобода. В этом ведь не толпе следует верить, которая гово- |
22 |
|||||||
рит, что только свободным можно получать образование, а |
|
|||||||
скорее философам, которые говорят, что только получившие |
|
|||||||
образование свободны. - |
Как это? - |
Вот как. Что иное есть |
23 |
|||||
свобода, как не возможность вести жизнь как желаем? - |
Ни- |
|
||||||
что иное. - Тогда скажите мне, люди, желаете ли |
вы жить |
|
||||||
совершая ошибки? - |
Не |
желаем. - |
Стало быть, |
ни |
один |
24 |
||
ошибаюшийся не свободный. Желаете ли вы жить в страхе, |
|
|||||||
желаете ли в печали, желаете ли в смятении? - |
Никоим об |
|
||||||
разом. - Следовательно, ни один живуший В страхе, живу- |
|
|||||||
ший в печали, живуший в смятении не свободный, а кто из |
|
|||||||
бавился от печалей, страхов и смятений, тот тем же самым |
|
|||||||
путем |
и от рабства |
избавился. Так |
как же еше |
верить вам, |
25 |
дражайшие законодатели? Мы не позволяем получать обра
зование никому, кроме свободных? Да ведь философы говорят, что мы не позволяем быть свободными никому, кроме
образованных, то есть бог не позволяет. - Так, значит, когда 26
кто-то повернул своего раба перед претором7, то не сделал
ничего? - Сделал. - Что? - Повернул своего раба перед
претором. - |
Больше ничего? - Да, и |
двадцатину на |
него |
|
уплатить долженR• - Что же, разве тот после всего этого не |
27 |
|||
стал свободным? - Ничуть, как и не стал невозмутимым. Ну |
28 |
|||
вот У самого тебя, могущего поворачивать других, никакого |
|
|||
нет господина? Ни денег, ни девчонки, ни мальчишки, ни ти |
|
|||
рана, ни какого-нибудь друга тирана? Так что же ты трепе |
|
|||
щешь, когда идешь попасть в какое-нибудь такое обстоятель |
|
|||
ство? |
|
|
|
|
Поэтому я говорю часто: вот к чему приучайте себя и вот |
29 |
|||
чем руководствуйтесь: по отношению к чему следует быть |
|
|||
смело уверенным и к чему следует относиться с осмотри |
|
|||
тельностью: по отношению к независяшему от свободы во- |
|
|||
ли - быть |
смело уверенным, быть осмотрительным - |
по |
|
|
отношению к зависящему от свободы воли. - Но я не прочи- |
30 |
|||
тал тебе9, и ты не знаешь, что я делаю. - |
Где это? В словеч- |
31 |
ках? Держи свои словечки! Покажи, как ты относишься к стремлению и избеганию, не терпишь ли неуспеха в том, чего
ты хочешь, не терпишь ли неудачи в том, чего ты не хочешь.
95
А те свои периодишки, если ты умен, возьмешь как-нибудь
32 |
наконец и сотрешь. - Что же, Сократ разве не писал? - |
Да |
|
и кто писал столько?llI Но как? Поскольку он не всегда мог |
|
|
иметь опровергающего его мнения или опровергаемого в |
|
|
свою очередь, он сам себя опровергал и исследовал, и всегда |
|
|
с пользой упражнениями развивал хотя бы одно какое- |
|
33 |
нибудь общее понятие. Вот что пишет философ. А что |
ка |
сается словечек, то и путь, о котором я говорю, оставляет их
другим11 - неосознающим или блаженным, тем, у кого есть
досуг благодаря невозмутимости, или тем, кто не принимает
в расчет никаких последствий из-за глупости.
34И вот когда час призывает, все то ли ты пойдешь показы-
вать, читать и тщеславиться? «Вот посмотри, как я сочиняю
35диалоги». Не то показывай, человек, а лучше это: «Вот по
смотри, как я в своем стремлении не терплю неуспеха. Вот посмотри, как я в своем избегании не терплю неудачи. Пода
вай смерть, и узнаешь. Подавай страдания, подавай тюрьму,
36подавай бесславие, подавай осуждение». Вот что должен по казывать молодой человек, пришедший из школы. А все дру
гое оставь другим, и пусть никто не услышит от тебя ни зву ка обо всем том никогда, и если кто-нибудь станет хвалить
тебя за все то, не принимай похвалы, а сочти, что ты ничего
37собой не представляешь и не знаешь ничего. Являй себя знающим только то, как тебе и не терпеть неуспеха никогда и
38не терпеть неудачи. Другие пусть приучают себя к судам,
другие - к |
задачам, другие - |
к силлогизмам. Ты приучай |
себя к тому, |
как умирать, ты - |
к тому, как быть закованным, |
ты - к тому, как подвергаться пыткам, ты - к тому, как быть
39изгоняемым. И все это ты должен делать со смелой уверен ностью, положившись на призвавшего тебя ко всему этому,
посчитавшего тебя достойным этого места, на котором ты по
кажешь, на что способна разумная верховная часть души,
противопоставленная силам, независящим от свободы воли.
40И вот так то парадоксальное требование уже не будет
представляться ни невозможным, ни парадоксальным, а
именно, что следует быть осмотрительным и вместе с тем
смело уверенным: по отношению к независящему от свободы воли - быть смело уверенным, а в зависящем от свободы воли - быть осмотрительным.
2. О невозмутимости
I Смотри сам, отправляясь на суд, что ты хочешь сохранить
2и где ты хочешь преуспеть. Ведь если ты хочешь сохранить
свободу воли в состоянии соответствия с природой, то у тебя полная безопасность, у тебя полная возможность, беспо-
96
койства у тебя нет. В самом деле, если ты хочешь все зави- |
3 |
|||
сяшее от тебя сохранить независимым и по природе свобод- . |
|
|||
ным и довольствуешься всем этим, на кого еще тебе обра- |
|
|||
щать внимание? Да кто над всем этим господин, кто все это |
|
|||
может отнять? Если ты хочешь быть совестливым и честным, |
4 |
|||
кто не позволит тебе? Если ты хочешь не испытывать помех |
|
|||
и не испытывать принуждений, кто принудит тебя стремить- |
|
|||
ся к тому, к чему по твоему мнению не следует, кто принудит |
|
|||
избегать того, чего по твоему представлению не следует? Но |
5 |
|||
что он может? Он предпримет против тебя что-то, что счита- |
|
|||
ется страшным. А чтобы ты и избегающим это оказался, как |
|
|||
может он сделать? Значит, когда стремиться и избегать зави- |
6 |
|||
сит от тебя, на кого еще тебе обращать внимание? Вот тебе |
7 |
|||
вступление, вот изложение дела, вот при ведение доказа |
|
|||
тельств, вот победа, вот заключение, вот добрая честыl . |
|
|||
Поэтому Сократ сказал напоминавшему ему, чтобы он |
8 |
|||
подготавливался к суду: «Ну а не кажется ли тебе, что я всей |
|
|||
своей жизнью подготавливаюсь к этому?» - |
«Как имен- |
9 |
||
но?» - |
«Я сохраняю всегда, - говорит он, - |
то, что зависит |
|
|
от меня». - «Каким же образом?» - «Я никогда ничего не |
|
|||
справедливого ни в частной жизни, ни в общественной не |
|
|||
совершал»". А если ты хочешь сохранить и то, что относится |
1О |
|||
к внешнему миру, - |
бренное тело, бренное имущество, |
|
||
бренный почет, - я говорю тебе: тут же немедленно присту- |
|
|||
пай к всяческой возможной подготовке, и стало быть, рас- |
|
|||
сматривай и природу судьи и противника. Если надо обнять |
11 |
|||
колени, обними колени, если заплакать, заплачь, если засте- |
|
|||
нать, застенаЙ. Ведь когда ты подчинишь свое тому, что от- |
12 |
|||
носится к внешнему миру, впредь будь рабом и не рвись в |
|
|||
разные стороны, то желая быть рабом, то не желая, но просто |
13 |
|||
и всеми помыслами или то или это: или свободный или раб, |
|
|||
или образованный или необразованный, или породистый пе- |
|
|||
тух или непородистый, или выдерживай удары до тех пор, |
|
|||
пока не умрешь, или уступи сразу же. Да не случится с тобой |
|
|||
получить много ударов и после уступить! А если это постыд- |
14 |
|||
но, тут же немедленно приступи к разбору: «Где природа зла |
|
|||
и блага?<... >' |
|
|
|
|
Неужели ты думаешь, что, желая сохранить относящееся |
15 |
|||
к внешнему миру, Сократ стал бы в своем выступлении гово |
|
|||
рить: «Анит и Мелет убить меня могут, но повредить мне - |
|
|||
нет»?4 Разве он был так глуп, чтобы не видеть, что этот путь |
16 |
|||
сюда не ведет, а ведет иной?' Что же значит, что он не счита- |
|
|||
ется с этим, да еще раздражает? Как мой Гераклит6, когда у |
17 |
|||
него в Родосе было судебное дельце о землишке, доказав су- |
|
|||
дьям свою правоту, в заключение речи сказал: «Но я и не |
|
|||
стану |
просить вас, и |
мне безразлично, какое вы намерены |
|
|
4 Беседы Эnиктета |
97 |
|
|
вынести решение, и это вы скорее судимы, а не я». И вот так
18он провалил свое дельце. Какая в этом надобность? Ты толь
ко не проси, но не добавляй: «Я и не прошу». Разве только
если оказывается уместным намеренно вызвать раздражение
19судей, как Сократу. Если и ты подготавливаешь такое заклю
20чение речи, то к чему тебе выступать, к чему являться? Ведь если ты хочешь быть распятым на кресте, подожди, и крест придет. А если разум велит явиться и попытаться убедить, во всяком случае, по мере своей возможности, надо делать то,
что следует из этого, сохраняя, однако, свое.
21Тут смешно также говорить: «Посоветуй мне». Что я тебе
посоветую? Нет, говорить нужно: «Сделай мою мысль спо собной определить соответствующее отношение ко всему,
22что бы ни получалось». В самом деле, говорить именно то - все равно как если бы неграмотный говорил: «Скажи мне, что
написать, когда мне будет предложено написать какое
нибудь имя». Ведь если я скажу «Дион», и затем тот придет и
предложит ему имя не «Дион», а «Теою>, что получится? Что
24он напишет? Но если ты выучился писать, то можешь и быть
подготовленным ко всему, что будут диктовать. А иначе что
тебе я сейчас посоветую? Ведь если положение вещей будет
диктовать что-то иное, что ты станешь говорить или что ста
25нешь делать? Так вот, помни об этом общем правиле, и ты не будешь нуждаться в совете. А если ты заришься на то, что
вне тебя, то ты неизбежно должен вертеться так и сяк по
26прихоти господина. А кто господин? Тот, кто имеет власть над всем тем, чем ты серьезно занят или чего избегаешь.
3. Против тех, кто представляет кого-то философам
Прекрасно сказал Диоген1 просившему у него представ
ляющего письма: «Что ты человек, он и увидя тебя узнает, а
добродетельный ли или порочный, то, если он опытен в рас
познании добродетельных и порочных, сам узнает, а если
неопытен, то не узнает, даже если я напишу ему много тысяч
2раз». Ведь это все равно как если бы драхма просила пред
ставить ее кому-то, чтобы ее одобрили. Если это опытный
пробирщик серебра, ты сама представишь ему себя.
3Так вот, нам следовало бы иметь и в жизни неЧТD такое, что имеется, когда дело касается серебра, чтобы я мог ска зать, как говорит пробирщик серебра: «Подавай какую хо-
4чешь драхму, и я распознаю ее». Но вот когда дело касается силлогизмов, то: «Подавай кого хочешь, и я различу тебе
способного сводить силлогизмы к схемам и неспособного»".
Почему? Потому что я умею сводить силлогизмы к схемам. У
меня ес:rъ та способность, какая должна быть у способного
98