Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 820

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Откуда ты знаешь, не выбросит ли тебя, как разбитую плош­ ку, когда ты станешь уже непригодной утваришкой? «Но она

моя жена, и мы столько времени живем вместе». А сколько

времени Эрифила прожила с АмфиараемI3 и была матерью

детей, притом многих? Но между ними оказалось ожерелье.

33А что такое ожерелье? Мнение о таких вещах. Именно оно вызывало звериность, именно оно разрушало дружбу, не по­

34ЗВО"lЯЛО жене быть супругой, матери матерью. И кого из вас

занимает то, чтобы или самому быть кому-то другом или ко­ го-то обрести себе другом, тот пусть искоренит в себе эти

мнения, пусть возненавидит их, пусть изгонит их из своей

35души. И вот так он будет прежде всего не поносящим самого себя, не противоречащим самому себе, не раскаивающимся,

36не терзающим себя; затем и по отношению к другому: с тем,

кто подобен ему, он будет во всем прост, к тому, кто не по­ добен ему, будет терпим, мягок к нему, кроток, снисходите­ лен, как к неведающему, как к заблуждающемуся в самом

важном; ни к кому не будет суров, хорошо зная сказанное

Платоном, что всякая душа лишается истины не по своей во­

37леl-l. А иначе вы, конечно, будете делать все прочее, что де­

лают друзья, и есть и пить вместе, и жить под одной крышей,

иотправляться в плавание вместе, и даже будете от одних и тех же родителей, - да ведь и змеи так, - но друзьями не

быть ни им, ни вам, до тех пор пока у вас будут эти звериные

имерзостные мнения.

23. О способности говорить

Книгу всякому, пожалуй, приятнее читать и легче, когда

она написана более отчетливыми буквами. Не правда ли, и

речи всякому, пожалуй, легче слушать, когда они выражены

приличествующим и вместе с тем великолепным языком?

2 Значит, не следует говорить, будто нет никакой способности

к выразительности. Ведь это может говорить человек нече­ стивый и вместе с тем малодушный. Нечестивый, потому что он не ценит милостей от бога, - это как если бы он отвергал полезность способности видеть или способности слышать

3или самой способности произносить слова. Так разве напрас­

но дал тебе бог глаза, напрасно внедрил в них жизненный духl , настолько сильный и искусный, что, достигая далеко, он

воспринимает отпечатки всего видимого? И какой вестник

4так быстр и усерден? А разве напрасно он и промежуточный воздух создал таким действенным и обладающим силой на­

пряжения, что зрение как-то <...>2 проходит по нему? А разве

напрасно создал он свет, без чего все то было бы бесполез­

ным?

144


Человек, не будь неблагодарным за это, да и не будь не-

5

помнящим о лучшем, чем это. За зрение и слух и, клянусь

 

Зевсом, за самое жизнь и все содействующее ей, за сухие

 

плоды, за вино, за оливковое масло будь благодарен богу.

 

Однако помни, что он дал тебе нечто другое, лучше всего

6

этого, то, чему предназначено пользоваться всем этим, одоб-

 

рять, определять ценность того или иного. В самом деле, что

7

именно заявляет о каждой из этих способностей, какова ее

 

ценность?' Разве каждая способность сама? Разве слышал ты

 

когда-нибудь от способности видеть, чтобы она говорила

 

что-то о самой себе, или от способности слышать? Или от

 

пшеницы? Или от ячменя? Или от лошади? Или от собаки?4

 

Нет, как прислужницы и рабыни, они назначены служить

 

способности пользоваться представлениями. И если ты ста-

8

нешь спрашивать, какова ценность того или иного, кого ты

 

спрашиваешь? Кто тебе отвечает? Так как же может какая бы

 

то ни было иная способность быть лучше этой, которая и

 

всеми остальными пользуется как прислужницами, и сама

 

одобряет то или иное и заявляет? В самом деле, какая из тех

9

знает, какова эта способность и какова ее ценность? Какая из

 

тех знает, когда следует пользоваться этой и когда не следу-

 

ет? Какая именно способность открывает и закрывает глаза,

 

отворачивает их от того, от чего следует отворачивать, а на

 

другое направляет? Способность видеть? Нет, способность

 

свободы воли. Какая именно способность запирает и отпи-

10

рает уши? Какая это способность, благодаря которой мы про­

 

являем любопытство и любознательность или, напротив, рав­

 

нодушие к тому, что говорится? Способность слышать? Не

 

иная, как способность свободы воли. И вот сама видя, что все

11

остальные способности, среди которых она находится, слепы

 

и глухонемы и что им недоступно больше ничего, кроме са-

 

мих тех дел, для выполнения которых они назначены слу­

 

жить ей, а что она одна обладает зоркостью и постигает сво-

 

им взором как все остальные, какова ценность каждой, так и

 

самое себя, - может ли она заявлять нам, что самое лучшее

 

есть что-то иное, чем она сама? И что иное делает глаз, когда

12

он открыт, кроме того, что смотрит? А следует ли взглянуть

 

на чью-то жену, и как, - какая способность говорит? Способ-

 

ность свободы воли. А следует ли поверить сказанному или не

13

поверить и, поверив, каким-то образом отзываться на это' или

 

нет, - какая способность говорит? Разве не способность сво-

 

боды воли? А сама способность к слогу и к украшению языка,

14

если только это какая-то особая способность, что иное делает,

 

когда зайдет речь о чем-то, кроме того, что украшает и скла-

 

дывает словечки, как прихорашиватели укладывают кудри? А

15

лучше ли сказать или промолчать, и так ли лучше или этак, и

145


подходит ли это или не подходит, и о своевременности того

или иного и надобности, какая иная способность говорит, как

не способность свободы воли? Так ты хочешь, чтобы она

вы­

ступила и вынесла решение

против себя?

 

 

16

«Что же", -

говорит, - если это так, то и служащее мо-

жет быть лучше того, кому

оно служит: конь - всадника,

или

собака -

охотника,

или

инструмент -

кифариста,

или

. служители -

царя». Что

пользуется всем

остальным?

Сво-

17· бода воли. Что заботится обо всем? Свобода воли. Что унич­

тожает человека целиком то голодом, то петлей, то прыжком

18с кручи? Свобода воли. Тогда что сильнее этого у людей? И как это возможно, чтобы что бы то ни было испытывающее

19помехи было сильнее того, что неподвластно помехам? Что по своей природе рождено препятствовать способности ви­

деть? И свобода воли и все независящее от свободы воли7

Способности слышать - все то же самое, способности к сло­ гу - точно так же. А свободе воли что по своей природе рождено препятствовать? Независящее от свободы воли­

ничто, только сама она себе, когда она превратна. Поэтому

пороком она одна становится, добродетелью - она одна.

20 И вот пусть эта способность, такая великая и поставлен-

ная над всем остальным, выступит и говорит нам, что самое

лучшее из всего существующего - плоть! И если бы сама

плоть стала говорить, что самое лучшее - она сама, едва ли

21кто-нибудь стерпел бы это. А в действительности что есть,

Эпикур, то, что заявляет это? То, что сочинило «О цели жиз­

ни», «О природе», «Канон»?8 То, что отпустило у тебя боро­ ду?9 То, что писало при смерти: «В этот мой последний и вместе с тем блаженный день»?lО Плоть или свобода воли?

22 Так ты еще признаешь у себя что-то лучше этого, - и ты не

сумасшедший?! Ты вправду так слеп и глух?

23 Что же, не ценит ли кто остальные способности? Ни в коем случае! Говорит ли кто, будто нет никакой пользы или

продвижения <BHe>ll способности свободы воли? Ни в коем случае! Это нелепо, нечестиво, неблагодарно по отношению

24к богу. Но всему определяют свою ценность. Есть ведь и от осла какая-то польза, но не такая, как от быка. Есть и от со­

баки, но не такая, как'от раба. Есть и от раба, но не такая, как

от граждан. Есть и от них, но не такая, как от находящихся у

25власти. Однако, из-за того, что одно лучше, нельзя не ценить и ту пользу, которую приносит другое. Есть какая-то цен­

ность и у способности к слогу, но не такая, как у способности

26свободы воли. Так вот, когда я говорю это, пусть никто не думает, что я требую от вас пренебрежения к слогу. Не тре­

бую ведь я пренебрежения ни к глазам, ни к ушам, ни к ру-

27кам, ни к ногам, ни к одежде, ни к обуви. Но если ты меня

146


спросишь: «Что же самое лучшее из всего существую­

 

щего?», - что мне назвать? Способность к слогу? Не могу. Я

 

назову способность свободы воли, когда она стала правиль-

 

ной. Ведь именно это есть то, что и той способностью поль-

28

зуется, и всеми остальными способностями, и незначитель­

 

ными и важными. Когда это преуспеет в правильности, че­

 

ловек становится добродетельным, когда не преуспеет, чело-

 

век становится порочным. В зависимости от этого мы не-

29

счастны, счастливы, жалуемся друг на друга, довольны, сло-

 

вом, это, преданное забвению, приводит к злосчастью, а

 

встретившее заботу - приводит к счастью.

 

А отвергать способность к слогу и говорить, что не су-

30

ществует никакой такой способности, поистине может не

 

только неблагодарный по отношению к давшим ее, но и мало-

 

душный. Ведь такой человек, по-моему, боится, как бы, если

31

действительно существует какая-то способность в этом во-

 

просе, мы оказались не в состоянии пренебречь ею. Таковы и

32

говорящие, что нет никакой разницы между красотой и безоб­

 

разием. Ну разве одинаковое впечатление производил вид

 

Терсита и вид Ахилла? Разве одинаковое - вид Елены и вид

 

какой попало женщины? Это тоже глупо и дико, и говорить

33

это могут не знающие природу каждого явления, но боя­

 

щиеся, как бы, если осознать это различие, не оказаться тотчас

 

схваченными и побежденными. Но важно вот что: оставить

34

каждому явлению соответствующую имеющуюся для этого

 

способность и, оставив, рассмотреть ценность данной способ­

 

ности, постичь самое лучшее из всего существующего, во всем

 

придерживаться его, быть серьезно занятым им, считая все

 

остальное побочным по отношению к нему, однако не прене-

 

брегая и всем тем по возможности. Ведь и о глазах следует за-

35

ботиться, но не как о самом лучшем, а и о них - ради самого

 

лучшего, потому что оно не будет иначе в состоянии соответ­

 

ствия с природой, если не будет правильно рассчитывать по­

 

средством их и предпочитать то-то одно тому-то другому.

 

Что же получается? Это как если бы кто-то, возвращаясь

36

в свое отечество и встретив на своем пути красивую гости-

 

ницу, понравившуюся ему, остался в этой гостинице. Чело-

37

век, ты забыл о своей цели: твой путь лежит не к гостинице, а

 

через нее. «Но она прекрасню). А сколько других прекрасных

 

гостиниц, а сколько лугов! Но

все это ~ просто встре-

 

чающееся на пути. А цель твоя -

вот эта: вернуться в отече-

38

ство, избавить домашних от опасений, самому делать то, что

 

положено гражданину, жениться, рождать детей, занимать

 

установленные должности. Ты ведь явился не для того, чтобы

39

выбрать места на наш взгляд попрекраснее, но для того, чтобы пребывать среди тех, среди которых ты родился и в числе

147


которых назначен гражданином. Нечто такое получается и

40здесь. Поскольку придти к совершенству, очистить свою сво­

боду воли, сделать правильной способность пользоваться представлениями необходимо через рассуждение и такое вот преподавание, а преподавание правил неизбежно должно вес­ тись и через определенное слово и с каким-то разнообразием

41 и тонкостью выраженийl 2, то некоторые, пленяясь именно

 

этим, тут и остаются, один пленяясь

словом, другой -

сил­

 

логизмами, этот - изменяющимися

рассуждениями, тот­

 

другой какой-нибудь такой гостиницей, и оставшись

там,

42

гниют, как у Сирен. Человек, твоей целью было сделать себя

умеющим пользоваться возникающими представлениями в

соответствии с природой, в стремлении не терпящим неус­

пеха, в избегании не терпящим неудачи, никогда не бы­ вающим несчастным, никогда не бывающим злополучным, свободным, неподвластным помехам, неподвластным при­ нуждениям, сообразующимся с управлением 3евса, пови­

нующимся этому управлению, довольным этим управлением,

не жалующимся ни на кого, не винящим никого, могущим

произнести эти стихи от всей души:

Веди ж меня о, Зеве, и ты, Судьба мояl '

43 И вот, имея такую цель, ты, оттого что тебе понравилось сло­

вечко, понравились правила какие-то, тут остаешься и пред­

почитаешь поселиться, забыв о своих делах дома, и гово­

ришь: «Все это прекрасно!»? Да кто говорит, что все это не

прекрасно? Но - как встречающееся на пути, как гостиницы.

44В самом деле, что мешает владеющему слогом, как Демо­ сфен, быть несчастным? А что мешает сводящему силлогиз­ мы к схемам, как Хрисипп, быть жалким, сокрушаться, зави-

45довать, словом, быть в смятении, быть в злосчастии? Так ты

видишь, что все это, оказывается, гостиницы, ничего не

46стоящие, а цель, оказывается, другая. Когда я говорю это не­

которым, они думают, что я отвергаю заботу относительно

умения говорить или заботу относительно правил. А я не ее

отвергаю, но всецелое увлечение этими вещами и возлагание

47здесь своих надежд. Если внушающий такие взгляды причи­

няет вред слушателям, то и меня считайте одним из причи­ няющих вред. А я не могу, видя самым лучшим и самым

главным одно, называть им другое, чтобы угодить вам.

24. С ОДНИМ ИЗ неуважаемых ИМ

Как-то один сказал ему: Я часто, желая послушать тебя,

приходил к тебе, и ты никогда не отвечал мне. И вот сейчас,

2 если можно, я прошу тебя сказать мне что-нибудь. - Счита-

148