Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 799

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

признавать тех, кто правильно обращается с силлогизмами. А

5

когда дело касается жизни, что я делаю? То говорю, что доб­

 

родетельный, то - порочный}. В чем причина этого? В про­

тивоположном тому, что при силлогизмах: в невежестве и

неопытности.

4. Против застигнутого однажды в прелюбодеянии

В то время как он говорил, что человек рожден для чест­

ности и что ниспровергающий это ниспровергает особен­

ность человека, вошел один, из слывущих просвещенными,

 

который однажды в городе был застигнут в прелюбодеянии.

 

А он: Но если, - говорит, -

отбросив эту честность, для

2

которой мы по природе рождены, мы коварно домогаемся

 

жены соседа, что мы делаем? Да что иное, как не то, что

 

утрачиваем и уничтожаем? Кого? Честного, совестливого,

 

благочестивого. Только ли это? А добрососедство не унич-

3

тожаем, а дружбу нет, а город нет? А на какое место мы себя

 

назначаем?1 Как с кем мне обращаться с тобой, человек? Как

 

с соседом, как с другом? Каким это таким? Как с граждани-

 

ном? Что я доверю тебе? Еше если бы ты был утваришкой,

4

настолько прогнившей, что тебя нельзя было бы использо-

 

вать ни на что, то тебя выбросили бы вон, в яму для нечистот,

 

и никто бы оттуда тебя не подобрал. А если ты, представляя

5

из себя человека, не можешь занять никакого человеческого

 

места, что нам с тобой делать? Ну пусть, занимать место дру-

 

га ты не можешь. Место раба можешь? Да кто станет дове-

 

рять тебе? Так не хочешь ли, чтобы и тебя тоже выбросили

 

куда-нибудь, в яму для нечистот, как негодную утварь, как

 

нечистоты? И ты еще будешь говорить: «Никто не обращает

6

внимания на меня, человека просвещенного!»? Да потому что

 

ты дрянной и негодный. Это как если бы осы возмущались

 

тем, что никто не обращает внимания на них, но все избега-

 

ют, и даже кто может ударом сбивает их. У тебя такое жало,

7

что, кого ты ужалишь, тому причиняешь беспокойства и бо-

 

ли. Что нам, по-твоему, делать с тобой? Некуда деть тебя.

 

«Что же, разве женщины не общие по природе?»" И я го-

8

ворю. Да ведь и поросенок -

общий для лриглашенных. Но

 

когда доли распределены, то, если тебе так угодно, явись и

 

схвати долю возлежащего рядом, или тайком своруй, или,

 

придвинув руку, облизывайся, и если не можешь урвать мяса,

 

обмажь пальцы жиром и облизывай их. Прекрасный сокра-

 

товский сотрапезник на пиру!} Ну а театр разве не общий для

9

граждан? Так, значит, когда они усядутся, ты явись, если тебе

 

так угодно, и сгони с места кого-нибудь из них. Вот так и

 

женщины по природе общие.. А когда законодатель, как

10

4'

99

 


устроитель званого обеда, распределит их, не хочешь ли и ты

тоже искать свою долю, а метишь и облизываешься на чу-

11жую? «Но я просвещенный и понимаю Архедема.J». Стало

быть, понимая Архедема, будь прелюбодеем и бесчестным, и вместо человека - волком или обезьяной. В самом деле, что

тебе мешает?

 

5. Как сосуществует высокий образ мыслей и забота

1

Предметы безразличны, а пользование ими не безразлич-

2

но. Как же сохранить стойкость и невозмутимость и вместе с

 

тем заботливость и отношение не необдуманное и не не-

3

брежное? Подражая играющим в кости. Камешки безразлич­

 

ны, кости безразличны. Откуда я знаю, что выпадет? А за­

 

ботливо и искусно пользоваться выпавшим - это уже мое

4

делоl • Вот так, стало быть, и в жизни имеющее главное зна­

 

чение дело - это: раздели и разграничь вещи и скажи: «То,

 

что вне меня, не зависит от меня. Свобода воли зависит от

5

меня. Где мне искать благо и зло? Внутри, в моем». А Bl:e то,

 

что в чужом, никогда не называй ни благом, ни злом, ни

б

пользой, ни вредом, и вообще ничем подобным. Что же, всем

 

этим следует пользоваться беззаботно? Отнюдь. Это ведь, в

 

свою очередь, есть зло для свободы воли, и таким образом -

7против природы. Нет, пользоваться всем этим следует забот­ ливо, потому что пользование не безразлично, и вместе с тем

стойко и невозмутимо, потому что предмет безразличен.

8Ведь где небезразличное, там никто не может ни помешать

мне, ни принудить меня. Где я подвластен помехам и подвла­

стен принуждениям, достижение всего того не зависит от ме­

ня и не благо или зло, а пользование - или зло или благо, но

 

зависит от меня.

 

9

Трудно, правда, сочетать и совместить это - заботу ис-

 

пытывающего привязанность к предметам и стойкость не об­

 

ращающего внимание на них, но только не невозможно. А

10

иначе невозможно стать счастливым. Но это как нечто такое,

 

что мы делаем, когда дело касается плавания2• Что в моей

11

возможности? Выбрать кормчего, моряков, день, час. И вот

 

обрушилась буря. Так какое же еще мне дело? Мое ведь ис­

 

полнено. Это условие -

дело другого, кормчего'. Но вот и

12

корабль идет ко дну. Что же я могу сделать? Я делаю только

 

то, что могу: тону без

страха, без крика, не виня бога, но

13зная, что рожденное должно и погибнуть. Я ведь не вечность, а человек, частица всей совокупности, как час - дня. Я дол-

14жен настать, как час, и пройти, как час. Так какая же мне раз­ ница, как я пройду, утонув ли в море или сгорев в лихорадке?

Я ведь должен пройти через что-то такое.

100



Ты увидишь, что это делают и умело играющие в мяч. Ни

15

для кого из них не имеет значения, что представляет собой

 

мяч, благо или зло, а имеет значение, как бросать и ловить

 

его. Стало быть, в том слаженность, в том искусство, Провор-

16

ство, непрепирательство, чтобы я, даже не вытягивая склад-

 

ку, мог поймать его, а другой ловил его, когда брошу я. А

17

если мы со смятением и страхом ловим или бросаем его, ка-

 

кая уже это игра, где тут быть стойким, где тут следить за

 

последовательностью в ней?

Нет,

.ОДИН

будет говорить:

 

«Бросай», другой: «Не бросай», а тот: «Не подбрасывай».

 

Это, конечно, раздор, а не игра.

 

 

 

Вот потому-то Сократ умел играть в мяч. - Как это? -

18

Играть в суде. «Скажи мне, -

говорит он, -

Анит, как это я,

 

утверждаешь ты, не признаю бога? Кто такие божества, по­

 

твоему? Не дети ли они богов или же некие смешанные от

 

людей и богов?» А когда тот согласился, он: «Так кто же, по-

19

твоему, может считать, что мулы существуют, а ослы­

 

HeT?»~, словно в мяч играя. И что это за мяч там на середине?

 

Это - жить, быть закованным, быть изгнанным, выпить яд,

 

лишиться жены, оставить детей сиротами. Вот что было на

20

середине, во что он играл, но тем не менее играл, и играл в

 

мяч слаженно. Так и у нас забота должна быть искуснейшей

 

игрой в мяч, а безразличие -

как насчет мяча. Следует ведь

21

непременно с любым предметом внешнего мира обращаться

 

искусно, но не принимая его, а, каким бы он ни был, показы -

 

вая искусное обращение с ним. Так и ткач не шерсть выделы-

 

вает, а, какую ни получит, искусно обращается с ней. Другой

22

дает тебе пищу и имущество, и все это же может отнять, и

 

само бренное тело. Ты, стало быть, получив предмет, зани-

 

майся им. И вот если ты выйдешь из этого, ничего не потер-

23

пев, прочие, встречаясь с тобой, будут вместе радоваться то-

 

му, что ты уцелел, а тот, кто умеет разбираться в таких ве-

 

щах, если увидит, что ты пристойно вел себя в этом, будет

 

хвалить и поздравлять, но если увидит, что ты уцелел благо-

 

даря чему-то неблагопристойному, то - наоборот. Ведь где

 

разумное основание радоваться, там -

и вместе радоваться.

 

Каким же образом говорится, что то-то из относящегося к

24

внешнему миру - по природе и не по природе? Это как если

 

бы мы были обособленными. Ведь ноге быть по природе,

 

скажу я, это быть чистой, но если ты возьмешь ее как ногу, то

 

есть как не обособленную, то ей пристанет и в грязь ступать~

 

и по терниям пройти, а то и быть отсеченной ради целого, -

 

иначе это уже не будет нога. Такое примерно мнение следует

 

принять и относительно нас. Что ты такое? Человек. Если ты

25

рассматриваешь себя как обособленного, то по природе­

 

прожить до старости, быть богатым, быть здоровым. А если

 

101


ты рассматриваешь себя как человека, то есть частицу некое­ го целого, то ради этого целого тебе пристало то проболеть,

то отправиться в плавание и подвергнуться опасностям, то

26впасть в нужду, а то и преждевременно умереть. Так что же

ты возмущаешься? Разве ты не знаешь, что иначе как та уже не будет нога, так и ты уже не будешь человек? Ведь что та­ кое человек? Частица града, прежде всего состоящего из бо­ гов и людей, а затем - называемого так по ближайшему сходству, который есть некое крохотное подобие вселенского

27града. - Так, значит, пусть сейчас меня судят? - Так, зна­

чит, пусть сейчас другой болеет лихорадкой, другой отправ­

ляется в плавание, другой умирает, другой будет осужден?

Невозможно ведь, при таком теле, при этом окружающем

 

мире, этих

совместно живущих, чтобы с тем или иным не

28

случалось чего-нибудь такого. Значит, твое дело - придти и

 

сказать то,

что следует, изложить все это, как надлежит. И

29вот, тот говорит: «Я выношу решение, что ты виновен».­ «Желаю тебе добра! Я свое сделал, а сделал ли и ты свое, смотри сам». Существует ведь какая-то и для него опасность, да не будет тебе неведомо.

6.О безразличии

условное высказывание безразлично. Суждение о нем не безразлично, но - или знание, или ..мнение, или заблуждение.

Вот так же жизнь безразлична, пользование ею не безразлич-

2но. Поэтому никогда, если вам скажут, что безразлично и все это, вы не будьте беззаботными, и если вас призовут к заботе, вы не будьте низкими и не дорожите предметами.

3Хорошо и знать свою подготовленность и свои возможности, для того чтобы в том, в чем ты не подготовлен, ты был спокоен и не досадовал, еслu другие превосходят тебя в том.

4Ведь и ты по праву сочтешь, что сам ты превосходишь их в силлогизмах, и если они будут досадовать на это, скажи им в

5утешение: «Я учился этому, а вы нет». Вот так же и там, где

требуется какая-то опытность, не ищи даваемого этим пре­

восходства, но уступай его тем, у кого большая опытность в

 

том, а тебе пусть будет достаточно быть стойким.

 

6

«Пойди и

почтительно

приветствуй

такого-то». -

 

«Как?» - «Не

униженно». -

«Но передо

мной заперли

 

дверы . Через окошко ведь я не научился входить.

А когда я

 

нахожу дверь запертой, то мне остается или удалиться или

7

через окошко

войти». -

«Но

ты и поговори с

НИМ».-

8

«Говорю». - «Как?» -

«Не униженно». Но ты

не достиг

 

успеха'. Да разве твое было это дело? Нет, -

его. Так что же

 

ты притязаешь на чужое? Всегда помни, что -

твое, и что -

102