ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 819
Скачиваний: 0
ешь ли ты, - сказал он, - что, как существует искусство
чего-то другого, так существует и искусство говорить, вла
деющий которым будет говорить умело, а не владеющий -- |
.,' |
|||||||
неумело? - |
Считаю. - |
Значит, кто благодаря тому, |
что го |
|||||
ворит, и СШ\I получает пользу и другим в состоянии |
при но- |
|
||||||
сить пользу, тот, очевидно, говорит умело, а кто скорее тер- |
|
|||||||
пит вред и причиняет вред, тот, очевидно, неумелый в этом |
|
|||||||
искусстве, искусстве говорить? Ты, очевидно, найдешь, что |
|
|||||||
одни терпят вред, а другие получают пользу. А слушающие |
4 |
|||||||
все ли получают пользу от того, что они слышат, или ты, |
|
|||||||
очевидно, найдешь, что и среди них одни получают пользу, а |
|
|||||||
другие терпят вред? - |
И среди них, - |
сказал тот. - |
Значит, |
|
||||
и тут, все те, которые слушают умело, получают пользу, а все |
|
|||||||
те, которые слушают неумело, терпят вред? -- Тот соглашал- |
|
|||||||
ся. - Следовательно, существует какая-то умелость как го- |
5 |
|||||||
ворить, так |
и слушать? - |
По-видимому. - А если |
угодно, |
6 |
||||
рассмотри это и вот так. Играть по правилам музыки кто, по- |
|
|||||||
твоему, может? - |
Музыкант. - Ну |
а создать |
как |
должно |
7 |
|||
изваяние кто, по твоему представлению, может? - |
Вая- |
|
||||||
тель. - Чтобы смотреть умело, никакого, по твоему пред |
|
|||||||
ставлению, |
не требуется искусства? - |
Требуется и для это- |
|
|||||
го. - Значит, если и говорить как должно может умелый, ты |
8 |
|||||||
видишь, что и слушать с пользой может умелый? И что ка- |
9 |
|||||||
сается того, чтобы делать все это с совершенством и с поль- |
|
|||||||
зой, то, если угодно, сейчас оставим это в стороне, поскольку |
|
|||||||
нам обоим и далеко до всего такого. А с тем всякий, по- |
1О |
|||||||
моему, согласился бы, что намеревающемуся слушать фило |
|
|||||||
софов требуется некоторая, по крайней мере, определенная |
|
|||||||
опытность в слушании. Не так ли? |
|
|
|
|
||||
Так о чем же мне говорить тебе? Укажи мне. О чем мо- |
11 |
|||||||
жешь ты слушать? О благе и зле? Чьем? Не коня ли?- |
|
|||||||
Нет. - Или быка? - |
Нет. - |
Что же, человека? - |
Да. - Так |
12 |
||||
знаем ли мы, что такое человек, какова его природа, каково |
|
|||||||
это понятие? И отверсты ли у нас для этого сколько-нибудь |
|
|||||||
уши? А есть ли у тебя понятие о том, что такое природа, или |
|
|||||||
можешь ли ты хоть сколько-нибудь последовать тому, что я |
|
|||||||
говорю? А смогу ли я приводить тебе доказательство? Как? |
13 |
|||||||
Разве ты понимаешь само то, что такое доказательство, или |
|
|||||||
как что-то доказывается или посредством чего? Или что по |
|
|||||||
хоже на доказательство, но на самом деле не доказательство? |
|
|||||||
Разве знаешь ты, что истинно или что ложно? Что из чего |
14 |
|||||||
следует, что чему противоречит или не соответствует или с |
|
|||||||
чем не согласуется? А могу ли я подвигнуть тебя к филосо-' |
15 |
фии'? Как покажу я тебе то противоречие большинства людей, вследствие которого они расходятся в мнениях о благе и
зле, полезном и неполезном, если ты не знаешь самого того,
149
что такое противоречие? Так укажи мне, чего я добьюсь, раз-
16говаривая с тобой. Вызови у меня влечение к этому. Как со ответственная трава, оказавшаяся перед овцой, вызывает у овцы влечение съесть ее, а если положишь перед ней камень
или хлеб, то она не пошевелится, так у нас есть какие-то при
родные влечения и к тому, чтобы говорить, когда намере вающийся слушать представляет собой что-то, когда сам он
вызывает интерес. А если он находится рядом, словно камень
или сено, как может он вызвать у человека какое-то стремле-
17 ние? Разве виноградная лоза говорит земледельцу: «Заботься обо мне»? Нет, она, сама собой показывая, что позабо-
18 тившемуся о ней будет выгода самому, манит к заботе. Де
тишки очаровательные и резвые кого не манят поиграть и
поползать с ними, полепетать с ними? А с ослом кому охота
играТh или реветь? Ведь даже если он маленький, все же он
осленок.
19 |
- Что же мне ничего ты не говоришь? - Только то могу |
я тебе сказать, что не знающий, кто он такой, для чего родил |
|
ся, |
в каком это он мироздании, в каком он обществе, в чем |
заключается благо и 'ЗJIО, прекрасное и постыдное, не пони
мающий ни рассуждения, ни доказательства, ни того, что ис тинно или что ложно, ни различить их не умеющий, не будет
ни стремиться в соответствии с природой, ни избегать, ни
влечься, ни намереваться, ни соглашаться, ни отрицать, ни
вmдержив31ЪСЯ от суждения, в общем глухой и слепой будет расхаживать, думая, что он что-то собой представляет, а в
20действительности ничего собой не представляя. Да разве сей
час впервые 'по так? Разве не с тех пор, как существует род
человеческий, все ошибки и несчастья происходят от этого
21незнания? Отчего ссорил~сь друг с другом Агамемнон и Ахилл? Не оттого ли, что не знали, в чем заключается полез ное и неполе'!ное? Не говорит ли один ИЗ них, что вернуть Хрисеиду ее отцу - полезно, а другой говорит, что - непо леЗIIО? Не говорит ли один ИЗ них, что он должен забрать по четный дар другого, а другой говорит, что не должен? Не от
22этого ли они забыли, и кто они такие и для чего явились? По зволь, человек, для чего ты явился? Приобретать возлюблен ных или воевать? «Воевать». С кем? С троянцами или с элли нами? «С троянцами». Так, значит, оставив Гектора, ты об-
23нажаешь меч против своего царя? А ты, милейший, оставив
дела царя,
Коему вверены рати, на ком такие заботыJ,
из-'за девчонки препираешься с самым воинственным из со
юзников, которого следует всячески чтить и сохранять? И ты
окюываешься хуже по сравнению с искусным верховным
150
жрецом2, который всячески заботится о прекрасных едино-
борцах? Видишь, что творит незнание о полезном? «Но и я |
24 |
||||
богат». Так разве богаче Агамемнона? «Но я и красив». Так |
|
||||
разве красивее Ахилла? «Но у меня и кудри прекрасные». А у |
|
||||
Ахилла разве не красивее, к тому же золотистые? И разве он |
|
||||
не расчесывал их искусно, не холил их? «Но я и силен». Так |
25 |
||||
разве можешь ты поднять такой камень, какой могли Гектор |
|
||||
или Аякс? «Но я и благородный». Разве мать твоя богиня, |
|
||||
разве отец твой внук Зевса? Ну а ему3 какая польза от всего |
|
||||
этого, раз он сидит и плачет из-за девчонки? «Но я оратор». |
|
||||
А он разве не был? Разве ты не видишь, каков он с красноре- |
26 |
||||
чивейшими из эллинов Одиссеем и Фениксом, как от его от- |
|
||||
вета у них онемели уста?4 |
|
|
|
||
Только вот это я могу тебе сказать, да и то неохотно. - |
27 |
||||
Почему? - Потому что ты не вызвал во мне интереса. В са- |
28 |
||||
мом деле, на что глядя, могу я заинтересоваться тобой, как |
|
||||
искусные наездники - породистыми конями? На твое брен- |
|
||||
ное тело? Ты его позорно холишь. На одежду? И она у тебя |
|
||||
роскошная. На облик, на взгляд? Не на что. Когда ты хочешь |
29 |
||||
послушать философа, не говори ему: «Ты ничего не гово |
|
||||
ришь мне», но только показывай себя умелым в слушании, и |
|
||||
увидишь, как побудишь говорящего. |
|
|
|
||
|
|
25. Как логика необходима |
|
||
А как-то один из присутствовавших сказал ему: Убеди |
|
||||
меня |
в |
том, что логика полезна. - |
Ты |
хочешь, - сказал |
|
он, - |
чтобы я доказал тебе это? - |
Да. - |
Следовательно, я |
2 |
|
должен обратиться к рассуждению, требующему доказатель |
|
||||
ства? - |
Тот согласился. - Откуда же ты узнаешь, не морочу |
|
|||
ли я тебя софистическими уловками? - Тот человек промол- |
3 |
||||
чал. - |
|
Видишь, - сказал он, - как ты сам соглашаешься с |
|
||
тем, что она необходима, если без нее ты не можешь узнать |
|
||||
самого того, необходима ли она или не необходима. |
|
||||
|
|
26. В чем особенность ошибки |
|
||
Всякая ошибка содержит противоречие. Ведь поскольку |
|
||||
ошибающийся не ошибаться хочет, а поступить правильно, |
|
||||
ясно, что он не делает того, что он хочет. В самом деле, что |
2 |
||||
хочет совершить вор? Полезное ему. Следовательно, неверно |
|
||||
это: если красть ему неполезно, он делает то, что он хочет. А |
3 |
всякая обладающая разумом душа по природе неприязненно относится к противоречию. И до тех пор, пока человек не по
нимает того, что находится в противоречии, ничто не мешает
ему делать противоречивое. А когда он поймет, необходи-
151
мость со всей силой вынуждает его отступить от противоре
чия и избежать его, так же, как и суровая необходимость вы
нуждает отказаться от ложного, когда он осознает, что это
ложно, а до тех пор, пока он не представляет себе· этого, он
признает это как истинное.
4 Следовательно, искусен в рассуждении, а он же и в побуждении и опровержении, тот, кто умеет показать каждому
то противоречие, вследствие которого он ошибается, и ясно
представить ему, как он не делает того, что он хочет, и делает
5то, чего он не хочет. Ведь если показать ему это, он сам по
себе отступит от этого. А до тех пор, пока не покажешь, не удивляйся, если он остается при этом. Он ведь делает это по
6своему представлению о правильности. Поэтому и Сократ,
полагаясь на это умение, говорил: «Я никого другого не при
вык приводить В свидетели того, что я говорю, а мне всегда
достаточно собеседника, и его мнение спрашиваю я, его при
зываю в свидетели, его одного достаточно мне вместо BCeX»I.
7Он ведь знал, чем движима обладаюшая разумом душа: она склонится, как чаша весов, хочешь ты этого или нет. Покажи разумной верховной части души противоречие. и она отсту пит от него. А если ты не покажешь, то вини скорее самого себя, чем не убеждающегося.
КНИГ А 111
1. О придании красоты внешнему виду
Как-то пришел к нему один юноша, обучавшийся оратор
скому искусству, с чрезмерно изысканно уложенными куд
рями и вообще весь разнаряженный. - Скажи мне, - обра
тился он к тому, - не считаешь ли ты, что и собаки некото
рые - прекрасные, и лошади, и так каждое из остальных жи- |
|
||||
вых существ? - |
Считаю, - сказал тот. - |
Значит, |
и люди, |
2 |
|
одни - прекрасные, а другие - |
безобразные? - |
Как же |
|
||
иначе? - Ну а по одному и тому же ли основанию называем |
|
||||
мы прекрасными каждое из этих живых существ среди одно- |
|
||||
го и того же рода! или каждое по особому? Тебе это будет |
|
||||
видно вот так. Поскольку мы видим, что собака по своей |
3 |
||||
природе рождена для одной цели, лошадь для другой, соло- |
|
||||
вей для какой-то иной, то не было бы нелепым заявить вооб- |
|
||||
ще, что каждое существо именно тогда прекрасно, когда оно |
|
||||
обладает самым лучшим соответственно своей природе, а |
|
||||
поскольку природа каждого различна, то по-различному, мне |
|
||||
кажется, прекрасно каждое из них. Не так ли? - Тот согла- |
|
||||
шался. - Не правда ли, именно то, что делает собаку пре- |
4 |
||||
красной, делает лошадь безобразной, а именно то, что делает |
|
||||
лошадь прекрасной, делает собаку безобразной, раз их при- |
|
||||
роды различны? - |
По-видимому. - |
Да и делающее всебор- |
5 |
||
ца, думаю я, прекрасным, это делает борца не хорошим, а |
|
||||
бегуна даже очень смешным, и кто прекрасен для пятиборья, |
|
||||
он же наиболее безобразен для борьбы? - |
Это так, - |
сказал |
|
||
тот. - Так что же делает прекрасным человека? Не то ли |
6 |
||||
именно, что делает прекрасными среди своего рода и собаку |
|
||||
и лошадь? - То, - сказал тот. - Что же делает прекрасной |
|
||||
собаку? Наличие совершенного свойства собаки в ней. А ло |
|
||||
шадь? Наличие совершенного свойства лошади в ней. Ну а |
|
||||
человека? Разве же не наличие совершенного свойства чело- |
|
||||
века в нем? Так вот и ты, если хочешь быть прекрасным, |
7 |
||||
юноша, этого усердно добивайся, человеческого совершен- |
|
||||
ного свойства. - |
А в чем оно заключается? - Смотри, кого |
8 |
153