ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 820
Скачиваний: 0
Откуда ты знаешь, не выбросит ли тебя, как разбитую плош ку, когда ты станешь уже непригодной утваришкой? «Но она
моя жена, и мы столько времени живем вместе». А сколько
времени Эрифила прожила с АмфиараемI3 и была матерью
детей, притом многих? Но между ними оказалось ожерелье.
33А что такое ожерелье? Мнение о таких вещах. Именно оно вызывало звериность, именно оно разрушало дружбу, не по
34ЗВО"lЯЛО жене быть супругой, матери матерью. И кого из вас
занимает то, чтобы или самому быть кому-то другом или ко го-то обрести себе другом, тот пусть искоренит в себе эти
мнения, пусть возненавидит их, пусть изгонит их из своей
35души. И вот так он будет прежде всего не поносящим самого себя, не противоречащим самому себе, не раскаивающимся,
36не терзающим себя; затем и по отношению к другому: с тем,
кто подобен ему, он будет во всем прост, к тому, кто не по добен ему, будет терпим, мягок к нему, кроток, снисходите лен, как к неведающему, как к заблуждающемуся в самом
важном; ни к кому не будет суров, хорошо зная сказанное
Платоном, что всякая душа лишается истины не по своей во
37леl-l. А иначе вы, конечно, будете делать все прочее, что де
лают друзья, и есть и пить вместе, и жить под одной крышей,
иотправляться в плавание вместе, и даже будете от одних и тех же родителей, - да ведь и змеи так, - но друзьями не
быть ни им, ни вам, до тех пор пока у вас будут эти звериные
имерзостные мнения.
23. О способности говорить
Книгу всякому, пожалуй, приятнее читать и легче, когда
она написана более отчетливыми буквами. Не правда ли, и
речи всякому, пожалуй, легче слушать, когда они выражены
приличествующим и вместе с тем великолепным языком?
2 Значит, не следует говорить, будто нет никакой способности
к выразительности. Ведь это может говорить человек нече стивый и вместе с тем малодушный. Нечестивый, потому что он не ценит милостей от бога, - это как если бы он отвергал полезность способности видеть или способности слышать
3или самой способности произносить слова. Так разве напрас
но дал тебе бог глаза, напрасно внедрил в них жизненный духl , настолько сильный и искусный, что, достигая далеко, он
воспринимает отпечатки всего видимого? И какой вестник
4так быстр и усерден? А разве напрасно он и промежуточный воздух создал таким действенным и обладающим силой на
пряжения, что зрение как-то <...>2 проходит по нему? А разве
напрасно создал он свет, без чего все то было бы бесполез
ным?
144
Человек, не будь неблагодарным за это, да и не будь не- |
5 |
помнящим о лучшем, чем это. За зрение и слух и, клянусь |
|
Зевсом, за самое жизнь и все содействующее ей, за сухие |
|
плоды, за вино, за оливковое масло будь благодарен богу. |
|
Однако помни, что он дал тебе нечто другое, лучше всего |
6 |
этого, то, чему предназначено пользоваться всем этим, одоб- |
|
рять, определять ценность того или иного. В самом деле, что |
7 |
именно заявляет о каждой из этих способностей, какова ее |
|
ценность?' Разве каждая способность сама? Разве слышал ты |
|
когда-нибудь от способности видеть, чтобы она говорила |
|
что-то о самой себе, или от способности слышать? Или от |
|
пшеницы? Или от ячменя? Или от лошади? Или от собаки?4 |
|
Нет, как прислужницы и рабыни, они назначены служить |
|
способности пользоваться представлениями. И если ты ста- |
8 |
нешь спрашивать, какова ценность того или иного, кого ты |
|
спрашиваешь? Кто тебе отвечает? Так как же может какая бы |
|
то ни было иная способность быть лучше этой, которая и |
|
всеми остальными пользуется как прислужницами, и сама |
|
одобряет то или иное и заявляет? В самом деле, какая из тех |
9 |
знает, какова эта способность и какова ее ценность? Какая из |
|
тех знает, когда следует пользоваться этой и когда не следу- |
|
ет? Какая именно способность открывает и закрывает глаза, |
|
отворачивает их от того, от чего следует отворачивать, а на |
|
другое направляет? Способность видеть? Нет, способность |
|
свободы воли. Какая именно способность запирает и отпи- |
10 |
рает уши? Какая это способность, благодаря которой мы про |
|
являем любопытство и любознательность или, напротив, рав |
|
нодушие к тому, что говорится? Способность слышать? Не |
|
иная, как способность свободы воли. И вот сама видя, что все |
11 |
остальные способности, среди которых она находится, слепы |
|
и глухонемы и что им недоступно больше ничего, кроме са- |
|
мих тех дел, для выполнения которых они назначены слу |
|
жить ей, а что она одна обладает зоркостью и постигает сво- |
|
им взором как все остальные, какова ценность каждой, так и |
|
самое себя, - может ли она заявлять нам, что самое лучшее |
|
есть что-то иное, чем она сама? И что иное делает глаз, когда |
12 |
он открыт, кроме того, что смотрит? А следует ли взглянуть |
|
на чью-то жену, и как, - какая способность говорит? Способ- |
|
ность свободы воли. А следует ли поверить сказанному или не |
13 |
поверить и, поверив, каким-то образом отзываться на это' или |
|
нет, - какая способность говорит? Разве не способность сво- |
|
боды воли? А сама способность к слогу и к украшению языка, |
14 |
если только это какая-то особая способность, что иное делает, |
|
когда зайдет речь о чем-то, кроме того, что украшает и скла- |
|
дывает словечки, как прихорашиватели укладывают кудри? А |
15 |
лучше ли сказать или промолчать, и так ли лучше или этак, и
145
подходит ли это или не подходит, и о своевременности того
или иного и надобности, какая иная способность говорит, как
не способность свободы воли? Так ты хочешь, чтобы она |
вы |
|||||
ступила и вынесла решение |
против себя? |
|
|
|||
16 |
«Что же", - |
говорит, - если это так, то и служащее мо- |
||||
жет быть лучше того, кому |
оно служит: конь - всадника, |
|||||
или |
собака - |
охотника, |
или |
инструмент - |
кифариста, |
или |
. служители - |
царя». Что |
пользуется всем |
остальным? |
Сво- |
17· бода воли. Что заботится обо всем? Свобода воли. Что унич
тожает человека целиком то голодом, то петлей, то прыжком
18с кручи? Свобода воли. Тогда что сильнее этого у людей? И как это возможно, чтобы что бы то ни было испытывающее
19помехи было сильнее того, что неподвластно помехам? Что по своей природе рождено препятствовать способности ви
деть? И свобода воли и все независящее от свободы воли7•
Способности слышать - все то же самое, способности к сло гу - точно так же. А свободе воли что по своей природе рождено препятствовать? Независящее от свободы воли
ничто, только сама она себе, когда она превратна. Поэтому
пороком она одна становится, добродетелью - она одна.
20 И вот пусть эта способность, такая великая и поставлен-
ная над всем остальным, выступит и говорит нам, что самое
лучшее из всего существующего - плоть! И если бы сама
плоть стала говорить, что самое лучшее - она сама, едва ли
21кто-нибудь стерпел бы это. А в действительности что есть,
Эпикур, то, что заявляет это? То, что сочинило «О цели жиз
ни», «О природе», «Канон»?8 То, что отпустило у тебя боро ду?9 То, что писало при смерти: «В этот мой последний и вместе с тем блаженный день»?lО Плоть или свобода воли?
22 Так ты еще признаешь у себя что-то лучше этого, - и ты не
сумасшедший?! Ты вправду так слеп и глух?
23 Что же, не ценит ли кто остальные способности? Ни в коем случае! Говорит ли кто, будто нет никакой пользы или
продвижения <BHe>ll способности свободы воли? Ни в коем случае! Это нелепо, нечестиво, неблагодарно по отношению
24к богу. Но всему определяют свою ценность. Есть ведь и от осла какая-то польза, но не такая, как от быка. Есть и от со
баки, но не такая, как'от раба. Есть и от раба, но не такая, как
от граждан. Есть и от них, но не такая, как от находящихся у
25власти. Однако, из-за того, что одно лучше, нельзя не ценить и ту пользу, которую приносит другое. Есть какая-то цен
ность и у способности к слогу, но не такая, как у способности
26свободы воли. Так вот, когда я говорю это, пусть никто не думает, что я требую от вас пренебрежения к слогу. Не тре
бую ведь я пренебрежения ни к глазам, ни к ушам, ни к ру-
27кам, ни к ногам, ни к одежде, ни к обуви. Но если ты меня
146
спросишь: «Что же самое лучшее из всего существую |
|
|
щего?», - что мне назвать? Способность к слогу? Не могу. Я |
|
|
назову способность свободы воли, когда она стала правиль- |
|
|
ной. Ведь именно это есть то, что и той способностью поль- |
28 |
|
зуется, и всеми остальными способностями, и незначитель |
|
|
ными и важными. Когда это преуспеет в правильности, че |
|
|
ловек становится добродетельным, когда не преуспеет, чело- |
|
|
век становится порочным. В зависимости от этого мы не- |
29 |
|
счастны, счастливы, жалуемся друг на друга, довольны, сло- |
|
|
вом, это, преданное забвению, приводит к злосчастью, а |
|
|
встретившее заботу - приводит к счастью. |
|
|
А отвергать способность к слогу и говорить, что не су- |
30 |
|
ществует никакой такой способности, поистине может не |
|
|
только неблагодарный по отношению к давшим ее, но и мало- |
|
|
душный. Ведь такой человек, по-моему, боится, как бы, если |
31 |
|
действительно существует какая-то способность в этом во- |
|
|
просе, мы оказались не в состоянии пренебречь ею. Таковы и |
32 |
|
говорящие, что нет никакой разницы между красотой и безоб |
|
|
разием. Ну разве одинаковое впечатление производил вид |
|
|
Терсита и вид Ахилла? Разве одинаковое - вид Елены и вид |
|
|
какой попало женщины? Это тоже глупо и дико, и говорить |
33 |
|
это могут не знающие природу каждого явления, но боя |
|
|
щиеся, как бы, если осознать это различие, не оказаться тотчас |
|
|
схваченными и побежденными. Но важно вот что: оставить |
34 |
|
каждому явлению соответствующую имеющуюся для этого |
|
|
способность и, оставив, рассмотреть ценность данной способ |
|
|
ности, постичь самое лучшее из всего существующего, во всем |
|
|
придерживаться его, быть серьезно занятым им, считая все |
|
|
остальное побочным по отношению к нему, однако не прене- |
|
|
брегая и всем тем по возможности. Ведь и о глазах следует за- |
35 |
|
ботиться, но не как о самом лучшем, а и о них - ради самого |
|
|
лучшего, потому что оно не будет иначе в состоянии соответ |
|
|
ствия с природой, если не будет правильно рассчитывать по |
|
|
средством их и предпочитать то-то одно тому-то другому. |
|
|
Что же получается? Это как если бы кто-то, возвращаясь |
36 |
|
в свое отечество и встретив на своем пути красивую гости- |
|
|
ницу, понравившуюся ему, остался в этой гостинице. Чело- |
37 |
|
век, ты забыл о своей цели: твой путь лежит не к гостинице, а |
|
|
через нее. «Но она прекрасню). А сколько других прекрасных |
|
|
гостиниц, а сколько лугов! Но |
все это ~ просто встре- |
|
чающееся на пути. А цель твоя - |
вот эта: вернуться в отече- |
38 |
ство, избавить домашних от опасений, самому делать то, что |
|
|
положено гражданину, жениться, рождать детей, занимать |
|
|
установленные должности. Ты ведь явился не для того, чтобы |
39 |
выбрать места на наш взгляд попрекраснее, но для того, чтобы пребывать среди тех, среди которых ты родился и в числе
147
которых назначен гражданином. Нечто такое получается и
40здесь. Поскольку придти к совершенству, очистить свою сво
боду воли, сделать правильной способность пользоваться представлениями необходимо через рассуждение и такое вот преподавание, а преподавание правил неизбежно должно вес тись и через определенное слово и с каким-то разнообразием
41 и тонкостью выраженийl 2, то некоторые, пленяясь именно
|
этим, тут и остаются, один пленяясь |
словом, другой - |
сил |
|
логизмами, этот - изменяющимися |
рассуждениями, тот |
|
|
другой какой-нибудь такой гостиницей, и оставшись |
там, |
|
42 |
гниют, как у Сирен. Человек, твоей целью было сделать себя |
умеющим пользоваться возникающими представлениями в
соответствии с природой, в стремлении не терпящим неус
пеха, в избегании не терпящим неудачи, никогда не бы вающим несчастным, никогда не бывающим злополучным, свободным, неподвластным помехам, неподвластным при нуждениям, сообразующимся с управлением 3евса, пови
нующимся этому управлению, довольным этим управлением,
не жалующимся ни на кого, не винящим никого, могущим
произнести эти стихи от всей души:
Веди ж меня о, Зеве, и ты, Судьба мояl '
43 И вот, имея такую цель, ты, оттого что тебе понравилось сло
вечко, понравились правила какие-то, тут остаешься и пред
почитаешь поселиться, забыв о своих делах дома, и гово
ришь: «Все это прекрасно!»? Да кто говорит, что все это не
прекрасно? Но - как встречающееся на пути, как гостиницы.
44В самом деле, что мешает владеющему слогом, как Демо сфен, быть несчастным? А что мешает сводящему силлогиз мы к схемам, как Хрисипп, быть жалким, сокрушаться, зави-
45довать, словом, быть в смятении, быть в злосчастии? Так ты
видишь, что все это, оказывается, гостиницы, ничего не
46стоящие, а цель, оказывается, другая. Когда я говорю это не
которым, они думают, что я отвергаю заботу относительно
умения говорить или заботу относительно правил. А я не ее
отвергаю, но всецелое увлечение этими вещами и возлагание
47здесь своих надежд. Если внушающий такие взгляды причи
няет вред слушателям, то и меня считайте одним из причи няющих вред. А я не могу, видя самым лучшим и самым
главным одно, называть им другое, чтобы угодить вам.
24. С ОДНИМ ИЗ неуважаемых ИМ
Как-то один сказал ему: Я часто, желая послушать тебя,
приходил к тебе, и ты никогда не отвечал мне. И вот сейчас,
2 если можно, я прошу тебя сказать мне что-нибудь. - Счита-
148