ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 799
Скачиваний: 0
признавать тех, кто правильно обращается с силлогизмами. А |
5 |
когда дело касается жизни, что я делаю? То говорю, что доб |
|
родетельный, то - порочный}. В чем причина этого? В про
тивоположном тому, что при силлогизмах: в невежестве и
неопытности.
4. Против застигнутого однажды в прелюбодеянии
В то время как он говорил, что человек рожден для чест
ности и что ниспровергающий это ниспровергает особен
ность человека, вошел один, из слывущих просвещенными, |
|
|
который однажды в городе был застигнут в прелюбодеянии. |
|
|
А он: Но если, - говорит, - |
отбросив эту честность, для |
2 |
которой мы по природе рождены, мы коварно домогаемся |
|
|
жены соседа, что мы делаем? Да что иное, как не то, что |
|
|
утрачиваем и уничтожаем? Кого? Честного, совестливого, |
|
|
благочестивого. Только ли это? А добрососедство не унич- |
3 |
|
тожаем, а дружбу нет, а город нет? А на какое место мы себя |
|
|
назначаем?1 Как с кем мне обращаться с тобой, человек? Как |
|
|
с соседом, как с другом? Каким это таким? Как с граждани- |
|
|
ном? Что я доверю тебе? Еше если бы ты был утваришкой, |
4 |
|
настолько прогнившей, что тебя нельзя было бы использо- |
|
|
вать ни на что, то тебя выбросили бы вон, в яму для нечистот, |
|
|
и никто бы оттуда тебя не подобрал. А если ты, представляя |
5 |
|
из себя человека, не можешь занять никакого человеческого |
|
|
места, что нам с тобой делать? Ну пусть, занимать место дру- |
|
|
га ты не можешь. Место раба можешь? Да кто станет дове- |
|
|
рять тебе? Так не хочешь ли, чтобы и тебя тоже выбросили |
|
|
куда-нибудь, в яму для нечистот, как негодную утварь, как |
|
|
нечистоты? И ты еще будешь говорить: «Никто не обращает |
6 |
|
внимания на меня, человека просвещенного!»? Да потому что |
|
|
ты дрянной и негодный. Это как если бы осы возмущались |
|
|
тем, что никто не обращает внимания на них, но все избега- |
|
|
ют, и даже кто может ударом сбивает их. У тебя такое жало, |
7 |
|
что, кого ты ужалишь, тому причиняешь беспокойства и бо- |
|
|
ли. Что нам, по-твоему, делать с тобой? Некуда деть тебя. |
|
|
«Что же, разве женщины не общие по природе?»" И я го- |
8 |
|
ворю. Да ведь и поросенок - |
общий для лриглашенных. Но |
|
когда доли распределены, то, если тебе так угодно, явись и |
|
|
схвати долю возлежащего рядом, или тайком своруй, или, |
|
|
придвинув руку, облизывайся, и если не можешь урвать мяса, |
|
|
обмажь пальцы жиром и облизывай их. Прекрасный сокра- |
|
|
товский сотрапезник на пиру!} Ну а театр разве не общий для |
9 |
|
граждан? Так, значит, когда они усядутся, ты явись, если тебе |
|
|
так угодно, и сгони с места кого-нибудь из них. Вот так и |
|
|
женщины по природе общие.. А когда законодатель, как |
10 |
|
4' |
99 |
|
устроитель званого обеда, распределит их, не хочешь ли и ты
тоже искать свою долю, а метишь и облизываешься на чу-
11жую? «Но я просвещенный и понимаю Архедема.J». Стало
быть, понимая Архедема, будь прелюбодеем и бесчестным, и вместо человека - волком или обезьяной. В самом деле, что
тебе мешает?
|
5. Как сосуществует высокий образ мыслей и забота |
1 |
Предметы безразличны, а пользование ими не безразлич- |
2 |
но. Как же сохранить стойкость и невозмутимость и вместе с |
|
тем заботливость и отношение не необдуманное и не не- |
3 |
брежное? Подражая играющим в кости. Камешки безразлич |
|
ны, кости безразличны. Откуда я знаю, что выпадет? А за |
|
ботливо и искусно пользоваться выпавшим - это уже мое |
4 |
делоl • Вот так, стало быть, и в жизни имеющее главное зна |
|
чение дело - это: раздели и разграничь вещи и скажи: «То, |
|
что вне меня, не зависит от меня. Свобода воли зависит от |
5 |
меня. Где мне искать благо и зло? Внутри, в моем». А Bl:e то, |
|
что в чужом, никогда не называй ни благом, ни злом, ни |
б |
пользой, ни вредом, и вообще ничем подобным. Что же, всем |
|
этим следует пользоваться беззаботно? Отнюдь. Это ведь, в |
|
свою очередь, есть зло для свободы воли, и таким образом - |
7против природы. Нет, пользоваться всем этим следует забот ливо, потому что пользование не безразлично, и вместе с тем
стойко и невозмутимо, потому что предмет безразличен.
8Ведь где небезразличное, там никто не может ни помешать
мне, ни принудить меня. Где я подвластен помехам и подвла
стен принуждениям, достижение всего того не зависит от ме
ня и не благо или зло, а пользование - или зло или благо, но
|
зависит от меня. |
|
9 |
Трудно, правда, сочетать и совместить это - заботу ис- |
|
|
пытывающего привязанность к предметам и стойкость не об |
|
|
ращающего внимание на них, но только не невозможно. А |
|
10 |
иначе невозможно стать счастливым. Но это как нечто такое, |
|
|
что мы делаем, когда дело касается плавания2• Что в моей |
|
11 |
возможности? Выбрать кормчего, моряков, день, час. И вот |
|
|
обрушилась буря. Так какое же еще мне дело? Мое ведь ис |
|
|
полнено. Это условие - |
дело другого, кормчего'. Но вот и |
12 |
корабль идет ко дну. Что же я могу сделать? Я делаю только |
|
|
то, что могу: тону без |
страха, без крика, не виня бога, но |
13зная, что рожденное должно и погибнуть. Я ведь не вечность, а человек, частица всей совокупности, как час - дня. Я дол-
14жен настать, как час, и пройти, как час. Так какая же мне раз ница, как я пройду, утонув ли в море или сгорев в лихорадке?
Я ведь должен пройти через что-то такое.
100
Ты увидишь, что это делают и умело играющие в мяч. Ни |
15 |
|||
для кого из них не имеет значения, что представляет собой |
|
|||
мяч, благо или зло, а имеет значение, как бросать и ловить |
|
|||
его. Стало быть, в том слаженность, в том искусство, Провор- |
16 |
|||
ство, непрепирательство, чтобы я, даже не вытягивая склад- |
|
|||
ку, мог поймать его, а другой ловил его, когда брошу я. А |
17 |
|||
если мы со смятением и страхом ловим или бросаем его, ка- |
|
|||
кая уже это игра, где тут быть стойким, где тут следить за |
|
|||
последовательностью в ней? |
Нет, |
.ОДИН |
будет говорить: |
|
«Бросай», другой: «Не бросай», а тот: «Не подбрасывай». |
|
|||
Это, конечно, раздор, а не игра. |
|
|
|
|
Вот потому-то Сократ умел играть в мяч. - Как это? - |
18 |
|||
Играть в суде. «Скажи мне, - |
говорит он, - |
Анит, как это я, |
|
|
утверждаешь ты, не признаю бога? Кто такие божества, по |
|
|||
твоему? Не дети ли они богов или же некие смешанные от |
|
|||
людей и богов?» А когда тот согласился, он: «Так кто же, по- |
19 |
|||
твоему, может считать, что мулы существуют, а ослы |
|
|||
HeT?»~, словно в мяч играя. И что это за мяч там на середине? |
|
|||
Это - жить, быть закованным, быть изгнанным, выпить яд, |
|
|||
лишиться жены, оставить детей сиротами. Вот что было на |
20 |
|||
середине, во что он играл, но тем не менее играл, и играл в |
|
|||
мяч слаженно. Так и у нас забота должна быть искуснейшей |
|
|||
игрой в мяч, а безразличие - |
как насчет мяча. Следует ведь |
21 |
||
непременно с любым предметом внешнего мира обращаться |
|
|||
искусно, но не принимая его, а, каким бы он ни был, показы - |
|
|||
вая искусное обращение с ним. Так и ткач не шерсть выделы- |
|
|||
вает, а, какую ни получит, искусно обращается с ней. Другой |
22 |
|||
дает тебе пищу и имущество, и все это же может отнять, и |
|
|||
само бренное тело. Ты, стало быть, получив предмет, зани- |
|
|||
майся им. И вот если ты выйдешь из этого, ничего не потер- |
23 |
|||
пев, прочие, встречаясь с тобой, будут вместе радоваться то- |
|
|||
му, что ты уцелел, а тот, кто умеет разбираться в таких ве- |
|
|||
щах, если увидит, что ты пристойно вел себя в этом, будет |
|
|||
хвалить и поздравлять, но если увидит, что ты уцелел благо- |
|
|||
даря чему-то неблагопристойному, то - наоборот. Ведь где |
|
|||
разумное основание радоваться, там - |
и вместе радоваться. |
|
||
Каким же образом говорится, что то-то из относящегося к |
24 |
|||
внешнему миру - по природе и не по природе? Это как если |
|
|||
бы мы были обособленными. Ведь ноге быть по природе, |
|
|||
скажу я, это быть чистой, но если ты возьмешь ее как ногу, то |
|
|||
есть как не обособленную, то ей пристанет и в грязь ступать~ |
|
|||
и по терниям пройти, а то и быть отсеченной ради целого, - |
|
|||
иначе это уже не будет нога. Такое примерно мнение следует |
|
|||
принять и относительно нас. Что ты такое? Человек. Если ты |
25 |
|||
рассматриваешь себя как обособленного, то по природе |
|
|||
прожить до старости, быть богатым, быть здоровым. А если |
|
101
ты рассматриваешь себя как человека, то есть частицу некое го целого, то ради этого целого тебе пристало то проболеть,
то отправиться в плавание и подвергнуться опасностям, то
26впасть в нужду, а то и преждевременно умереть. Так что же
ты возмущаешься? Разве ты не знаешь, что иначе как та уже не будет нога, так и ты уже не будешь человек? Ведь что та кое человек? Частица града, прежде всего состоящего из бо гов и людей, а затем - называемого так по ближайшему сходству, который есть некое крохотное подобие вселенского
27града. - Так, значит, пусть сейчас меня судят? - Так, зна
чит, пусть сейчас другой болеет лихорадкой, другой отправ
ляется в плавание, другой умирает, другой будет осужден?
Невозможно ведь, при таком теле, при этом окружающем
|
мире, этих |
совместно живущих, чтобы с тем или иным не |
28 |
случалось чего-нибудь такого. Значит, твое дело - придти и |
|
|
сказать то, |
что следует, изложить все это, как надлежит. И |
29вот, тот говорит: «Я выношу решение, что ты виновен». «Желаю тебе добра! Я свое сделал, а сделал ли и ты свое, смотри сам». Существует ведь какая-то и для него опасность, да не будет тебе неведомо.
6.О безразличии
условное высказывание безразлично. Суждение о нем не безразлично, но - или знание, или ..мнение, или заблуждение.
Вот так же жизнь безразлична, пользование ею не безразлич-
2но. Поэтому никогда, если вам скажут, что безразлично и все это, вы не будьте беззаботными, и если вас призовут к заботе, вы не будьте низкими и не дорожите предметами.
3Хорошо и знать свою подготовленность и свои возможности, для того чтобы в том, в чем ты не подготовлен, ты был спокоен и не досадовал, еслu другие превосходят тебя в том.
4Ведь и ты по праву сочтешь, что сам ты превосходишь их в силлогизмах, и если они будут досадовать на это, скажи им в
5утешение: «Я учился этому, а вы нет». Вот так же и там, где
требуется какая-то опытность, не ищи даваемого этим пре
восходства, но уступай его тем, у кого большая опытность в
|
том, а тебе пусть будет достаточно быть стойким. |
|
||||
6 |
«Пойди и |
почтительно |
приветствуй |
такого-то». - |
||
|
«Как?» - «Не |
униженно». - |
«Но передо |
мной заперли |
||
|
дверы . Через окошко ведь я не научился входить. |
А когда я |
||||
|
нахожу дверь запертой, то мне остается или удалиться или |
|||||
7 |
через окошко |
войти». - |
«Но |
ты и поговори с |
НИМ».- |
|
8 |
«Говорю». - «Как?» - |
«Не униженно». Но ты |
не достиг |
|||
|
успеха'. Да разве твое было это дело? Нет, - |
его. Так что же |
||||
|
ты притязаешь на чужое? Всегда помни, что - |
твое, и что - |
102